В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- истоки и основные этапы развития логики как науки;
- роль логики в системах культур и образования Запада и России, основные особенности развития логики в России;
- определение предмета логики как науки;
- понятия формы мышления, логической формы, логического закона;
- язык как объект логического анализа;
- основные логические характеристики понятия;
- особенности юридических понятий;
- виды понятий;
- отношения между понятиями;
- обобщение и ограничение понятий;
- деление понятий, его структура и виды, правила и ошибки;
- понятие классификации, виды классификаций; классификации в правовых науках;
- определение, структура и виды определений, правила и ошибки;
- специфику неявных определений; приемы, заменяющие определения;
- роль определений в правовых науках и кодексах права;
- что такое суждение, суждение и предложение;
- виды простых суждений;
- категорические суждения, их классификацию;
- специфику выделяющих и исключающих суждений;
- распределенность терминов в суждениях;
- логические отношения между простыми категорическими суждениями;
- понятие и виды модальностей;
уметь:
- ориентироваться в системе логического знания;
- понимать характерные особенности современного этапа развития логики;
- соотнести понятия: логика теоретическая и практическая, классическая и неклассическая, традиционная и символическая, формальная и неформальная;
- различать истинность и формальную правильность мысли;
- давать логическую характеристику понятия через его виды;
- представлять отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера;
- выполнять операции с классами;
- обобщать и ограничивать понятия;
- выполнять деление понятий в соответствии с правилами;
- анализировать определения, уметь строить родо-видовые определения;
- выявлять логические ошибки, связанные с нарушением правил деления и определения в различного рода рассуждениях и текстах, в особенности – правовых;
- определять вид простого суждения, категорического суждения;
- изображать отношения между терминами суждения с помощью кругов Эйлера, определять распределенность терминов суждения;
- определять логические отношения между суждениями на основе «логического квадрата» и делать элементарные выводы;
владеть:
- навыком видеть и устанавливать взаимосвязи логики с философией, социологией, этикой, правом;
- способностью к обобщению, анализу, восприятию информации;
- навыками применения метода формализации и его значения в логике;
- навыками использования основных принципов логического анализа языка;
- навыками использования основных положений и методов логики при решении социальных и профессиональных задач;
- навыками использования логических приемов формирования понятий (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение);
- навыками корректного использования понятий, характеризующих область права и правовой деятельности;
- навыками работы с понятиями, быть способным правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;
- навыком корректно вводить и использовать определения в области права, проводить разные виды деления и классификации;
- владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- навыком логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- навыками логического анализа высказываний естественного языка с целью выявления их логической формы.
Формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (в целом по учебной дисциплине)
В результате изучения дисциплины «Логика» у студента должны быть сформированы следующие компетенции:
- способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОПК-5);
- способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6).
3. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Логика» относится к обязательным дисциплинам вариативной части блока 1 ОП. Данная учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с такими дисциплинами, как «Введение в профессию и профессиональная этика», «Социология для юристов», «Экономика для юристов», «Риторика для юристов»; «Теория государства и права», «История государства и права России», «История государства и права зарубежных стран».
При изучении учебной дисциплины «Логика» студент должен обладать следующими «входными» знаниями: понятия познания, истины, закона и формы мышления. Поэтому изучению учебной дисциплины «Логика» должно предшествовать изучение такой дисциплина, как «Философия (для юристов)». Освоение учебной дисциплины «Логика» необходимо как предшествующее для изучения дисциплин: «Введение в профессию и профессиональная этика», «Социология для юристов», «Юридическое документоведение».
