Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
ОДОБРЕНО | УТВЕРЖДАЮ Директор Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
_______________Н.И. Шаклеин |
Ученым советом | |
Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) | |
от ________________ | |
Протокол № ____________ |
Рабочая программА дисциплины (МОДУЛЯ)
«Логика» (Б1.В.ОД.17)
по образовательной программе высшего образования – программе бакалавриата
Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Квалификация (степень): бакалавр
Направленность (профиль) программы: общий
Форма обучения: очная, заочная
Год начала подготовки: 2017
Киров
2018
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО и с учетом ОП ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 01.12.2016 г. № 1511, а также с требованиями приказа Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»
Автор-составитель: Ордина О. Н. — кандидат культурологии, доцент
Раздел 1. Логика как наука
Раздел 2. Понятие
Раздел 3. Суждение
Раздел 4. Умозаключение
Вид учебной работы
Всего
Часов
Форма обучения - заочная
Вид учебной работы |
Всего Часов | Семестр | Семестр |
2 | 3 | ||
Контактная работа всего, в том числе (час.): | 10 | 2 | 8 |
Лекции (час.) | 2 | 2 | 8 |
Практические занятия (час.) | 8 | ||
Самостоятельная работа (всего час.) | 84 | 34 | 60 |
Промежуточная аттестация, в том числе консультация (час.) | 4 | ||
Фома промежуточной аттестации | Зачет | ||
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) | 108/3 | 36/1 | 72/2 |
Форма обучения – заочная ускоренная
Вид учебной работы |
Всего Часов | Семестр |
1 | ||
Контактная работа всего, в том числе (час.): | 8 | 8 |
Лекции (час.) | 2 | 2 |
Практические занятия (час.) | 6 | 6 |
Самостоятельная работа (всего час.) | 96 | 96 |
Промежуточная аттестация, в том числе консультация (час.) | 4 | 4 |
Фома промежуточной аттестации | зачет | зачет |
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) | 108/3 | 108/3 |
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий
Тематический план для студентов очной формы обучения
(трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц; 108 часов)
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
Лекции | Практические занятия | СРС | |||||
1. | Логика как наука. | 1 | 2 | 10 | Круглый стол | Устный опрос студентов | |
2. | Понятие. | 1 | 4 | 4 | 10 | Мозговой штурм | Проверка письменных заданий в виде таблиц |
3. | Суждение. | 1 | 4 | 4 | 10 | Круглый стол | Устный опрос студентов |
4. | Умозаключение. | 1 | 4 | 10 (4 - «И») | 10 | Круглый стол | Устный опрос студентов |
5. | Логические основы аргументации. | 1 | 2 | 12 - «И» | 22 | Мозговой штурм | Проверка письменных заданий в виде таблиц |
ВСЕГО: | 16 | 30 | 62 |
108 |
Тематический план для студентов заочной формы обучения
(трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы; 108 часов, включая 4 часа на зачет)
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
Лекции | Практические занятия | СРС | |||||
1. | Логика как наука. | 2 | 2 | 34 | |||
2. | Понятие. Суждение. Умозаключение. Логические основы аргументации. | 3 | 8 | 60 | Мозговой штурм | Устный опрос студентов | |
ВСЕГО: | 2 | 8 | 94 |
108 |
Тематический план для студентов заочной формы ускоренного обучения
(трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы;
108 часов, включая 4 часа на зачет)
№ п/п
| Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
лекции | Практические занятия | СРС | |||||
1. | Логика как наука. | 1 | 2 | 34 | |||
2. | Понятие. Суждение. Умозаключение. Логические основы аргументации. | 1 | 6 | 62 | Мозговой штурм | Устный опрос студентов | |
ВСЕГО: | 2 | 6 | 96 |
108 |
5.1. Содержание дисциплины (программа курса)
Раздел I. Логика как наука.
Тема 1. Логика в системе культуры, истории науки и философии.
Тема 2. Предмет логики, основные понятия и методы.
Раздел II. Понятие.
Тема 3. Понятие как форма мышления.
Тема 4. Логические операции с понятиями.
Раздел III. Суждение.
Тема 5. Виды простых суждений. Модальность суждений.
Тема 6. Сложное суждение и его виды. Законы логики.
Раздел IV. Умозаключение.
