Квалификация (степень): бакалавр
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

 

ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Волго-Вятского института (филиала) Университета

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

_______________Н.И. Шаклеин

Ученым советом
Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
от ________________
Протокол № ____________

 

Рабочая программА дисциплины (МОДУЛЯ)

«Логика» (Б1.В.ОД.17)

по образовательной программе высшего образования – программе бакалавриата

 

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Квалификация (степень): бакалавр

Направленность (профиль) программы: общий

Форма обучения: очная, заочная

Год начала подготовки: 2017

 

Киров

2018


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО и с учетом ОП ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 01.12.2016 г. № 1511, а также с требованиями приказа Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

 

 

Автор-составитель: Ордина О. Н. — кандидат культурологии, доцент


Раздел 1. Логика как наука

  Тема 1. Логика в системе культуры, истории науки и философии ОПК-5, ПК-6 В результате изучения обучающийся должен: знать: - истоки и основные этапы развития логи­ки как науки; - роль логики в системах культур и образо­вания Запада и России, основные особен­ности развития логики в России; уметь: - ориентироваться в системе логического знания; - понимать характерные особенности со­временного этапа развития логики;  владеть: - навыком видеть и устанавливать взаи­мосвязи логики с философией, социоло­гией, этикой, правом; - культурой мышления, способностью к обобщению.   Тема 2. Предмет логи­ки, основные понятия и методы ОПК-5, ПК-6 В результате изучения обучающийся должен: знать: - определение предмета логики как науки; - понятия формы мышления, логической формы, логического закона; - язык как объект логического анализа; уметь: - соотнести понятия: логика теоретиче­ская и практическая, классическая и не­классическая, традиционная и символи­ческая, формальная и неформальная; - различать истинность и формальную правильность мысли; владеть: - навыками применения метода формали­зации и его значения в логике; - навыками использования основных прин­ципов логического анализа языка; - навыками использования основных поло­жений и методов логики при решении со­циальных и профессиональных задач. 2

Раздел 2. Понятие

  Тема 3. Понятие как форма мышления ОПК-5, ПК-6  В результате изучения обучающийся должен: знать: - основные логические характеристики по­нятия; - особенности юридических понятий; - виды понятий; - отношения между понятиями; уметь: - давать логическую характеристику поня­тия через его виды; - представлять отношения между понятия­ми с помощью кругов Эйлера; - выполнять операции с классами; владеть: - навыками использования логических при­емов формирования понятий (анализ, син­тез, сравнение, абстрагирование, обобще­ние); - навыками корректного использования по­нятий, характеризующих область права и правовой деятельности.   Тема 4. Логические опе­рации с понятиями ОПК-5, ПК-6 В результате изучения обучающийся должен: знать: - обобщение и ограничение понятий; - деление понятий, его структуру и виды, правила и ошибки; - понятие классификации, виды классифи­каций; классификации в правовых нау­ках; - определение, структуру и виды определе­ний, правила и ошибки; - специфику неявных определений; прие­мы, заменяющие определения; - роль определений в правовых науках и кодексах права; уметь: - обобщать и ограничивать понятия; выполнять деление понятий в соответ­ствии с правилами; - анализировать определения, уметь строить родо-видовые определения; - выявлять логические ошибки, связанные с нарушением правил деления и опреде­ления понятий. владеть: - навыком корректно вводить и использо­вать определения в области права, прово­дить разные виды деления и классифика­ции; - владеть культурой мышления, способ­ность к обобщению, анализу, восприя­тию информации, постановке цели и вы­бору путей ее достижения; - навыком логически верно, аргументиро­ванно и ясно строить устную и письмен­ную речь. 3

Раздел 3. Суждение

  Тема 5. Виды простых суждений. Модальность суждений ОПК-5, ПК-6  В результате изучения обучающийся должен: знать: - что такое суждение, суждение и предло­жение; - виды простых суждений; - категорические суждения, их классифи­кацию; - специфику выделяющих и исключающих суждений; - распределенность терминов в суждениях; - логические отношения между простыми категорическими суждениями; - понятие и виды модальностей; уметь: - определять вид простого суждения, кате­горического суждения; - изображать отношения между термина­ми суждения с помощью кругов Эйлера, определять распределенность терминов суждения; - определять логические отношения между суждениями на основе «логического ква­драта» и делать элементарные выводы; владеть: - навыками логического анализа высказы­ваний естественного языка с целью выяв­ления их логической формы; - навыком логически верно, аргументиро­ванно и ясно строить устную и письмен­ную речь.   Тема 6. Сложное суж­дение и его виды ОПК-5, ПК-6  В результате изучения обучающийся должен: знать: - суждение и высказывание; - понятие логической связки, соотношение логических связок с союзами естествен­ного языка; - способ построения сложных суждений из простых: основы языка логики высказы­ваний; - табличное определение логических свя­зок; - виды сложных суждений; законы логики как тождественно­истинные суждения; - логические отношения между сложными суждениями; уметь: - четко определять характер логической связки и структуру сложного суждения в высказываниях естественного языка; - переводить их в символическую запись; - вычислять значение истинности слож­ных суждений на основе семантических таблиц истинности; - определять законы логики, логические противоречия, выполнимые суждения; - выявлять логические отношения между сложными суждениями; владеть: - современными методами логического ана­лиза сложных суждений; - навыками определения логических отно­шений между сложными суждениями, уме­нием с ними обращаться, при необходимо­сти отстаивать свою точку зрения, опровер­гать чужие тезисы и аргументы; - умением обнаруживать логические про­тиворечия и неопределенности в процес­се общения и обмена информацией; - навыками анализа социально значимых проблем и процессов.   4

