Банина Е.Н. – кандидат филологических наук
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общегуманитарных и социально-экономических дисциплин от «22» марта 2018 года, протокол № 07.
© Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2018
Оглавление
1. Наименование учебной дисциплины Б1.В.ОД.17 «Логика». 4
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 4
3. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы.. 14
4. Объём дисциплины в зачётных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу обучающихся. 15
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий. 16
5.1. Содержание дисциплины (программа курса) 17
5.2. Лекции. 17
5.3. Практические занятия. 18
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 38
Образовательные технологии (интерактивные методики) 38
7.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся. 39
7.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.. 39
7.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 42
7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 44
7.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 52
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 62
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 62
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 62
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем.. 65
12. Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 65
1. Наименование учебной дисциплины Б1.В.ОД.17 «Логика»
Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Цель освоения учебной дисциплины состоит в том, чтобы дать студентам представление о природе и специфике логического знания, возможностях логики для решения задач будущей профессиональной и научно-исследовательской деятельности, выработать понятие логической культуры как неотъемлемой части общей культуры личности, умение аргументировано и доказательно строить свои рассуждения.
Основными видами профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины:
- правоприменительная.
Бакалавр по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
правоприменительная деятельность:
- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
- составление юридических документов.
К задачам учебной дисциплины относятся:
- способствовать выработке навыков интеллектуальной деятельности и умения представлять ее результаты (любое знание) в рациональной форме; умения аргументировано обосновывать свои суждения, выявлять логические ошибки и избегать их в собственной профессиональной деятельности.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
№
п/п
| Наименование раздела (темы) учебной дисциплины
| Коды
формируемых комплектаций
компетенций
| Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями)
|
1
| |
Раздел 1. Логика как наука
| Тема 1. Логика
в системе культуры, истории науки
и философии
| ОПК-5, ПК-6
| В результате изучения обучающийся должен:
знать:
- истоки и основные этапы развития логики как науки;
- роль логики в системах культур и образования Запада и России, основные особенности развития логики в России;
уметь:
- ориентироваться в системе логического знания;
- понимать характерные особенности современного этапа развития логики;
владеть:
- навыком видеть и устанавливать взаимосвязи логики с философией, социологией, этикой, правом;
- культурой мышления, способностью к обобщению.
|
| Тема 2. Предмет логики, основные понятия и методы
| ОПК-5, ПК-6
| В результате изучения обучающийся должен:
знать:
- определение предмета логики как науки;
- понятия формы мышления, логической формы, логического закона;
- язык как объект логического анализа;
уметь:
- соотнести понятия: логика теоретическая и практическая, классическая и неклассическая, традиционная и символическая, формальная и неформальная;
- различать истинность и формальную правильность мысли;
владеть:
- навыками применения метода формализации и его значения в логике;
- навыками использования основных принципов логического анализа языка;
- навыками использования основных положений и методов логики при решении социальных и профессиональных задач.
|
2
|
Раздел 2. Понятие
|
| Тема 3. Понятие как форма мышления
| ОПК-5, ПК-6
| В результате изучения обучающийся должен:
знать:
- основные логические характеристики понятия;
- особенности юридических понятий;
- виды понятий;
- отношения между понятиями;
уметь:
- давать логическую характеристику понятия через его виды;
- представлять отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера;
- выполнять операции с классами;
владеть:
- навыками использования логических приемов формирования понятий (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение);
- навыками корректного использования понятий, характеризующих область права и правовой деятельности.
|
| Тема 4. Логические операции с понятиями
| ОПК-5, ПК-6
| В результате изучения обучающийся должен:
знать:
- обобщение и ограничение понятий;
- деление понятий, его структуру и виды, правила и ошибки;
- понятие классификации, виды классификаций; классификации в правовых науках;
- определение, структуру и виды определений, правила и ошибки;
- специфику неявных определений; приемы, заменяющие определения;
- роль определений в правовых науках и кодексах права;
уметь:
- обобщать и ограничивать понятия;
выполнять деление понятий в соответствии с правилами;
- анализировать определения, уметь строить родо-видовые определения;
- выявлять логические ошибки, связанные с нарушением правил деления и определения понятий.
