Ученые обзорной группы при участии Баумайстера тщательно проанализировали тысячи исследований в поисках тех, которые соответствовали высоким научным критериям. Группа отобрала несколько сотен, в том числе исследование, авторы которого наблюдали старшеклассников в течение нескольких лет с целью установить взаимосвязь между уровнем самоуважения и высокими оценками. Действительно, ученики с высокой самооценкой имели лучшие результаты. Но что было первично? Высокая самооценка приводила к хорошей успеваемости или, наоборот, хорошие оценки поддерживали высокую самооценку? Оказалось, что успехи в учебе в 10-м классе обусловливали уровень самоуважения в 12-м классе, но самооценка в 10-м классе никак не влияла на успеваемость в 12-м. Таким образом, первичны здесь были школьные отметки, а не само-уважение.
По результатам обзора научных исследований ученые пришли к выводу, что говорить об эпидемии заниженной самооценки не приходится, во всяком случае в Соединенных Штатах, Канаде и Западной Европе (о тенденциях самооценки в таких странах, как Мьянма, известно немного). Большинство людей прекрасно настроены по отношению к самим себе. Особенно позитивно воспринимают себя дети.
Выводы научной литературы согласуются с анекдотичным случаем в семье Баумайстера:
И это ребенок, чьи родители не старались завышать ее самооценку.
Группа ученых также заключила, что высокая самооценка не делает людей эффективнее или легче в общении. Люди с высокой самооценкой считают себя более популярными, милыми и социально развитыми по сравнению с другими, но исследования не выявили оснований для подобных выводов. Самооценка не приводит к лучшим результатам в учебе или работе и не удерживает от курения, употребления алкоголя, наркотиков и от раннего сексуального эксперимента. Взаимосвязь между низкой самооценкой и явлениями вроде наркомании и подростковых беременностей прослеживается, но это не означает, что низкая самооценка лежит в основе этих проблем. Все наоборот: 16-летняя беременная героиновая наркоманка, скорее всего, будет не очень сильно себя уважать.
Согласно выводам ученых, высокая самооценка дает выраженное преимущество всего в двух случаях. Во-первых, она увеличивает инициативу, видимо потому, что придает необходимую уверенность. Люди с высокой самооценкой более склонны поступать в соответствии со своими убеждениями, защищать собственные взгляды, вовлекать других в дела и приниматься за новые предприятия.
Во-вторых, это улучшает настроение. Высокая самооценка похожа на хранилище позитивных эмоций, которое выдает ощущение благополучия и может быть полезным, когда вам нужна дополнительная доза уверенности в себе, чтобы справиться с невезением, избавиться от депрессии или прийти в себя после фиаско.
В целом пользу от высокой самооценки пожинает лишь ее обладатель, тогда как негативная сторона самоуверенности человека обычно распространяется на окружающих, которым приходится иметь дело с такими ее «побочными эффектами», как самомнение и тщеславие. В худшем случае самолюбование превращается в нарциссизм – убежденность в собственном превосходстве и полную поглощенность собой.
Нарциссы – легенды для самих себя и находятся во власти собственных величественных образов. Они испытывают потребность в восхищении окружающих (но им не обязательно нравиться людям – достаточно лести). Они рассчитывают на особое отношение к себе и становятся злобными в ответ на критику. Обычно они производят хорошее первое впечатление, которое, правда, быстро меняется. Когда психолог Делрой Паулюс проводил эксперимент с взаимной оценкой членов группы, нарциссы были всеобщими фаворитами, но только на время первых встреч. С течением времени они опустились на дно рэнкинга. С ними трудно сосуществовать.
По данным психологических исследований, нарциссизм резко возрос среди молодых американцев за последние десятилетия. Университетские профессора жалуются, что студенты претендуют на высокие оценки, не проявляя особого рвения к учебе. Работодатели говорят о том, что молодые сотрудники с порога требуют быстрого продвижения и высоких зарплат. Эта тенденция заметна даже в текстах песен за последние 30 лет. Группа ученых во главе с Натаном Ди Уоллом провела исследование и выяснила: за этот период слова «я» и «мне» стали намного чаще встречаться в популярных хитах.
Рост нарциссизма – следствие моды на самоуважение, которое будет сказываться еще долго. Идея продолжает существовать, несмотря на то что многочисленные научные исследования доказали: такой подход не делает детей успешнее, честнее и никак не способствует их превращению в добропорядочных граждан. Слишком многие ученики, родители и педагоги попадают под очарование обещаний самоуважения. Если другим людям не дано оценить, какие они классные, – это их проблема.