Раздел 4. Умозаключение

  Тема 7. Дедуктивные умо­заключения: выводы из простых суждений ОПК-5, ПК-6  В результате изучения обучающийся должен: знать: - что такое рассуждение, умозаключение, структура умозаключения; - понятие логического следования; - типы классификаций умозаключений; - виды дедуктивных умозаключений; - специфику непосредственных умозаклю­чений; - простой категорический силлогизм и его структуру; - понятия фигуры и модуса простого кате­горического силлогизма; - правила простого категорического силло­гизма; - понятие энтимемы, ее роль в аргумента­ции; - понятие сложного и сложносокращенно­го силлогизма; уметь: - преобразовывать суждения путем пре­вращения, обращения и противопостав­ления предикату; - определять термины и посылки силло­гизма, изображать отношение - между тер­минами в круговых схемах; - использовать круговые схемы для про­верки правильности силлогизма; - делать вывод из посылок силлогизма, уметь проверять необходимость заключе­ния с помощью правил силлогизма; - определять фигуру силлогизма и исполь­зовать правила фигур; - восстанавливать энтимему до полного сил­логизма; - делать выводы из суждений с отношения­ми; владеть: - различными методиками проверки пра­вильности рассуждений, выявлять некор­ректные выводы; - быть способным логически верно, аргу­ментированно и ясно строить устную и письменную речь; - на основании владения методами пра­вильного вывода быть способным давать квалифицированные юридические за­ключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности.   Тема 8. Дедуктивные умо­заключения: выводы из сложных суждений ОПК-5, ПК-6  В результате изучения обучающийся должен: знать: - чисто условные умозаключения; - условно-категорическое умозаключение и его модусы; - разделительно-категорическое умоза­ключение и его модусы; - условно-разделительное умозаключение: простую и сложную, конструктивную и деструктивную дилеммы; - иметь понятие о современной логике, классической и неклассической; модаль­ной логике как логике неклассической; значение деонтической логики и логики оценок для юридических наук; уметь: - выделить основание и следствие в услов­ных посылках; - определить модус умозаключения; - строить рассуждение по заданному мо­дусу; - определять вид дилеммы и проверять правильность вывода; - строить рассуждения в форме дилеммы; - восстанавливать энтимемы на основе условных и разделительных суждений; владеть: - навыками логически корректного, пра­вильного рассуждения; - корректно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - рационально обосновывать принимае­мые решения, быть способным прини­мать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с зако­ном.   Тема 9. Недедуктивные умозаключения ОПК-5, ПК-6  В результате изучения обучающийся должен: знать: - индуктивные умозаключения и их виды; - понятия полной, неполной, популярной, научной индукции; - типичные логические ошибки в индук­тивных умозаключениях; - методы научной индукции; - специфику статистических обобщений; - понятие аналогии, виды аналогии; - типичные ошибки в умозаключениях по аналогии; - условия состоятельности выводов по аналогии; - роль аналогии в науке и правовом про­цессе; уметь: - определять степень вероятности - обобще­ния в неполной индукции; - избегать логических ошибок в индуктив­ных умозаключениях и умозаключениях по аналогии; видеть эти ошибки в чужих рассуждениях; владеть: навыками применения методов индук­тивного обобщения, научной индукции в правовых исследованиях и правовом по­знании. - навыками применения аналогии как вида умозаключения в правовом процессе и в процессе расследования, в том числе при производстве криминалистических экс­пертиз; - быть способным давать квалифицирован­ные юридические заключения и консуль­тации в конкретных видах юридической деятельности; - быть способным использовать основные положения и методы логики при решении социальных и профессиональных задач. 5.

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестры 1 Контактная работа всего, в том числе: 46 46 Лекции 16 16 Практические занятия 30 30 Самостоятельная работа (всего), 62 62 Промежуточная аттестация (час.)   Форма промежуточной аттестации зачет Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 108/3 108/3

 

Форма обучения - заочная

 

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестр Семестр
2 3
Контактная работа всего, в том числе (час.): 10 2 8
Лекции (час.) 2 2 8
Практические занятия (час.) 8    
Самостоятельная работа (всего час.) 84 34 60
Промежуточная аттестация, в том числе консультация (час.) 4
Фома промежуточной аттестации   Зачет
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 108/3 36/1 72/2

 

Форма обучения – заочная ускоренная

 

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестр
1
Контактная работа всего, в том числе (час.): 8 8
Лекции (час.) 2 2
Практические занятия (час.) 6 6
Самостоятельная работа (всего час.) 96 96
Промежуточная аттестация, в том числе консультация (час.) 4 4
Фома промежуточной аттестации зачет зачет
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 108/3 108/3

 


5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий

Тематический план для студентов очной формы обучения

(трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц; 108 часов)

 

№ п/п

Раздел (тема) учебной дисциплины

Семестр

Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)

Образовательные технологии

Формы текущего контроля

Лекции Практические занятия СРС
1. Логика как наука.   1 2   10 Круглый стол Устный опрос студентов
2. Понятие. 1 4 4 10 Мозговой штурм Проверка письменных заданий в виде таблиц
3. Суждение. 1 4 4 10 Круглый стол Устный опрос студентов
4. Умозаключение. 1 4 10 (4 - «И») 10 Круглый стол Устный опрос студентов
5. Логические основы аргументации. 1 2 12 - «И» 22 Мозговой штурм Проверка письменных заданий в виде таблиц

ВСЕГО:

16 30 62

108

 

Тематический план для студентов заочной формы обучения

(трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы; 108 часов, включая 4 часа на зачет)

№ п/п

Раздел (тема) учебной дисциплины

Семестр

Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)

Образовательные технологии

Формы текущего контроля

Лекции Практические занятия СРС
1. Логика как наука. 2 2   34    
2. Понятие. Суждение. Умозаключение. Логические основы аргу­ментации. 3   8 60 Мозговой штурм Устный опрос студентов

ВСЕГО:

2 8 94

108

Тематический план для студентов заочной формы ускоренного обучения

(трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы;

108 часов, включая 4 часа на зачет)

п/п

 

Раздел (тема)

учебной

дисциплины

Семестр

Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах)

Образовательные технологии

Формы текущего контроля

лекции     Практические занятия СРС
1. Логика как наука. 1 2   34    
2. Понятие. Суждение. Умозаключение. Логические основы аргу­ментации. 1   6 62 Мозговой штурм Устный опрос студентов

 ВСЕГО:

2 6 96

108

5.1. Содержание дисциплины (программа курса)

Раздел I. Логика как наука.

