Стол/куб D S Забор D S
Поведение в обследовании
Приложение 2. Образцы для копирования (исследование зрительно- пространственного восприятия).
![]() |
Рис. 1. Образец куба
![]() |
Рис. 2. Фигура Рея
Рис. 3. Фигура Остеррайха
![]() |
Рис. 4. Дом, дерево, забор.
Приложение 3. Стимулы для исследования зрительной памяти.
![]() |
Приложение 4. Анкета для родителей (предварительный сбор анамнеза).
Опрос по изучению развития ребенка
Дата заполнения ФИО ребенка
Дата рождения Школа (детский сад) Класс
Округ (район)
![]() |
Родители
Возраст родителей на момент рождения ребенка: отец мать
Состав семьи (люди, проживающие в одной квартире): бабушка, дедушка, мама сын дочь
Имел ли место распад семьи: да нет сколько лет было ребенку на момент развода
сколько лет было ребенку, когда появился отчим, мачеха
Наличие хронических заболеваний у родителей
Мать отец
Нервно-психические заболевания в семье (впишите, у кого именно)
госпитализации в психиатрические учреждения ( ), алкоголизм ( ), судороги
( ), умственная отсталость ( ), родственники с очень тяжелым характером ( ), родственники, которым очень трудно давалась учеба в школе ( ), другое
Ребенок
От какой по счету беременности/родов появился ребенок Протекание беременности:
Физическое состояние матери (впишите сроки)
повышение давления ( ), судороги с указанием причины ( ), обмороки ( ), другое Были физические травмы: да – нет – какие именно
Роды:
Место родов: мать рожала в роддоме - дома – другое Мать рожала: одна – вместе с мужем
Роды: на сроке
от начала схваток)
недель; «штурмовые» (1-2 часа от начала схваток) – затяжные (больше суток
Родовспоможение: уколы – кислород – стимуляция – наркоз – выдавливание – наложение щипцов – вакуум – кесарево сечение – другие виды помощи
Период новорожденности:
Вес при рождении , балл по шкале Апгар ,
цвет кожных покровов (нормальный – красный – белый – синий)
Ребенок закричал сразу – не дышал первое время – его хлопали – опускали в ванночку – делали уколы
– на коже лица и/или головы была опухоль или кровоподтек
Врачи говорили о родовой травме – асфиксии – слабости ребенка – гидроцефалии - энцефалопатии Приложен к груди на день
Грудное вскармливание с месяцев до месяцев Искусственное вскармливание с месяцев до месяцев
Врожденные пороки: вывих бедра – парез (слабость ручки, ножки) – порок сердца – косоглазие
Особенности развития в раннем возрасте:
Психические особенности ребенка до года
Чрезмерное беспокойство – постоянно кричал – вялый, заторможенный
Режим «сон – бодрствование»: установился быстро – долго не мог установиться
Тонус мышц тела: гипотонус – гипертонус – асимметрия тонуса – повышенный/пониженный тонус конечностей
Моторное развитие:
Держит голову с мес.
Переворачивается со спины на живот с мес., с живота на спину с мес. Сел с опорой в мес., самостоятельно в мес.
Ползает с мес. Пошел в мес.
Задержка моторного развития: была – не было
В настоящий момент: движения ловкие – неловкие, есть тики или лишние, навязчивые движения
Речевое развитие
Отдельные слова до одного года – после года, короткие фразы до полутора лет – до двух лет – после двух с половиной лет
Задержка речевого развития: была – не было
Особенности речи в детстве: нормальная – заикание – картавость – шепелявость – косноязычие – за- пинки (до лет)
Сейчас сохраняются следующие нарушения речи:
Состояние здоровья в раннем возрасте (в скобках указывайте возраст) До года (впишите сроки)
Энцефалопатия ( ) – гидроцефалия ( ) - грипп ( ) – простуды (ОРЗ) 9 м
( ) – ангина ( ) – воспаление среднего уха (отит) ( ) – воспаление легких ( ) – диспепсия ( ) – ложный круп ( ) – травмы головы ( ) – судороги, на фоне температуры ( ) – судороги, без температуры ( ) - другое
Имели место: госпитализация – реанимация – операция После года (впишите сроки)
Рахит ( ) – диатез ( ) - простуды ( частые ) – воспаление легких ( ) - воспаление среднего уха (отит) ( ) – дизентерия ( ) – гастрит ( ) – язва ( ) – воспаление желчного пузыря (холецистит) ( ) – воспаление мочевого пузыря (цистит) ( ) – воспаление почек ( ) – другое
Инфекционные заболевания: корь ( ) – краснуха ( ) – скарлатина ( )– свинка ( ) – ветряная оспа ( ) – хронический тонзиллит ( ) – желтуха ( ) - другие
Общий наркоз (в связи с чем): Состоял на учете у врача (какого):
Где воспитывался ребенок:
До 3 лет: семья – семья и няня – детский сад на неполный день (с лет) – ясли – детский дом После 3 лет: семья – семья и няня – детский сад на неполный день (с лет), детский сад на полный
день (с лет), детский дом.
