Лекции для очной формы обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция 1. Предмет логики, основные понятия и методы. (2 часа).

Лекция 2. Понятие как форма мышления. (2 часа).

Лекция 3. Логические операции с понятиями. (2 часа).

Лекция 4. Виды простых суждений. Модальность суждений. (2 часа).

Лекция 5. Сложное суждение и его виды. Законы логики. (2 часа).

Лекция 6. Дедуктивные умозаключения: выводы из простых суждений. (1 час).

Лекция 7. Дедуктивные умозаключения: выводы из сложных суждений. (2 часа).

Лекция 8 . Недедуктивные умозаключения. (1 час).

Лекция 9 . Доказательство как логическая основа аргументации. (2часа).

5.2.2. Лекции для заочной формы обучения, заочной формы ускоренного обучения (2 часа)

Обобщающая лекция – 2 часа.

Тема. Предмет и значение логики. Понятие как форма мышления. (2 часа).

Практические занятия

5.3.1. Практические занятия для студентов очной формы обучения (30 часов)

Тема 1. Логика и язык. Понятие как форма мышления. (2 часа).

Задание для подготовки к практическому занятию:

1. Понятие и имя. Смысл и значение имени. Имя и термин.

1.  Принципы отношения именования, их значение при формирова­нии юридической терминологии.

2.  Способы образования понятий.

3.  Основные логические характеристики понятия.

4.  Виды понятий.

5.  Отношения между понятиями.

Примерные упражнения:

1) Укажите смысл и значение следующих терминов:

•  «самая высокая вершина в мире», «столица России», «Утренняя звезда», «человек», «золотая гора».

2) Определите, к каким семантическим категориям относятся вы­ражения:

•  «все металлы электропроводны», «если..., то...», «металл», «все», «жидкость, не имеющая вкуса, цвета и запаха», «имеющая вкус», «расположенный южнее», «город западнее Москвы», «столица», «столица Франции», «учитель», «учитель Александра Македонско­го», «тогда и только тогда, когда».

3) Проанализируйте с точки зрения выполнения принципов отно­шения именования следующие высказывания:

•  «Шлиман искал холм Гиссарлык»;

•  «Птолемей считал, что центральное тело Солнечной системы вращается вокруг Земли»;

•  «И со свечкой искали они, и с умом, с упованьем и крепкой дуби­ной, понижением акций грозили притом, и пленяли улыбкой не­винной» (Л. Кэрролл. Охота на Снарка).

4) Сравните содержания и объемы следующих понятий:

•  число, которое делится на 2, число, которое делится на 2 и на 3;

•  студент, студент Московского университета, учащийся;

•  человек, знающий все живые европейские языки; человек, знаю­щий все европейские языки.

5) Определите, к каким видам принадлежат следующие поня­тия:

•  понятие, предложение, неосторожность, ненависть, вечный дви­гатель.

6)  Определите при помощи круговых схем отношения между сле­дующими понятиями:

•  мужчина, отец, сын, внук;

•  адвокат, юрист, прокурор;

•  наука, логика, психология;

•  переводчик; человек, знающий иностранный язык; человек, зна­ющий немецкий язык.

 

1. Основная литература: Логика: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. А. Деминой. М.: Проспект, 2013; 2) Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Проспект, 2011.

2. Дополнительная литература: 1) Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И; 2) Упражнения по логике. М.: Проспект, 2007.

 

Тема 2. Логические операции с понятиями. (2 часа).

Задание для подготовки к практическому занятию

1. Обобщение и ограничение понятий.

2. Определение понятий. Виды определений.

3. Правила и ошибки в определении понятий.

4.  Деление понятий: структура, виды и правила деления

5.  Ошибки при делении понятий.

6.  Операции с классами.

Примерные упражнения:

1)  Обобщите и ограничьте следующие понятия: кража, потерпев­ший, учебник, имя существительное, стихотворение А.С.Пушкина.

2) Определите, соблюдены ли правила деления понятий и если нет, какие ошибки допущены в следующих примерах:

а) государства делятся на монархические, республиканские и де­мократические;

б) к ценным бумагам относятся акции и чеки;

в) животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млеко­питающих.

3) Установите, соблюдены ли правила определения понятий в сле­дующих примерах, и если - нет, то какие ошибки допущены:

а) феодализм - общественный строй, основанный на эксплуата­ции;

б) кибернетика - не искусство;

в) соната - музыкальное произведение, написанное в сонатной форме;

г) преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяй­ственные.

4) Назовите понятие, которое соответствует сумме следующих классов: 1. Чемпион мира и шахматист. 2. Работник уголовного розыска и инспектор уголовного розыска. 3. Человек, подозреваемый в престу­плении, и мужчина.

5) Назовите понятие, которое соответствует пересечению клас­сов: 1. Отвага и трусость. 2. Преступник и профессионал. 3. Престу­пление против личности и преступление против жизни.

6) Назовите класс, являющийся дополнением к каждому из следу­ющих классов: 1. Бесхозное имущество. 2. Наказуемое деяние. 3. Част­ный детектив.

1. Основная литература: Логика: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. А. Деминой. М.: Проспект, 2013; 2) Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Проспект, 2011.

2. Дополнительная литература: 1) Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И; 2) Упражнения по логике. М.: Проспект, 2007.

Тема 3 . Суждение. Виды простых суждений. (2 часа).

Задание для подготовки к практическому занятию

1. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.

2. Виды простых суждений.

3. Категорические суждения, их классификация.

4. Распределенность терминов в простых категорических суждениях.

5. Логический квадрат: отношения между категорическими суждениями.

6. Модальные суждения. Понятие и виды модальностей.

Примерные упражнения:

1) Суждение выражается в предложении. Но не всякое предложение содержит суждение. Определите, какие из следующих предложе­ний не выражают суждений:

а) «Никогда не разговаривайте с неизвестными» (М. А. Булгаков).

в) «О, как я вам благодарен! - вскричал арестант» (А. Конан Дойль).

с) «Заговорить с ней или нет?» - подумала Алиса» (Л. Кэролл).

d)Всему миру известен город Габрово в Болгарии.

e) «Я - изысканность русской медлительной речи» (К. Бальмонт).

f) «Рукописи не горят» (М. А. Булгаков).

Дата: 2019-02-19, просмотров: 267.