Исключительные азиаты
Психологи обнаружили одно важное исключение в тенденции к развитию нарциссизма: он не проявляется среди молодых американцев азиатского происхождения. Возможно потому, что их родители в меньшей степени следовали моде на высокую самооценку, больше ориентируясь на традицию воспитания дисциплины. Для многих азиатских культур характерно внимание к развитию самоконтроля с раннего возраста (значительно больше, чем это принято в Америке и западном обществе вообще). Китайские родители и дошкольные учреждения прививают детям навыки пользования туалетом (вместо памперсов) и другие базовые формы управления импульсами с очень раннего возраста. Согласно одной экспертной оценке, двухлетние китайские малыши демонстрируют такой уровень самоконтроля, какого американские дети достигают лишь к 3–4 годам.
Разница между китайскими и американскими детьми проявляется, в частности, когда их просят преодолевать их естественные побуждения. В одном из заданий детям показывали картинки, и, если они видели на картинке луну, им следовало говорить «ночь», а если солнце – «день». В других экспериментах детям велели разговаривать шепотом, даже если они возбуждены, или выполнять одни команды и не выполнять другие. Китайские дети четырех лет справлялись с этими заданиями в целом лучше, чем их американские сверстники. Возможно, более развитый самоконтроль заложен на генетическом уровне (например, известно, что генетические факторы, связанные с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, значительно реже встречаются у китайских детей по сравнению с американскими детьми). Однако и культурные традиции Китая и других азиатских стран, подразумевающие воспитание дисциплины с самого раннего возраста, способствуют тому, что американские дети азиатского происхождения значительно меньше подвержены самолюбованию и более целенаправленно стремятся к жизненному успеху.
Американцы азиатского происхождения составляют не более 4 процентов населения, и притом их не менее 25 процентов среди студентов таких элитарных университетов, как Стэнфорд, Колумбия и Корнелл. Доля получающих высшее образование среди них выше, чем в любой другой этнической группе, и стартовые уровни заработной платы у них выше средних значений по стране на 25 процентов.
Эти успехи способствовали формированию мнения о том, что азиаты умнее европейцев и американцев. После детального анализа результатов исследований коэффициента интеллекта (IQ) Джеймс Флинн нашел другое объяснение. Флинн убедился: результаты тестов американцев азиатского и европейского происхождения примерно одинаковы.
Среднее значение IQ американца азиатского происхождения даже немного ниже, но при этом доля очень высоких и исключительно низких показателей IQ в этой группе выше, чем у белых американцев. Разница заключается в том, что азиаты лучше используют свой интеллектуальный потенциал. Люди, работающие в элитарных (по определению Флинна) профессиях: врачи, ученые, бухгалтеры – обычно показывают IQ выше определенного уровня. Для белых американцев пороговое значение IQ в этих профессиях составляет 110, но азиаты успешно выполняют ту же работу с пороговым значением 103. Более того, среди тех, чьи показатели выше порогового значения, доля азиатов в этих элитарных профессиях выше: это означает, что этнический азиат с IQ, равным 103, с большей вероятностью получит возможность работать в этой профессии, чем белый американец, наделенный IQ 110.
Благодаря преимуществам, которые дает самоконтроль – трудолюбие, прилежание, стабильность, надежность, – дети иммигрантов из Восточной Азии достигают таких же успехов, как американцы с более высоким IQ.
Многочисленные истории успеха американцев азиатского происхождения заставили психологов, изучающих вопросы развития, пересмотреть свои теории правильного воспитания. Ранее они выступали против авторитарного стиля, когда родители ставят жесткие цели и устанавливают строгие правила, не особенно заботясь о чувствах детей. Отныне родителям советуют применять авторитетный подход в воспитании: надо устанавливать определенные рамки, но внутри этих рамок следует предоставлять ребенку больше свободы и обращать больше внимания на его желания.
Прежде считали, что более лояльный, мягкий и заботливый подход будет способствовать развитию у ребенка уверенности в себе, гибкости и достижению лучших результатов в учебе и социальной адаптации по сравнению с детьми из авторитарных семей. Однако когда Рут Чао и другие психологи исследовали азиатско-американские семьи, они заметили, что большинство из них следует авторитарному стилю воспитания. Причем иммигранты, а часто и их дети, полагали, что такой подход к воспитанию является скорее формой проявления любви, а не угнетения. Китайско-американские родители прививали самоконтроль, руководствуясь конфуцианскими принципами «сяо шунь» – «воспитывать, тренировать» – и «гань», одновременно означающим «любить» и «управлять». По американским меркам, эти родители подчас выглядели холодными и жесткими, однако их дети были успешны и в школе, и за ее пределами.