Тема 1. Логика в системе культуры, истории науки и философии.

Тема 2. Предмет логики, основные понятия и методы.

Раздел II. Понятие.

Тема 3. Понятие как форма мышления.

Тема 4. Логические операции с понятиями.

Раздел III. Суждение.

Тема 5. Виды простых суждений. Модальность суждений.

Тема 6. Сложное суждение и его виды. Законы логики.

Раздел IV. Умозаключение.

Тема 7. Дедуктивные умозаключения: выводы из простых суждений.

Тема 8. Дедуктивные умозаключения: выводы из сложных суждений.

Тема 9. Недедуктивные умозаключения.

Раздел V. Логические основы аргументации.

Тема 10. Доказательство как логическая основа аргументации. Доказательство и опровержение.

Тема 11. Аргументация: структура, способы, виды.

Тема 12. Вопрос и гипотеза как формы познания.

 

Лекции

Практические занятия

5.3.1. Практические занятия для студентов очной формы обучения (30 часов)

Тема 1. Логика и язык. Понятие как форма мышления. (2 часа).

Задание для подготовки к практическому занятию:

1. Понятие и имя. Смысл и значение имени. Имя и термин.

1.  Принципы отношения именования, их значение при формирова­нии юридической терминологии.

2.  Способы образования понятий.

3.  Основные логические характеристики понятия.

4.  Виды понятий.

5.  Отношения между понятиями.

Примерные упражнения:

1) Укажите смысл и значение следующих терминов:

•  «самая высокая вершина в мире», «столица России», «Утренняя звезда», «человек», «золотая гора».

2) Определите, к каким семантическим категориям относятся вы­ражения:

•  «все металлы электропроводны», «если..., то...», «металл», «все», «жидкость, не имеющая вкуса, цвета и запаха», «имеющая вкус», «расположенный южнее», «город западнее Москвы», «столица», «столица Франции», «учитель», «учитель Александра Македонско­го», «тогда и только тогда, когда».

3) Проанализируйте с точки зрения выполнения принципов отно­шения именования следующие высказывания:

•  «Шлиман искал холм Гиссарлык»;

•  «Птолемей считал, что центральное тело Солнечной системы вращается вокруг Земли»;

•  «И со свечкой искали они, и с умом, с упованьем и крепкой дуби­ной, понижением акций грозили притом, и пленяли улыбкой не­винной» (Л. Кэрролл. Охота на Снарка).

4) Сравните содержания и объемы следующих понятий:

•  число, которое делится на 2, число, которое делится на 2 и на 3;

•  студент, студент Московского университета, учащийся;

•  человек, знающий все живые европейские языки; человек, знаю­щий все европейские языки.

5) Определите, к каким видам принадлежат следующие поня­тия:

•  понятие, предложение, неосторожность, ненависть, вечный дви­гатель.

6)  Определите при помощи круговых схем отношения между сле­дующими понятиями:

•  мужчина, отец, сын, внук;

•  адвокат, юрист, прокурор;

•  наука, логика, психология;

•  переводчик; человек, знающий иностранный язык; человек, зна­ющий немецкий язык.

 

1. Основная литература: Логика: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. А. Деминой. М.: Проспект, 2013; 2) Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Проспект, 2011.

2. Дополнительная литература: 1) Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И; 2) Упражнения по логике. М.: Проспект, 2007.

 

Тема 2. Логические операции с понятиями. (2 часа).

Задание для подготовки к практическому занятию

1. Обобщение и ограничение понятий.

2. Определение понятий. Виды определений.

3. Правила и ошибки в определении понятий.

4.  Деление понятий: структура, виды и правила деления

5.  Ошибки при делении понятий.

6.  Операции с классами.

Примерные упражнения:

1)  Обобщите и ограничьте следующие понятия: кража, потерпев­ший, учебник, имя существительное, стихотворение А.С.Пушкина.

2) Определите, соблюдены ли правила деления понятий и если нет, какие ошибки допущены в следующих примерах:

а) государства делятся на монархические, республиканские и де­мократические;

б) к ценным бумагам относятся акции и чеки;

в) животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млеко­питающих.

3) Установите, соблюдены ли правила определения понятий в сле­дующих примерах, и если - нет, то какие ошибки допущены:

а) феодализм - общественный строй, основанный на эксплуата­ции;

б) кибернетика - не искусство;

в) соната - музыкальное произведение, написанное в сонатной форме;

г) преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяй­ственные.

4) Назовите понятие, которое соответствует сумме следующих классов: 1. Чемпион мира и шахматист. 2. Работник уголовного розыска и инспектор уголовного розыска. 3. Человек, подозреваемый в престу­плении, и мужчина.

5) Назовите понятие, которое соответствует пересечению клас­сов: 1. Отвага и трусость. 2. Преступник и профессионал. 3. Престу­пление против личности и преступление против жизни.

6) Назовите класс, являющийся дополнением к каждому из следу­ющих классов: 1. Бесхозное имущество. 2. Наказуемое деяние. 3. Част­ный детектив.

1. Основная литература: Логика: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. А. Деминой. М.: Проспект, 2013; 2) Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Проспект, 2011.

2. Дополнительная литература: 1) Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И; 2) Упражнения по логике. М.: Проспект, 2007.

