- У вас совесть есть?
- Да, но мы ее не используем.
- У нас есть гвозди?
- У нас есть все, но найти ничего не можем.
- Где твой сын?
- Там же, где и твой.
- Чем ты занимаешься?
- А кто тебя санкционировал на этот вопрос?
(Примеры И.А. Герасимовой)
1. Основная литература: Логика: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. А. Деминой. М.: Проспект, 2013; 2) Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Проспект, 2011.
2. Дополнительная литература: 1) Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И; 2) Упражнения по логике. М.: Проспект, 2007.
5.3.2. Практические занятия для студентов заочной формы обучения (8 часов) и заочной формы ускоренного обучения (6 часов)
Задание для подготовки к занятию:
1. Состав простого категорического силлогизма, его общие правила.
2. Фигуры категорического силлогизма, правила фигур.
3. Категорический силлогизм с выделяющими посылками.
4. Методы научной индукции.
5. Способы аргументации.
Задания
Задание 1. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины; меньшую и большую посылки. Изобразите на круговых схемах отношения между терминами.
Образец решения:
Все студенты МГЮА (М) изучают логику (Р) - большая посылка.
Петров (S) - студент МГЮА (М) - меньшая посылка.
Петров (S) изучает логику (Р) - заключение.
На круговых схемах это может быть представлено следующим образом:
1. Студенты МГЮА изучают гражданское право. Никитин - студент МГЮА, поэтому он изучает гражданское право.
2. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Значит, Н. не должен быть привлечен к уголовной ответственности, так как он невиновен.
3. Данная сделка является недействительной, так как она незаконна, а всякая незаконная сделка недействительна.
Задание 2. Сделайте вывод из посылок простого категорического силлогизма. Если заключение с необходимостью не следует, укажите, какие общие правила силлогизма нарушены.
Образец решения:
Граждане Российской Федерации (Р +) имеют право на образование (М -).
Петерсон ( S+ ) имеет право на образование ( М - ).
Петерсон (S+) - гражданин Российской Федерации (Р-).
(Знаком «+» обозначается распределенность термина, знаком «-» - нерас- пределенность термина).
Заключение с необходимостью не следует (нет дедуктивной выводимости), т.к. нарушено 2-е правило терминов: средний термин (М) не распределен ни в одной из посылок.
1. Некоторые студенты МГЮА сдали досрочно зачет по логике. Некоторые студенты МГЮА - заочники.
2. Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями в суде. Н. не может быть представителем в суде.
3. Супруги должны материально поддерживать друг друга. М. и Н. материально поддерживают друг друга.
4. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. П. мошенничеством не занимался.
5. Некоторые офицеры ВДВ имеют боевые награды. Некоторые военнослужащие - офицеры ВДВ.
6.Сочинения А.С. Пушкина нельзя прочитать за один день. «Медный всадник» - сочинение А.С. Пушкина.
Задание 3. Сделайте вывод из посылок. Определите фигуру силлогизма. Если заключение с необходимостью не следует, укажите, какое правило фигуры нарушено.
Образец решения:
Некоторые студенты (М -) - отличники (Р -).
Н. (S +) - студент (М -).
Н. (S +) - отличник (Р -).
Силлогизм построен по 1-й фигуре. Вывод дедуктивно не следует, так как нарушено правило 1-й фигуры, согласно которому большая посылка должна быть общим суждением. Также нарушено 2-е правило терминов: средний термин не распределен ни в одной из посылок.
1. Все студенты юридических вузов изучают логику. Николаев не студент юридического вуза.
2. Все студенты юридических вузов изучают логику. Николаев изучает логику.
3. Некоторые юристы - адвокаты. Иванов - адвокат.
4. Некоторые преступления являются умышленными. Неосторожное тяжкое телесное повреждение - преступление.
5. Лица, уклоняющиеся от уплаты налога, привлекаются к уголовной ответственности по ст. 198 УК РФ. М. не уклоняется от уплаты налога.
