Методические материалы для преподавателей по применению критериев оценивания ответа при проведении собеседования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Взаимодействие обучающегося и преподавателя реализуется с соблюдением взаимного уважения.

Основными принципами процедуры оценивания ответа обучающегося являются: профессионализм, предметность, независимость, объективность, непредвзятость, беспристрастность, доброжелательность.

Зачет или оценка выставляется на основе оценки соответствия ответа установленным критериям. При этом во внимание обязательно принимаются как положительные стороны ответа, так и имеющиеся недочёты (ошибки или неточности).

При оценивании ответов преподавателю следует руководствоваться системой критериев:

1.    Содержательное соответствие – соответствие содержания ответа поставленным вопросам.

2.    При оценивании ответа учитываются ссылки на научные монографии, учебники и учебные пособия, в том числе опубликованные на иностранных языках, периодические научные издания; упоминание в ответе последних достижений, представленных в современных научных юридических изданиях.

3.    Методологическая обоснованность – построение ответа в соответствии с уровнями методологии научного знания (философской, общенаучной, конкретно-научной, методик и техник исследования), умение представить зарубежные научные подходы, теории и результаты исследований в критическом сравнении с достижениями отечественных юридических школ, подходов.

4.    Научный анализ – критический научный анализ излагаемых концепций, аргументированный результатами конкретных эмпирических исследований.

5.    Научный синтез – рассмотрение теоретических подходов, отдельных концепций и исследований в контексте научного знания в целом, демонстрирование понимания связи между отдельными элементами целостного научного знания, обобщение и систематизация научной информации при решении проблемы.

6.    Научное творчество – способность предложить несколько обоснованных вариантов решения практических задач, опираясь на действующие законы и иные нормативно-правые акты; правоприменительную практику и научную доктрину; способность преодоления пробелов в законодательстве; способность применять теоретические и практические положения при анализе и разрешении юридических коллизий; демонстрация творческих научных способностей при изложении собственных научных идей и взглядов; четкая аргументированность собственных выводов при решении профессиональных юридических задач и проблем.

7.    Научная этика – уважительное отношение к различным правовым позициям, авторам разных теоретических концепций, результатам их деятельности, избегание дискриминационных оценок и высказываний в адрес ученых и результатов их научной деятельности.

8.    Системность – четкое выделение понятий, существенных элементов теорий или концепций, их характеристика, описание связей между ними, между различными отраслями права, представление материала как цельной системы знаний.

9.    Логичность – последовательное, непротиворечивое, четко структурированное изложение материала с выделением основополагающих и второстепенных положений; ясность изложения материала.

10.  Понятийно-терминологическая обоснованность – использование при изложении материала профессиональных юридических терминов и понятий, раскрытие их полного содержания, соответствующего современному их толкованию, избегание подмены профессиональных понятий житейскими.

11.  Профессиональная коммуникативность – способность демонстрировать профессиональное владение приемами вербального и невербального общения, управление собственными эмоциями, проявление индивидуальной и профессиональной культуры.

При оценивании ответов обучающихся важно выделять достоинства ответов при их наличии, их соответствие указанным критериям, а также следующие типы несоответствий в виде неточностей или ошибок (при их наличии):

Неточность:

•     При изложении теоретического материала - незначительная погрешность, не искажающая смысла излагаемого материала, отсутствие в ответе ссылок на нормативно-правовую базу, регулирующие те или иные правоотношения.

•     При использовании терминологии – неполное представление о содержании понятий, периодическое использование житейских понятий вместо юридической терминологии при правильном изложении теоретического материала и практики правоприменения (эмпирический материал).

•     При изложении собственной правовой позиции - слабая аргументированность своей позиции, недостаточное подтверждение собственной позиции нормативно-правовым актам и практики правоприменения.

Ошибка:

•     При изложении теоретического материала - грубые искажения смысла излагаемого материала, применение нормативно-правового акта утратившего силу; неправильное толкование содержания излагаемого юридического понятия; отсутствие в тексте или устном ответе описаний одного или более из основных теоретических подходов или ключевых компонентов излагаемой теории.

•     При использовании терминологии - неумение оперировать категориальным аппаратом, незнание основных юридических терминов и понятий; использование в ответе терминов и понятий, содержание которых не соответствует их законодательному толкованию;

•     При изложении собственной правовой позиции - отсутствие аргументации своей точки зрения, неспособность обосновать новизну, теоретическую или практическую значимость своих представлений, слабость методологических обоснований, неспособность соотнесения собственных теоретических представлений с существующими теориями, концепциями, законами и закономерностями, игнорирование уже выявленных закономерностей.

 


8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

 

8.1. Основная литература

 

1. Логика: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. А. Деминой. М.: Проспект, 2013.

2.  Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Проспект, 2011.