Тема 3 . Суждение. Виды простых суждений. (2 часа).

Задание для подготовки к практическому занятию

1. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.

2. Виды простых суждений.

3. Категорические суждения, их классификация.

4. Распределенность терминов в простых категорических суждениях.

5. Логический квадрат: отношения между категорическими суждениями.

6. Модальные суждения. Понятие и виды модальностей.

Примерные упражнения:

1) Суждение выражается в предложении. Но не всякое предложение содержит суждение. Определите, какие из следующих предложе­ний не выражают суждений:

а) «Никогда не разговаривайте с неизвестными» (М. А. Булгаков).

в) «О, как я вам благодарен! - вскричал арестант» (А. Конан Дойль).

с) «Заговорить с ней или нет?» - подумала Алиса» (Л. Кэролл).

d)Всему миру известен город Габрово в Болгарии.

e) «Я - изысканность русской медлительной речи» (К. Бальмонт).

f) «Рукописи не горят» (М. А. Булгаков).

Примерные упражнения:

1) Определите, почему в следующих примерах получено ложное заключение, несмотря на истинность посылок :

а) Общие понятия имеют объем, не равный нулю, единичные поня­тия имеют объем, не равный нулю. Следовательно, все понятия имеют объем, не равный нулю.

б) В Аргентине говорят на испанском языке. В Эквадоре говорят на испанском языке. В Венесуэле говорят на испанском языке. Аргенти­на, Эквадор, Венесуэла - южноамериканские страны. Следовательно, во всех южноамериканских странах говорят на испанском языке.

2)  В философии существует знаменитая проблема чужого сознания, которую еще Дж. Беркли предлагал решить следующим способом. Мы не можем непосредственно установить наличие сознания у другого челове­ка, а можем судить лишь по внешним признакам. Из внутреннего опыта нам известно, что наше собственное сознание связано с: а) обладанием членораздельной речью, б) адекватной реакцией на речь других людей,

в) адекватной реакцией на действия других людей. Если мы наблюдаем, что другой человек: а) обладает членораздельной речью, б) адекватно реагирует на нашу речь, в) адекватно реагирует на наши действия, то на этом основании мы заключаем, что он обладает сознанием.

Определите, какого типа недедуктивное умозаключение здесь ис­пользовано:

a)  обобщающая индукция;

b)  методы установления причинных связей;

c)  аналогия.

Примерные упражнения:

Примерные упражнения:

Примерные упражнения:

1) Выявите логическую структуру и определите вид следующих во­просов:

«Какие существительные не спрягаются?», «Изменяются ли суще­ствительные по падежам?», «Ты владеешь английским или немецким языком?», «Как построить “вечный двигатель”?».

Какого вида ответы могут быть даны на эти вопросы?

2) Попытайтесь сузить следующие проблемы:

«Соотношение языка и мышления», «Взаимодействие природы и

общества». Расширьте проблемы: «Трудоустройство выпускников мо­сковских вузов», «Загрязнение озера Байкал», «Проблема реформы церковного календаря, решавшаяся Н. Коперником».

3)  Определите обоснованность следующей гипотезы американ­ского ученого Дж. Нрайгу:

Падение Римской империи было предрешено общим отравлением римлян свинцом, так как известно, что древние римляне потребляли в шесть раз больше свинца, чем допустимо по современным медицин­ским нормам (у богатых людей особым шиком считалось пользоваться свинцовой посудой, в свинцовых бутылях хранили вино и т.п.). Отравле­ние свинцом ведет к тяжелым психическим расстройствам и умственной деградации, что подтверждается статистическими данными: за двести лет, с 20 по 220 гг. н.э. Римом правили более двадцати императоров с различными психическими отклонениями.

4) Приведите свои примеры научных гипотез и их обоснований.

Задания

Задание 1. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины; меньшую и большую по­сылки. Изобразите на круговых схемах отношения между терминами.

Образец решения:

Все студенты МГЮА (М) изучают логику (Р) - большая посылка.

Петров (S) - студент МГЮА (М) - меньшая посылка.

Петров (S) изучает логику (Р) - заключение.

На круговых схемах это может быть представлено следующим об­разом:


 


 

1. Студенты МГЮА изучают гражданское право. Никитин - студент МГЮА, поэтому он изучает гражданское право.

2. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной от­ветственности. Значит, Н. не должен быть привлечен к уголов­ной ответственности, так как он невиновен.

3. Данная сделка является недействительной, так как она незакон­на, а всякая незаконная сделка недействительна.

Задание 2. Сделайте вывод из посылок простого категорического силлогизма. Если заключение с необходимостью не следует, укажите, какие общие правила силлогизма нарушены.



Образец решения:

Граждане Российской Федерации (Р +) имеют право на образование (М -).

Петерсон ( S+ ) имеет право на образование ( М - ).

Петерсон (S+) - гражданин Российской Федерации (Р-).

(Знаком «+» обозначается распределенность термина, знаком «-» - нерас- пределенность термина).

Заключение с необходимостью не следует (нет дедуктивной выводимо­сти), т.к. нарушено 2-е правило терминов: средний термин (М) не распре­делен ни в одной из посылок.

1. Некоторые студенты МГЮА сдали досрочно зачет по логике. Не­которые студенты МГЮА - заочники.

2. Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть предста­вителями в суде. Н. не может быть представителем в суде.

3. Супруги должны материально поддерживать друг друга. М. и Н. материально поддерживают друг друга.

4. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголов­ной ответственности. П. мошенничеством не занимался.

5. Некоторые офицеры ВДВ имеют боевые награды. Некоторые военнослужащие - офицеры ВДВ.

6.Сочинения А.С. Пушкина нельзя прочитать за один день. «Мед­ный всадник» - сочинение А.С. Пушкина.