Задание 4. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующих рассуждениях, запишите их в виде схемы.
Образец решения:
При установлении причин дорожно-транспортных происшествий (d) был сделан вывод: несмотря на все различия в марках машины (B, D, F), возрасте водителей (C,E,K) и т.п., большинство аварий происходит в результате алкогольного опьянения водителя (А).
Установлено на основании метода сходства.
А В С вызывает d,
A D F вызывает d,
A F K вызывает d.
Вероятно, А является причиной d.
1. Роджер Бэкон, монах-францисканец и естествоиспытатель, исследуя происхождение цветов радуги, установил, что они появляются при пропускании света сквозь шестигранные кристаллы; он открыл, что то же явление имеет место при прохождении света через другие прозрачные среды: через капли росы, в водяной пыли водопада, в брызгах воды от ударов весел. Бэкон пришел к выводу, что причиной появления радуги является прохождение света через прозрачные среды сферической или призматической формы.
2. Там, где плотность населения незначительна, при прочих равных условиях, медленнее происходит развитие производительных сил. Наоборот, более высокая плотность населения при прочих равных условиях служит одной из важнейших предпосылок быстрого производства. Значит, от роста и плотности населения в той или иной мере зависит ускорение или замедление темпов общественного развития.
3. Всякий раз, когда затылочные доли полушарий головного мозга животного удалялись, животные теряли зрительный рефлекс. Из этого следует, что затылочные доли полушарий головного мозга являются необходимым условием зрительного рефлекса.
4. В портовом городе ограбили спортивную базу. Часть спортивного инвентаря была обнаружена у А., В. и С. Во время следствия была установлена виновность всех троих. Однако следовало выяснить одно обстоятельство: в помещение склада преступники могли проникнуть только через узкий проем между решеткой и стенкой в подвальном окне склада, но ни один из них по своему росту и размерам тела не могли этого сделать. Был сделан вывод, что в ограблении принимало участие еще одно лицо. Как впоследствии было установлено, им оказался некий К.
Задание 5. К данным тезисам подберите аргументы, постройте аргументацию, используя дедуктивную форму обоснования.
Образец решения:
Тезис (Т): Редькин привлечен к уголовной ответственности по статье 188 УК РФ.
Аргументы: 1) Редькин занимался контрабандой. 2) Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности по статье 188 УК РФ.
Демонстрация в форме простого категорического силлогизма:
Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности по статье 188 УК РФ.
Редькин занимался контрабандой.
Редькин привлечен к уголовной ответственности по статье 188 УК РФ.
1. Огурцов привлекается к уголовной ответственности.
2. Сделка, совершенная гражданином Помидоровым, является односторонней.
3. Суждение «Подложный документ не является доказательством» - простое.
4. Если будет снежная зима, то могут быть перебои в снабжении района продовольствием.
Задание 6. К данным тезисам подберите аргументы, постройте аргументацию, используя индуктивную форму обоснования.
Образец решения:
Тезис (Т): Некоторые студенты 11-й группы успешно сдали сессию.
Аргументы:
1) Болотин успешно сдал сессию;
2) Березкин успешно сдал сессию;
3) Осинкина успешно сдала сессию.
4) Болотин, Березкин и Осинкина - студенты 11-й группы.
Некоторые студенты 11-й группы успешно сдали сессию.
(Аргументация в форме неполной индукции)
1. Некоторые страны являются высокоразвитыми.
2. Некоторые модусы умозаключений из сложных суждений не
дают достоверных выводов.
3. Излишества губят здоровье.
Задание 7. Подберите аргументы, постройте косвенное (апагогическое или разделительное) обоснование тезиса.
Образец решения:
Косвенное апагогическое доказательство тезиса:
1) Тезис (Т): Некоторые преступления совершаются умышленно.
