Можно ли укрепить силу воли?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(По возможности не испытывая страданий Дэвида Блэйна[31])

Чем больше страдает тело, тем больше расцветает дух.

Из философии Дэвида Блэйна, заимствованной у св. Симеона Столпника, аскета V века, проведшего несколько десятилетий на столпе в сирийской пустыне

Давайте рассмотрим научное объяснение феномена Дэвида Блэйна. Мы не имеем в виду – объяснить, зачем Блэйн делает то, что он делает. Для психологов, а возможно, и для психиатров, это не представляется возможным. В свободное от волшебных трюков время Блэйн занимается, по его словам, искусством выносливости – подвигами, использующими силу воли вместо волшебства. Он простоял без страховки в течение 35 часов на круглой верхушке (шириной всего 55 см) 20-метровового сооружения в нью-йоркском Брайант-парке. Он провел 63 часа без сна в огромном куске льда на Таймс-сквер. Он пролежал неделю в гробу высотой 25 сантиметров, без еды, употребляя только воду. Позднее он совершил еще одну голодовку, результаты которой были опубликованы в Медицинском журнале Новой Англии: минус 22 килограмма за 44 дня. Эти 44 дня он находился в опечатанном прозрачном ящике, подвешенном над Темзой, температура в котором колебалась от 0 до 45°С.

«Мой личностный рост всегда происходит вне зоны комфорта», – говорит Блэйн. Мы не будем пытаться анализировать, для чего все это – мотивы мученичества находятся вне нашей области исследований. В подвигах Блэйна нам интересно как. Как он такое выдерживает? Это интересует многих людей, которые не собираются заниматься экспериментами на выживание. Если бы вы могли узнать его секрет про 44 дня, это помогло бы вам продержаться до ужина. Если бы понимали, как он смог выжить, будучи погребенным заживо, в течение недели, это помогло бы вам пережить двухчасовое совещание по вопросам бюджетирования.

Что именно Блэйн делает для укрепления и поддержания силы воли? Почему он не сдался сразу, когда все пошло не по плану во время попытки побить мировой рекорд по задержке дыхания? На протяжении года он тренировался, заполняя легкие чистым кислородом и замирая после этого под водой, чтобы расходовать минимальное количество энергии. Блэйн научился полностью расслабляться психологически и физически, его пульс падал до 50 ударов, а иногда достигал всего 20 ударов в минуту. Во время тренировки в бассейне на Большом Каймане его пульс стал реже вдвое, как только он задержал дыхание, и он держал голову под водой в течение 16 минут без видимых усилий. Блэйн вынырнул, чуть-чуть недотянув до мирового рекорда (16 мин 32 с), при этом он выглядел совершенно спокойным и рассказал, что не испытывал никаких мучений и практически не ощущал своего тела и окружающей среды.

Но когда через две недели Блэйн появился в шоу Опры с намерением побить мировой рекорд в присутствии экспертов Книги рекордов Гиннесса, возникли осложнения, связанные с трудностями выступления перед телевизионной аудиторией. Вместо того чтобы лежать лицом вниз в бассейне, ему нужно было смотреть на аудиторию в студии изнутри огромного стеклянного шара. Его ноги были зафиксированы внизу шара, чтобы он мог сохранять вертикальное положение, когда вдохнет кислород. Он стал волноваться, что мышечное напряжение в ногах будет отнимать слишком много энергии. В результате пульс повысился и после задержки дыхания оставался на уровне 100 ударов в минуту и не снижался. В довершение всего Блэйн слышал биение своего сердца из монитора, который установили слишком близко к шару. Постоянные «бип-бип» монитора мешали сосредоточиться и нервировали его. На второй минуте пульс составил 130 ударов, и Блэйн понял, что не может его контролировать. Затем по мере использования кислорода организмом пульс остановился на уровне 100 ударов. Вместо того чтобы погрузиться в медитативное блаженство и тишину, Блэйн постоянно осознавал свой высокий пульс и мучительное накопление углекислого газа в организме.

На 8-й минуте, почти на середине пути к рекорду, он понял, что ничего не выйдет. На 10-й минуте почувствовал свои затекшие пальцы – организм забирал кровь из конечностей, чтобы обеспечить ее приток к жизненно важным органам. На 12-й минуте его ноги дрожали, а в ушах звенело. На 13-й минуте он испугался, что онемение в руке и боль в груди предвещают сердечный приступ. Еще через минуту он ощутил сокращения в грудной клетке и едва поборол порыв сделать вдох. На 15-й минуте его сердце билось с перебоями – пульс показывал 150, потом 40, потом снова больше 100 ударов в минуту.

Поняв, что сейчас произойдет сердечный приступ, он освободил свои ноги от креплений, чтобы спасатели могли быстро извлечь его из шара, если он потеряет сознание. Он начал всплывать, чтобы быть поближе к поверхности, пребывая в полной уверенности: вот-вот потеряет сознание. И вдруг услышал приветственный рев аудитории и сообразил, что прежний рекорд, 16 мин 32 с, побит. Он посмотрел на часы и продержался до начала следующей минуты, вынырнув из воды с новым мировым рекордом – 17 мин 04 с.

«Это был совершенно другой уровень боли, – рассказывал он через некоторое время. – Я все еще чувствую, будто меня со всей силы ударили в живот».

Но как ему это удалось?

«Это тренировка, – сказал Блэйн, – она дает уверенность в том, что удастся справиться со сложной ситуацией».

Говоря о тренировках, он имел в виду не только упражнения на задержку дыхания, хотя в течение предыдущего года он занимался этим очень много. Он достиг уровня 48 минут задержки – в целом на протяжении часа, но в течение всего дня после таких упражнений его мучили головные боли.

Ежедневные тренировки дыхания приучили его организм к болезненным ощущениям накопления углекислого газа. Однако не менее важны были и другие упражнения, которые Блэйн выполнял на протяжении 30 лет, начиная с 5-летнего возраста. Он давно был убежден, что сила воли – это мускул, который надо тренировать.

В возрасте 11 лет, прочитав роман Германа Гессе «Сиддхартха», Блэйн решил попробовать поститься и постепенно приучил себя проводить без пищи, на одной воде, до 4 дней. В возрасте 18 лет он совершил 18-дневный пост на воде и вине. Когда он стал профессионально выступать с трюками на выживание, то использовал те же техники при подготовке к трюкам, вдобавок совершая небольшие ритуалы, не связанные с предстоящим выступлением.

«У меня случается что-то вроде приступа обсессивно-компульсивного расстройства каждый раз, когда я готовлюсь к чему-то серьезному, – рассказал нам Блэйн. – Я ставлю себе кучу странных задач».