Задание 3. Сделайте вывод из посылок. Определите фигуру сил­логизма. Если заключение с необходимостью не следует, укажите, ка­кое правило фигуры нарушено.

Образец решения:

Некоторые студенты (М -) - отличники (Р -).

Н. (S +) - студент (М -).

Н. (S +) - отличник (Р -).

Силлогизм построен по 1-й фигуре. Вывод дедуктивно не следу­ет, так как нарушено правило 1-й фигуры, согласно которому большая посылка должна быть общим суждением. Также нарушено 2-е правило терминов: средний термин не распределен ни в одной из посылок.

1. Все студенты юридических вузов изучают логику. Николаев не студент юридического вуза.

2. Все студенты юридических вузов изучают логику. Николаев из­учает логику.

3. Некоторые юристы - адвокаты. Иванов - адвокат.

4. Некоторые преступления являются умышленными. Неосторож­ное тяжкое телесное повреждение - преступление.

5. Лица, уклоняющиеся от уплаты налога, привлекаются к уголов­ной ответственности по ст. 198 УК РФ. М. не уклоняется от упла­ты налога.

Задание 4. Определите, какой метод научной индукции применя­ется в следующих рассуждениях, запишите их в виде схемы.

Образец решения:

При установлении причин дорожно-транспортных происшествий (d) был сделан вывод: несмотря на все различия в марках машины (B, D, F), возрасте водителей (C,E,K) и т.п., большинство аварий происхо­дит в результате алкогольного опьянения водителя (А).

Установлено на основании метода сходства.

А В С вызывает d,

A D F вызывает d,

A F K вызывает d.

Вероятно, А является причиной d.

1. Роджер Бэкон, монах-францисканец и естествоиспытатель, ис­следуя происхождение цветов радуги, установил, что они появ­ляются при пропускании света сквозь шестигранные кристаллы; он открыл, что то же явление имеет место при прохождении све­та через другие прозрачные среды: через капли росы, в водя­ной пыли водопада, в брызгах воды от ударов весел. Бэкон при­шел к выводу, что причиной появления радуги является прохож­дение света через прозрачные среды сферической или призма­тической формы.

2. Там, где плотность населения незначительна, при прочих рав­ных условиях, медленнее происходит развитие производитель­ных сил. Наоборот, более высокая плотность населения при про­чих равных условиях служит одной из важнейших предпосылок быстрого производства. Значит, от роста и плотности населения в той или иной мере зависит ускорение или замедление темпов общественного развития.

3. Всякий раз, когда затылочные доли полушарий головного мозга животного удалялись, животные теряли зрительный рефлекс. Из этого следует, что затылочные доли полушарий головного мозга являются необходимым условием зрительного рефлекса.

4. В портовом городе ограбили спортивную базу. Часть спортивно­го инвентаря была обнаружена у А., В. и С. Во время следствия была установлена виновность всех троих. Однако следовало вы­яснить одно обстоятельство: в помещение склада преступники могли проникнуть только через узкий проем между решеткой и стенкой в подвальном окне склада, но ни один из них по свое­му росту и размерам тела не могли этого сделать. Был сделан вывод, что в ограблении принимало участие еще одно лицо. Как впоследствии было установлено, им оказался некий К.

Задание 5. К данным тезисам подберите аргументы, постройте аргументацию, используя дедуктивную форму обоснования.

Образец решения:

Тезис (Т): Редькин привлечен к уголовной ответственности по статье 188 УК РФ.

Аргументы: 1) Редькин занимался контрабандой. 2) Лица, занимающи­еся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности по ста­тье 188 УК РФ.

Демонстрация в форме простого категорического силлогизма:

Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной от­ветственности по статье 188 УК РФ.

Редькин занимался контрабандой.

Редькин привлечен к уголовной ответственности по статье 188 УК РФ.

1. Огурцов привлекается к уголовной ответственности.

2. Сделка, совершенная гражданином Помидоровым, является односторонней.

3. Суждение «Подложный документ не является доказательством» - простое.

4. Если будет снежная зима, то могут быть перебои в снабжении района продовольствием.

Задание 6. К данным тезисам подберите аргументы, постройте аргументацию, используя индуктивную форму обоснования.

Образец решения:

Тезис (Т): Некоторые студенты 11-й группы успешно сдали сессию.

Аргументы:

1)  Болотин успешно сдал сессию;

2)  Березкин успешно сдал сессию;

3)  Осинкина успешно сдала сессию.

4)  Болотин, Березкин и Осинкина - студенты 11-й группы.

Некоторые студенты 11-й группы успешно сдали сессию.

(Аргументация в форме неполной индукции)

1. Некоторые страны являются высокоразвитыми.

2. Некоторые модусы умозаключений из сложных суждений не

дают достоверных выводов.

3. Излишества губят здоровье.

Задание 7. Подберите аргументы, постройте косвенное (апагоги­ческое или разделительное) обоснование тезиса.

Образец решения:

Косвенное апагогическое доказательство тезиса:

1)  Тезис (Т): Некоторые преступления совершаются умышленно.

2)  Допущение - Антитезис ( Т): Ни одно преступление не совер­шается умышленно.

3)  Следствия, вытекающие из антитезиса:

С1 - угон автомобиля гражданина Воронина - неумышленное преступление.

С2 - ограбление квартиры гражданки Сорокиной - неумышлен­ное преступление.

С3 - нападение на инкассаторов Сидорова и Галкина - неумыш­ленное преступление.

4)  Сопоставление указанных следствий с фактами обнаруживает их ложность (все рассмотренные преступления были совершены с пря­мым умыслом).

5)  Вывод: Антитезис неверен, следовательно, верен тезис. Тезис доказан.

Форма доказательства:

( Т) → (С1, С2, С3)

С1, С2, С3

( Т)

Т

Косвенное разделительное доказательство тезиса:

1.  Данное деяние может быть преступлением небольшой тяжести (А), средней тяжести (В), тяжким (С) или особо тяжким (D).

