Участникам предлагается собраться в группы по 5 человек.
Задание: Смотрите друг на друга и попытайтесь представить тот образ человека, который будет сейчас называться. Попытайтесь увидеть этого человека плачущим, растерянным, обиженным, страдающим, когда он хитрит, грубит, дразнится.
Варианты: романтик, продавец на рынке, добрый повар, выпивший, шут, царь (королева).
Вопросы для обсуждения:
• Кого в названных образах было увидеть легко, кого трудно?
• От чего это зависит?
Упражнение «Имитация интонации»
Ведущий вслух произносит строку всем знакомого стихотворения, но делает это с непривычными и неожиданными интонациями. Например, хорошо подходят строки:
«В лесу родилась елочка, в лесу она росла,
Зимой и летом стройная, зеленая была».
Можно прочесть:
64
«У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
ц днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом...»
Ведущий неожиданно меняет интонации внутри стихотворного отрывка и в конце, создавая непривычный мелодический рисунок. Присутствующие должны хором воспроизвести отрывок и все интонации ведущего. Обычно это удается не каждому, поскольку на слуху заученная и простенькая ритмика и мелодика стиха. Все слышат, кто резко «выпадает» из общего хора и выводит привычную звуковую палитру, а кто проявляет гибкость и может повторить задание близко к прозвучавшему оригиналу.
Упражнение «Кто вы ? »
Каждому участнику предлагается написать характеристику невербального поведения одного из студентов группы. Затем характеристики зачитываются без указания адресата. Группа должна определить, кому принадлежит данная характеристика.
Упражнение «Контакт масок»
Все участники рисуют себе маску. Она может быть сколь угодно странной, забавной, мрачной — как кому захочется. После изготовления масок все садятся по кругу. Ведущий становится в центр круга, закрывает глаза и начинает медленное вращение, вытянув руку (указательный палец в виде «стрелки»). Когда он остановится и откроет глаза, «стрелка» укажет на кого-то из собравшихся: с этого человека и начнется обсуждение. Каждый (в любом порядке) должен высказать свое мнение о маске, надетой на обсуждаемого человека:
интересна ли маска и чем, подходит ли она этому человеку (с субъективной точкой зрения того, кто высказывается); какие особенности характера человека отражены в этой маске; какие особенности своего характера человек (по мнению говорящего) хотел бы скрыть с помощью этой маски; какая маска, по мнению говорящего, лучше подошла бы к обсуждаемому человеку (литературного героя, какого-либо ЗВеРя, героя фильмов, исторического лица и т. п.).
65
Ведущий должен следить, чтобы высказались все. После обсуждения маски первого человека, переходят к следующему (например, двигаясь по часовой стрелке) и т. д. Этот этап занятия не должен продолжаться более часа, после чего разговоры на тему масок прекращаются. Затем ведущий говорит: «В повседневном общении мы тоже иногда носим маски, только маски не. из бумаги, а из мускульного грима — особого выражения лица, позы, тона. Сейчас мы посмотрим, что это такое». Участники усаживаются в круг, в центр круга выкладываются (тестом вниз) семь карточек (если участников больше, то дублируются карточки 3—6).
1 — маска безучастности;
2 — маска прохладной вежливости;
3 - маска высокомерной неприступности;
4 - маска агрессивности («попробуй не послушай меня»);
5 - маска послушания или угодливости;
6 - маска деланной доброжелательности или сочувствия;
7 — маска простодушно-чудаковатой веселости.
Все наугад выбирают себе по карточке и читают текст (не вслух). По порядку следования номеров карточек каждый должен продемонстрировать доставшуюся ему «маску»: надо придумать ситуацию, в которой пришлось бы надеть эту маску, и воспроизвести ситуацию. Например, кому досталась маска безучастности, может изобразить сценку: «Он оказался в купе со ссорящейся супружеской парой, по соображениям такта ему приходится делать вид, что он ничего не видит и не слышит». После чего группа оценивает, насколько человек сумел изобразить необходимую маску. Затем переходят к следующей сценке.
Вопросы для обсуждения:
• Какие переживания возникали во время выполнения задания?
• Трудно ли было изображать маски?
• Почему люди надевают маски в ходе общения?
• Что нового вы узнали, выполняя упражнение?
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении' взгляд на себя и на других. — М., 1996. Козлов Н.И Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург,
1998. Столяренко Л.Д Основы психологии. — Ростов н/Д.,1997.
66
УПРАЖНЕНИЯ
Дата: 2019-02-19, просмотров: 235.