Держать в голове маленькие задачи и выполнять их – это очень помогает в достижении больших целей, которые кажутся невозможными. «Я не просто тренирую какой-то специфический навык. Надо всегда стараться делать вещи еще более трудными, так, чтобы иметь резерв, дополнительную емкость для того, чтобы всегда можно было пройти дальше, чем ты планируешь. Вот в чем заключается дисциплина. Это повторение и эксперимент», – говорит Блэйн.

Может быть, достижения Блэйна служат свидетельством врожденной силы воли, а не результатом его тренировок. Возможно, тренировки лишь свидетельствуют о необычайно высоком уровне его дисциплины. Чтобы понять, насколько подобные тренировки могут быть эффективны, надо испытать их на людях, которые не рассматривают святых подвижников в качестве ролевой модели.

Тренировка силы воли

Идея укрепления силы воли с помощью упражнений изначально не выглядела многообщающей в глазах социологов. Эксперименты по истощению эго в лаборатории Баумайстера понижали уровень самоконтроля их участников, и не было оснований полагать, что подобные упражнения могут укрепить силу воли в долгосрочной перспективе.

После публикации первых результатов исследований по истощению эго группа ученых собралась для обсуждения способов развития силы воли. Упражнения по ее укреплению обсуждали Марк Мурейвен (студент-выпускник, планировавший и осуществивший первые эксперименты по демонстрации истощения эго) и его консультанты, Баумайстер и Дайанн Тайс. Поскольку никто не знал, что именно окажется полезным, было решено действовать наугад – попробовать различные упражнения для разных участников и проверить, появится ли новое качество. Очевидная проблема заключалась в том, что у испытуемых стартовый уровень силы воли мог различаться, так же как у участников спортивных соревнований может различаться их мышечная масса.

Стремясь проконтролировать этот фактор, ученые решили произвести предварительные замеры. Сначала студенты проходили базовый тест на самоконтроль с короткой задачей на истощение эго, чтобы проверить уровень его снижения. В течение двух недель каждый должен был проделать индивидуальную программу упражнений в домашних условиях, после чего предусматривался следующий раунд лабораторных исследований. Для «воспитания характера», точнее, для развития психических ресурсов, использовались различные упражнения.

Одна из групп студентов получила задание в течение следующих двух недель работать над осанкой. Им надо было расправить корпус в любой момент, когда они вспоминали об этом. Поскольку большинство студентов привычно сутулятся, это должно было заставить их расходовать больше энергии на борьбу со своей обычной реакцией.

Другая группа призвана была продемонстрировать, сколько силы воли и, соответственно, энергии расходуется на самонаблюдение. Им велели записывать все, что они ели на протяжении этих двух недель.

Третьей группе предназначалось выявить влияние изменений в настроении. Им было предписано стремиться к позитивному настрою и эмоциям в течение двух недель. Когда их настроение портилось, им следовало немедленно принять меры к его улучшению. Предвидя здесь особые результаты, исследователи сделали эту группу вдвое больше, чтобы увеличить статистическую достоверность данных.

Однако прогнозы ученых не оправдались. Самая большая группа, практиковавшая в течение двух недель контроль над эмоциями, не показала никаких улучшений в серии контрольных тестов. Ретроспективно это не выглядит таким уж удивительным, ведь контроль над эмоциями не зависит от силы воли. Человек не может просто заставить себя влюбиться, или ощутить огромную радость, или перестать чувствовать вину. Эмоциональная регуляция обычно требует более тонкой настройки, например изменение понимания проблемы или отвлечение от нее. Сама по себе тренировка контроля над эмоциями не укрепляет силу воли.

Как показали результаты групп, работавших над осанкой и записывавших все съеденное, эти упражнения оказались полезными. Тестирование обнаружило существенное повышение уровня самоконтроля этих испытуемых, и их улучшение было статистически значимым в сравнении с контрольной группой (которая не выполняла никаких упражнений). Это был удивительный результат. А после детального анализа информации выводы стали яснее и определеннее: неожиданно самый лучший результат показала группа испытуемых, работавших над осанкой. Нудный старый совет: «Сядь прямо!» – оказался более полезным, чем кто-либо это представлял. Борясь с привычкой сутулиться, студенты укрепили силу своей воли и показывали лучшие результаты в тестах, не имевших ничего общего с работой над осанкой.

Эксперимент выявил также важное различие между самоконтролем силы и самоконтролем выносливости. Лабораторная часть эксперимента начиналась с испытания на длительность работы с ручным эспандером. После этого, потратив свою психическую энергию на классический тест «постарайтесь не думать о белом медведе», участники возвращались к упражнению с эспандером, чтобы проверить, как это получится с истощенной волей.

Через две недели, по возвращении в лабораторию после работы над осанкой, результаты этих испытуемых в первом подходе с эспандером не улучшились. Это означало: «мускул их воли» не укрепился. Однако их выносливость возросла – во втором подходе с эспандером, после попыток утомить их «белым медведем», они показали лучшие результаты. Благодаря контролю осанки их воля не истощилась так быстро, как это имело место раньше, и у них появилась выносливость, дающая силу на выполнение большего объема заданий.

Вы можете попробовать двухнедельный эксперимент с осанкой, а можете попробовать что-то еще. Главное – сконцентрировать внимание на изменении привычного поведения.

Один из простых способов – использовать непривычную руку для рутинных действий. Многие привычки связаны с использованием доминантной руки. Как правило, правши стараются всегда использовать свою правую руку, совершенно не задумываясь об этом. Попробовать переключиться на левую руку – неплохое упражнение для развития самоконтроля. Например, начать использовать левую руку для чистки зубов, компьютерной мыши, открывания дверей и для того, чтобы подносить чашку к губам. Если это будет слишком затруднительно, попробуйте делать так хотя бы часть дня.

Другой вид тренировки – изменение манеры говорить, которая тоже глубоко укоренена и требует серьезного усилия, чтобы перестроиться. Вы можете начать стараться говорить только полными предложениями. Прекратить засорять свою речь подростковыми словами-паразитами «типа» или «вроде того». Избегать жаргонных сокращений и называть вещи литературным языком. Говорить «да» и «нет» вместо «ага», «ну» и «не-а». Вы можете также попробовать перестать использовать матерные выражения. Сегодня многие считают запрет на употребление этих слов старомодным и бессмысленным: мол, зачем обществу нужна группа слов, которые все знают, но которые никто не может произносить вслух? Но ценность запрета на употребление некоторых слов может содержаться в сопротивлении порыву их использовать.

Любой из этих приемов может увеличить вашу силу воли и стать хорошей разминкой перед более серьезным испытанием, таким как отказ от курения или переход к планированию бюджета. Однако длительное применение этих приемов может показаться слишком трудным.

