В атрибутивном суждении «Некоторые осужденные к лишению свободы - рецидивисты» субъект и предикат:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

a)  оба распределены;

b)  субъект распределен, предикат не распределен;

c)  оба не распределены;

d)  субъект не распределен, предикат распределен.

 

1. Основная литература: Логика: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. А. Деминой. М.: Проспект, 2013; 2) Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Проспект, 2011.

2. Дополнительная литература: 1) Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И; 2) Упражнения по логике. М.: Проспект, 2007.

 

Тема 4 . Сложное суждение и его виды. (2 часа).

Задание для подготовки к практическому занятию

1. Структура сложного суждения.

2.  Основы языка логики высказываний.

3.  Вычисление истинностного значения сложного суждения.

4.  Отношения между сложными суждениями.

5.  Законы логики и логические противоречия.

Примерные упражнения:

1) Определите, какое из нижеприведенных сложных суждений имеет логическую форму:

(A →В v С)

a)  Договор купли-продажи может быть заключен в устной или пись­менной форме, он может быть подтвержден документально или нет.

b)  «Если ты сможешь доказать мне свои добрые намерения, то я поверю тебе, или же мне придется вызвать полицию и обвинить тебя в лжесвидетельстве».

c)  Если бы Н. был преступником, то он в указанную ночь должен был бы быть в замке или в прилегающем к нему парке.

d)  Если выступаешь без подготовки, то говоришь общо, неинте­ресно, фразерствуешь.

2)  Сложное суждение «Шторма бояться - в море не ходить» можно символически записать

a)  р & q;

b)  р V q;

c)  р V q;

d)  р ^ q;

e)  p = q.

3) Установите с помощью семантических таблиц, какие из сле­дующих формул выражают законы логики (являются тождественно­истинными формулами):

a)  А → (А v В);

b)  (А v В) →В;

c)  (А → В) → (В→ А);

d)  (А → В) → ( В → А).

4) Установите с помощью метода совместных таблиц, какие из следующих суждений являются эквивалентными:

a)  Платон мне друг, но истина дороже. Неверно, что Платон мне не друг и мне не дорога истина.

b)  Мой отец работает в университете, а брат учится в школе. Не­верно, что мой отец не работает в университете, а брат в школе не учится.

c)  Водород бесцветен и не имеет запаха. Неверно, что водород имеет цвет или запах.

5) Определите, в каком отношении находятся два следующих суж­дения: «Экзаменатор был строг, но справедлив» и «Экзаменатор не был ни строгим, ни справедливым»:

a)  отношение эквивалентности;

b)  отношение логического следования;

c)  отношение противоположности;

d)  отношение противоречия.

6)  Определите логическую форму следующего суждения: «Федя ходит в кино только в том случае, когда там показывают комедию».

1. Основная литература: Логика: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. А. Деминой. М.: Проспект, 2013; 2) Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Проспект, 2011.

2. Дополнительная литература: 1) Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И; 2) Упражнения по логике. М.: Проспект, 2007.

Тема 5 . Дедуктивные умозаключения: выводы из простых суждений. (2 часа).

Задание для подготовки к практическому занятию

1. Рассуждения и умозаключения. Структура умозаключения.

2.  Типы классификаций умозаключений.

3.  Специфика дедуктивных умозаключений и их виды.

4.  Непосредственные умозаключения.

5.  Простой категорический силлогизм: термины, правила, фигуры и модусы.

6.  Понятия энтимемы, полисиллогизма, сложносокращенных сил­логизмов.

 

Примерные упражнения:

Непосредственные умозаключения:

1) Сделайте вывод с помощью превращения, обращения и проти­вопоставления предикату из следующих посылок:

a)  Ни один материалист не отрицает познаваемости мира.

b)  Все силлогизмы являются умозаключениями.

c)  Некоторые дети хорошо рисуют.

d)  Некоторые животные не являются хищниками.

2)  Определите, какое из перечисленных ниже суждений является правильным превращением суждения «Некоторые студенты не являют­ся военнообязанными»:

a)  Некоторые студенты являются невоеннообязанными.

b)  Все студенты не являются невоеннообязанными.

c)  Некоторые студенты являются военнообязанными.

3)  Укажите правильное обращение суждения «Ни один ученик пя­того класса не знает высшей математики»:

a)  Все, не знающие высшей математики, являются учениками пятого класса.

b)  Некоторые ученики пятого класса не знают высшей математики.

c)  Ни один человек, знающий высшую математику, не является учени­ком пятого класса.

d)  Некоторые, знающие высшую математику, не являются учениками пятого класса.

4)  Определите, правильно ли проведено противопоставление пре­дикату в следующем примере: «Все млекопитающие - позвоночные жи­вотные».

Выберите правильный вариант противопоставления:

a)  Ни одно позвоночное животное не является не млекопитающим.

b)  Некоторые позвоночные животные не являются млекопитающими.

c)  Некоторые беспозвоночные животные не являются млекопитаю­щими.

d)  Ни одно беспозвоночное животное не является млекопитающим.

5)  Определите, какие суждения соответствуют указанным видам непосредственных умозаключений:

Исходное суждение: «Ничто человеческое мне не чуждо» Вид умозаключения
1. Некоторые не чуждые мне слабости - челове­ческие. а. Превращение
2. Ничто чуждое мне не является человеческим. b. Обращение
3. Все человеческое свойственно мне. c. Противопоставление предикату
4. Некоторые человеческие слабости мне не чужды. d. Вывод по логическому квадрату
5. Неверно, что нечто человеческое мне чуждо.  

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 422.