Контраст с американскими представлениями проявился в исследовании матерей малолетних детей, проведенном в районе Лос-Анджелеса. Отвечая на вопрос, каким образом родители могут способствовать успехам детей в учебе, матери, эмигрировавшие из Китая, чаще упоминали постановку высоких целей, соблюдение строгих правил и выполнение детьми дополнительной работы по дому. Матери европейского происхождения считали, что не следует слишком давить на детей, и чаще говорили о том, что важны не столько успехи в учебе, сколько социальное развитие, а некоторые вообще воспринимали «учение как развлечение». Другой их заботой было развитие у ребенка высокой самооценки – то, что совершенно не заботило китайских матерей, принимавших участие в опросе Эми Чу, автора нашумевшего бестселлера о «китайском воспитании» под названием «Боевой гимн матери-тигрицы».
Способы воспитания по Чу (никаких гостей с ночевкой, никаких коллективных игр, трехчасовые скрипичные уроки) могут показаться экстремальными для нашего восприятия. Но нам нравится ее глубокое понимание пагубности моды на самоуважение: «Когда я наблюдала американских родителей, расточающих похвалы своим детям по любому поводу: нарисовали загогулину, помахали палочкой, – я поняла, в чем китайские родители превосходят западных: мы выше ставим планку для своих детей и больше уважаем их – в смысле убежденности, что они способны на многое». Основные стратегии Чу (постановка четких задач, использование правил, наказание за проступки, поощрение достижений) мало отличаются от тех, что привнесла в американские дома героиня сериала «Няня-911» Дебора Кэрролл – английская няня из «команды лучших в мире нянь». Она успешно справлялась с самыми трудными заданиями в семействе Полов, показанном в эпизоде «Домик ужасов».
Няня Деб и тройняшки
Когда Кэрролл появилась в доме Полов в пригороде Сент-Луиса, ее не очень беспокоили выходки вроде лазанья по стенам и качания на люстре, которые она видела на видео. Она знала, что с четырехлетками полно проблем, тем более если они бесятся втроем. Ее эксперимент в других американских «домах ужаса» подсказывал: есть более серьезные проблемы, чем озорство.
Кэрролл говорит: «В таких домах с детьми все очень-очень просто. Им нужна структура. Они хотят чувствовать себя спокойно, чтобы кто-то пришел и сказал им: «Я главный. Теперь все будет хорошо». Привести в порядок родителей очень сложно. Им надо научиться контролировать себя, чтобы контролировать детей.
Кэрролл имела дело с такими родителями с тех пор, как стала профессиональной няней в возрасте 18 лет. В одной из семей в Лондоне, где она начинала работать, мать-американка беспомощно наблюдала за тем, как ее ребенок беснуется. «Малышка билась в истерике на журнальном столике, а мать говорила ей: «Ты в очень плохом месте, милая». Нет ничего необычного в детских истериках. Это бывает. Наша работа в том, чтобы научить малышей обходиться без них», – говорит Кэрролл.
Когда дело касалось дисциплины, семья Полов была примерно такой же беспомощной, как описанная выше мать. Хотя и не настолько мягкой. Когда отец семейства Тим возвращался с работы и видел усыпанный игрушками пол в гостиной, он брал хоккейную клюшку и сгребал их в стенной шкаф. Как бывшая стюардесса, мать Синди привыкла к взрослым, которые ведут себя плохо, но тройняшки полностью подавили ее, и она оставила все попытки заставить их убрать свои игрушки или одеться самостоятельно. Когда няня Деб велела им надеть носки (вполне посильная задача для детей детсадовского возраста), одна из тройняшек, Лорен, отказалась и побежала на кухню просить об этом мать. Она была в полном отчаянии и рыдала в голос, вцепившись в мать изо всех сил.
И в этот раз ребенок победил, как всегда. Миссис Пол надела на нее носки, к большому разочарованию Кэрролл. Деб сказала: «Девочке пока четыре с половиной, она впадает в гнев, и это сходит ей с рук. А что вы будете делать, когда во втором классе ей не захочется делать домашнее задание по математике?»