Заниматься хитроумными упражнениями, которые вроде бы не приносят очевидного результата, – это серьезный вызов. И об этом говорят ученые, которые исследовали последствия первых экспериментов по укреплению силы воли. Результаты вызвали у ученых прилив энтузиазма, потому что сила воли является одним из двух качеств, способных принести существенную пользу личности; укреплять второе из качеств – ум – пока не очень получается.

Ученые обнаружили, что бывает сложно заставить людей выполнять предписанные упражнения. Подобрать упражнения для укрепления силы воли – этого явно оказалось недостаточно. Необходимы упражнения, которые люди захотели бы выполнять.

От силы – к большей силе

Австралийские психологи Мег Оутен и Кен Чен разработали один из самых успешных методов. Они собирали людей, которые хотели бы улучшить какой-то один из аспектов своей жизни и которым можно было в этом помочь. Половина испытуемых получала помощь немедленно, другая, контрольная, группа участников должна была получить помощь позже. Этот подход, обеспечивающий совпадение целей и желаний участников тестовой и контрольной групп, получил название «ожидающая контрольная группа». Те, кто ожидал помощи, проходили те же измерения и тесты, что и уже получившие упражнения для укрепления силы воли. Упражнения были направлены на достижение определенных целей, и предвкушение положительных результатов стимулировало участников на их выполнение.

В одном из экспериментов участвовали люди, желавшие улучшить свою физическую форму, но не занимавшиеся физкультурой регулярно. Часть участников сразу же получили приглашения в фитнес-клуб и с помощью одного из экспериментаторов принялись за составление плана регулярных тренировок. Они вели журнал учета тренировок и упражнений.

В другой группе были студенты, желавшие улучшить свои учебные навыки. В рамках помощи они вместе с экспериментатором составили долгосрочный план работы и разбили его на более мелкие задачи. Учебный план был составлен с учетом их обязательств, и студенты должны были вести журнал и дневник занятий.

Еще в одной, экспериментальной, группе испытуемые стремились улучшить навыки управления деньгами. Вместе с экспериментатором они составляли бюджет и план накоплений. Кроме записей о тратах, испытуемые должны были вести дневник своих впечатлений и успехов в борьбе за экономию – например, не прогуливаться по магазинам во избежание соблазнов, отказаться от отпуска из экономии, избегать покупки, которая при других обстоятельствах не была бы совершена.

В ходе всех экспериментов участники время от времени посещали лабораторию для выполнения задания, которое казалось несоответствующим их программам самосовершенствования. Им нужно было наблюдать экран компьютера с шестью черными квадратами. Три из них короткое время мерцали, а затем все квадраты начинали перемещаться по экрану в случайном порядке. Через пять секунд участник с помощью мыши должен был указать на квадраты, которые до этого мерцали. Чтобы это сделать, нужно было мысленно отметить мерцающие объекты, а затем следить за их перемещениями по экрану. Дополнительную трудность создавало соседство телевизора, по которому показывали комический номер Эдди Мэрфи, сопровождаемый громким смехом аудитории. Отвлекшись на него, можно было потерять след движущихся квадратов. Участники исследования проходили этот тест дважды – со свежими силами сразу после появления в лаборатории и некоторое время спустя, когда сила их воли уже была потрачена.

Моделирование результатов соответствовало подобным экспериментам. Основные улучшения были достигнуты при сопротивлении влиянию расхода силы воли (т. е. во второй попытке теста). Таким образом, упражнения повышали выносливость, позволяя людям сопротивляться искушению даже в ситуации истощения ментальных ресурсов.

Неудивительно, что испытуемые добивались также прогресса в достижении собственных целей. Участники фитнес-программы окрепли физически; а работавшие над учебной дисциплиной стали лучше учиться; те, кто занимался управлением финансами, экономили больше денег. Приятным сюрпризом стало их совершенствование в других областях. Студенты стали чаще появляться в спортивном зале и сократили свои расходы, а те, кто занимался фитнесом и управлением деньгами, начали прилежнее учиться.

Применение самоконтроля в одной области жизни влияло на улучшение всех других. Испытуемые меньше курили и сократили потребление алкоголя. Они больше заботились о поддержании дома в чистоте и меньше предавались прокрастинации. Некоторые участники сообщали о том, что им удается контролировать свою вспыльчивость. Это интригующее открытие подверглось проверке в последующем исследовании домашнего насилия, которое Оутен проводила вместе с Эли Финкель из Северо-Западного университета и еще несколькими коллегами. Исследователи опрашивали людей, насколько они готовы к насилию (нанесению побоев или применению оружия) в отношении своего партнера в различных ситуациях, таких как проявление «неуважения» или сексуальные измены. Затем испытуемые выполняли упражнения на укрепление силы воли. Через две недели у них отмечалась тенденция снижения склонности к насилию в отношении своих близких как по сравнению с их собственными прежними результатами, так и по сравнению с контрольной группой.

Целенаправленно занимаясь улучшениями в строго определенной области своей жизни, люди невольно приобрели большой спектр позитивных изменений в других областях, не связанных с целевыми тренировками. Лабораторные тесты показали: уровень силы воли повышался и не расходовался стремительно.

Основываясь на личных экспериментах Бена Франклина и Дэвида Блэйна, сосредоточение на одной форме самоконтроля может принести плоды и в других областях. Таким образом, не обязательно начинать со строгого самоконтроля уровня Франклина или Блэйна: пока у вас присутствует мотивация на достижение результата, сила вашей воли будет расти, по крайней мере, в ходе тренировок.

А что потом? Насколько сложным может быть постоянное следование самодисциплине в течение неограниченного времени? Эксперимент Дэвида Блэйна поучителен и в этом отношении.

Самый сложный трюк

Прежде чем обсуждать с Дэвидом Блэйном научные исследования в области силы воли, мы спросили, какой из его трюков был самым сложным. Понятно, что выбор был для него не простым. Задержка дыхания на 17 минут в шоу Опры была ужасной, но продолжалась недолго.

С точки зрения продолжительности ужаса сюда можно отнести заключительную часть 35-часового стояния на столбе, когда он боролся с галлюцинациями и был на грани потери сознания (и падения с высоты восьмого этажа).

С точки зрения продолжительности страданий это были 44 дня без пищи, проведенные в прозрачном ящике над Темзой. Ему не только приходилось наблюдать за весело жующими людьми на воле, но и смотреть на рекламный плакат батареек Duracell с лозунгом «Когда одной силы воли недостаточно». Он пытался воспринимать плакат с юмором, но постепенно это становилось все труднее. «На 38-й день во рту появился вкус серы – организм начал поедать внутренние органы, – вспоминает Блэйн. – У меня болело все. Когда твой организм начинает пожирать собственные мышцы, ощущение такое, словно тебе воткнули нож в руку».