Тема 7. Дедуктивные умозаключения: выводы из простых суждений.
Тема 8. Дедуктивные умозаключения: выводы из сложных суждений.
Тема 9. Недедуктивные умозаключения.
Раздел V. Логические основы аргументации.
Тема 10. Доказательство как логическая основа аргументации. Доказательство и опровержение.
Тема 11. Аргументация: структура, способы, виды.
Тема 12. Вопрос и гипотеза как формы познания.
Лекции
Практические занятия
5.3.1. Практические занятия для студентов очной формы обучения (30 часов)
Тема 1. Логика и язык. Понятие как форма мышления. (2 часа).
Задание для подготовки к практическому занятию:
1. Понятие и имя. Смысл и значение имени. Имя и термин.
1. Принципы отношения именования, их значение при формировании юридической терминологии.
2. Способы образования понятий.
3. Основные логические характеристики понятия.
4. Виды понятий.
5. Отношения между понятиями.
Примерные упражнения:
1) Укажите смысл и значение следующих терминов:
• «самая высокая вершина в мире», «столица России», «Утренняя звезда», «человек», «золотая гора».
2) Определите, к каким семантическим категориям относятся выражения:
• «все металлы электропроводны», «если..., то...», «металл», «все», «жидкость, не имеющая вкуса, цвета и запаха», «имеющая вкус», «расположенный южнее», «город западнее Москвы», «столица», «столица Франции», «учитель», «учитель Александра Македонского», «тогда и только тогда, когда».
3) Проанализируйте с точки зрения выполнения принципов отношения именования следующие высказывания:
• «Шлиман искал холм Гиссарлык»;
• «Птолемей считал, что центральное тело Солнечной системы вращается вокруг Земли»;
• «И со свечкой искали они, и с умом, с упованьем и крепкой дубиной, понижением акций грозили притом, и пленяли улыбкой невинной» (Л. Кэрролл. Охота на Снарка).
4) Сравните содержания и объемы следующих понятий:
• число, которое делится на 2, число, которое делится на 2 и на 3;
• студент, студент Московского университета, учащийся;
• человек, знающий все живые европейские языки; человек, знающий все европейские языки.
5) Определите, к каким видам принадлежат следующие понятия:
• понятие, предложение, неосторожность, ненависть, вечный двигатель.
6) Определите при помощи круговых схем отношения между следующими понятиями:
• мужчина, отец, сын, внук;
• адвокат, юрист, прокурор;
• наука, логика, психология;
• переводчик; человек, знающий иностранный язык; человек, знающий немецкий язык.
1. Основная литература: Логика: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. А. Деминой. М.: Проспект, 2013; 2) Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Проспект, 2011.
2. Дополнительная литература: 1) Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И; 2) Упражнения по логике. М.: Проспект, 2007.
Тема 2. Логические операции с понятиями. (2 часа).
Задание для подготовки к практическому занятию
1. Обобщение и ограничение понятий.
2. Определение понятий. Виды определений.
3. Правила и ошибки в определении понятий.
4. Деление понятий: структура, виды и правила деления
5. Ошибки при делении понятий.
6. Операции с классами.
Примерные упражнения:
1) Обобщите и ограничьте следующие понятия: кража, потерпевший, учебник, имя существительное, стихотворение А.С.Пушкина.
2) Определите, соблюдены ли правила деления понятий и если нет, какие ошибки допущены в следующих примерах:
а) государства делятся на монархические, республиканские и демократические;
б) к ценным бумагам относятся акции и чеки;
в) животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих.
3) Установите, соблюдены ли правила определения понятий в следующих примерах, и если - нет, то какие ошибки допущены:
а) феодализм - общественный строй, основанный на эксплуатации;
б) кибернетика - не искусство;
в) соната - музыкальное произведение, написанное в сонатной форме;
г) преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные.
4) Назовите понятие, которое соответствует сумме следующих классов: 1. Чемпион мира и шахматист. 2. Работник уголовного розыска и инспектор уголовного розыска. 3. Человек, подозреваемый в преступлении, и мужчина.
5) Назовите понятие, которое соответствует пересечению классов: 1. Отвага и трусость. 2. Преступник и профессионал. 3. Преступление против личности и преступление против жизни.
