Влияние сообщества – рай и ад?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Недавно в Балтиморе было проведено интересное исследование проблемы алкоголизма. Изучали группу мужчин, проходивших лечение по решению суда: в противном случае они должны были отбывать срок в колонии. Исходя из этого субъектов исследования нельзя было считать теми, кто сам решил бросить пить – скорее, они выбрали лечение в качестве альтернативы заключению. Ученые во главе с Карло Ди Клемме из Университета Мэриленда производили измерения многочисленных психологических составляющих и затем отслеживали результаты в течение нескольких месяцев для проверки ряда гипотез. Большинство гипотез не нашло подтверждения. Но ученым удалось выделить один важный внешний фактор, влияющий на успех лечения и на вероятность того, насколько серьезными окажутся срывы: уйдет ли человек в запой или ограничится парой стаканов в баре. Алкоголики, которые старались воздерживаться или существенно ограничить потребление, подтверждали, что нуждаются в помощи и общественной поддержке своих усилий.

Социальная поддержка – специфическое явление, которое может проявляться двойственно. Многие исследования подтверждают, что одиночество ведет к стрессу. Одинокие люди в большей степени подвержены физическим и психическим недугам, чем люди, поддерживающие обширные социальные связи. К тому же здоровые люди стремятся избегать дружеских отношений с зависимыми. С другой стороны, одиночество способствует развитию разнообразных проблем со здоровьем, в том числе алкоголизма и наркомании.

И социальная поддержка может сильно различаться. Наличие друзей положительно сказывается на физическом и психическом здоровье, но если ваши друзья – алкоголики и наркоманы, они вряд ли помогут вам сдерживать ваши собственные желания. Прямо или косвенно они будут стимулировать стремление к такому общению, где совместная выпивка неизбежна.

Согласно данным современных исследований, люди пьют больше, если их к этому поощряет постоянная компания приятелей. В этом отношении группы, подобные АА, могут быть очень полезны. Алкоголики, проведшие большую часть жизни среди себе подобных, не представляют, что давление среды может быть направлено в совершенно другую, полезную, сторону. Клэптон не искал чьей-либо помощи, пока не оказался в «Хейзелдене». Карр добросовестно пыталась посещать собрания АА в начале своих попыток завязать с алкоголем, но ее раздражали разношерстность публики и слишком ревностные выступления новоявленных трезвенников – она предпочитала держаться немного в стороне.

Часть силы воздействия группы заключается в пассивном присутствии и внимательном слушании историй других алкоголиков. Для новичков это кажется совершенно бессмысленным – люди просто рассказывают о своей жизни, не делая выводов и не давая друг другу советов. Но такие рассказы помогают людям упорядочить их мысли, контролировать собственное поведение и поставить цели на будущее. Личная цель становится более реалистичной, если поведать о ней вслух перед внимательной аудиторией. Недавнее исследование пациентов, проходивших когнитивную психотерапию, подтвердило, что решения обычно выполняются, если они приняты в чьем-либо присутствии – особенно если это близкий человек.

Долгое время считалось, что курение – компульсивное (навязчивое) поведение, связанное с непреодолимыми позывами, исходящими от мозга и организма курильщика. К всеобщему удивлению, Медицинский журнал Новой Англии в 2008 году опубликовал статью, в которой Николас Кристакис и Джеймс Фаулер описывали влияние социального окружения на отказ от курения. Отказ от вредной привычки может распространяться по сообществу как вирус: если бросает курить один из супругов, шансы второго возрастают. Они становятся еще больше, если бросают курить брат, сестра или друг. Даже поведение сослуживцев влияет на результат, особенно если речь идет о небольшой фирме.

Бытует мнение, что все, кто мог бросить курить, уже сделали это, а те, кто продолжает, не способны отказаться от этого ни за что на свете. Однако результаты исследований опровергают это утверждение. В одиночестве люди действительно склонны продолжать курить, но в сообществе некурящих они скорее склонны бросить курить, что говорит о значении социального примера и общественной поддержки в этом вопросе. Исследования ожирения выявили такие же факторы социального влияния, и мы обсудим это ниже.

Священный самоконтроль

Если вы религиозны и просите Бога продлить свою жизнь, то, скорее всего, это получите. И совершенно неважно, какому богу вы поклоняетесь. Исследования психолога Майкла Маккаллоха (неверующего) показывают, что приверженность религии способствует долголетию. Он отобрал результаты более 30 различных исследований, связанных с изучением религиозности, и наблюдал участников этих исследований в течение продолжительного времени.

Оказалось, что нерелигиозные люди умирают раньше, и вероятность дожить до любого определенного возраста у активных верующих на 25 процентов выше. Это очень серьезное превышение, если учесть, что сравнивались живые и мертвые, и последующие оценки подтвердили этот результат, опубликованный в 2000 году. Некоторые из долгожителей безусловно считали, что Бог услышал их молитвы. Однако социологи не принимали в качестве гипотезы божественное вмешательство из-за невозможности его проверки в лабораторных условиях и нашли более земные причины.