По словам Блэйна, самым трудным трюком были 63 часа заточения в куске льда. Когда его запечатали внутри шеститонной глыбы горного льда на Таймс-сквер, лед был на расстоянии сантиметра от его лица. Его охватила несвойственная ему клаустрофобия, и он тотчас начал мерзнуть. Лед продержал его в замерзшем состоянии последующие три дня, а стоявшая не по сезону теплая погода на улице создала дополнительную проблему. Тающий лед подвергал его китайской водяной пытке: по каплям вода стекала на его затылок и спину. Он не мог отодвинуться и не мог спать, поскольку рисковал получить обморожение. Лишение сна было главной проблемой последнего дня, перед тем как его должны были освободить из плена под камеры специального выпуска телепрограммы в прайм-тайм.

«Я начал понимать, что я не в порядке, – говорит Блэйн. – Бывало, что у меня отказывали внутренние органы, но нет ничего хуже, чем моральное страдание. Я посмотрел через лед на парня перед моими глазами и спросил, который час. Он ответил: «Два часа». И я сказал себе: «О черт, это же ни… не кончится раньше… Еще восемь часов!» Я сказал себе, что это не будет так сложно, когда останется всего шесть часов, поэтому нужно изо всех сил стараться пережить ближайшие пару часов. Такой прием переключения времени помогает в трюках. Я ждал, пока пройдут эти два часа, просто терпеливо ждал. Слышал голоса. И видел человеческие тела, вмерзшие в лед. Я не понимал, что это галлюцинации, порожденные отсутствием сна. Ты не понимаешь, что происходит: тебе кажется, что это реальность просто потому, что ты не спишь».

Каким-то образом он продержался до своего освобождения в прайм-тайм, но был настолько измучен, слаб и неадекватен, что его немедленно увезли на «Скорой помощи». Когда мы беседовали с Блэйном в его квартире в Гринвич-Виллидже, он находился в своем «межтрюковом» режиме. Он только что закончил короткое (по его меркам) выступление, в ходе которого он провел несколько дней с акулами – по 4 часа в день в открытом море, без защиты.

Блэйн начал разрабатывать план пересечения Атлантического океана в стеклянной бутыли, но ясности с этим пока не было, и он расслаблялся и набирал вес. «Вы застали меня в момент, когда я – полная противоположность дисциплине, – сказал он. – Я правильно питаюсь в течение 5 дней, а потом 10 дней жру что попало или правильно питаюсь на протяжении 10 дней, а следующие 20 сметаю все, что попадается. Но когда настает время подготовки и надо мне тренироваться, все становится серьезным: я последовательно сбрасываю по 1,5 кг в неделю, или 6 кг в месяц. Через пять месяцев я полностью меняюсь и моя дисциплина снова на высоком уровне. Это поразительно. У меня есть самодисциплина, но время от времени я полностью от нее отказываюсь».

Блэйн может тусоваться с акулами, задерживать дыхание на 17 минут, но повседневность угнетает его. Его подвиг во льду стал мировым рекордом, но не был занесен в Книгу рекордов Гиннесса, потому что Блэйн не удосужился заполнить нужные бумаги. Они у него были, но он затянул время. Он голодал над Лондоном в течение 44 дней, но сейчас ему не хватает силы воли пройти мимо еды в холодильнике. Почему же придерживаться дисциплинированного образа жизни – в еде, чтении и эффективной работе – так трудно в настоящий момент?

Ответ: у него нет мотивации. Ему не надо ничего доказывать ни публике, ни себе самому. И он, и все остальные знают: он может контролировать себя, когда захочет, и никто не станет обвинять его в том, что он расслабляется между выступлениями. При всей его поразительной силе воли, Блэйн подвержен той же проблеме, что и все мы: самый большой вызов для самоконтроля – поддержание постоянной самодисциплины, не днями или неделями, а из года в год. Для этого вам потребуются приемы из репертуара другого мастера выживания.

Глава 7

Перехитрить себя

Самообладание ценнее, чем порох.

Генри Мортон Стэнли

В 1887 году Генри Мортон Стэнли поднимался вверх по реке Конго и неожиданно для себя начал опасный эксперимент. Это случилось через несколько лет после его первого путешествия в глубь Африки в качестве журналиста в 1871 году, когда он прославился, обнаружив пропавшего шотландского священника-миссионера со словами: «Доктор Ливингстон, если не ошибаюсь?» Теперь, в возрасте 46 лет, Стэнли возглавил свою третью экспедицию в Африку. Он продвигался по джунглям, оставив часть экспедиции в береговом лагере дожидаться подвоза дополнительного провианта и снаряжения. Руководители этого арьергарда экспедиции, отпрыски лучших британских семей, умудрились покрыть себя позором международного масштаба.

После того как Стэнли со своей частью экспедиции покинул базу, эти люди, среди которых были армейские офицер и врач, пустились во все тяжкие. Туземцы в составе отряда погибали от болезней и плохого питания, но медицинскую помощь им не оказывали. Дочерей местных племен покупали или похищали в сексуальное рабство. По приказу командира отряда и при его личном участии африканцев избивали стальным прутом, наказывали плетьми и расстреливали за малейшую провинность. Головы расстрелянных отрезали и выставляли на шестах у стен форта для устрашения остальных. Один из офицеров, наследник шотландской семьи производителей виски Джеймсон, заплатил туземцам за похищение, убийство и съедение 11-летней девочки: ему как натуралисту-исследователю хотелось сделать зарисовки ритуала. И никто из членов отряда особо не возмущался по поводу происходящего.

В это же самое время Джозеф Конрад только собирался отправиться в собственное путешествие по Конго, и пройдет еще десятилетие, прежде чем в повести «Сердце тьмы» он создаст образ агента компании по фамилии Куртц, который «не знал границ в удовлетворении собственных страстей», поскольку «в глубине его была пустота», а «дикая глушь обнажала ее».

Пока его арьергард предавался разгулу, Стэнли удавалось поддерживать дисциплину и порядок в куда более сложных условиях. Передовой отряд месяцами пробивался через глухие джунгли Итури. Люди страдали от ливней и пробирались по пояс в грязи, отмахиваясь от полчищ мух и защищаясь от муравьев. Они страдали от недоедания, их раны не заживали и превращались в гнойные язвы, а малярия и дизентерия окончательно подрывали их силы.

Местные племена нападали на них, вооруженные отравленными стрелами и копьями, калеча и убивая, иногда и съедая членов отряда. В какой-то момент люди стали умирать от голода и болезней ежедневно. Из тех, кто отправился вместе со Стэнли в путь через «африканскую тьму» (поскольку солнечный свет не проникает через заросли джунглей), выжил лишь каждый третий.

