Взаимодействие обучающегося и преподавателя реализуется с соблюдением взаимного уважения.
Основными принципами процедуры оценивания ответа обучающегося являются: профессионализм, предметность, независимость, объективность, непредвзятость, беспристрастность, доброжелательность.
Зачет или оценка выставляется на основе оценки соответствия ответа установленным критериям. При этом во внимание обязательно принимаются как положительные стороны ответа, так и имеющиеся недочёты (ошибки или неточности).
При оценивании ответов преподавателю следует руководствоваться системой критериев:
1. Содержательное соответствие – соответствие содержания ответа поставленным вопросам.
2. При оценивании ответа учитываются ссылки на научные монографии, учебники и учебные пособия, в том числе опубликованные на иностранных языках, периодические научные издания; упоминание в ответе последних достижений, представленных в современных научных юридических изданиях.
3. Методологическая обоснованность – построение ответа в соответствии с уровнями методологии научного знания (философской, общенаучной, конкретно-научной, методик и техник исследования), умение представить зарубежные научные подходы, теории и результаты исследований в критическом сравнении с достижениями отечественных юридических школ, подходов.
4. Научный анализ – критический научный анализ излагаемых концепций, аргументированный результатами конкретных эмпирических исследований.
5. Научный синтез – рассмотрение теоретических подходов, отдельных концепций и исследований в контексте научного знания в целом, демонстрирование понимания связи между отдельными элементами целостного научного знания, обобщение и систематизация научной информации при решении проблемы.
6. Научное творчество – способность предложить несколько обоснованных вариантов решения практических задач, опираясь на действующие законы и иные нормативно-правые акты; правоприменительную практику и научную доктрину; способность преодоления пробелов в законодательстве; способность применять теоретические и практические положения при анализе и разрешении юридических коллизий; демонстрация творческих научных способностей при изложении собственных научных идей и взглядов; четкая аргументированность собственных выводов при решении профессиональных юридических задач и проблем.
7. Научная этика – уважительное отношение к различным правовым позициям, авторам разных теоретических концепций, результатам их деятельности, избегание дискриминационных оценок и высказываний в адрес ученых и результатов их научной деятельности.
8. Системность – четкое выделение понятий, существенных элементов теорий или концепций, их характеристика, описание связей между ними, между различными отраслями права, представление материала как цельной системы знаний.
9. Логичность – последовательное, непротиворечивое, четко структурированное изложение материала с выделением основополагающих и второстепенных положений; ясность изложения материала.
10. Понятийно-терминологическая обоснованность – использование при изложении материала профессиональных юридических терминов и понятий, раскрытие их полного содержания, соответствующего современному их толкованию, избегание подмены профессиональных понятий житейскими.
11. Профессиональная коммуникативность – способность демонстрировать профессиональное владение приемами вербального и невербального общения, управление собственными эмоциями, проявление индивидуальной и профессиональной культуры.
При оценивании ответов обучающихся важно выделять достоинства ответов при их наличии, их соответствие указанным критериям, а также следующие типы несоответствий в виде неточностей или ошибок (при их наличии):
Неточность:
• При изложении теоретического материала - незначительная погрешность, не искажающая смысла излагаемого материала, отсутствие в ответе ссылок на нормативно-правовую базу, регулирующие те или иные правоотношения.
• При использовании терминологии – неполное представление о содержании понятий, периодическое использование житейских понятий вместо юридической терминологии при правильном изложении теоретического материала и практики правоприменения (эмпирический материал).
• При изложении собственной правовой позиции - слабая аргументированность своей позиции, недостаточное подтверждение собственной позиции нормативно-правовым актам и практики правоприменения.
Ошибка:
• При изложении теоретического материала - грубые искажения смысла излагаемого материала, применение нормативно-правового акта утратившего силу; неправильное толкование содержания излагаемого юридического понятия; отсутствие в тексте или устном ответе описаний одного или более из основных теоретических подходов или ключевых компонентов излагаемой теории.
• При использовании терминологии - неумение оперировать категориальным аппаратом, незнание основных юридических терминов и понятий; использование в ответе терминов и понятий, содержание которых не соответствует их законодательному толкованию;
• При изложении собственной правовой позиции - отсутствие аргументации своей точки зрения, неспособность обосновать новизну, теоретическую или практическую значимость своих представлений, слабость методологических обоснований, неспособность соотнесения собственных теоретических представлений с существующими теориями, концепциями, законами и закономерностями, игнорирование уже выявленных закономерностей.
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
8.1. Основная литература
1. Логика: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. А. Деминой. М.: Проспект, 2013.
2. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Проспект, 2011.