Религиозные люди менее склонны к вредным привычкам (таким как пьянство, рискованный секс, курение и наркотики). Они чаще пристегиваются в автомобиле, посещают стоматолога и принимают витамины. Они пользуются большей социальной поддержкой, и их вера помогает им лучше справляться с психологическими проблемами и жизненными невзгодами.

Маккаллох и его коллега Брайан Уиллоуби из Университета Майами проанализировали сотни исследований на тему религии за последние 80 лет и пришли к выводу: самоконтроль у верующих развит лучше, чем у атеистов. Результаты исследования были опубликованы в 2009 году в «Психологическом бюллетене», одном из наиболее авторитетных и строгих журналов в этой области. Некоторые эффекты веры были очевидны: религия поощряет семейные ценности и социальную гармонию. Менее очевидные последствия: религия способствует снижению уровня внутренних конфликтов личности между различными целями и ценностями. Как мы отмечали выше, одновременная постановка противоречивых задач ослабляет самоконтроль, а вера способствует решению этих проблем, делая приоритеты верующих более четкими.

Религиозность затрагивает два главных механизма самоконтроля: укрепление силы воли и наблюдение за собой. Еще в 1920-х годах исследователи обратили внимание, что ученики воскресных школ обладают особой самодисциплиной. По данным учителей и родителей, религиозные дети значительно менее импульсивны. Нам неизвестны какие-либо исследования влияния регулярной молитвы или иных религиозных практик на уровень самоконтроля, но можно предположить, что эти ритуалы тоже укрепляют силу воли, подобно другим упражнениям, которые мы рассматривали (сидение с прямой спиной или контролирование своей речи).

Духовные медитации требуют высокого уровня управления вниманием. При начальном освоении практики медитации дзен, чтобы не отвлекаться на посторонние мысли и внутренний диалог, рекомендуют во время медитации полностью концентрироваться на процессе дыхания и считать свои вдохи до десяти, повторяя этот счет снова и снова. Такая техника помогает ментальной дисциплине – позволяет приглушить прорывы внутреннего монолога, вернув внимание к созерцанию процесса собственного дыхания. То же относится к молитве с четками, пению иудейских псалмов и повторению индуистских мантр. Исследования мозга молящихся и медитирующих показали активность областей, отвечающих за саморегуляцию и контроль внимания. Психологи наблюдали эффект воздействия религиозных понятий на подсознательном уровне: людям демонстрировали быстро сменяющие друг друга слова вроде «Бог» и «Библия» так, что они не успевали осознавать их. После этого их реакция на демонстрацию в таком же режиме слов, отождествляемых с искушением (наркотики, добрачный секс), замедлялась. По словам Маккаллоха, «по-видимому, вера отождествляется у людей с подавлением этих искушений», а молитвы и медитация служат «косвенными факторами для развития самоконтроля».

Верующие укрепляют самоконтроль, регулярно прерывая свои повседневные дела на молитву. Ислам требует молитвы в установленные часы по нескольку раз в день. Многие религии предписывают пост. Например, Йом Киппур в иудаизме, месяц Рамадан у мусульман и 40-дневный Великий пост у христиан. Кроме того, предписаны определенные правила, касающиеся еды, например кошер, халяль или вегетарианство. Некоторые молитвы и обряды требуют определенной позы (в частности, стоя на коленях или сидя в позе лотоса) и соответствующих усилий по ее поддержанию.

Религия также обязывает следить за своим поведением, что является еще одним ключевым элементом самоконтроля. Религиозные люди ощущают, что кто-то незримый постоянно наблюдает за ними. Причем не только видит все их действия и поступки, но и проникает в самые сокровенные мысли и не может быть обманут ложным намерением. В эксперименте Марка Болдуина студентки читали текст сексуального содержания на экране компьютера, а затем на подсознательном уровне им показывали портрет Папы Римского (на доли секунды). Результаты самооценки студенток-католичек после этого были ниже – возможно, они испытывали большее чувство вины за чтение эротического текста, поскольку образ Папы отразился в их подсознании.

Исповедовать религию изначально означает принять на себя определенную дисциплину: посещение службы, заучивание молитв и следование правилам и предписаниям. Одна из причин высокого самоконтроля у религиозных людей состоит в том, что паства представляет собой управляемую группу, где уровень самоконтроля ее членов выше среднего по определению. Однако даже с учетом этого фактора ученые отмечают, что вера способствует росту самоконтроля, и это инстинктивно ощущают многие люди, прибегающие к религии ради повышения самоконтроля.

Мэри Карр никогда не верила в Бога, но уверовала настолько глубоко, что приняла крещение по католическому обряду и прошла курс «Духовных упражнений св. Игнатия» – серию изнуряющих молитв и других религиозных практик. Не все способны пойти таким путем. Даже если вы захотите принять католичество или вступить в любую другую конфессию, просто чтобы укрепить свое самообладание, вряд ли вы сможете преуспеть в этом без глубокой веры. Психологи установили, что люди, посещающие религиозные службы по каким-то внешним соображениям: желая произвести впечатление, завязать знакомства и т. п., – не достигают уровня самоконтроля, присущего истинно верующим. Маккаллох заключил, что самоконтроль верующих обусловлен не боязнью гнева Божьего, а происходит из воспринятой ими системы ценностей, которая придает их личным целям ореол сакральности (святости).