8.2. Дополнительная литература

1. Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И. Упражнения по логике. М.: Проспект, 2007.

2. Войшвилло Е. К., Дегтярев М. Г. Логика. М.: Владос, 2010.

3.  Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. Челя­бинск: Социум, 2010.

4. Ивлев Ю. В. Логика для юристов. М.: Проспект, 2012.

5.  Конверский А. Е. Логика традиционная и современная. М.: Идея-Пресс, 2010.

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

 

1. URL: www.gumfak.ru - учебники и учебные пособия по логике.

2.  URL: www.logic.ru - сведения о конференциях.

3.  URL: www.smekalka.pb.ru/

4.  URL: www.domzadanie.ru/

5.  URL: www.nazva.net/ - логические задачи.

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины для студентов очной формы обучения

При изучении логики главными требованиями являются последо­вательность и систематичность. Никогда не приступайте к новому раз­делу, не освоив материала предыдущего. В противном случае вместо просто «непонимания» у вас будет «непонимание в квадрате». В само­стоятельной работе вашими главными помощниками должны быть кон­спекты лекций, учебник и сборник задач и упражнений. Для изучения те­оретического материала сначала восстановите в памяти лекцию, затем, опираясь на основные вехи, расставленные преподавателем, изучите материал соответствующего раздела учебника и, наконец, закрепите полученные знания с помощью решения задач и выполнения упражне­ний. Не пользуйтесь Интернетом вместо учебника! Тот, кто недостаточ­но компетентен, не сможет правильно сориентироваться в мире истин­ной и ложной или же просто фальшивой информации, которой напол­нена «Всемирная Паутина». Интернет может вам помочь в поиске новых интересных логических задач и головоломок, но не более.

Задания по подготовке к практическому занятию по теме «Понятие».

•  Студентам надлежит продемонстрировать несколько ситуаций, требующих выражения одного и того же понятия различными словами. Например, каким образом понятие «подозреваемый» может выразить в слове обвинитель, адвокат, судья.

•  Придумать неправильные логические характеристики, для того чтобы аудитория могла найти эти ошибки.

•  Продемонстрировать на конкретных примерах, в каких случаях можно прибегнуть к сравнению несравнимых понятий.

•  Показать, какое значение для юриста имеет умение оперировать равнообъемными понятиями, и правильно употреблять видовые и родовые понятия.

Задания по подготовке к практическому занятию на тему «Логиче­ские операции с понятиями».

•  Придумать неправильные определения, для того чтобы коллеги по группе смогли потренироваться в поисках допущенных оши­бок.

•  Найти в учебниках, кодексах и других учебных материалах опе­рации обобщения, ограничения, определения, деления понятий и, может быть, обнаружить ошибки в этих операциях.

Задания по теме «Суждение».

•  Показать сложную связь между суждением и предложением на основе создания обстановки «мини судебного разбиратель­ства», когда одно и то же суждение в языковой форме выражают разные стороны судебного состязания.

•  Выполнить работу с текстами учебных пособий, кодексов, су­дебных речей и др., в которых они должны выделить и симво­лически записать сложные и комбинированные сложные сужде­ния.

Задания по теме «Модальность суждений».

•  Составление небольшого эссе с указанием на применение раз­личных видов модальности.

•  Дать оценку выступления коллег по группе, используя операто­ры: доказано, опровергнуто, вероятно, возможно, невозможно, необходимо, случайно и др.

•  Найти в Конституции РФ, кодексах, судебных речах, публичных выступлениях правообязывающие, правозапрещающие и пра­вопредставляющие нормативные высказывания и правовые нормы.

Задания по теме «Дедуктивные умозаключения».

•  Смоделировать ситуации, в которых необходимы рассуждения в форме непосредственных умозаключений.

•  Придумать для коллег по группе «вопросы-ловушки».

•  Показать на примерах роль и значение каждой из трех фигур ка­тегорического силлогизма, выяснить особенности их примене­ния в правовой теории и юридической практике.

•  Найти в литературе ошибку «учетверения термина».

•  Продемонстрировать, к каким ошибкам в рассуждениях и дей­ствиях следователя, обвинителя и др. способно привести не­критическое отношение к выводам, построенным в форме чисто условного умозаключения.

•  Выяснить, почему отрицающе-утверждающий модус разделитель­но-категорического умозаключения является продуктивнее утверждающе-отрицающего, продемонстрировать его применение в су­дебно-следственной практике.

•  Найти в литературе применение сокращенных силлогизмов и показать, что эти выводы типичны для мыслительной и речевой деятельности человека.

Задания по теме «Недедуктивные умозаключения».

•  Найти в литературе примеры «поспешного обобщения» в попу­лярной индукции.

•  Продемонстрировать собственными примерами употребление методов научной индукции в практической юридической дея­тельности.