Трудно назвать какого-либо другого путешественника в истории, который испытывал бы подобные ужасы и лишения в африканской глуши. Африканцы называли его Була Матари – Повелитель Скал. Местные помощники и носильщики, побывавшие в его отряде, стремились снова попасть к нему не только из уважения к его упорству и отваге, но и благодаря его доброте и хладнокровию в любых, даже самых ужасных условиях.

Многие считают, что глушь превращает цивилизованного человека в дикаря. Почему дикие джунгли не распалили в нем низменные начала? В свое время подвиги Стэнли изумляли публику и приводили в восторг художников и интеллектуалов. Марк Твен предсказывал, что Стэнли будет одним из немногих современников, о которых будут вспоминать в следующем веке. Антон Чехов сказал, что один Стэнли стоит десятка учебных заведений и сотни хороших книг. Русский писатель видел в Стэнли «упорное, никакими лишениями, опасностями и искушениями личного счастья непобедимое стремление к однажды намеченной цели» и подвижничество, «олицетворяющее высшую нравственную силу».

Но британский истеблишмент всегда подозрительно и с завистью относился к этому «американскому журналисту». Желающих поставить под сомнение его достижения всегда хватало, а скандал с арьергардом экспедиции 1887 года этому способствовал. В течение последующего века биографы и журналисты критиковали его экспедиции. С падением колониализма и угасанием викторианских ценностей «построения характера» фигура Стэнли постепенно превращалась из достойного примера воли и самообладания в образчик эгоистичного манипулятора. Его описывали как безжалостного эксплуататора, жестокого империалиста, прокладывавшего себе путь через Африку огнем и мечом.

Однако не так давно выявилась еще одна грань образа Стэнли: он выживал в джунглях не потому, что был эгоистичен, и не потому, что был упрям и неукротим. Это происходило благодаря его трезвой оценке своих возможностей; он использовал долгосрочные стратегии, которые только теперь становятся понятны психологам.

Эмпатический разрыв

Если самообладание является свойством личности, передающимся по наследству (что вполне возможно), то генетические шансы Стэнли были весьма невысоки. Его незамужняя мать произвела его на свет в Уэльсе, когда ей было 18 лет, и впоследствии родила еще четверых незаконнорожденных детей от двух разных отцов. Стэнли никогда не знал своего отца. Мать сразу отдала его на попечение деда, который умер, когда мальчику исполнилось шесть лет. Его ненадолго приютила другая семья, но вскоре один из попечителей отправился вместе с ребенком в путь, якобы навестить его тетю. Так запуганный мальчик оказался в работном доме. Уже будучи взрослым, он вспоминал, что тогда «впервые испытал ужасное чувство полного отчаяния».

Мальчика в ту пору звали Джоном Роулендсом, и он пойдет по жизни, стремясь забыть позор работного дома и смыть клеймо своего незаконного рождения. Он покинул работный дом в возрасте 15 лет и отправился в Америку – в Новый Орлеан. По дороге он решил перечеркнуть свое валлийское происхождение и взял себе имя Генри Мортон Стэнли, утверждая, что это имя его приемного отца, удивительно доброго и трудолюбивого торговца хлопком из Нового Орлеана. О своей воображаемой приемной семье Стэнли рассказывал, что его воспитывали в сдержанности, и предсмертными словами его названой матери были: «Будь добрым мальчиком».

Стэнли писал о своем (мнимом) приемном отце: «Крепость духа была в нем главной чертой. Он говорил, что духовные упражнения воспитывают волю, которая нуждается в них так же, как и мускулы в физических нагрузках. Воля должна укрепляться, чтобы противостоять порочным желаниям и низким страстям, и она – один из лучших союзников совести». Со временем Стэнли стал успешным военным журналистом и проповедовал ценности самоконтроля своим друзьям. Ничто не могло отвлечь его от цели: «Я хочу быть хозяином самому себе и стать таковым, проявляя неустанную заботу о делах, самоотрицание и неиссякаемую энергию».

Однако по прибытии в Африку Стэнли пришлось признать, что сила воли не безгранична. Хотя он и считал, что тамошний эксперимент укрепил его, ему также пришлось убедиться в печальной судьбе тех, кто не смог свыкнуться с ограничениями и противостоять искушениям. «Тем, кто не испытал трудностей, подобных нашим, никогда не удастся понять, сколько требуется самообладания для того, чтобы по 15 часов в день продвигаться там, где шли мы», – писал он о переходе через темные заросли Итури.

Когда Стэнли впервые узнал о жестокостях и гнусностях своего арьергарда, он записал в дневнике, что западное общество будет ошибочно приписывать этим людям «изначально порочную» сущность. Находясь в цивилизованной среде, невозможно понять перемены, которые произошли с его людьми.

Стэнли описывал то, что экономист Джордж Ловенстайн назвал «контрастным эмпатическим разрывом».

Невозможно, пребывая в состоянии холодной спокойной рациональности, оценить, как вы способны проявить себя в критической ситуации, в пылу страстей и искушений.

Находясь у себя дома в Англии, люди вполне могли вести себя сдержанно и достойно, но они не в силах представить себе чувства, которые завладеют ими в африканских джунглях.

Эмпатический разрыв – одна из постоянных угроз самоконтролю, хотя обычно он проявляется в менее экстремальных формах. Мы чаще имеем дело с разрывами, похожими на случай, описанный женщиной, которая выросла в канадской коммуне.

Коммуна в основном состояла из идеалистов-хиппи, и девочка была в ней единственным ребенком. Одна из идей коммуны заключалась в употреблении исключительно здоровой и натуральной пищи, но ее мать считала, что время от времени ребенку нужны сладости, и покупала их в супермаркете, терпеливо снося шуточки и нравоучения общины о вреде сахара, опасностях неправильного питания и аморальности международных пищевых корпораций. Тем не менее она продолжала их покупать, но столкнулась с другой проблемой: сладости куда-то пропадали.

По вечерам, после приема натуральных продуктов в виде вина и марихуаны, сила воли членов коммуны истощалась, и они не могли побороть в себе желание пожевать «Сникерс» или «Твикс». Некоторые родители прячут сладости от детей, но в этой общине именно ребенок был тем единственным человеком, которому можно было доверить тайну места, где они лежали. Сладости нужно было прятать, потому что взрослые испытывали контрастный эмпатический разрыв. В течение дня они рационально обличали искусственный фастфуд, не отдавая себе отчета в том, как сильно им захочется съесть вредную сладость вечером – с устатку и под кайфом.

