Раздел 5. Логические основы аргументации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  Тема 10. Доказательст­во как логическая осно­ва аргументации ОПК-5, ПК-6 В результате изучения обучающийся должен: знать: - понятия доказательства и аргументации; - структура доказательства; - виды и способы (формы) доказательства; - доказательство и опровержение; - виды и способы опровержения; - правила и ошибки по отношению к эле­ментам доказательства; - понятия паралогизма, софизма, парадокса; уметь: - анализировать структуру доказательства; - корректно формулировать тезис; правильно подбирать аргументы; - определять вид и способ (форму) доказа­тельства; - различать виды опровержения; - выявлять «логические ловушки» и ошиб­ки в доказательствах; владеть: - логической техникой построения доказа­тельств и опровержений; - быть способным использовать основные положения и методы учения о доказа­тельстве при решении социальных и про­фессиональных задач.   Тема 11. Аргумента­ция: структура, спосо­бы, виды ОПК-5, ПК-6 В результате изучения обучающийся должен: знать: - понятие аргументации, характерные черты аргументации как процесса; - субъекты и структура аргументации; - модификация правил и ошибок доказа­тельства применительно к аргументации; - критика, виды критики; - основные подходы к классификации спо­собов аргументации: универсальная и контекстуальная аргументация; - спор, виды спора, цели и характерные особенности; - уловки в споре; - дискуссия, полемика, диспут, дебаты, прения, их основные черты и сфера при­менения; уметь: - четко формулировать собственную точку зрения и отстаивать ее; - использовать знание правил аргумента­ции; - различать виды критики, уметь правиль­но, в зависимости от ситуации, опреде­лять ее способы; - выбирать аргументы, соответствующие конкретной ситуации; владеть: - методами и техникой ведения публичных споров, диспутов, дебатов; - пониманием особенностей различных видов дискуссии, полемики; основными принципами ведения научной дискуссии; - обладание культурой поведения, готов­ность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; - способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблю­дать принципы этики юриста; - способность управлять самостоятельной работой обучающихся.   Тема 12. Вопрос и ги­потеза как формы по­знания ОПК-5, ПК-6  В результате изучения обучающийся должен: знать: - роль вопросно-ответных техник в про­цессе общения; - вопросы и квази-вопросы; - структуру вопроса; - виды вопросов; - характеристику ответа, виды ответов; - вопрос как форму выражения проблемы; проблему и проблемную ситуацию; - гипотезу как форму развития научного знания; - виды гипотез; - построение гипотезы; - проверку гипотез; - гипотезу и версию, логическое обоснова­ние версий в судебном исследовании; уметь: - применять критерии правильности во­просов и ответов в практических рассу­ждениях; - различать корректно и некорректно поставленные вопросы; владеть: - логическими методами построения и проверки гипотез в научном познании и версий в судебном исследовании; - стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- истоки и основные этапы развития логики как науки;

- роль логики в системах культур и образования Запада и России, основные особенности развития логики в России;

- определение предмета логики как науки;

- понятия формы мышления, логической формы, логического закона;

- язык как объект логического анализа;

- основные логические характеристики понятия;

- особенности юридических понятий;

- виды понятий;

- отношения между понятиями;

- обобщение и ограничение понятий;

- деление понятий, его структура и виды, правила и ошибки;

- понятие классификации, виды классификаций; классификации в правовых науках;

- определение, структура и виды определений, правила и ошибки;

- специфику неявных определений; приемы, заменяющие определения;

- роль определений в правовых науках и кодексах права;

- что такое суждение, суждение и предложение;

- виды простых суждений;

- категорические суждения, их классификацию;

- специфику выделяющих и исключающих суждений;

- распределенность терминов в суждениях;

- логические отношения между простыми категорическими суждениями;

- понятие и виды модальностей;

уметь:

- ориентироваться в системе логического знания;

- понимать характерные особенности современного этапа развития логики;

- соотнести понятия: логика теоретическая и практическая, классическая и неклассическая, традиционная и символическая, формальная и неформальная;

- различать истинность и формальную правильность мысли;

- давать логическую характеристику понятия через его виды;

- представлять отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера;

- выполнять операции с классами;

- обобщать и ограничивать понятия;

- выполнять деление понятий в соответствии с правилами;

- анализировать определения, уметь строить родо-видовые определения;

- выявлять логические ошибки, связанные с нарушением правил деления и определения в различного рода рассуждениях и текстах, в особенности – правовых;

- определять вид простого суждения, категорического суждения;

- изображать отношения между терминами суждения с помощью кругов Эйлера, определять распределенность терминов суждения;

- определять логические отношения между суждениями на основе «логического квадрата» и делать элементарные выводы;

владеть:

- навыком видеть и устанавливать взаимосвязи логики с философией, социологией, этикой, правом;

- способностью к обобщению, анализу, восприятию информации;

- навыками применения метода формализации и его значения в логике;

- навыками использования основных принципов логического анализа языка;

- навыками использования основных положений и методов логики при решении социальных и профессиональных задач;

- навыками использования логических приемов формирования понятий (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение);

- навыками корректного использования понятий, характеризующих область права и правовой деятельности;

- навыками работы с понятиями, быть способным правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;

- навыком корректно вводить и использовать определения в области права, проводить разные виды деления и классификации;

- владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- навыком логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- навыками логического анализа высказываний естественного языка с целью выявления их логической формы.

Формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (в целом по учебной дисциплине)

В результате изучения дисциплины «Логика» у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

- способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОПК-5);

- способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6).

 

3. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы

 

Дисциплина «Логика» относится к обязательным дисциплинам вариативной части блока 1 ОП. Данная учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с такими дисциплинами, как «Введение в профессию и профессиональная этика», «Социология для юристов», «Экономика для юристов», «Риторика для юристов»; «Теория государства и права», «История государства и права России», «История государства и права зарубежных стран».

При изучении учебной дисциплины «Логика» студент должен обладать следующими «входными» знаниями: понятия познания, истины, закона и формы мышления. Поэтому изучению учебной дисциплины «Логика» должно предшествовать изучение такой дисциплина, как «Философия (для юристов)». Освоение учебной дисциплины «Логика» необходимо как предшествующее для изучения дисциплин: «Введение в профессию и профессиональная этика», «Социология для юристов», «Юридическое документоведение».

 


4. Объём дисциплины в зачётных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.

Форма обучения - очная

 

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестры
1
Контактная работа всего, в том числе: 46 46
Лекции 16 16
Практические занятия 30 30
Самостоятельная работа (всего), 62 62
Промежуточная аттестация (час.)  
Форма промежуточной аттестации зачет
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 108/3 108/3

 

Форма обучения - заочная

 

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестр Семестр
2 3
Контактная работа всего, в том числе (час.): 10 2 8
Лекции (час.) 2 2 8
Практические занятия (час.) 8    
Самостоятельная работа (всего час.) 84 34 60
Промежуточная аттестация, в том числе консультация (час.) 4
Фома промежуточной аттестации   Зачет
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 108/3 36/1 72/2

 

Форма обучения – заочная ускоренная

 

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестр
1
Контактная работа всего, в том числе (час.): 8 8
Лекции (час.) 2 2
Практические занятия (час.) 6 6
Самостоятельная работа (всего час.) 96 96
Промежуточная аттестация, в том числе консультация (час.) 4 4
Фома промежуточной аттестации зачет зачет
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 108/3 108/3

 


5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий

Тематический план для студентов очной формы обучения

(трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц; 108 часов)

 

№ п/п

Раздел (тема) учебной дисциплины

Семестр

Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)

Образовательные технологии

Формы текущего контроля

Лекции Практические занятия СРС
1. Логика как наука.   1 2   10 Круглый стол Устный опрос студентов
2. Понятие. 1 4 4 10 Мозговой штурм Проверка письменных заданий в виде таблиц
3. Суждение. 1 4 4 10 Круглый стол Устный опрос студентов
4. Умозаключение. 1 4 10 (4 - «И») 10 Круглый стол Устный опрос студентов
5. Логические основы аргументации. 1 2 12 - «И» 22 Мозговой штурм Проверка письменных заданий в виде таблиц

ВСЕГО:

16 30 62

108

 

Тематический план для студентов заочной формы обучения

(трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы; 108 часов, включая 4 часа на зачет)

№ п/п

Раздел (тема) учебной дисциплины

Семестр

Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)

Образовательные технологии

Формы текущего контроля

Лекции Практические занятия СРС
1. Логика как наука. 2 2   34    
2. Понятие. Суждение. Умозаключение. Логические основы аргу­ментации. 3   8 60 Мозговой штурм Устный опрос студентов

ВСЕГО:

2 8 94

108

Тематический план для студентов заочной формы ускоренного обучения

(трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы;

108 часов, включая 4 часа на зачет)

п/п

 

Раздел (тема)

учебной

дисциплины

Семестр

Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах)

Образовательные технологии

Формы текущего контроля

лекции     Практические занятия СРС
1. Логика как наука. 1 2   34    
2. Понятие. Суждение. Умозаключение. Логические основы аргу­ментации. 1   6 62 Мозговой штурм Устный опрос студентов

 ВСЕГО:

2 6 96

108

5.1. Содержание дисциплины (программа курса)

Раздел I. Логика как наука.

Тема 1. Логика в системе культуры, истории науки и философии.

Тема 2. Предмет логики, основные понятия и методы.

Раздел II. Понятие.

Тема 3. Понятие как форма мышления.

Тема 4. Логические операции с понятиями.

Раздел III. Суждение.

Тема 5. Виды простых суждений. Модальность суждений.

Тема 6. Сложное суждение и его виды. Законы логики.

Раздел IV. Умозаключение.

Тема 7. Дедуктивные умозаключения: выводы из простых суждений.

Тема 8. Дедуктивные умозаключения: выводы из сложных суждений.

Тема 9. Недедуктивные умозаключения.

Раздел V. Логические основы аргументации.

Тема 10. Доказательство как логическая основа аргументации. Доказательство и опровержение.

Тема 11. Аргументация: структура, способы, виды.

Тема 12. Вопрос и гипотеза как формы познания.

 

Лекции


Дата: 2019-02-19, просмотров: 259.