владеть:
- навыком корректно вводить и использовать определения в области права, проводить разные виды деления и классификации;
- владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- навыком логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.
|
3
|
Раздел 3. Суждение
|
| Тема 5. Виды простых суждений. Модальность суждений
| ОПК-5, ПК-6
| В результате изучения обучающийся должен:
знать:
- что такое суждение, суждение и предложение;
- виды простых суждений;
- категорические суждения, их классификацию;
- специфику выделяющих и исключающих суждений;
- распределенность терминов в суждениях;
- логические отношения между простыми категорическими суждениями;
- понятие и виды модальностей;
уметь:
- определять вид простого суждения, категорического суждения;
- изображать отношения между терминами суждения с помощью кругов Эйлера, определять распределенность терминов суждения;
- определять логические отношения между суждениями на основе «логического квадрата» и делать элементарные выводы;
владеть:
- навыками логического анализа высказываний естественного языка с целью выявления их логической формы;
- навыком логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.
|
| Тема 6. Сложное суждение и его виды
| ОПК-5, ПК-6
| В результате изучения обучающийся должен:
знать:
- суждение и высказывание;
- понятие логической связки, соотношение логических связок с союзами естественного языка;
- способ построения сложных суждений из простых: основы языка логики высказываний;
- табличное определение логических связок;
- виды сложных суждений;
законы логики как тождественноистинные суждения;
- логические отношения между сложными суждениями;
уметь:
- четко определять характер логической связки и структуру сложного суждения в высказываниях естественного языка;
- переводить их в символическую запись;
- вычислять значение истинности сложных суждений на основе семантических таблиц истинности;
- определять законы логики, логические противоречия, выполнимые суждения;
- выявлять логические отношения между сложными суждениями;
владеть:
- современными методами логического анализа сложных суждений;
- навыками определения логических отношений между сложными суждениями, умением с ними обращаться, при необходимости отстаивать свою точку зрения, опровергать чужие тезисы и аргументы;
- умением обнаруживать логические противоречия и неопределенности в процессе общения и обмена информацией;
- навыками анализа социально значимых проблем и процессов.
|
4
| Раздел 4. Умозаключение
|
| Тема 7. Дедуктивные умозаключения: выводы из простых суждений
| ОПК-5, ПК-6
| В результате изучения обучающийся должен:
знать:
- что такое рассуждение, умозаключение, структура умозаключения;
- понятие логического следования;
- типы классификаций умозаключений;
- виды дедуктивных умозаключений;
- специфику непосредственных умозаключений;
- простой категорический силлогизм и его структуру;
- понятия фигуры и модуса простого категорического силлогизма;
- правила простого категорического силлогизма;
- понятие энтимемы, ее роль в аргументации;
- понятие сложного и сложносокращенного силлогизма;
уметь:
- преобразовывать суждения путем превращения, обращения и противопоставления предикату;
- определять термины и посылки силлогизма, изображать отношение - между терминами в круговых схемах;
- использовать круговые схемы для проверки правильности силлогизма;
- делать вывод из посылок силлогизма, уметь проверять необходимость заключения с помощью правил силлогизма;
- определять фигуру силлогизма и использовать правила фигур;
- восстанавливать энтимему до полного силлогизма;
- делать выводы из суждений с отношениями;
владеть:
- различными методиками проверки правильности рассуждений, выявлять некорректные выводы;
- быть способным логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
- на основании владения методами правильного вывода быть способным давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности.
|
| Тема 8. Дедуктивные умозаключения: выводы из сложных суждений
| ОПК-5, ПК-6
| В результате изучения обучающийся должен:
знать:
- чисто условные умозаключения;
- условно-категорическое умозаключение и его модусы;
- разделительно-категорическое умозаключение и его модусы;
- условно-разделительное умозаключение: простую и сложную, конструктивную и деструктивную дилеммы;
- иметь понятие о современной логике, классической и неклассической; модальной логике как логике неклассической; значение деонтической логики и логики оценок для юридических наук;
уметь:
- выделить основание и следствие в условных посылках;
- определить модус умозаключения;
- строить рассуждение по заданному модусу;
- определять вид дилеммы и проверять правильность вывода;
- строить рассуждения в форме дилеммы;
- восстанавливать энтимемы на основе условных и разделительных суждений;
владеть:
- навыками логически корректного, правильного рассуждения;
- корректно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- рационально обосновывать принимаемые решения, быть способным принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
|
| Тема 9. Недедуктивные умозаключения
| ОПК-5, ПК-6
| В результате изучения обучающийся должен:
знать:
- индуктивные умозаключения и их виды;
- понятия полной, неполной, популярной, научной индукции;
- типичные логические ошибки в индуктивных умозаключениях;
- методы научной индукции;
- специфику статистических обобщений;
- понятие аналогии, виды аналогии;
- типичные ошибки в умозаключениях по аналогии;
- условия состоятельности выводов по аналогии;
- роль аналогии в науке и правовом процессе;
уметь:
- определять степень вероятности - обобщения в неполной индукции;
- избегать логических ошибок в индуктивных умозаключениях и умозаключениях по аналогии; видеть эти ошибки в чужих рассуждениях;
владеть:
навыками применения методов индуктивного обобщения, научной индукции в правовых исследованиях и правовом познании.
- навыками применения аналогии как вида умозаключения в правовом процессе и в процессе расследования, в том числе при производстве криминалистических экспертиз;
- быть способным давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;
- быть способным использовать основные положения и методы логики при решении социальных и профессиональных задач.
|
5.
|
Дата: 2019-02-19, просмотров: 282.
|