...В тот день на уроке литературы в пятом классе учительница вызвала Славу к доске. Задав вопрос, она открыла дневник мальчика и вдруг спросила:
— А где у тебя двойки по русскому языку?
— Какие двойки? - с удивлением спросил Слава. — Ведь вы меня не спрашивали.
— Ах, ты еще споришь с учителем! Садись, ставлю тебе единицу.
Ситуация «Не слушал»
На уроке в шестом классе учитель ведет опрос учащихся по предыдущему материалу. Одному из учеников становится скучно, и он начинает переговариваться с соседом по парте. Учитель замечает это и, обращаясь к нему, просит повторить заданный вопрос. Ученик вопроса не слышал.
— Садись! Двойка.
— За что? — спрашивает ученик.
— За то, что не слушал, - отвечает учитель.
— Но ведь я все знаю, — пытается уверить преподавателя шестиклассник.
Ситуация «Укол»
Вы ведете ребенка в поликлиннику, чтобы сделать прививку. Ребенок боится и плачет. Продумайте ваши действия слова, постройте ваше обращение к ребенку.
Ситуация «Подготовка к уроку»
Ученица на уроке отвечает невпопад. На предыдущем уроке, когда ее спрашивали, она молчала, а сегодня сказала учителю, что готова к занятию, но отвечает слабо, неуверенно. Учитель кричит на нее, называет лентяйкой и бездельницей. Что чувствует девочка? Ваша версия? Постройте монолог, передающий состояние ученицы.
г doicueea Н.М., Никитина Н.Н, Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. — Екатеринбург, 1998.
Михальченко Г.Ф. Диагностика и развитие эмпатии. // Практическая психология: Метод, рекомендации школьн. психологам и студентам. / Под ред. СВ. Кондратьевой. — Гродно. — 1992.
УПРАЖНЕНИЯ НА ОСОЗНАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКСПРЕССИИ
При выполнении этих упражнений фиксируются особенности телодвижений и внутреннее состояние участников. Важно добиться, чтобы каждый из них ощутил особенности своей экспрессии и понял необходимость ее коммуникабельной формы.
Выполняя упражнения, следует добиваться, чтобы участники научились различать оттенки и особенности экспрессии у себя и у партнеров, а также выбирать адекватные и коммуникабельные средства выражения отношений к ситуации.
Упражнение «Геометрическая фигура»
Участникам (всей группе или каждому по очереди) предлагается очертить рукой в пространстве перед собой прямоугольник.
Задание обнаруживает очевидные вариации в проявлениях экспрессии. Один рисует в воздухе небольшую фигурку, едва вращая прямым указательным пальцем, не двигая при этом ни глазами, ни головой. Другой подключает энергию всей руки, его взгляд синхронно отслеживает контуры мнимой фигуры, Движется голова и корпус тела. Третий «рубит» ладонью; словно перед ним некая твердь. А кто-то мягко оперирует кистью РУки, прибегая к среднему или широкому жесту.
Упражнение «Слон»
В круг приглашаются 4—5 участников.
Задание: представьте, что маленькие детки просят маму (или Папу) показать, как ходит слон.
Как и следует ожидать, «слоны» бывают разные: мягко ступающие, осторожные и добрые, медлительные, качающиеся из
62
63
стороны в сторону или тяжелые, неуклюжие, агрессивные. Каждый невольно воспроизводит свойственный ему режим сигнальной экспрессии. Стереотип навязчив, и коль скоро человек обладает жестким вариантом телодвижений, ему трудно вести себя иначе, даже если его просят об этом.
Упражнение можно продолжить, попросив тех же участников показать, как ходит другое животное, например, лиса или кошка. Обладатели мягкой экспрессии легко демонстрируют новый образ, наделяя его характерными чертами. У людей с жесткой экспрессией кошка весьма похожа на слона, и наоборот.
Упражнение «Угощение чаем»
Участники по очереди (4—5 человек) должны представить себе дружескую вечеринку (интимную встречу, деловую беседу) и поднести собравшимся чай. Необходимо взять воображаемые блюдца и чашки, расставить на воображаемом подносе, налить в них воображаемый напиток, а затем с подноса подать каждому чашку на блюдце.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 240.