6) Назовите класс, являющийся дополнением к каждому из следующих классов: 1. Бесхозное имущество. 2. Наказуемое деяние. 3. Частный детектив.
1. Основная литература: Логика: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. А. Деминой. М.: Проспект, 2013; 2) Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Проспект, 2011.
2. Дополнительная литература: 1) Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И; 2) Упражнения по логике. М.: Проспект, 2007.
Тема 3 . Суждение. Виды простых суждений. (2 часа).
Задание для подготовки к практическому занятию
1. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.
2. Виды простых суждений.
3. Категорические суждения, их классификация.
4. Распределенность терминов в простых категорических суждениях.
5. Логический квадрат: отношения между категорическими суждениями.
6. Модальные суждения. Понятие и виды модальностей.
Примерные упражнения:
1) Суждение выражается в предложении. Но не всякое предложение содержит суждение. Определите, какие из следующих предложений не выражают суждений:
а) «Никогда не разговаривайте с неизвестными» (М. А. Булгаков).
в) «О, как я вам благодарен! - вскричал арестант» (А. Конан Дойль).
с) «Заговорить с ней или нет?» - подумала Алиса» (Л. Кэролл).
d)Всему миру известен город Габрово в Болгарии.
e) «Я - изысканность русской медлительной речи» (К. Бальмонт).
f) «Рукописи не горят» (М. А. Булгаков).
Примерные упражнения:
1) Определите, почему в следующих примерах получено ложное заключение, несмотря на истинность посылок :
а) Общие понятия имеют объем, не равный нулю, единичные понятия имеют объем, не равный нулю. Следовательно, все понятия имеют объем, не равный нулю.
б) В Аргентине говорят на испанском языке. В Эквадоре говорят на испанском языке. В Венесуэле говорят на испанском языке. Аргентина, Эквадор, Венесуэла - южноамериканские страны. Следовательно, во всех южноамериканских странах говорят на испанском языке.
2) В философии существует знаменитая проблема чужого сознания, которую еще Дж. Беркли предлагал решить следующим способом. Мы не можем непосредственно установить наличие сознания у другого человека, а можем судить лишь по внешним признакам. Из внутреннего опыта нам известно, что наше собственное сознание связано с: а) обладанием членораздельной речью, б) адекватной реакцией на речь других людей,
в) адекватной реакцией на действия других людей. Если мы наблюдаем, что другой человек: а) обладает членораздельной речью, б) адекватно реагирует на нашу речь, в) адекватно реагирует на наши действия, то на этом основании мы заключаем, что он обладает сознанием.
Определите, какого типа недедуктивное умозаключение здесь использовано:
a) обобщающая индукция;
b) методы установления причинных связей;
c) аналогия.
Примерные упражнения:
Примерные упражнения:
Примерные упражнения:
1) Выявите логическую структуру и определите вид следующих вопросов:
«Какие существительные не спрягаются?», «Изменяются ли существительные по падежам?», «Ты владеешь английским или немецким языком?», «Как построить “вечный двигатель”?».
Какого вида ответы могут быть даны на эти вопросы?
2) Попытайтесь сузить следующие проблемы:
«Соотношение языка и мышления», «Взаимодействие природы и
общества». Расширьте проблемы: «Трудоустройство выпускников московских вузов», «Загрязнение озера Байкал», «Проблема реформы церковного календаря, решавшаяся Н. Коперником».
3) Определите обоснованность следующей гипотезы американского ученого Дж. Нрайгу:
Падение Римской империи было предрешено общим отравлением римлян свинцом, так как известно, что древние римляне потребляли в шесть раз больше свинца, чем допустимо по современным медицинским нормам (у богатых людей особым шиком считалось пользоваться свинцовой посудой, в свинцовых бутылях хранили вино и т.п.). Отравление свинцом ведет к тяжелым психическим расстройствам и умственной деградации, что подтверждается статистическими данными: за двести лет, с 20 по 220 гг. н.э. Римом правили более двадцати императоров с различными психическими отклонениями.
4) Приведите свои примеры научных гипотез и их обоснований.
Задания
Задание 1. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины; меньшую и большую посылки. Изобразите на круговых схемах отношения между терминами.
Образец решения:
Все студенты МГЮА (М) изучают логику (Р) - большая посылка.