4. Объём дисциплины в зачётных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
Форма обучения - очная
Вид учебной работы |
Всего Часов | Семестры |
1 | ||
Контактная работа всего, в том числе: | 46 | 46 |
Лекции | 16 | 16 |
Практические занятия | 30 | 30 |
Самостоятельная работа (всего), | 62 | 62 |
Промежуточная аттестация (час.) | ||
Форма промежуточной аттестации | зачет | |
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) | 108/3 | 108/3 |
Форма обучения - заочная
Вид учебной работы |
Всего Часов | Семестр | Семестр |
2 | 3 | ||
Контактная работа всего, в том числе (час.): | 10 | 2 | 8 |
Лекции (час.) | 2 | 2 | 8 |
Практические занятия (час.) | 8 | ||
Самостоятельная работа (всего час.) | 84 | 34 | 60 |
Промежуточная аттестация, в том числе консультация (час.) | 4 | ||
Фома промежуточной аттестации | Зачет | ||
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) | 108/3 | 36/1 | 72/2 |
Форма обучения – заочная ускоренная
Вид учебной работы |
Всего Часов | Семестр |
1 | ||
Контактная работа всего, в том числе (час.): | 8 | 8 |
Лекции (час.) | 2 | 2 |
Практические занятия (час.) | 6 | 6 |
Самостоятельная работа (всего час.) | 96 | 96 |
Промежуточная аттестация, в том числе консультация (час.) | 4 | 4 |
Фома промежуточной аттестации | зачет | зачет |
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) | 108/3 | 108/3 |
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий
Тематический план для студентов очной формы обучения
(трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц; 108 часов)
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
Лекции | Практические занятия | СРС | |||||
1. | Логика как наука. | 1 | 2 | 10 | Круглый стол | Устный опрос студентов | |
2. | Понятие. | 1 | 4 | 4 | 10 | Мозговой штурм | Проверка письменных заданий в виде таблиц |
3. | Суждение. | 1 | 4 | 4 | 10 | Круглый стол | Устный опрос студентов |
4. | Умозаключение. | 1 | 4 | 10 (4 - «И») | 10 | Круглый стол | Устный опрос студентов |
5. | Логические основы аргументации. | 1 | 2 | 12 - «И» | 22 | Мозговой штурм | Проверка письменных заданий в виде таблиц |
ВСЕГО: | 16 | 30 | 62 |
108 |
Тематический план для студентов заочной формы обучения
(трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы; 108 часов, включая 4 часа на зачет)
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
Лекции | Практические занятия | СРС | |||||
1. | Логика как наука. | 2 | 2 | 34 | |||
2. | Понятие. Суждение. Умозаключение. Логические основы аргументации. | 3 | 8 | 60 | Мозговой штурм | Устный опрос студентов | |
ВСЕГО: | 2 | 8 | 94 |
108 |
Тематический план для студентов заочной формы ускоренного обучения
(трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы;
108 часов, включая 4 часа на зачет)
№ п/п
| Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
лекции | Практические занятия | СРС | |||||
1. | Логика как наука. | 1 | 2 | 34 | |||
2. | Понятие. Суждение. Умозаключение. Логические основы аргументации. | 1 | 6 | 62 | Мозговой штурм | Устный опрос студентов | |
ВСЕГО: | 2 | 6 | 96 |
108 |
5.1. Содержание дисциплины (программа курса)
Раздел I. Логика как наука.
Тема 1. Логика в системе культуры, истории науки и философии.
Тема 2. Предмет логики, основные понятия и методы.
Раздел II. Понятие.
Тема 3. Понятие как форма мышления.
Тема 4. Логические операции с понятиями.
Раздел III. Суждение.
Тема 5. Виды простых суждений. Модальность суждений.
Тема 6. Сложное суждение и его виды. Законы логики.
Раздел IV. Умозаключение.
Тема 7. Дедуктивные умозаключения: выводы из простых суждений.
Тема 8. Дедуктивные умозаключения: выводы из сложных суждений.
Тема 9. Недедуктивные умозаключения.
Раздел V. Логические основы аргументации.
Тема 10. Доказательство как логическая основа аргументации. Доказательство и опровержение.
Тема 11. Аргументация: структура, способы, виды.
Тема 12. Вопрос и гипотеза как формы познания.
Лекции
Дата: 2019-02-19, просмотров: 263.