8.2. Дополнительная литература
1. Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И. Упражнения по логике. М.: Проспект, 2007.
2. Войшвилло Е. К., Дегтярев М. Г. Логика. М.: Владос, 2010.
3. Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. Челябинск: Социум, 2010.
4. Ивлев Ю. В. Логика для юристов. М.: Проспект, 2012.
5. Конверский А. Е. Логика традиционная и современная. М.: Идея-Пресс, 2010.
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
1. URL: www.gumfak.ru - учебники и учебные пособия по логике.
2. URL: www.logic.ru - сведения о конференциях.
3. URL: www.smekalka.pb.ru/
4. URL: www.domzadanie.ru/
5. URL: www.nazva.net/ - логические задачи.
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины для студентов очной формы обучения
При изучении логики главными требованиями являются последовательность и систематичность. Никогда не приступайте к новому разделу, не освоив материала предыдущего. В противном случае вместо просто «непонимания» у вас будет «непонимание в квадрате». В самостоятельной работе вашими главными помощниками должны быть конспекты лекций, учебник и сборник задач и упражнений. Для изучения теоретического материала сначала восстановите в памяти лекцию, затем, опираясь на основные вехи, расставленные преподавателем, изучите материал соответствующего раздела учебника и, наконец, закрепите полученные знания с помощью решения задач и выполнения упражнений. Не пользуйтесь Интернетом вместо учебника! Тот, кто недостаточно компетентен, не сможет правильно сориентироваться в мире истинной и ложной или же просто фальшивой информации, которой наполнена «Всемирная Паутина». Интернет может вам помочь в поиске новых интересных логических задач и головоломок, но не более.
Задания по подготовке к практическому занятию по теме «Понятие».
• Студентам надлежит продемонстрировать несколько ситуаций, требующих выражения одного и того же понятия различными словами. Например, каким образом понятие «подозреваемый» может выразить в слове обвинитель, адвокат, судья.
• Придумать неправильные логические характеристики, для того чтобы аудитория могла найти эти ошибки.
• Продемонстрировать на конкретных примерах, в каких случаях можно прибегнуть к сравнению несравнимых понятий.
• Показать, какое значение для юриста имеет умение оперировать равнообъемными понятиями, и правильно употреблять видовые и родовые понятия.
Задания по подготовке к практическому занятию на тему «Логические операции с понятиями».
• Придумать неправильные определения, для того чтобы коллеги по группе смогли потренироваться в поисках допущенных ошибок.
• Найти в учебниках, кодексах и других учебных материалах операции обобщения, ограничения, определения, деления понятий и, может быть, обнаружить ошибки в этих операциях.
Задания по теме «Суждение».
• Показать сложную связь между суждением и предложением на основе создания обстановки «мини судебного разбирательства», когда одно и то же суждение в языковой форме выражают разные стороны судебного состязания.
• Выполнить работу с текстами учебных пособий, кодексов, судебных речей и др., в которых они должны выделить и символически записать сложные и комбинированные сложные суждения.
Задания по теме «Модальность суждений».
• Составление небольшого эссе с указанием на применение различных видов модальности.
• Дать оценку выступления коллег по группе, используя операторы: доказано, опровергнуто, вероятно, возможно, невозможно, необходимо, случайно и др.
• Найти в Конституции РФ, кодексах, судебных речах, публичных выступлениях правообязывающие, правозапрещающие и правопредставляющие нормативные высказывания и правовые нормы.
Задания по теме «Дедуктивные умозаключения».
• Смоделировать ситуации, в которых необходимы рассуждения в форме непосредственных умозаключений.
• Придумать для коллег по группе «вопросы-ловушки».
• Показать на примерах роль и значение каждой из трех фигур категорического силлогизма, выяснить особенности их применения в правовой теории и юридической практике.
• Найти в литературе ошибку «учетверения термина».
• Продемонстрировать, к каким ошибкам в рассуждениях и действиях следователя, обвинителя и др. способно привести некритическое отношение к выводам, построенным в форме чисто условного умозаключения.
• Выяснить, почему отрицающе-утверждающий модус разделительно-категорического умозаключения является продуктивнее утверждающе-отрицающего, продемонстрировать его применение в судебно-следственной практике.
• Найти в литературе применение сокращенных силлогизмов и показать, что эти выводы типичны для мыслительной и речевой деятельности человека.
Задания по теме «Недедуктивные умозаключения».
• Найти в литературе примеры «поспешного обобщения» в популярной индукции.
• Продемонстрировать собственными примерами употребление методов научной индукции в практической юридической деятельности.
