Рецензенты: Плотникова Е.В. – кандидат философских наук
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                   Банина Е.Н. – кандидат филологических наук

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общегуманитарных и социально-экономических дисциплин от «22» марта 2018 года, протокол № 07.

 

                                       

© Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2018

Оглавление

1. Наименование учебной дисциплины Б1.В.ОД.17 «Логика». 4

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 4

3. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы.. 14

4. Объём дисциплины в зачётных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу обучающихся. 15

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий. 16

5.1. Содержание дисциплины (программа курса) 17

5.2. Лекции. 17

5.3. Практические занятия. 18

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 38

Образовательные технологии (интерактивные методики) 38

7.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся. 39

7.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.. 39

7.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 42

7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 44

7.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 52

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 62

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 62

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 62

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем.. 65

12. Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 65

 


1. Наименование учебной дисциплины Б1.В.ОД.17 «Логика»

Цели и задачи освоения учебной дисциплины

 

Цель освоения учебной дисциплины состоит в том, чтобы дать студентам представление о природе и специфике логического знания, возможностях логики для решения задач будущей профессиональной и научно-исследовательской деятельности, выработать понятие логической культуры как неотъемлемой части общей культуры личности, умение аргументировано и доказательно строить свои рассуждения.

Основными видами профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины:

- правоприменительная.

Бакалавр по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

правоприменительная деятельность:

- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

- составление юридических документов.

К задачам учебной дисциплины относятся:

- способствовать выработке навыков интеллектуальной деятельности и умения представлять ее результаты (любое знание) в рациональной форме; умения аргументировано обосновывать свои суждения, выявлять логические ошибки и избегать их в собственной профессиональной деятельности.

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

№ п/п Наименование раздела (темы) учебной дисциплины Коды формируемых комплектаций компетенций Планируемый результат обучения (зна­ния, умения, владение компетенциями)
1

Раздел 1. Логика как наука

  Тема 1. Логика в системе культуры, истории науки и философии ОПК-5, ПК-6 В результате изучения обучающийся должен: знать: - истоки и основные этапы развития логи­ки как науки; - роль логики в системах культур и образо­вания Запада и России, основные особен­ности развития логики в России; уметь: - ориентироваться в системе логического знания; - понимать характерные особенности со­временного этапа развития логики;  владеть: - навыком видеть и устанавливать взаи­мосвязи логики с философией, социоло­гией, этикой, правом; - культурой мышления, способностью к обобщению.   Тема 2. Предмет логи­ки, основные понятия и методы ОПК-5, ПК-6 В результате изучения обучающийся должен: знать: - определение предмета логики как науки; - понятия формы мышления, логической формы, логического закона; - язык как объект логического анализа; уметь: - соотнести понятия: логика теоретиче­ская и практическая, классическая и не­классическая, традиционная и символи­ческая, формальная и неформальная; - различать истинность и формальную правильность мысли; владеть: - навыками применения метода формали­зации и его значения в логике; - навыками использования основных прин­ципов логического анализа языка; - навыками использования основных поло­жений и методов логики при решении со­циальных и профессиональных задач. 2

Раздел 2. Понятие

  Тема 3. Понятие как форма мышления ОПК-5, ПК-6  В результате изучения обучающийся должен: знать: - основные логические характеристики по­нятия; - особенности юридических понятий; - виды понятий; - отношения между понятиями; уметь: - давать логическую характеристику поня­тия через его виды; - представлять отношения между понятия­ми с помощью кругов Эйлера; - выполнять операции с классами; владеть: - навыками использования логических при­емов формирования понятий (анализ, син­тез, сравнение, абстрагирование, обобще­ние); - навыками корректного использования по­нятий, характеризующих область права и правовой деятельности.   Тема 4. Логические опе­рации с понятиями ОПК-5, ПК-6 В результате изучения обучающийся должен: знать: - обобщение и ограничение понятий; - деление понятий, его структуру и виды, правила и ошибки; - понятие классификации, виды классифи­каций; классификации в правовых нау­ках; - определение, структуру и виды определе­ний, правила и ошибки; - специфику неявных определений; прие­мы, заменяющие определения; - роль определений в правовых науках и кодексах права; уметь: - обобщать и ограничивать понятия; выполнять деление понятий в соответ­ствии с правилами; - анализировать определения, уметь строить родо-видовые определения; - выявлять логические ошибки, связанные с нарушением правил деления и опреде­ления понятий. владеть: - навыком корректно вводить и использо­вать определения в области права, прово­дить разные виды деления и классифика­ции; - владеть культурой мышления, способ­ность к обобщению, анализу, восприя­тию информации, постановке цели и вы­бору путей ее достижения; - навыком логически верно, аргументиро­ванно и ясно строить устную и письмен­ную речь. 3