Он советует агностикам создать собственный набор священных ценностей. Это может быть искреннее стремление помогать другим (что-то вроде «священной цели» Генри Стэнли прекратить работорговлю в Африке). Это может быть стремление к улучшению здоровья людей, распространению гуманитарных ценностей или сохранению природы для будущих поколений. Не случайно борьба за сохранение окружающей среды получила такую сильную поддержку именно в развитых странах, где традиционные религии утратили былое значение.

Не случайно люди, которые отложили Библию в сторону, начинают покупать книги с новыми наборами правил. Они заменяют Десять заповедей «12 шагами», «Восьмеричным путем» или «Семью навыками»[35]. Даже если они не верят в реальность Моисея, им нравится идея священных скрижалей. Эти правила и догмы могут оставлять вас равнодушными, однако не стоит отрицать их как бесполезные предрассудки. Есть и другой взгляд на эти предписания, подкрепленный достаточным количеством статистических данных, математических таблиц, ссылок на теорию игр и экономических терминов, поэтому он кажется убедительным даже атеистически настроенным ученым.

Однозначность

Когда у Эрика Клэптона случился рецидив и он остановился летним вечером у паба, чтобы пропустить стаканчик, его погубило так называемое гиперболическое дисконтирование. Детальное объяснение этого понятия потребовало бы использования научного инструментария, но мы попробуем ограничиться метафорой и старой аллегорией.

Представьте, что Эрик Клэптон в этот летний вечер – раскаивающийся грешник на пути к исправлению, подобно герою аллегории XVII века «Путешествие Пилигрима». Вообразите, что он так же путешествует по дороге, ведущей к Небесному Граду. Мы можем игнорировать искушения, когда их нет в непосредственной близости от нас, но как только они оказываются перед нашими глазами, мы теряем чувство перспективы и забываем о наших долгосрочных целях.

Джордж Эйнсли, известный психиатр и специалист по экономическому поведению в Департаменте по делам ветеранов, исследовал природу этой слабости с помощью хитроумных вариаций на тему известных экспериментов с моментальным и отложенным вознаграждением. Он открыл, что по мере приближения к краткосрочному искушению дисконтирование будущей выгоды описывается гиперболической кривой, откуда и произошел термин «гиперболическое дисконтирование». Когда вы девальвируете будущее (как героиновые наркоманы из Вермонта, которые не задумывались дальше следующего часа), вас не очень заботит завтрашнее похмелье и вы не сосредоточиваетесь на своей клятве провести остаток жизни в трезвости.

Все эти блага в будущем представляются слишком мелкими по сравнению с ближайшей перспективой, которую воплощает собой паб. И что плохого в том, чтобы остановиться и пропустить стаканчик?

Самая простая политика – просто избегать пабы. Всегда можно свернуть на главную дорогу и проехать мимо, не приближаясь на опасно близкое расстояние. Но есть ли уверенность в том, что можно будет поступать так всегда? А если в следующей деревне есть таверна, которую невозможно объехать никаким образом? Подозревая, что его путь к Небесному Граду так или иначе обречен, пилигрим Эрик начинает торговаться сам с собой: «Если уж мне так или иначе придется напиться завтра, то какая разница, если я остановлюсь и выпью прямо сейчас? Живем один раз! До дна!» Чтобы не выпить сегодня, он должен быть уверен, что не сделает этого завтра.

Ему нужна «однозначность» – термин, заимствованный Эйнсли у юристов. Существуют ясные, простые правила, которые не подлежат двойному толкованию. Если вы обещаете курить или пить «умеренно» – это совсем не однозначно. Между состоянием умеренности и состоянием излишества граница размыта – нет даже никакого намека на существование пограничной точки. И поскольку это так и вы привыкли закрывать глаза на свои мелкие грешки, то наверняка не заметите, что зашли слишком далеко. А вот правило абсолютной трезвости не допускает никаких кривотолков – полное воздержание в любой момент времени, без каких-либо исключений. Увы, это применимо не в любых областях самоконтроля (соблюдающий диету не может вообще не есть), но во многих ситуациях бывает крайне полезно.

Эрик Клэптон открыл для себя эту однозначность в «Хейзелдене» и смог оценить ее силу еще раз, когда он председательствовал на встрече АА вскоре после гибели сына. Это третий из «12 шагов» – решение препоручить свою волю высшей силе. Эрик рассказал группе о том, как его влечение к выпивке исчезло в тот момент, когда он упал на колени в «Хейзелдене» и молил Бога о помощи. С тех пор он не сомневался, что у него будет достаточно воли, чтобы оставаться трезвым остаток жизни, даже в день смерти собственного сына.

Глава 9

Дата: 2019-02-19, просмотров: 207.