Устанавливая правила на будущее, вы, как правило, находитесь в спокойном, рассудительном расположении духа и поэтому можете взять на себя нереальные обязательства. «Очень легко намереваться соблюдать диету, когда вы не голодны», – говорит Ловенстайн, профессор Университета Карнеги-Меллона. Задавая личные вопросы обычным взрослым гетеросексуальным мужчинам, Ловенстайн и Дэн Ариэли выяснили: нетрудным кажется и сексуальное воздержание, когда человек не возбужден. Вопросы были примерно такие. Если ваша подруга предложит вам секс втроем с другим мужчиной, вы согласитесь? Можете ли вы представить себе секс с женщиной старше вас на 40 лет? Готовы ли вы соврать женщине, что любите ее, чтобы склонить ее к интимной связи? Будете ли вы продолжать попытки, если получите отказ? Вы способны напоить женщину, чтобы ослабить ее сопротивление?

Когда мужчины отвечали на эти вопросы в хладнокровном, спокойном состоянии (сидя перед компьютером в лаборатории), они честно думали, что не способны на подобные поступки. Однако в другой части эксперимента те же вопросы задавали им во время мастурбации – в момент сильного сексуального возбуждения. В разгоряченном состоянии они значительно выше оценили возможность этих поступков. То, что им представлялось крайне нежелательным, становилось вполне допустимым. Это был всего лишь эксперимент, но он показал, как «горячее, дикое состояние» может выпустить нечто наружу. Стоит повысить эмоциональный накал, и то, что прежде воспринималось как немыслимое, удивительным образом становится вполне возможным.

Мы считаем, что сила воли является величайшим достоянием человека, но не следует полагаться на нее во всех ситуациях. Приберегите ее для экстренных случаев. Существуют ментальные приемы, позволяющие сохранить силу воли для тех обстоятельств, когда она становится жизненной необходимостью. Парадоксально, но факт: использование этих приемов тоже требует силы воли, но в долго-срочной перспективе они позволят вам достойно встретить ситуации, требующие сильного внутреннего стержня, чтобы выжить.

По рукам и ногам

Стэнли не было тридцати, когда он впервые встретился с невзгодами путешествий по внутренним областям Африки. Газета «Нью-Йорк геральд» отправила его на поиски Ливингстона, исчезнувшего где-то в глубине континента. Первая часть путешествия прошла в блужданиях по болотам и в борьбе с малярией, которая, по его описанию, одолевала его «безумными видениями, частыми провалами сознания и постоянной тошнотой». Экспедиция едва не стала жертвой массового убийства, оказавшись на поле битвы местных племен. После полугода странствий в отряде осталось 34 человека – меньше четверти первоначального состава. Однажды вечером, в перерыве между приступами лихорадки, он написал при свете свечи такое письмо самому себе.

«Я торжественно поклялся не поддаваться искушению отступить от моего решения, не прекращать поиски до тех пор, пока не найду Ливингстона или его мертвое тело. Эта клятва останется со мной, пока во мне теплится малейшая надежда выжить…»

Эта запись была частью приемов сохранения силы воли, которые он обычно весьма успешно использовал. Речь идет об ограничении выбора.

Суть этой стратегии: вы ограничиваете себя лишь рамками правильного пути, сознательно лишая себя возможности отступить от него. Этой стратегии, в частности, придерживался легендарный Одиссей для сопротивления губительным песням сладкозвучных Сирен. Одиссей приказал привязать себя к мачте и не отвязывать, как бы он ни умолял это сделать. Его товарищи использовали другой способ, заткнув себе уши, чтобы не слышать манящего пения Сирен.

Конечно, никто не может заранее представить себе все возможные искушения. Если вам удается удержать себя от посещения реальных казино, вы можете не избежать виртуального соблазна или каких-то подобных сетевых искусов. Правда, создавая новые искушения, технология порождает и новые способы ограничения выбора. Современный Одиссей может «привязать себя», запретив своему браузеру посещение определенных веб-адресов. Современный Стэнли может полагаться на Сеть так же, как легендарный путешественник опирался на социальные медиа своего времени.

В наши дни не надо быть знаменитостью, чтобы опасаться испортить свой имидж из-за слабой силы воли. Вы можете обязать себя следовать верным путем, используя инструментарий социальных сетей. Например, писатель Дрю Магари выбрал для себя «диету публичного унижения»: он поклялся вставать на весы каждый день и сообщать о результатах в «Твиттере». В итоге он похудел на 25 кг за пять месяцев. Если вы хотите, чтобы за осуждение отвечали другие, поставьте себе программу Covenant Eyes, и она будет направлять перечень всех посещенных вами сайтов вашей супруге или вашему боссу. Можно заключить «контрактное обязательство» с stickK.com – компанией, которую создали два йельских экономиста, Йэн Эйрес и Дин Карлан. Приложение позволяет выбрать любую задачу – сбросить вес, перестать грызть ногти, использовать меньше полезных ископаемых, перестать звонить своей бывшей – и штраф за невыполнение, который будет взыскиваться автоматически. Штраф может быть в виде рассылки писем от stickK.com по адресам вашей группы поддержки (друзей, родственников и т. п.) или ваших недоброжелателей. Но вы можете выбрать и финансовые санкции, тогда определенная сумма с вашей карточки будет списываться на счет благотворительной организации.

Эффективность контрактов с наблюдателями и штрафами была продемонстрирована в одном более строгом эксперименте. Карлан с коллегами провели его с 2000 филиппинцев, желавших бросить курить. Им было предложено заключить контракт с банком, по которому они могли еженедельно в течение полугода вносить средства на беспроцентный счет. Предполагалось, что сумма будет соответствовать той, какую они обычно тратили на сигареты, но в принципе это могли быть любые деньги по усмотрению клиента.

Через шесть месяцев эти люди должны были сдать анализ мочи, и если в их организме обнаруживались следы никотина, они теряли эти деньги (банк направлял их на благотворительность).

С финансовой точки зрения условия были ужасными – те же деньги можно было бы откладывать на обычный счет с процентным доходом, не рискуя потерять их в случае неудачной попытки бросить курить. Через полгода больше половины участников потерпели фиаско – желание курить победило страх потери денег.

К счастью, некоторые участники все же бросили курить и продолжали воздерживаться от табака после окончания эксперимента и получения денег. Они не думали, что их будут проверять когда-либо в будущем, и поэтому были очень удивлены, когда еще через шесть месяцев им предложили снова сдать анализ. Несмотря на то что какой-либо финансовый интерес у этих людей теперь отсутствовал, их результаты оказались на 40 процентов лучше по сравнению с результатами контрольной группы. Получив разовое поощрение за временный отказ от курения, люди в дальнейшем смогли превратить свое самоограничение в нечто более постоянное и ценное – в привычку.

