Теория функциональных систем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В теории функциональных систем, созданной П. К. Анохиным в начале 30-х годов ХХ века, было показано, что основным принципом работы организма при решении адап- тационных задач является объединение различных его органов в функциональные систе- мы (ФС). Системообразующим элементом такого образования выступает достигаемый с помощью этой системы адаптационный результат. В теории системогенеза П. К. Анохин ответил на вопрос о том, как формируются ФС и с помощью каких механизмов и процес- сов многочисленные и различные по сложности ее компоненты, часто расположенные в организме далеко друг от друга, могут успешно объединяться. Анохин рассматривал си- стемогенез как гетерохронное, избирательное развитие в эмбриогенезе разнообразных по качеству и локализации структурных образований, которые, консолидируясь в целое, ин- тегрируют полноценную ФС, обеспечивающую новорожденному выживание.


2.3. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. [3]

ВПФ – это сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, соци- альные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. Данная концепция основывается на ряде принципов:

- Принцип прижизненного формирования и развития ВПФ. ВПФ формируются у ре- бенка после его появления на свет, прижизненно путем усвоения социального опыта. Детское развитие представляет собой сложный динамический процесс, который характе- ризуется периодичностью, диспропорцией в развитии отдельных ПФ. Оно идет не эволю- ционным путем, а путем революционных изменений, не плавно, а скачкообразно.

- Принцип гетерохронности развития ВПФ и зон мозга, обеспечивающих их форми- рование. Средством эволюции, благодаря которому устанавливаются гармоничные отно- шения между многочисленными компонентами функциональной системы, является гете- рохронность, т.е неодновременность роста и темпов развития различных структурных об- разований. На разных возрастных этапах она может проявляться в возникновении новых внутри- и межсистемных координаций, а также в опережающем развитии той или иной ПФ.

- Принцип формирования ВПФ в предметной деятельности и в сотрудничестве со взрослым. Этот принцип говорит о том, что ВПФ формируются внутри конкретных видов деятельности, зависящих от возрастного этапа. Только благодаря сотрудничеству со взрослыми, под влиянием речевого общения и совместных действий с предметами ребе- нок начинает воспринимать окружающий предметный мир.

- Принцип интериоризации - перехода ВПФ из интерпсихического состояния в ин- трапсихическое. ВПФ сначала существуют как внешние, развернутые по структуре, по составу операций и процессов, а потом осуществляется их переход во внутреннюю ум- ственную форму, в такую, какой мы видим ту или иную ПФ у взрослого человека. Этот процесс превращения внешних средств функции во внутренние психологические средства носит название интериоризации.

- Принцип взаимовлияния структуры и функции. Этот принцип указывает на путь развития ВПФ у детей, при котором происходит сложный процесс взаимовлияния разви- вающихся ВПФ друг на друга и их влияние на созревание мозга, которое, в свою очередь, оказывает влияние на дальнейшее развитие ВПФ.

- Деятельностный подход в формировании ВПФ. ВПФ формируются в деятельности. И в каждом возрастном периоде ребенка имеется ведущая деятельность, благодаря и


внутри которой формируются определенные системы ВПФ, отвечающие возрастному эта- пу развития ребенка.

- Принцип смены ведущих ВПФ в разные возрастные периоды. Формирование и раз- витие психики ребенка проходит через несколько возрастных этапов, на каждом из кото- рых происходит усложнение систем ВПФ, их усовершенствование. Каждому этапу соот- ветствует своя ведущая ВПФ.

- Принцип системности формирования ВПФ. Развитие ВПФ протекает не изолиро- ванно, а во взаимодействии той или другой группы ВПФ. Все ПФ развиваются в системе, взаимодействуя друг с другом. Все системы ВПФ в процессе возрастного развития ребен- ка, изменяясь, усовершенствуются.



Понятие фактора.

При создании теории системной динамической локализации ВПФ А. Р. Лурия ввел новые понятия: нейропсихологический фактор, синдромный анализ, а также разработал концепцию трех функциональных блоков мозга.

Понятие фактора является одним из важнейших теоретических понятий, лежащих в основе концептуального аппарата нейропсихологии. Под фактором А. Р. Лурия понимал

«собственную функцию» той или иной мозговой структуры, определенный принцип ее работы. У А.Р. Лурии встречаются разные определения фактора, но для всех них общей является одна из его характеристик - фактор является основой, причиной нарушения определенной системы ВПФ, в структуру которых он входит [7, 8, 16, 17]. Каждая зона мозга, участвующая в обеспечении ФС, ответственна за свой фактор, и его устранение приводит к тому, что нормальное осуществление функции становится невозможным.

Выделяют модально-неспецифические факторы: энергетический (нейродинамиче- ский) - связан с работой подкорковых образований головного мозга; межполушарного взаимодействия - морфологически привязан к работе мозолистого тела и других комиссур мозга; программирования, регуляции и контроля психической деятельности - реализуется работой преимущественно префронтальной зоны лобных долей коры мозга; модально- специфические факторы: кинестетический (кинестетические, телесные ощущения) - его нарушение приводит к нарушению или несформированности кинестетической основы речи, предметных действий (нарушение кинестезий возникает при поражении верхне- и нижнетеменных отделов коры левого полушария мозга); кинетический - обеспечивает сукцессивность, последовательность смены поз артикуляционного аппарата в устной ре- чи, поз руки в двигательном акте (за данный фактор ответственны заднелобные отделы коры); фонематического слуха (т.е. способность различать на слух фонемы языка) - его нарушение ведет к трудностям формирования речи и всех функций, в структуру которых


он входит (к нарушению / несформированности фонематического слуха ведет незрелость или поражение задней трети верхней височной извилины); объема слухоречевой памяти - его нарушение лежит в основе задержки формирования и развития импрессивной и экс- прессивной речи, ведет к трудностям запоминания, воспроизведения речи); простран- ственного и квазипространственного восприятия - локализуется в зоне ТРО (височно- теменно-затылочной) - нарушение этого психического процесса приводит к нарушению всех других ПФ, в структуру которых входит этот фактор (ориентировка в пространстве, понимание грамматических конструкций речи, счета, письма, чтения и др.).


Дата: 2019-02-19, просмотров: 363.