Петров (S) - студент МГЮА (М) - меньшая посылка.
Петров (S) изучает логику (Р) - заключение.
На круговых схемах это может быть представлено следующим образом:
1. Студенты МГЮА изучают гражданское право. Никитин - студент МГЮА, поэтому он изучает гражданское право.
2. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Значит, Н. не должен быть привлечен к уголовной ответственности, так как он невиновен.
3. Данная сделка является недействительной, так как она незаконна, а всякая незаконная сделка недействительна.
Задание 2. Сделайте вывод из посылок простого категорического силлогизма. Если заключение с необходимостью не следует, укажите, какие общие правила силлогизма нарушены.
Образец решения:
Граждане Российской Федерации (Р +) имеют право на образование (М -).
Петерсон ( S+ ) имеет право на образование ( М - ).
Петерсон (S+) - гражданин Российской Федерации (Р-).
(Знаком «+» обозначается распределенность термина, знаком «-» - нерас- пределенность термина).
Заключение с необходимостью не следует (нет дедуктивной выводимости), т.к. нарушено 2-е правило терминов: средний термин (М) не распределен ни в одной из посылок.
1. Некоторые студенты МГЮА сдали досрочно зачет по логике. Некоторые студенты МГЮА - заочники.
2. Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями в суде. Н. не может быть представителем в суде.
3. Супруги должны материально поддерживать друг друга. М. и Н. материально поддерживают друг друга.
4. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. П. мошенничеством не занимался.
5. Некоторые офицеры ВДВ имеют боевые награды. Некоторые военнослужащие - офицеры ВДВ.
6.Сочинения А.С. Пушкина нельзя прочитать за один день. «Медный всадник» - сочинение А.С. Пушкина.
Задание 3. Сделайте вывод из посылок. Определите фигуру силлогизма. Если заключение с необходимостью не следует, укажите, какое правило фигуры нарушено.
Образец решения:
Некоторые студенты (М -) - отличники (Р -).
Н. (S +) - студент (М -).
Н. (S +) - отличник (Р -).
Силлогизм построен по 1-й фигуре. Вывод дедуктивно не следует, так как нарушено правило 1-й фигуры, согласно которому большая посылка должна быть общим суждением. Также нарушено 2-е правило терминов: средний термин не распределен ни в одной из посылок.
1. Все студенты юридических вузов изучают логику. Николаев не студент юридического вуза.
2. Все студенты юридических вузов изучают логику. Николаев изучает логику.
3. Некоторые юристы - адвокаты. Иванов - адвокат.
4. Некоторые преступления являются умышленными. Неосторожное тяжкое телесное повреждение - преступление.
5. Лица, уклоняющиеся от уплаты налога, привлекаются к уголовной ответственности по ст. 198 УК РФ. М. не уклоняется от уплаты налога.
Задание 4. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующих рассуждениях, запишите их в виде схемы.
Образец решения:
При установлении причин дорожно-транспортных происшествий (d) был сделан вывод: несмотря на все различия в марках машины (B, D, F), возрасте водителей (C,E,K) и т.п., большинство аварий происходит в результате алкогольного опьянения водителя (А).
Установлено на основании метода сходства.
А В С вызывает d,
A D F вызывает d,
A F K вызывает d.
Вероятно, А является причиной d.
1. Роджер Бэкон, монах-францисканец и естествоиспытатель, исследуя происхождение цветов радуги, установил, что они появляются при пропускании света сквозь шестигранные кристаллы; он открыл, что то же явление имеет место при прохождении света через другие прозрачные среды: через капли росы, в водяной пыли водопада, в брызгах воды от ударов весел. Бэкон пришел к выводу, что причиной появления радуги является прохождение света через прозрачные среды сферической или призматической формы.
2. Там, где плотность населения незначительна, при прочих равных условиях, медленнее происходит развитие производительных сил. Наоборот, более высокая плотность населения при прочих равных условиях служит одной из важнейших предпосылок быстрого производства. Значит, от роста и плотности населения в той или иной мере зависит ускорение или замедление темпов общественного развития.
3. Всякий раз, когда затылочные доли полушарий головного мозга животного удалялись, животные теряли зрительный рефлекс. Из этого следует, что затылочные доли полушарий головного мозга являются необходимым условием зрительного рефлекса.