Мозг на автопилоте

Представьте на минуту, что вы Генри Стэнли, который проснулся в одно особенно недоброе утро. Вы вылезаете из палатки в джунглях Итури. Разумеется, вокруг темнота. Густые сумерки непроходимого тропического леса окружают вас уже четыре месяца. Вашему желудку, истерзанному паразитами, заразными болезнями, огромными дозами хинина и других лекарств, сегодня особенно плохо. Вы и ваши люди едите ягоды, коренья, грибы, личинок, муравьев и червей, когда вам повезет найти что-нибудь из перечисленного. Вам пришлось пристрелить вьючного осла, чтобы накормить людей хоть чем-то, отдаленно напоминающим нормальную еду, – и люди дрались, чтобы получить даже копыта.

Вам пришлось оставить десятки людей, слишком ослабленных голодом, болезнями и незаживающими ранами, на пятачке среди джунглей, который прозвали Лагерем Голода. Остальные пошли вперед в надежде добыть пищу, но падали замертво по пути, не найдя съестного. Вам кажется, что вы просто идете от одного Лагеря Голода к другому и начинаете представлять себе, как один за другим вы и ваши товарищи падаете замертво в этих джунглях.

Но этим утром вы еще не умерли. Еды в лагере нет, но, по крайней мере, вы живы. Что вы будете делать?

Для Стэнли ответ был прост: бриться. Один из его слуг в Англии вспоминал позднее: «Он часто рассказывал мне, как в своих экспедициях взял за правило всегда тщательно бриться. В Великом Лесу, в Лагере Голода, накануне сражения – он никогда не пренебрегал этой привычкой, невзирая ни на какие трудности. Это было типичным проявлением его стремления к порядку.

Вы можете подумать, что, вместо того чтобы тратить силы на бритье, стоило использовать их на поиски еды. Не истощит ли это упражнение в самоконтроле волю, которая может понадобиться для чего-то жизненно важного? Подобные привычки могут только укрепить самоконтроль в долгосрочной перспективе, приводя в действие автоматические психические процессы, которые не требуют особых затрат энергии. Вера Стэнли в связь между внешними проявлениями порядка и внутренней дисциплиной недавно получила подтверждение в ходе интересных исследований.

В одном из них испытуемые отвечали на вопросы, сидя в чисто убранной лабораторной комнате, а вторая группа находилась в помещении, при виде которого родители закричали бы: «Приведи комнату в порядок!» Люди в захламленной комнате показывали низкие результаты тестов на самоконтроль на многих уровнях, включая нежелание ждать большую сумму денег в течение недели в противовес возможности получить меньшую сумму сразу же. Когда испытуемым предлагали закуски и напитки, участники первой группы выбирали яблоки и молоко, а сидевшие «в хлеву» предпочитали сладкое печенье и колу.

В похожем эксперименте, проводившемся онлайн, некоторые участники отвечали на вопросы на веб-сайте с красивым и аккуратным дизайном, другие – на неряшливо оформленном и с большим количеством грамматических ошибок. На этом сайте было собрано меньше благотворительных пожертвований.

Благотворительность и щедрость связаны с самоконтролем отчасти потому, что он подавляет нашу животную жадность и эгоизм, а также потому, что, заботясь о других, мы становимся более дисциплинированными. Упорядоченные веб-сайты, как и опрятные лабораторные помещения, подают скрытые сигналы, приводящие людей к осознанным решениям и желанию помочь другим.

Стэнли получал такие же преимущества от своего ежедневного бритья, не затрачивая на него особенно много энергии. Когда человек выработал привычку, следование ей становится автоматическим процессом, почти не требующим волевых усилий. Его поведение в Лагере Голода соответствовало шаблону, который Баумайстер недавно исследовал вместе с Дениз де Риддер и Кэтрин Финкенауэр.

Эти две голландские исследовательницы провели анализ множества опубликованных и депонированных научных работ о людях, продемонстрировавших высокий уровень самоконтроля во время лабораторных исследований. В упомянутых работах описывались эксперименты с разными видами поведения, которые исследователи разделили на две категории: автоматическое и контролируемое. Они вполне логично предположили, что люди с высоким уровнем самоконтроля будут выделяться в случаях контролируемого поведения. Однако результаты метаанализа показали противоположную картину: люди с высоким уровнем самоконтроля отличались большей автоматизацией поведения.

Как такое возможно? Они проверяли и перепроверяли результаты, но вывод следовал именно такой. Только вернувшись к условиям исследований, послужившим первоначальным источником метаанализа, они начали понимать, что означает этот результат.

Проявления, которые обозначались как автоматические, в основном были связаны с привычками, тогда как контролируемые были необычными или единовременными поступками. Самоконтроль оказался наиболее эффективен, когда люди применяли его для выработки хороших привычек и отказа от плохих. Скажем, испытуемые с высоким самоконтролем были более склонны к регулярному использованию презервативов, избегали курения, частых перекусов и большого количества алкоголя. Требовалась сила воли, чтобы приобрести привычку к здоровому образу жизни (вот почему люди с сильной волей оказались более способны к этому), но когда эта привычка укоренилась, жизнь протекала ровно, особенно в некоторых рутинных аспектах.

Другой неожиданный вывод: самоконтроль особенно помогает в работе и учебе и в меньшей степени в том, что связано с едой и питьем. Хотя люди с высоким уровнем самоконтроля несколько лучше контролировали свой вес, этот эффект был слабее, чем в других областях их жизни. (Мы обсудим причины этого разрыва и обстоятельства соблюдения диеты в одной из последующих глав.) Их самоконтроль давал умеренные результаты в эмоциональной приспособляемости (быть счастливым, испытывать здоровое самоуважение, избегать депрессий) и в отношениях с родными, близкими и друзьями.

Мы часто думаем о силе воли в героических образах как о единичном поступке в решающий момент: рывок на финише марафона, преодоление боли при родах, стойкость при травме или в момент кризиса, сопротивление сильному соблазну. Такие подвиги остаются в памяти людей и служат основой легендарных рассказов. Даже самые критически настроенные биографы Стэнли отмечали его способность выдерживать сроки даже в своем литературном творчестве. Закончив ужасный путь через лес Итури и вернувшись к цивилизации, он довольно быстро издал международный бестселлер «В дебрях Африки». Работая с 6 утра до 11 вечера, он написал за 50 дней два тома объемом 930 страниц – запойное писательство в экстремальном виде. Но он не смог бы издать книгу о своих приключениях так быстро, если бы не вел методичные ежедневные записи в течение всей экспедиции. Сделав ведение дневника такой же ежедневной привычкой, как и бритье, он сумел сохранить резерв своей воли для других неприятных сюрпризов, которые поджидали его в джунглях.