Наблюдая такие сцены, трудно поверить, что были времена, когда родители считали порку детей своим долгом. «Пожалеешь розгу – испортишь ребенка» – гласила народная мудрость. Пуританин Коттон Мэзер выразился еще проще: «Лучше выпороть, чем проклясть». Мы не призываем вас вернуться к подзатыльникам, тем более к розгам, но считаем, что родителям нужно вспомнить о дисциплинарной составляющей своей роли. Это не значит насаждать драконовские меры и проявлять насилие. Это значит внимательно смотреть за поведением ребенка и применять адекватные меры поощрения и наказания.
Независимо от вида наказания, есть три базовых условия: его строгость, своевременность и последовательность. Многие связывают строгую дисциплину с суровыми мерами возмездия, но это как раз наименее важное из условий поддержания дисциплины. Ученые установили: жестокость наказания удивительно мало значит и, скорее, контрпродуктивна: ребенок усваивает мысль, что мир жесток и агрессия оправданна. Своевременность порицания намного важнее. И этот принцип правомерен и в деле воспитания детей, и при дрессировке животных. Для лабораторной мыши отрицательное подкрепление эффективно, если оно происходит немедленно – в течение секунды с момента нежелательного поведения. Для ребенка этот интервал не должен быть настолько быстрым, но чем дольше его откладывают, тем больше шансов, что он потеряет связь между проступком и его последствиями.
Важнейшим условием наказания, и наиболее сложным для воплощения родителями, является его последовательность. В идеале каждый проступок должен вызвать быстрое порицание – но в сдержанной и мягкой форме. Пары строгих слов часто бывает достаточно, если они произносятся к месту и регулярно. Такой подход, пожалуй, более обязывающий для родителей, чем для ребенка. Они могут не обратить внимания ребенка на какую-нибудь ошибку, чтобы не портить настроение себе и окружающим или просто из-за собственной усталости, либо объясняя это тем, что хотят проявить снисхождение, быть добрее. Однако чем больше внимания вы обращаете на неправильное поведение ребенка с самого начала, тем меньше усилий требуется на это спустя некоторое время. Последовательная дисциплина создает воспитанных детей.
Для родителей вроде Синди Пол введение дисциплины может казаться душераздирающим усилием. Однако исследования психолога Сьюзен О’Лири, которая много занималась с маленькими детьми и их родителями, показывают: дети хорошо реагируют на замечания, высказанные спокойным тоном, кратко и последовательно. Когда родители непоследовательны, они могут оставить какой-то проступок безнаказанным, но применить неадекватно жесткие меры в следующем случае.
Это требует от них меньше самоконтроля: можно быть милым и приятным, когда хочется, и сурово наказывать, если настроение плохое или проступок кажется из ряда вон выходящим. Но представьте, как это выглядит с точки зрения ребенка. Вы пошутили, и взрослые посмеялись. В следующий раз, когда вы точно так же пошутили, то получили подзатыльник или вас лишили какой-то заслуженной привилегии. Мелкие и совершенно случайные различия в поведении или в ситуации могут не вызвать никакой реакции или вдруг навлекают на вас очень обидное наказание. Кроме явной несправедливости происходящего, вы – на месте ребенка – поймете, что самое главное не то, как вы себя ведете, а то, поймали вас или нет и какова сейчас общая ситуация. Например, вы можете решить, что застольными правилами приличия можно пренебречь в ресторане, поскольку родителям будет неловко наказывать вас прилюдно.
Когда Кэрролл стала внедрять свою установку на последовательную дисциплину в доме Полов, результаты выглядели как чудо. К концу ее недельного пребывания тройняшки заправляли свои постели и убирали за собой игрушки; Лорен гордо надевала свои носки; родители стали спокойными и счастливыми. По крайней мере, так это выглядело на экране, где сюжетная канва предполагает переход от хаоса к полной идиллии. Через шесть лет после визита Кэрролл, в 2010 году, мы посетили Полов, и миссис Пол сообщила, что эксперимент увенчался долгосрочным успехом.
«До няни Деб я не представляла, что они вообще смогут делать какие-нибудь домашние дела, – сказала миссис Пол. – Я думала, что для них это будет чересчур, и даже не знала, как об этом сказать. А на самом деле детям просто нужно было, чтобы кто-то ими руководил и показал им, как надо делать». И вот мы снова возвращаемся к знакомому всем родителям вопросу: откуда взять и как поддерживать самоконтроль? Как спокойно и последовательно воспитывать детей в духе дисциплины, если иногда хочется пустить все на самотек? Ответ на этот вопрос, как обычно, начинается с целей и правил.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 226.