•  Привести примеры аналогии в правовом процессе, правовой оценке, в процессе расследования, в судебной экспертизе.

Задания по теме «Логические основы аргументации».

•  Проанализировать судебные речи известных русских юристов: А. Ф. Кони, П. А.Александрова, Н. П.Карабачевского, А. И.Урусова и др. и найти в них различные формы обоснования и доказатель­ства.

•  Продемонстрировать умение находить в текстах известных рус­ских юристов различные формы опровержения и критики.

•  Проанализировать судебные речи Ф.Н.Плевако и найти в них со­физмы.

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины для студентов заочной формы обучения

В связи с ограниченным количеством аудиторных занятий особое значение приобретает посещение установочной лекции по логике.

Лекции для студентов-заочников имеют свои специфические осо­бенности. Цель этих лекций заключается в том, чтобы помочь студентам- заочникам разобраться в наиболее сложных вопросах логики, раскрыть для них узловые проблемы курса, что приведет к осмыслению курса в целом.

Наиболее эффективным методом чтения лекций для заочников яв­ляется применение традиционного метода, в совокупности с методами инновационными и методами лекции-диалога.

Установочная лекция - одна из важнейших форм преподавания на заочном отделении, так как она представляет собой введение к курсу, который студенты будут изучать самостоятельно. Главное назначение установочной лекции - помочь студентам осознанно войти в круг вопро­сов, изучаемых в курсе логики, разъяснить, как правильно организовать самостоятельную работу над курсом. В установочной лекции студенты должны получить от преподавателя верное направление в организации работы над курсом, овладеть тем методическим «ключом», который бу­дет способствовать повышению эффективности их самостоятельной работы.

Структура установочной лекции состоит из двух частей:

•  Изложения вводных, наиболее общих, принципиальных положе­ний курса логики.

•  Методических рекомендаций по изучению курса в межсессион­ный период.

Методические рекомендации включают в себя:

•  Рекомендацию основной учебной литературы.

•  Советы по пользованию учебниками и методической литерату­рой, где обращается внимание студентов на возможность ис­пользования электронного учебного материала и лекций препо­давателей кафедры, помещенных на сайте МГЮА в Интернете.

•  Советы по подготовке к практическому занятию.

•  Разъяснение требований, предъявляемых к экзамену, и реко­мендации к его подготовке.

•  Разъяснение роли и значения еженедельных консультаций пре­подавателей и др.

Необходимость присутствия, пусть на весьма небольшом коли­честве лекций и семинаров, объясняется сложностью самостоятель­ного изучения совершенно нового для вас предмета - логики, с кото­рым подавляющему большинству не приходилось иметь дела ни в шко­ле, ни в других учебных заведениях. В личном общении с преподава­телем вы получите более простое и ясное изложение, нежели в учеб­нике, получите наглядное представление о технике логической запи­си, использовании логической символики, методах произведения ло­гических операций, а также сможете сразу же задать интересующие вас вопросы.

Самостоятельный контроль, так же как и для студентов дневной формы обучения, заключается в проверке своих знаний и степени овладения навыками логической работы путем выполнения упражне­ний, приведенных в программе и в рекомендуемой основной литера­туре, а также тестовых заданий. Итоговый контроль осуществляется в виде зачета. Список вопросов и рекомендуемая литература при­ведены ниже. Дополнительная литература предназначена для более глубокого и многостороннего рассмотрения изучаемых тем, для тех, кто стремится научиться применять логику в своей научной и практи­ческой деятельности.


11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем

Для проведения занятий используются информационные технологии:

1. Дидактические материалы: презентационные материалы (слайды); учебные видеозаписи, комплекты схем, плакатов

2. Технические средства обучения: аудио-, видео-, фотоаппаратура, иные демонстрационные средства; проекторы, ноутбуки, персональный компьютер, множительная техника (МФУ);

3. Электронные образовательные ресурсы: учебники; словари; периодические издания.

4. Программное обеспечение и информационно-справочные системы:

а) Редактор MS WORD (или пакет MS Office);

б) Информационно-правовая система «Консультант плюс»

в) Информационно-правовая система «Гарант»

г) Программа для создания презентаций Power Point.

5. Информационная образовательная среда

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной-библиотечной системе (ЭБС) IPRbooks, к электронной информационно-образовательной среде Института.

Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивают возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации обеспечивает:

а) доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

б) фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;

в) проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

г) формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

д) взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и/или асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих.

12. Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

1. Аудиторный фонд Волго-Вятского института Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).

2. Библиотека Волго-Вятского института Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).

3. Электронно-библиотечная система IPRbooks.

4. Оборудование для дистанционного проектирования в лекционных залах учебного материала.

5. Компьютерное оборудование и лицензионное программное обеспечение (указать конкретное), включая доступ в Интернет.

 



Дата: 2019-02-19, просмотров: 246.