2.  Обоснуем тезис, что данное деяние - преступление небольшой тяжести.

(A v B v C v В v D), С, В, D

                А

1. Все свидетельские показания подтвердились.

2. Некоторые студенты учатся на заочном факультете.

3. Некоторые государства являются федеративными.

4. Понятие «правовая норма» - общее.

Задание 8. Постройте конструктивную и деструктивную критику тезиса.

1. Все преступления - умышленные.

2. Никто не виноват в произошедшей на заводе аварии.

3. Среди русских писателей нет лауреатов Нобелевской премии.

4. Ни один модус условно-категорического умозаключения не дает достоверных выводов.

При подготовке к занятию студентам следует ознакомиться с соответствующими разделами учебника, источников.

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

Самостоятельная работа студентов делится на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная работа выполняется в ходе проведения практических и лекционных занятий под непосредственным руководством преподавателя. Внеаудиторная – в свободное от занятий время без участия преподавателя, но по его заданию, а также по собственной инициативе обучающегося.

К видам самостоятельной работы бакалавров относятся:

1)  изучение рекомендованной основной и дополнительной лите­ратуры к теме лекции и практического занятия;

2)  подготовка докладов, рефератов, презентаций с последующим обсуждением их на практических занятиях;

3)  подготовка к участию в дискуссиях, круглых столах, коллокви­умах, предусмотренных программой, самостоятельное изучение соот­ветствующей литературы по теме;

4)  выполнение упражнений и тестов для самоконтроля при подго­товке к практическому занятию;

5)  подготовка к контрольному тестированию.

Указанный минимум может быть расширен за счет использования заданий, дополнительно разработанных в установленном порядке.

Образовательные технологии (интерактивные методики)

 

Семестр

Виды занятий

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество часов

Очная форма обучения Заочная форма ускоренного обучения

I

Лекция Лекция-презентация, наглядные пособия, использование видеозаписей, лекция-дискуссия. 2 2
Практическое занятие Сократический диалог, мозговой штурм, работа в малых группах, case-study, «дерево решений», «займи позицию», «круглый стол», комментирование, дискуссия, творческие задания 8 2

Формы проведения занятий:

•  «Ролевые игры» при изучении различных проблем курса логики. Например, организация «модельных» судебных процессов.

•  Моделирование различных логических ситуаций. (Например, упо­требление и выражение в словах и предложениях понятий и суж­дений со стороны защиты и обвинения в судебном состязании.)

•  Деление группы студентов на подгруппы - оппоненты, члены ко­торых готовят друг для друга сложные, «каверзные» вопросы, имеющие практические выходы.

•  Создание интересных логических задач, тестов, логических кроссвордов и др.

•  Выделение на практическом занятии группы проблемных вопро­сов, имеющих неоднозначные пути решения.

•  «Кейс-стади».

•  Презентации проектов.

•  Разбор речей и выступлений известных русских юристов.

•  Технология портфолио.

•  Мастер-классы ведущих отечественных специалистов по логике.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине:

1. Логика: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. А. Деминой. М.: Проспект, 2013.

2.  Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Проспект, 2011.

ОПК-5

 

1. Этап (начальный) 1. Ответ на вопросы билета к зачету 2. Ответ на дополнительный вопрос на зачете 3. Выполнение практического задания Обучаемый продемонстрировал: твердые знания и понимание основного программного материала; правильные, без грубых ошибок, ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах преподавателя; недостаточно полное владение основной литературой, рекомендованной учебной программой. Учебные действия и умения сформированы в неполном объеме и характеризуются осознанностью, освоенностью, самостоятельностью со стороны обучающегося. зачтено/низкий уровень освоения компетенция 2. Этап (продуктивно-деятельностный) 1. Ответ на вопросы билета к зачету 2. Ответ на дополнительный вопрос на зачете 3. Выполнение практического задания Обучаемый продемонстрировал: полное знание программного материала, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей. Учебные действия и умения сформированы в полном объеме, характеризуются осознанностью, но не отличаются обобщенностью и инициативностью. зачтено/повышенный уровень освоения компетенции 3. Этап (практико-ориентированный) 1. Ответ на вопросы билета к зачету 2. Ответ на дополнительный вопрос на зачете 3. Выполнение практического задания Обучаемый продемонстрировал: глубокие исчерпывающие знания и понимание программного материала; содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы, включая дополнительные, четко и логически стройно излагает свою позицию, умеет тесно увязывать теорию с практикой; свободное владение основной и дополнительной литературой, рекомендованной учебной программой. Учебные действия и умения сформированы в полном объеме и характеризуются высоким уровнем осознанности, освоенности, обобщенности, самостоятельности и инициативности со стороны обучающегося. зачтено/высокий уровень освоения компетенции

ПК-6

1. Этап (начальный) 1. Ответ на вопросы билета к зачету 2. Ответ на дополнительный вопрос на зачете 3. Выполнение практического задания Обучаемый продемонстрировал: твердые знания и понимание основного программного материала; правильные, без грубых ошибок, ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах преподавателя; недостаточно полное владение основной литературой, рекомендованной учебной программой. Учебные действия и умения сформированы в неполном объеме и характеризуются осознанностью, освоенностью, самостоятельностью со стороны обучающегося. зачтено/низкий уровень освоения компетенция 2. Этап (продуктивно-деятельностный) 1. Ответ на вопросы билета к зачету 2. Ответ на дополнительный вопрос на зачете 3. Выполнение практического задания Обучаемый продемонстрировал: полное знание программного материала, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей. Учебные действия и умения сформированы в полном объеме, характеризуются осознанностью, но не отличаются обобщенностью и инициативностью. зачтено/повышенный уровень освоения компетенции 3. Этап (практико-ориентированный) 1. Ответ на вопросы билета к зачету 2. Ответ на дополнительный вопрос на зачете 3. Выполнение практического задания Обучаемый продемонстрировал: глубокие исчерпывающие знания и понимание программного материала; содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы, включая дополнительные, четко и логически стройно излагает свою позицию, умеет тесно увязывать теорию с практикой; свободное владение основной и дополнительной литературой, рекомендованной учебной программой. Учебные действия и умения сформированы в полном объеме и характеризуются высоким уровнем осознанности, освоенности, обобщенности, самостоятельности и инициативности со стороны обучающегося. зачтено/высокий уровень освоения компетенции