• Привести примеры аналогии в правовом процессе, правовой оценке, в процессе расследования, в судебной экспертизе.
Задания по теме «Логические основы аргументации».
• Проанализировать судебные речи известных русских юристов: А. Ф. Кони, П. А.Александрова, Н. П.Карабачевского, А. И.Урусова и др. и найти в них различные формы обоснования и доказательства.
• Продемонстрировать умение находить в текстах известных русских юристов различные формы опровержения и критики.
• Проанализировать судебные речи Ф.Н.Плевако и найти в них софизмы.
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины для студентов заочной формы обучения
В связи с ограниченным количеством аудиторных занятий особое значение приобретает посещение установочной лекции по логике.
Лекции для студентов-заочников имеют свои специфические особенности. Цель этих лекций заключается в том, чтобы помочь студентам- заочникам разобраться в наиболее сложных вопросах логики, раскрыть для них узловые проблемы курса, что приведет к осмыслению курса в целом.
Наиболее эффективным методом чтения лекций для заочников является применение традиционного метода, в совокупности с методами инновационными и методами лекции-диалога.
Установочная лекция - одна из важнейших форм преподавания на заочном отделении, так как она представляет собой введение к курсу, который студенты будут изучать самостоятельно. Главное назначение установочной лекции - помочь студентам осознанно войти в круг вопросов, изучаемых в курсе логики, разъяснить, как правильно организовать самостоятельную работу над курсом. В установочной лекции студенты должны получить от преподавателя верное направление в организации работы над курсом, овладеть тем методическим «ключом», который будет способствовать повышению эффективности их самостоятельной работы.
Структура установочной лекции состоит из двух частей:
• Изложения вводных, наиболее общих, принципиальных положений курса логики.
• Методических рекомендаций по изучению курса в межсессионный период.
Методические рекомендации включают в себя:
• Рекомендацию основной учебной литературы.
• Советы по пользованию учебниками и методической литературой, где обращается внимание студентов на возможность использования электронного учебного материала и лекций преподавателей кафедры, помещенных на сайте МГЮА в Интернете.
• Советы по подготовке к практическому занятию.
• Разъяснение требований, предъявляемых к экзамену, и рекомендации к его подготовке.
• Разъяснение роли и значения еженедельных консультаций преподавателей и др.
Необходимость присутствия, пусть на весьма небольшом количестве лекций и семинаров, объясняется сложностью самостоятельного изучения совершенно нового для вас предмета - логики, с которым подавляющему большинству не приходилось иметь дела ни в школе, ни в других учебных заведениях. В личном общении с преподавателем вы получите более простое и ясное изложение, нежели в учебнике, получите наглядное представление о технике логической записи, использовании логической символики, методах произведения логических операций, а также сможете сразу же задать интересующие вас вопросы.
Самостоятельный контроль, так же как и для студентов дневной формы обучения, заключается в проверке своих знаний и степени овладения навыками логической работы путем выполнения упражнений, приведенных в программе и в рекомендуемой основной литературе, а также тестовых заданий. Итоговый контроль осуществляется в виде зачета. Список вопросов и рекомендуемая литература приведены ниже. Дополнительная литература предназначена для более глубокого и многостороннего рассмотрения изучаемых тем, для тех, кто стремится научиться применять логику в своей научной и практической деятельности.
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем
Для проведения занятий используются информационные технологии:
1. Дидактические материалы: презентационные материалы (слайды); учебные видеозаписи, комплекты схем, плакатов
2. Технические средства обучения: аудио-, видео-, фотоаппаратура, иные демонстрационные средства; проекторы, ноутбуки, персональный компьютер, множительная техника (МФУ);
3. Электронные образовательные ресурсы: учебники; словари; периодические издания.
4. Программное обеспечение и информационно-справочные системы:
а) Редактор MS WORD (или пакет MS Office);
б) Информационно-правовая система «Консультант плюс»
в) Информационно-правовая система «Гарант»
г) Программа для создания презентаций Power Point.
5. Информационная образовательная среда
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной-библиотечной системе (ЭБС) IPRbooks, к электронной информационно-образовательной среде Института.
Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивают возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.
Электронная информационно-образовательная среда организации обеспечивает:
а) доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
б) фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;
в) проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
г) формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
д) взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и/или асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих.
12. Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
1. Аудиторный фонд Волго-Вятского института Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).
2. Библиотека Волго-Вятского института Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).
3. Электронно-библиотечная система IPRbooks.
4. Оборудование для дистанционного проектирования в лекционных залах учебного материала.
5. Компьютерное оборудование и лицензионное программное обеспечение (указать конкретное), включая доступ в Интернет.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 246.