4. В портовом городе ограбили спортивную базу. Часть спортивного инвентаря была обнаружена у А., В. и С. Во время следствия была установлена виновность всех троих. Однако следовало выяснить одно обстоятельство: в помещение склада преступники могли проникнуть только через узкий проем между решеткой и стенкой в подвальном окне склада, но ни один из них по своему росту и размерам тела не могли этого сделать. Был сделан вывод, что в ограблении принимало участие еще одно лицо. Как впоследствии было установлено, им оказался некий К.
Задание 5. К данным тезисам подберите аргументы, постройте аргументацию, используя дедуктивную форму обоснования.
Образец решения:
Тезис (Т): Редькин привлечен к уголовной ответственности по статье 188 УК РФ.
Аргументы: 1) Редькин занимался контрабандой. 2) Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности по статье 188 УК РФ.
Демонстрация в форме простого категорического силлогизма:
Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности по статье 188 УК РФ.
Редькин занимался контрабандой.
Редькин привлечен к уголовной ответственности по статье 188 УК РФ.
1. Огурцов привлекается к уголовной ответственности.
2. Сделка, совершенная гражданином Помидоровым, является односторонней.
3. Суждение «Подложный документ не является доказательством» - простое.
4. Если будет снежная зима, то могут быть перебои в снабжении района продовольствием.
Задание 6. К данным тезисам подберите аргументы, постройте аргументацию, используя индуктивную форму обоснования.
Образец решения:
Тезис (Т): Некоторые студенты 11-й группы успешно сдали сессию.
Аргументы:
1) Болотин успешно сдал сессию;
2) Березкин успешно сдал сессию;
3) Осинкина успешно сдала сессию.
4) Болотин, Березкин и Осинкина - студенты 11-й группы.
Некоторые студенты 11-й группы успешно сдали сессию.
(Аргументация в форме неполной индукции)
1. Некоторые страны являются высокоразвитыми.
2. Некоторые модусы умозаключений из сложных суждений не
дают достоверных выводов.
3. Излишества губят здоровье.
Задание 7. Подберите аргументы, постройте косвенное (апагогическое или разделительное) обоснование тезиса.
Образец решения:
Косвенное апагогическое доказательство тезиса:
1) Тезис (Т): Некоторые преступления совершаются умышленно.
2) Допущение - Антитезис ( Т): Ни одно преступление не совершается умышленно.
3) Следствия, вытекающие из антитезиса:
С1 - угон автомобиля гражданина Воронина - неумышленное преступление.
С2 - ограбление квартиры гражданки Сорокиной - неумышленное преступление.
С3 - нападение на инкассаторов Сидорова и Галкина - неумышленное преступление.
4) Сопоставление указанных следствий с фактами обнаруживает их ложность (все рассмотренные преступления были совершены с прямым умыслом).
5) Вывод: Антитезис неверен, следовательно, верен тезис. Тезис доказан.
Форма доказательства:
( Т) → (С1, С2, С3)
С1, С2, С3
( Т)
Т
Косвенное разделительное доказательство тезиса:
1. Данное деяние может быть преступлением небольшой тяжести (А), средней тяжести (В), тяжким (С) или особо тяжким (D).
2. Обоснуем тезис, что данное деяние - преступление небольшой тяжести.
(A v B v C v В v D), С, В, D
А
1. Все свидетельские показания подтвердились.
2. Некоторые студенты учатся на заочном факультете.
3. Некоторые государства являются федеративными.
4. Понятие «правовая норма» - общее.
Задание 8. Постройте конструктивную и деструктивную критику тезиса.
1. Все преступления - умышленные.
2. Никто не виноват в произошедшей на заводе аварии.
3. Среди русских писателей нет лауреатов Нобелевской премии.
4. Ни один модус условно-категорического умозаключения не дает достоверных выводов.
При подготовке к занятию студентам следует ознакомиться с соответствующими разделами учебника, источников.
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Самостоятельная работа студентов делится на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная работа выполняется в ходе проведения практических и лекционных занятий под непосредственным руководством преподавателя. Внеаудиторная – в свободное от занятий время без участия преподавателя, но по его заданию, а также по собственной инициативе обучающегося.