7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

7.3.1. Задания для текущего и рубежного контроля по дисциплине

 

Формами контроля знаний студентов являются:

•  Проверка теоретической подготовленности студентов, осущест­вляемой путем опросов студентов. В зависимости от подготов­ленности группы опрос может производиться различно: высту­пления студентов на добровольных началах могут сочетаться с вызовом преподавателя, вызов подготовленных студентов соче­таться с вызовом менее подготовленных.

•  Проверка практической подготовленности студентов.

•  Контроль за выполнением студентами письменных домашних заданий, путем общей или выборочной проверки.

•  Вызов студента на еженедельную консультацию для отработки задолженности в случае невыполнения письменного домашнего задания, плохих ответов на практическом занятии (незнания те­оретического материала, неумения решать логические задачи) или отсутствия студента на практическом занятии.

•  Контрольная работа по одному или нескольким разделам курса.

•  Тестирование.

•  Рубежный контроль по тем или иным разделам курса и др.

 

Примерные тесты

Тема 2. Понятие.

Тема 4. Суждение

1)  Высказывание «Лишение свободы с отсрочкой исполнения при­говора имеет воспитательный характер» является простым суждением:

a)  существования;

b)  с отношением;

c)  атрибутивным.

Тема 8. Аналогия и гипотеза

1) Умозаключение «Кинокомедии Э. Рязанова «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Гараж» и другие пользуются большим успехом.

Очевидно, что такое отношение зрителя можно отнести ко всем фильмам этого талантливого кинорежиссера, включая и те, которые еще не вышли на экран» является аналогией (более одного ответа):

а) свойств или b) отношений;

с) строгой или d) нестрогой.

ОПК-5

способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

1. Этап (начальный) C 1 по 60 2. Этап (продуктивно-деятельностный) C 1 по 60 3. Этап (практико-ориентированный) C 1 по 60

ПК-6

способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства

1. Этап (начальный) C 1 по 60 2. Этап (продуктивно-деятельностный) C 1 по 60 3. Этап (практико-ориентированный) C 1 по 60

Контрольные вопросы для подготовки к зачету

Тематика контрольных работ (для заочной формы обучения, методические рекомендации по выполнению)

1. Предмет логики как науки.

2.  Мышление как объект и инструмент познания. Логика и право­вое мышление.

3.  Понятие логической формы. Истинность и правильность мысли.

4.  Язык как знаковая система. Требования к языку права.

5.  Семантические категории языковых выражений. Язык логики.

6.  Понятие как форма мышления. Образование понятий.

7.  Объем и содержание понятий, их соотношение.

8.  Операции ограничения и обобщения понятий.

9.  Виды понятий.

10.  Отношения между понятиями.

11.  Определение понятий и виды определений. Приемы, сходные с определением.

12.  Правила определения. Ошибки в определениях.

13.  Деление понятий и его виды.

14.  Правила деления и ошибки, возможные при делении.

15.  Классификация, виды классификации.

16.  Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.

17.  Простые суждения и их виды.

18.  Категорические суждения, их виды.

19.  Распределенность терминов в категорических суждениях.

20.  Отношения между простыми суждениями. «Логический ква­драт».

21.  Модальность суждений. Виды модальностей.

22.  Основные эквивалентности для алетических и эпистемических модальностей.

23.  Логические отношения между деонтическими модальностями и их значение для построения нормативных рассуждений.

24.  Сложные суждения и их виды. Логическая форма сложных суж­дений.

25.  Семантические таблицы истинности.

26.  Отношения между сложными суждениями. Понятие логического следования.

27.  Законы логики и логические противоречия.

28.  Основные законы логики.

29.  Рассуждение, его структура. Характеристика умозаключения и его видов.

30.  Отличительные черты дедуктивных умозаключений и их роль в познании.

31.  Силлогистический вывод. Непосредственные умозаключения, их виды.

32.  Простой категорический силлогизм. Структура и термины сил­логизма.

33.  Правила силлогизма: правила терминов и посылок.

34.  Фигуры силлогизма и их познавательные функции. Правила фи­гур. Понятие модуса силлогизма.

35.  Энтимема. Способы образования и проверки энтимем.

36.  Сложные силлогизмы (полисиллогизмы и сориты).

37.  Условно-категорические умозаключения, их использование при аргументации.

38.  Чисто условные умозаключения, их роль в доказательстве.

39.  Разделительно-категорические умозаключения, условия пра­вильности вывода.

40.  Дилеммы, их виды и правильные формы.

41.  Недедуктивные умозаключения, их виды и роль в познании.

42.  Индукция как метод познания. Полная индукция, возможности ее применения.

43.  Неполная индукция и способы повышения ее надежности.

44.  Научная индукция. Типичные ошибки, возникающие при анали­зе причинных связей.

45.  Методы сходства и различия. Объединенный метод.

46.  Методы сопутствующих изменений и остатков.

47.  Умозаключения по аналогии, их структура и виды.

48.  Роль аналогии в науке и правовом процессе.

49.  Аргументация, доказательство и опровержение, их структура.

50.  Способы доказательства.

51.  Виды опровержения.

52.  Правила по отношению к тезису: возможные ошибки и уловки.