Но довольно обо мне…

В возрасте 33 лет, вскоре после того как он разыскал Ливингстона, Стэнли нашел свою любовь. Он всегда считал, что не пользуется успехом у женщин, но известность позволила ему расширить круг общения по возвращении в Лондон, где он и познакомился с американкой Элис Пайк. Ей было всего семнадцать, она была вдвое моложе его и, как Стэнли отметил в своем дневнике, «очень мало знала о географии Африки, и, боюсь, обо всем остальном тоже». Но он был покорен, и через месяц состоялась помолвка. Свадьба была назначена после возвращения Стэнли из его следующей африканской экспедиции. Он отправился с восточного побережья континента в Центральную Африку, храня в непромокаемом футляре у сердца ее фотографию. Судно, которое использовал Стэнли для первого описанного судового обхода Великих африканских озер, называлось «Леди Элис». Пройдя три с половиной тысячи миль, он направился на запад, начав самую опасную часть путешествия. Он планировал спуститься на «Леди Элис» вниз по реке Луалаба, чтобы определить, куда она впадает – в Нил (теория Ливингстона), Нигер или Конго (подтвердившаяся позже правильная догадка Стэнли).

Перед началом спуска по Луалабе Стэнли написал невесте, что весит всего 50 кг, потеряв 20 кг с момента, когда они виделись в последний раз. Его болезни включали приступы малярии, которые заставляли его дрожать при 60-градусной жаре. Он предвидел еще большие трудности впереди, но не хотел говорить о них в последнем письме, которое имел возможность отправить до похода в джунгли Африки. «Моя любовь к тебе неизменна, ты моя мечта, моя опора, моя надежда и мой маяк, – писал Стэнли невесте. – Я буду вспоминать тебя, пока не вернусь к тебе или пока не встречу смерть».

Стэнли держался за эту надежду следующие 3,5 тысячи миль, спускаясь на «Леди Элис» по Конго, отбиваясь от атак людоедов с их воинственным криком: «Ниама! Ниама! – Мясо! Мясо!» Только половина его попутчиков закончили путешествие на Атлантическом побережье. Путь занял почти год и погубил всех участвовавших в экспедиции европейцев, за исключением Стэнли.

Достигнув цивилизации, Стэнли кинулся искать письма от невесты, но обнаружил только письмо от своего издателя с неприятными новостями (и сомнительным восклицательным знаком): «Теперь я перехожу к деликатному предмету, по поводу которого долго сомневался: стоит ли писать о нем или лучше дождаться вашего приезда. Но, думаю, я все же сообщу вам об этом сразу: ваш друг Элис Пайк вышла замуж!»

Помолвка и ожидания Стэнли стали еще одним свидетельством его неопытности в любовных делах. Он пересек Африку с портретом «не той женщины» у своего сердца. Но как бы то ни было, Стэнли получил пользу от этого знакомства и этого медальона – они отвлекали его от проблем. Он обманулся по поводу верности Элис, но во время путешествия у него были «якорь» и «маяк», помогавшие ему справляться с самыми унылыми обстоятельствами. Таким же образом сиделки развлекают больных разговорами о чем угодно, кроме их болезни, а акушерки стараются не дать роженицам закрыть глаза (что позволило бы им сфокусироваться на боли). Они осознают роль того состояния, которое Стэнли определил как «самозабвенность».

Каким бы ужасным ни был путь Стэнли в джунглях во главе изнуренных голодом и болезнями людей, их «бесконечные занятия были слишком увлекательны и интересны, чтобы оставлять место для низменных мыслей». Стэнли видел духовное избавление в труде.

«Для защиты от отчаяния и безумия мне надо было прибегнуть к самозабвению ради тех интересов, к которым я стремился… Я находил мою награду в том, что мои товарищи всегда знали: стараюсь изо всех сил, связан с ними общими симпатиями и целями. Это вдохновляло и морально укрепляло меня».

Самоконтроль предполагает выход за пределы «Я». Сила воли позволяет нам сосуществовать с другими, подавляя влечения, направленные на удовлетворение эгоистических сиюминутных желаний. Исторически самым известным способом отвратить людей от эгоистического поведения было религиозное обучение и соблюдение заповедей. Это остается эффективной стратегией самоконтроля и по сей день, как мы увидим позже. Но что, если вы, подобно Стэнли, неверующий?

Утратив веру в Бога в юном возрасте (при виде массовой резни во время американской Гражданской войны), Стэнли задался вопросом, который беспокоил других викторианцев: как люди могут оставаться морально состоятельными без традиционных догм религии? Многие известные неверующие вроде Стэнли отдавали религии должное на словах, но при этом искали мирские способы исполниться чувством долга. Во время жуткого пути через джунгли Итури он вдохновлял людей, читая свои любимые строки из «Оды на смерть герцога Веллингтона» Теннисона:

Не раз и не два в истории нашего острова

Путь долга становился дорогой к славе.

Участники экспедиции Стэнли не всегда могли оценить его усилия (строки Теннисона были слишком стромодными для некоторых из них), но его подход олицетворял верный принцип самоконтроля – сосредоточение на высоких мыслях. Действие этой стратегии недавно было испытано в экспериментах команды исследователей во главе с Кентаро Фудзита из Университета Нью-Йорка и его научным руководителем Яаковом Тропе. Они использовали методы трансформации ментальных процессов путем их перевода на высокие или низкие уровни. Высокие уровни определялись как абстракции и долгосрочные цели. Низкие уровни – как противоположность высоким. Например, людей просили подумать, почему они что-то сделали или как они это сделали. Вопрос «почему» направлен к высоким уровням психики и к фокусу на будущем. Вопрос «как» переводит настрой на низкий уровень и позволяет сосредоточиться на настоящем.

Другая процедура, дававшая похожие результаты, состояла в движении вверх и вниз вокруг определенной идеи, например слова «певец». Чтобы включить высокое мышление, человека спрашивали: «Певец – это пример чего?» И наоборот, чтобы включить низкое мышление, человеку задавали вопрос «Приведите пример певца». Таким образом, ответ заставлял людей думать более глобально или более детально.

Такие операции с мыслительным процессом не имеют прямого отношения к самоконтролю. Однако уровень самоконтроля повышался у людей, рассуждавших о вещах высокого уровня, и был ниже у людей, думавших о более примитивных вещах.

Узкий, конкретный, «здесь-и-сейчас» фокус снижает самоконтроль, тогда как широкий, абстрактный, долгосрочный подход поддерживает его. Это одна из причин, по которой религиозные люди показывают высокие результаты в измерениях самоконтроля и почему неверующие вроде Стэнли могут находить пользу в других трансцендентных мыслях и прочных идеалах. Стэнли всегда сочетал свои личные устремления с желанием стать «добрым», как завещала ему на смертном одре его воображаемая мать.

В итоге пережить испытание джунглями, изгнание из семьи, отторжение английского истеблишмента и измену невесты Стэнли помогла его стойкая вера в то, что он преследует «святую цель».

Глава 8

Дата: 2019-02-19, просмотров: 207.