К видам самостоятельной работы бакалавров относятся:
1) изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы к теме лекции и практического занятия;
2) подготовка докладов, рефератов, презентаций с последующим обсуждением их на практических занятиях;
3) подготовка к участию в дискуссиях, круглых столах, коллоквиумах, предусмотренных программой, самостоятельное изучение соответствующей литературы по теме;
4) выполнение упражнений и тестов для самоконтроля при подготовке к практическому занятию;
5) подготовка к контрольному тестированию.
Указанный минимум может быть расширен за счет использования заданий, дополнительно разработанных в установленном порядке.
Образовательные технологии (интерактивные методики)
Семестр | Виды занятий | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов | |
Очная форма обучения | Заочная форма ускоренного обучения | |||
I | Лекция | Лекция-презентация, наглядные пособия, использование видеозаписей, лекция-дискуссия. | 2 | 2 |
Практическое занятие | Сократический диалог, мозговой штурм, работа в малых группах, case-study, «дерево решений», «займи позицию», «круглый стол», комментирование, дискуссия, творческие задания | 8 | 2 |
Формы проведения занятий:
• «Ролевые игры» при изучении различных проблем курса логики. Например, организация «модельных» судебных процессов.
• Моделирование различных логических ситуаций. (Например, употребление и выражение в словах и предложениях понятий и суждений со стороны защиты и обвинения в судебном состязании.)
• Деление группы студентов на подгруппы - оппоненты, члены которых готовят друг для друга сложные, «каверзные» вопросы, имеющие практические выходы.
• Создание интересных логических задач, тестов, логических кроссвордов и др.
• Выделение на практическом занятии группы проблемных вопросов, имеющих неоднозначные пути решения.
• «Кейс-стади».
• Презентации проектов.
• Разбор речей и выступлений известных русских юристов.
• Технология портфолио.
• Мастер-классы ведущих отечественных специалистов по логике.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине:
1. Логика: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. А. Деминой. М.: Проспект, 2013.
2. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Проспект, 2011.
ОПК-5
ПК-6
7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
7.3.1. Задания для текущего и рубежного контроля по дисциплине
Формами контроля знаний студентов являются:
• Проверка теоретической подготовленности студентов, осуществляемой путем опросов студентов. В зависимости от подготовленности группы опрос может производиться различно: выступления студентов на добровольных началах могут сочетаться с вызовом преподавателя, вызов подготовленных студентов сочетаться с вызовом менее подготовленных.
• Проверка практической подготовленности студентов.
• Контроль за выполнением студентами письменных домашних заданий, путем общей или выборочной проверки.
• Вызов студента на еженедельную консультацию для отработки задолженности в случае невыполнения письменного домашнего задания, плохих ответов на практическом занятии (незнания теоретического материала, неумения решать логические задачи) или отсутствия студента на практическом занятии.
• Контрольная работа по одному или нескольким разделам курса.
• Тестирование.
• Рубежный контроль по тем или иным разделам курса и др.
Примерные тесты
Тема 2. Понятие.
Тема 4. Суждение
1) Высказывание «Лишение свободы с отсрочкой исполнения приговора имеет воспитательный характер» является простым суждением:
a) существования;
b) с отношением;
c) атрибутивным.
Тема 8. Аналогия и гипотеза
1) Умозаключение «Кинокомедии Э. Рязанова «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Гараж» и другие пользуются большим успехом.
Очевидно, что такое отношение зрителя можно отнести ко всем фильмам этого талантливого кинорежиссера, включая и те, которые еще не вышли на экран» является аналогией (более одного ответа):
а) свойств или b) отношений;
с) строгой или d) нестрогой.
ОПК-5
способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
ПК-6
способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
Контрольные вопросы для подготовки к зачету
Тематика контрольных работ (для заочной формы обучения, методические рекомендации по выполнению)
1. Предмет логики как науки.
2. Мышление как объект и инструмент познания. Логика и правовое мышление.
3. Понятие логической формы. Истинность и правильность мысли.
4. Язык как знаковая система. Требования к языку права.
5. Семантические категории языковых выражений. Язык логики.
6. Понятие как форма мышления. Образование понятий.
7. Объем и содержание понятий, их соотношение.
8. Операции ограничения и обобщения понятий.
9. Виды понятий.
10. Отношения между понятиями.