Раздел 3. Суждение

  Тема 5. Виды простых суждений. Модальность суждений ОПК-5, ПК-6  В результате изучения обучающийся должен: знать: - что такое суждение, суждение и предло­жение; - виды простых суждений; - категорические суждения, их классифи­кацию; - специфику выделяющих и исключающих суждений; - распределенность терминов в суждениях; - логические отношения между простыми категорическими суждениями; - понятие и виды модальностей; уметь: - определять вид простого суждения, кате­горического суждения; - изображать отношения между термина­ми суждения с помощью кругов Эйлера, определять распределенность терминов суждения; - определять логические отношения между суждениями на основе «логического ква­драта» и делать элементарные выводы; владеть: - навыками логического анализа высказы­ваний естественного языка с целью выяв­ления их логической формы; - навыком логически верно, аргументиро­ванно и ясно строить устную и письмен­ную речь.   Тема 6. Сложное суж­дение и его виды ОПК-5, ПК-6  В результате изучения обучающийся должен: знать: - суждение и высказывание; - понятие логической связки, соотношение логических связок с союзами естествен­ного языка; - способ построения сложных суждений из простых: основы языка логики высказы­ваний; - табличное определение логических свя­зок; - виды сложных суждений; законы логики как тождественно­истинные суждения; - логические отношения между сложными суждениями; уметь: - четко определять характер логической связки и структуру сложного суждения в высказываниях естественного языка; - переводить их в символическую запись; - вычислять значение истинности слож­ных суждений на основе семантических таблиц истинности; - определять законы логики, логические противоречия, выполнимые суждения; - выявлять логические отношения между сложными суждениями; владеть: - современными методами логического ана­лиза сложных суждений; - навыками определения логических отно­шений между сложными суждениями, уме­нием с ними обращаться, при необходимо­сти отстаивать свою точку зрения, опровер­гать чужие тезисы и аргументы; - умением обнаруживать логические про­тиворечия и неопределенности в процес­се общения и обмена информацией; - навыками анализа социально значимых проблем и процессов.   4

Раздел 4. Умозаключение

  Тема 7. Дедуктивные умо­заключения: выводы из простых суждений ОПК-5, ПК-6  В результате изучения обучающийся должен: знать: - что такое рассуждение, умозаключение, структура умозаключения; - понятие логического следования; - типы классификаций умозаключений; - виды дедуктивных умозаключений; - специфику непосредственных умозаклю­чений; - простой категорический силлогизм и его структуру; - понятия фигуры и модуса простого кате­горического силлогизма; - правила простого категорического силло­гизма; - понятие энтимемы, ее роль в аргумента­ции; - понятие сложного и сложносокращенно­го силлогизма; уметь: - преобразовывать суждения путем пре­вращения, обращения и противопостав­ления предикату; - определять термины и посылки силло­гизма, изображать отношение - между тер­минами в круговых схемах; - использовать круговые схемы для про­верки правильности силлогизма; - делать вывод из посылок силлогизма, уметь проверять необходимость заключе­ния с помощью правил силлогизма; - определять фигуру силлогизма и исполь­зовать правила фигур; - восстанавливать энтимему до полного сил­логизма; - делать выводы из суждений с отношения­ми; владеть: - различными методиками проверки пра­вильности рассуждений, выявлять некор­ректные выводы; - быть способным логически верно, аргу­ментированно и ясно строить устную и письменную речь; - на основании владения методами пра­вильного вывода быть способным давать квалифицированные юридические за­ключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности.   Тема 8. Дедуктивные умо­заключения: выводы из сложных суждений ОПК-5, ПК-6  В результате изучения обучающийся должен: знать: - чисто условные умозаключения; - условно-категорическое умозаключение и его модусы; - разделительно-категорическое умоза­ключение и его модусы; - условно-разделительное умозаключение: простую и сложную, конструктивную и деструктивную дилеммы; - иметь понятие о современной логике, классической и неклассической; модаль­ной логике как логике неклассической; значение деонтической логики и логики оценок для юридических наук; уметь: - выделить основание и следствие в услов­ных посылках; - определить модус умозаключения; - строить рассуждение по заданному мо­дусу; - определять вид дилеммы и проверять правильность вывода; - строить рассуждения в форме дилеммы; - восстанавливать энтимемы на основе условных и разделительных суждений; владеть: - навыками логически корректного, пра­вильного рассуждения; - корректно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - рационально обосновывать принимае­мые решения, быть способным прини­мать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с зако­ном.   Тема 9. Недедуктивные умозаключения ОПК-5, ПК-6  В результате изучения обучающийся должен: знать: - индуктивные умозаключения и их виды; - понятия полной, неполной, популярной, научной индукции; - типичные логические ошибки в индук­тивных умозаключениях; - методы научной индукции; - специфику статистических обобщений; - понятие аналогии, виды аналогии; - типичные ошибки в умозаключениях по аналогии; - условия состоятельности выводов по аналогии; - роль аналогии в науке и правовом про­цессе; уметь: - определять степень вероятности - обобще­ния в неполной индукции; - избегать логических ошибок в индуктив­ных умозаключениях и умозаключениях по аналогии; видеть эти ошибки в чужих рассуждениях; владеть: навыками применения методов индук­тивного обобщения, научной индукции в правовых исследованиях и правовом по­знании. - навыками применения аналогии как вида умозаключения в правовом процессе и в процессе расследования, в том числе при производстве криминалистических экс­пертиз; - быть способным давать квалифицирован­ные юридические заключения и консуль­тации в конкретных видах юридической деятельности; - быть способным использовать основные положения и методы логики при решении социальных и профессиональных задач. 5.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 238.