Лекция 1. Предмет логики, основные понятия и методы. (2 часа).
Лекция 2. Понятие как форма мышления. (2 часа).
Лекция 3. Логические операции с понятиями. (2 часа).
Лекция 4. Виды простых суждений. Модальность суждений. (2 часа).
Лекция 5. Сложное суждение и его виды. Законы логики. (2 часа).
Лекция 6. Дедуктивные умозаключения: выводы из простых суждений. (1 час).
Лекция 7. Дедуктивные умозаключения: выводы из сложных суждений. (2 часа).
Лекция 8 . Недедуктивные умозаключения. (1 час).
Лекция 9 . Доказательство как логическая основа аргументации. (2часа).
5.2.2. Лекции для заочной формы обучения, заочной формы ускоренного обучения (2 часа)
Обобщающая лекция – 2 часа.
Тема. Предмет и значение логики. Понятие как форма мышления. (2 часа).
Практические занятия
5.3.1. Практические занятия для студентов очной формы обучения (30 часов)
Тема 1. Логика и язык. Понятие как форма мышления. (2 часа).
Задание для подготовки к практическому занятию:
1. Понятие и имя. Смысл и значение имени. Имя и термин.
1. Принципы отношения именования, их значение при формировании юридической терминологии.
2. Способы образования понятий.
3. Основные логические характеристики понятия.
4. Виды понятий.
5. Отношения между понятиями.
Примерные упражнения:
1) Укажите смысл и значение следующих терминов:
• «самая высокая вершина в мире», «столица России», «Утренняя звезда», «человек», «золотая гора».
2) Определите, к каким семантическим категориям относятся выражения:
• «все металлы электропроводны», «если..., то...», «металл», «все», «жидкость, не имеющая вкуса, цвета и запаха», «имеющая вкус», «расположенный южнее», «город западнее Москвы», «столица», «столица Франции», «учитель», «учитель Александра Македонского», «тогда и только тогда, когда».
3) Проанализируйте с точки зрения выполнения принципов отношения именования следующие высказывания:
• «Шлиман искал холм Гиссарлык»;
• «Птолемей считал, что центральное тело Солнечной системы вращается вокруг Земли»;
• «И со свечкой искали они, и с умом, с упованьем и крепкой дубиной, понижением акций грозили притом, и пленяли улыбкой невинной» (Л. Кэрролл. Охота на Снарка).
4) Сравните содержания и объемы следующих понятий:
• число, которое делится на 2, число, которое делится на 2 и на 3;
• студент, студент Московского университета, учащийся;
• человек, знающий все живые европейские языки; человек, знающий все европейские языки.
5) Определите, к каким видам принадлежат следующие понятия:
• понятие, предложение, неосторожность, ненависть, вечный двигатель.
6) Определите при помощи круговых схем отношения между следующими понятиями:
• мужчина, отец, сын, внук;
• адвокат, юрист, прокурор;
• наука, логика, психология;
• переводчик; человек, знающий иностранный язык; человек, знающий немецкий язык.
1. Основная литература: Логика: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. А. Деминой. М.: Проспект, 2013; 2) Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Проспект, 2011.
2. Дополнительная литература: 1) Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И; 2) Упражнения по логике. М.: Проспект, 2007.
Тема 2. Логические операции с понятиями. (2 часа).
Задание для подготовки к практическому занятию
1. Обобщение и ограничение понятий.
2. Определение понятий. Виды определений.
3. Правила и ошибки в определении понятий.
4. Деление понятий: структура, виды и правила деления
5. Ошибки при делении понятий.
6. Операции с классами.
Примерные упражнения:
1) Обобщите и ограничьте следующие понятия: кража, потерпевший, учебник, имя существительное, стихотворение А.С.Пушкина.
2) Определите, соблюдены ли правила деления понятий и если нет, какие ошибки допущены в следующих примерах:
а) государства делятся на монархические, республиканские и демократические;
б) к ценным бумагам относятся акции и чеки;
в) животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих.
3) Установите, соблюдены ли правила определения понятий в следующих примерах, и если - нет, то какие ошибки допущены:
а) феодализм - общественный строй, основанный на эксплуатации;
б) кибернетика - не искусство;
в) соната - музыкальное произведение, написанное в сонатной форме;
г) преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные.
4) Назовите понятие, которое соответствует сумме следующих классов: 1. Чемпион мира и шахматист. 2. Работник уголовного розыска и инспектор уголовного розыска. 3. Человек, подозреваемый в преступлении, и мужчина.
5) Назовите понятие, которое соответствует пересечению классов: 1. Отвага и трусость. 2. Преступник и профессионал. 3. Преступление против личности и преступление против жизни.
6) Назовите класс, являющийся дополнением к каждому из следующих классов: 1. Бесхозное имущество. 2. Наказуемое деяние. 3. Частный детектив.
1. Основная литература: Логика: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. А. Деминой. М.: Проспект, 2013; 2) Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Проспект, 2011.
2. Дополнительная литература: 1) Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И; 2) Упражнения по логике. М.: Проспект, 2007.
Тема 3 . Суждение. Виды простых суждений. (2 часа).
Задание для подготовки к практическому занятию
1. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.
2. Виды простых суждений.
3. Категорические суждения, их классификация.
4. Распределенность терминов в простых категорических суждениях.
5. Логический квадрат: отношения между категорическими суждениями.
6. Модальные суждения. Понятие и виды модальностей.
Примерные упражнения:
1) Суждение выражается в предложении. Но не всякое предложение содержит суждение. Определите, какие из следующих предложений не выражают суждений:
а) «Никогда не разговаривайте с неизвестными» (М. А. Булгаков).
в) «О, как я вам благодарен! - вскричал арестант» (А. Конан Дойль).
с) «Заговорить с ней или нет?» - подумала Алиса» (Л. Кэролл).
d)Всему миру известен город Габрово в Болгарии.
e) «Я - изысканность русской медлительной речи» (К. Бальмонт).
f) «Рукописи не горят» (М. А. Булгаков).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 313.