53.  Правила по отношению к аргументам, возможные ошибки и уловки.

54.  Правила по отношению к демонстрации и возможные ошибки.

55.  Основные требования к аргументации.

56.  Виды аргументации.

57.  Структура вопроса, виды вопросов и критерии их правильности.

58.  Ответ, виды ответов, критерии правильности ответов.

59.  Проблема и гипотеза как способы представления и развития знания.

60.  Гипотеза и судебно-следственная версия, их подтверждение и опровержение.

 

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций при проведении текущего контроля успеваемости

 

Этапы Процедура проведения Шкала оценивания и критерии оценки по содержанию и качеству Оценка знаний, умений, навыков / Методические материалы

Решение контрольных задач

Этап 1 (этап начальный) Этап 2 (этап продуктивно-деятельностный) Этап 3 (этап практико-ориентированный)   Решение контрольных задач осуществляется с целью проверки уровня навыков (владений) обучающегося разрабатывать и оформлять проекты документов; правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности Обучающемуся объявляется условие задачи, решение которой он излагает устно. Предлагается алгоритм решения задачи. Может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. При обработке результатов оценочной процедуры используются оценочные графы в журнале преподавателя · «Зачтено» - контрольная работа признана рецензентом удовлетворительной: обучающийся ясно изложил условие задачи, решение обосновал · обучающийся ясно изложил условие задачи, но в обосновании решения имеются сомнения; · обучающийся изложил решение задачи, но обосновал его формулировками обыденного мышления. «Не зачтено» - контрольная работа признана рецензентом неудовлетворительной.   Знать. Приобретение обучающимися предметных знаний и умений, необходимых для выполнения конкретных профессиональных действий и задач   Уметь. Способность и готовность применять предметные знания и умения в практическом плане, использовать имеющиеся знания и умения для решения стандартных профессиональных задач и практических заданий   Владеть. Актуализация компетенции в новых и нестандартных ситуациях, оценка эффективности и качества имеющихся знаний, умений и навыков и выбор наиболее эффективных, формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию

Зачет

Этап 1 (этап начальный) Этап 2 (этап продуктивно-деятельностный) Этап 3 (этап практико-ориентированный)   Промежуточной аттестацией является зачет, проводимый в устной форме   При прохождении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся отвечает на два вопроса билета к экзамену, один дополнительный вопрос, выполняет одно контрольное задание в виде решения задачи (при наличии), при необходимости отвечает на дополнительные вопросы.   Каждому обучающемуся на подготовку к ответу на вопрос билета дается до 20 минут. Не менее чем за неделю до зачета преподаватель должен определить обучающемуся вопросы для подготовки к зачету, нормативно-правовые акты, теоретические источники для подготовки. По результатам промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся получает оценку:   1. Зачтено Выставляется в случае отличных, хороших или удовлетворительных знаний: · обучающийся демонстрирует усвоение материала в основном, но дан неполный ответ на поставленный вопрос, при изложении теоретического материала допускает ошибки относительно фактов, понятий персоналий и другие неточности, нарушает последовательность в изложении программного материала, в ответе обучающегося отсутствуют доказательные выводы, на дополнительные вопросы даны неточные или не раскрывающие сути проблемы ответы; · обучающимся дан полный и выстроенный в логической последовательности ответ на поставленный вопрос, грамотно и по существу изложен ответ, обучающийся может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий, однако, были допущены неточности в ответе на вопрос, а именно в определении понятий, персоналий, дат принятия документов, на дополнительные вопросы были даны неполные или недостаточно аргументированные ответы; обучающийся добросовестно, глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, увязывает свой ответ с практикой, приводит аргументированные примеры, быстро принимает оптимальные решения по вопросу, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и анализировать излагаемый материал, не допуская ошибок.   2. Не зачтено Выставляется в случае неудовлетворительных знаний: обучающийся недобросовестно подходит к изучению значительной части программного материала, дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения ответа имеют существенные нарушения, при изложении теоретического материала допущены существенные ошибки, в ответе отсутствуют выводы, обучающийся испытывает затруднения в выполнении практических заданий, речь неграмотная; обучающийся отказывается отвечать на дополнительные вопросы или дает неверные ответы. Знать. Приобретение обучающимися предметных знаний и умений, необходимых для выполнения конкретных профессиональных действий и задач   Уметь. Способность и готовность применять предметные знания и умения в практическом плане, использовать имеющиеся знания и умения для решения стандартных профессиональных задач и практических заданий   Владеть. Актуализация компетенции в новых и нестандартных ситуациях, оценка эффективности и качества имеющихся знаний, умений и навыков и выбор наиболее эффективных, формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию

 

Устный зачет — форма промежуточной аттестации, на котором обучающиеся отвечают на вопросы билета устно. При проведении устного зачета билет выбирает сам экзаменуемый в случайном порядке. Время подготовки ответа при сдаче зачета время подготовки составляет до 20 минут (по желанию обучающегося ответ может быть досрочным). Время ответа – не более 15 минут. Экзаменатор задает обучающемуся дополнительные вопросы в рамках программы дисциплины текущего семестра, а также, дает контрольное задание в виде задачи, где обучающийся должен продемонстрировать свои умения, способности, применение полученных знаний.

При прохождении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся отвечает на два вопроса билета к зачету, один дополнительный вопрос, и выполняет одно практическое задание.

Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

 

ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Волго-Вятского института (филиала) Университета

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

_______________Н.И. Шаклеин

Ученым советом
Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
от ________________
Протокол № ____________

 

Рабочая программА дисциплины (МОДУЛЯ)

«Логика» (Б1.В.ОД.17)

по образовательной программе высшего образования – программе бакалавриата

 

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Квалификация (степень): бакалавр

Дата: 2019-02-19, просмотров: 326.