2) Допущение - Антитезис ( Т): Ни одно преступление не совершается умышленно.
3) Следствия, вытекающие из антитезиса:
С1 - угон автомобиля гражданина Воронина - неумышленное преступление.
С2 - ограбление квартиры гражданки Сорокиной - неумышленное преступление.
С3 - нападение на инкассаторов Сидорова и Галкина - неумышленное преступление.
4) Сопоставление указанных следствий с фактами обнаруживает их ложность (все рассмотренные преступления были совершены с прямым умыслом).
5) Вывод: Антитезис неверен, следовательно, верен тезис. Тезис доказан.
Форма доказательства:
( Т) → (С1, С2, С3)
С1, С2, С3
( Т)
Т
Косвенное разделительное доказательство тезиса:
1. Данное деяние может быть преступлением небольшой тяжести (А), средней тяжести (В), тяжким (С) или особо тяжким (D).
2. Обоснуем тезис, что данное деяние - преступление небольшой тяжести.
(A v B v C v В v D), С, В, D
А
1. Все свидетельские показания подтвердились.
2. Некоторые студенты учатся на заочном факультете.
3. Некоторые государства являются федеративными.
4. Понятие «правовая норма» - общее.
Задание 8. Постройте конструктивную и деструктивную критику тезиса.
1. Все преступления - умышленные.
2. Никто не виноват в произошедшей на заводе аварии.
3. Среди русских писателей нет лауреатов Нобелевской премии.
4. Ни один модус условно-категорического умозаключения не дает достоверных выводов.
При подготовке к занятию студентам следует ознакомиться с соответствующими разделами учебника, источников.
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Самостоятельная работа студентов делится на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная работа выполняется в ходе проведения практических и лекционных занятий под непосредственным руководством преподавателя. Внеаудиторная – в свободное от занятий время без участия преподавателя, но по его заданию, а также по собственной инициативе обучающегося.
К видам самостоятельной работы бакалавров относятся:
1) изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы к теме лекции и практического занятия;
2) подготовка докладов, рефератов, презентаций с последующим обсуждением их на практических занятиях;
3) подготовка к участию в дискуссиях, круглых столах, коллоквиумах, предусмотренных программой, самостоятельное изучение соответствующей литературы по теме;
4) выполнение упражнений и тестов для самоконтроля при подготовке к практическому занятию;
5) подготовка к контрольному тестированию.
Указанный минимум может быть расширен за счет использования заданий, дополнительно разработанных в установленном порядке.
Образовательные технологии (интерактивные методики)
Семестр | Виды занятий | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов | |
Очная форма обучения | Заочная форма ускоренного обучения | |||
I | Лекция | Лекция-презентация, наглядные пособия, использование видеозаписей, лекция-дискуссия. | 2 | 2 |
Практическое занятие | Сократический диалог, мозговой штурм, работа в малых группах, case-study, «дерево решений», «займи позицию», «круглый стол», комментирование, дискуссия, творческие задания | 8 | 2 |
Формы проведения занятий:
• «Ролевые игры» при изучении различных проблем курса логики. Например, организация «модельных» судебных процессов.
• Моделирование различных логических ситуаций. (Например, употребление и выражение в словах и предложениях понятий и суждений со стороны защиты и обвинения в судебном состязании.)
• Деление группы студентов на подгруппы - оппоненты, члены которых готовят друг для друга сложные, «каверзные» вопросы, имеющие практические выходы.
• Создание интересных логических задач, тестов, логических кроссвордов и др.
• Выделение на практическом занятии группы проблемных вопросов, имеющих неоднозначные пути решения.
• «Кейс-стади».
• Презентации проектов.
• Разбор речей и выступлений известных русских юристов.
• Технология портфолио.
• Мастер-классы ведущих отечественных специалистов по логике.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине:
1. Логика: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. А. Деминой. М.: Проспект, 2013.
2. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Проспект, 2011.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 495.