11. Определение понятий и виды определений. Приемы, сходные с определением.
12. Правила определения. Ошибки в определениях.
13. Деление понятий и его виды.
14. Правила деления и ошибки, возможные при делении.
15. Классификация, виды классификации.
16. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.
17. Простые суждения и их виды.
18. Категорические суждения, их виды.
19. Распределенность терминов в категорических суждениях.
20. Отношения между простыми суждениями. «Логический квадрат».
21. Модальность суждений. Виды модальностей.
22. Основные эквивалентности для алетических и эпистемических модальностей.
23. Логические отношения между деонтическими модальностями и их значение для построения нормативных рассуждений.
24. Сложные суждения и их виды. Логическая форма сложных суждений.
25. Семантические таблицы истинности.
26. Отношения между сложными суждениями. Понятие логического следования.
27. Законы логики и логические противоречия.
28. Основные законы логики.
29. Рассуждение, его структура. Характеристика умозаключения и его видов.
30. Отличительные черты дедуктивных умозаключений и их роль в познании.
31. Силлогистический вывод. Непосредственные умозаключения, их виды.
32. Простой категорический силлогизм. Структура и термины силлогизма.
33. Правила силлогизма: правила терминов и посылок.
34. Фигуры силлогизма и их познавательные функции. Правила фигур. Понятие модуса силлогизма.
35. Энтимема. Способы образования и проверки энтимем.
36. Сложные силлогизмы (полисиллогизмы и сориты).
37. Условно-категорические умозаключения, их использование при аргументации.
38. Чисто условные умозаключения, их роль в доказательстве.
39. Разделительно-категорические умозаключения, условия правильности вывода.
40. Дилеммы, их виды и правильные формы.
41. Недедуктивные умозаключения, их виды и роль в познании.
42. Индукция как метод познания. Полная индукция, возможности ее применения.
43. Неполная индукция и способы повышения ее надежности.
44. Научная индукция. Типичные ошибки, возникающие при анализе причинных связей.
45. Методы сходства и различия. Объединенный метод.
46. Методы сопутствующих изменений и остатков.
47. Умозаключения по аналогии, их структура и виды.
48. Роль аналогии в науке и правовом процессе.
49. Аргументация, доказательство и опровержение, их структура.
50. Способы доказательства.
51. Виды опровержения.
52. Правила по отношению к тезису: возможные ошибки и уловки.
53. Правила по отношению к аргументам, возможные ошибки и уловки.
54. Правила по отношению к демонстрации и возможные ошибки.
55. Основные требования к аргументации.
56. Виды аргументации.
57. Структура вопроса, виды вопросов и критерии их правильности.
58. Ответ, виды ответов, критерии правильности ответов.
59. Проблема и гипотеза как способы представления и развития знания.
60. Гипотеза и судебно-следственная версия, их подтверждение и опровержение.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций при проведении текущего контроля успеваемости
Этапы | Процедура проведения | Шкала оценивания и критерии оценки по содержанию и качеству | Оценка знаний, умений, навыков / Методические материалы |
Решение контрольных задач
Зачет
Устный зачет — форма промежуточной аттестации, на котором обучающиеся отвечают на вопросы билета устно. При проведении устного зачета билет выбирает сам экзаменуемый в случайном порядке. Время подготовки ответа при сдаче зачета время подготовки составляет до 20 минут (по желанию обучающегося ответ может быть досрочным). Время ответа – не более 15 минут. Экзаменатор задает обучающемуся дополнительные вопросы в рамках программы дисциплины текущего семестра, а также, дает контрольное задание в виде задачи, где обучающийся должен продемонстрировать свои умения, способности, применение полученных знаний.
При прохождении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся отвечает на два вопроса билета к зачету, один дополнительный вопрос, и выполняет одно практическое задание.
Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
ОДОБРЕНО | УТВЕРЖДАЮ Директор Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
_______________Н.И. Шаклеин |
Ученым советом | |
Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) | |
от ________________ | |
Протокол № ____________ |
Рабочая программА дисциплины (МОДУЛЯ)
«Логика» (Б1.В.ОД.17)
по образовательной программе высшего образования – программе бакалавриата
Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Квалификация (степень): бакалавр
Дата: 2019-02-19, просмотров: 326.