Воспитывался ли ребенок какое-то время у др. родственников (бабушка, дедушка, другие ): да (ко- гда ) нет
Общее состояние ребенка в настоящий момент:
Сон: засыпает быстро – засыпает не сразу – сон крепкий – сон очень чуткий, беспокойный – страш- ные сны – ходит во сне – говорит во сне – просыпается легко – просыпается с трудом – нуждается в дневном сне,
Аппетит: нормальный – повышенный – пониженный – избирательный – может есть несовместимые продукты – пытается есть несъедобное
Настроение: преобладает хорошее - преобладает пониженное – настроение ровное, устойчивое – настроение неустойчивое, легко меняется от незначительных причин – настроение меняется без видимых причин
Ребенок часто жалуется на:
Имеются ли нарушения слуха – нет - да – какие именно (опишите или укажите диагноз) Проводились ли специальные исследования? Какие?
Имеются ли нарушения зрения – нет - да – какие именно (опишите или укажите диагноз) Проводились ли специальные исследования? Какие?
Имеются ли другие особенности развития – нет - да – какие именно (опишите или укажите диагноз)
Медикаментозное лечение
Принимал ли ребенок какие-то медикаменты в связи с вышеописанными состояниями здоровья или диагнозами – да - нет
Укажите, пожалуйста, препараты, которые принимал ребенок, дозировку, продолжительность приема и для лечения какого состояния был назначен препарат.
Укажите, пожалуйста, препараты, которые ребенок принимает в настоящий момент, дозировку, про- должительность приема и для лечения какого состояния был назначен препарат.
Наблюдается ли у какого-либо специалиста в данный момент (у какого)? Имеет ли ребенок инвалидность: да нет
Школа/детский сад
Тип класса/группы
Академическая успеваемость (итоговые оценки по основным предметам): русский язык , математика
, литература (чтение)
Дополнительные занятия у ребенка Способности и таланты Отношения с учителями Отношения со сверстниками Любимые занятия У ребенка присутствует
-невнимательность – трудности с письмом – трудности с чтением – утомляемость – медлительность – гиперактивность – неусидчивость – трудности концентрации внимания – равнодушие к плохим оценкам – отсутствие желания учиться – рассеянность – плохая память – другие сложности
Коррекционное обучение
Что нравится/не нравится в школе-учителе-программе обучения, что хотелось бы получить от образо- вательного учреждения
Ваш ребенок: правша – левша – обеими руками владеет в одинаковой степени. Есть ли среди родственников левши? Кто?
Литература
Основная литература
1. Балашова Е. Ю., Ковязина М. С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и от- ветах. – М.: Генезис, 2012.
2. Бизюк А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методиче- ское пособие. - СПб.: Речь, 2005.
3. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Соч. в 6-ти томах. Т.5. – М.: Педагогика, 1984. С. 257-321.
4. Глозман Ж. М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования.
– М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
5. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н., Зайцев О. С. и др. Односторонняя пространственная агнозия. - М.: Книга, лтд, 1996.
6. Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. - М.: Изд-во АМН СССР, 1948.
7. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.– М.: Академический Проект, 2000.
8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведе- ний. – М.: Академия, 2002.
9. Максименко М. Ю., Ковязина М. С. Пособие для практических занятий по нейропси- хологической диагностике. – М.: Теревинф, 1998.
10. Методы нейропсихологической диагностики. Хрестоматия. Под ред. Е. Ю. Балашовой, М. С. Ковязиной. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009.
11. Нейропсихологическая диагностика: в 2-х ч. / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
12. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2012.
13. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школь- ников. приложения: протоколы обследования / Под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншако- вой. - М.: В. Секачев, 2008.
14. Русецкая М. Н. Нарушения чтения у младших школьников. - СПб.: КАРО, 2007.
15. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учебное пособие для высших учебных заведений – М.: Академия, 2002.
16. Хомская Е. Д. А.Р Лурия - основоположник нейропсихологии в СССР. // А.Р. Лурия и современная психология (сб. статей памяти А.Р. Лурия). / Под ред. Хомской Е.Д., Цветковой Л.С., Зейгарник Б.В. – М.: 1982.
17. Хомская Е. Д Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2010.
18. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М.: РПА, 1998.
19. Челышева М.В. Особенности нейропсихологических синдромов у детей с локальными поражениями головного мозга в разные возрастные периоды. Канд. дис. – М.: 2005.
20. Яблокова Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у младших школьников. Разработка критериев оценки. Канд. дис. – М.: 1998.
Дополнительная литература
1. Ахутина Т.В. Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Академия, 2003.
2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008.
3. Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. - М.: В. Секачев, 2005.
4. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Академия, 2009.
5. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие – СПб : Питер, 2008.
6. Полонская Н. Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного воз- раста. – М.: Академия, 2007.
7. Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам / Под ред. Ж. М. Глозман. – М.: Эксмо, 2010.
8. Семенович А. В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихоло- гии. – М.: Генезис, 2010.
9. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М.: Изд-во МГУ, 1985.
10. Хомская Е.Д. Проблема факторов в нейропсихологии. //Хрестоматия по нейропсихо- логии. // Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: 1999.
11. Цыганок А.А., Ковязина М.С. О специфике нейропсихологической диагностики детей.
// Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Вып.1. – М.: Теревинф, 1998.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 546.