Возрастные нормы выполнения нейропсихологических проб
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для анализа любых нарушений отправной точкой является понятие нормы, посколь- ку решение вопроса о патологическом изменении того или иного психического процесса или состояния может приниматься лишь на основе знаний о нормальных параметрах этого процесса или состояния. В аппарате отечественной нейропсихологии существует понятие нормы функции – это некоторые средние показатели реализации функции, которые харак- терны для данной популяции. При этом выделяют разные варианты нормы функции, ко- торые связаны с преморбидом – полом, возрастом, типом межполушарной организации мозга. [17]

Понятие нормы для детской нейропсихологии особенно актуально, так как проведе- ние нейропсихологической диагностики и трактовка полученных данных в детском воз- расте имеют свою специфику – они требуют знания нейропсихологических особенностей онтогенетического развития (особенностей нормального развития с точки зрения мозго- вой организации ВПФ) и знания о возрастных нормативах выполнения тестовых методик. [19, 20]

Таким образом, использование нормативов выполнения различных нейропсихологи- ческих проб при интерпретации результатов исследования должно проводиться с учетом перечисленных факторов. В данной таблице [19] приведены возрастные критерии выпол- нения различных нейропсихологических проб. В графах таблицы знак «+» обозначает, что большая часть детей данного возраста (≥75%) безошибочно справляется с выполнением данной пробы.

Нейропсихологические пробы 5-6 лет 6-7 лет 7-8 лет 8-9 лет 9-10 л. 10-13 л.
Двигательная сфера            
Кинестетический праксис (праксис позы пальцев руки) - - + + + +
«Кулак-ребро-ладонь» - - - - + +
Графическая проба «Забор» - - - - + +
Реципрокная координация - - + + + +
Пространственный праксис - - - - - +

Зрительный гнозис            
Реалистические изображения + + + + + +
Перечеркнутые изображения + + + + + +
Наложенные изображения - + + + + +
Незавершенные изображения - - - - + +
Сомато-сенсорный гнозис            
Локализация прикосновений + + + + + +
Проба Тойбера + + + + + +
Чувство Ферстера - - + + + +
Схема тела - + + + + +
Акустический гнозис            
Оценка ритмических структур - - + + + +
Воспроизведение ритмов по образцу / по инструкции + + + + + +
Зрительно-простр-ные функции            
Структурно-топологич. представления + + + + + +
Координатные представления - + + + + +
Метрические представления - - - - + +
Проекционные представления - - - - - +
Перешифровка - - - + + +
Слухоречевая память            
Объем - + + + + +
Порядок - - - + + +
Нейропсихологические пробы 5-6 лет 6-7 лет 7-8 лет 8-9 лет 9-10 л. 10-13 л.
Слухоречевая память            
Избирательность - - + + + +
Интерференция - - + + + +
Зрительная память            
Объем + + + + + +
Порядок - - - + + +
Интерференция - - + + + +
Речь            
Фонематический слух - + + + + +
Логико-грамматические конструкции - - + + + +
Автоматизированная    речь     (прямой /обратный порядок)            
Числовой ряд +/+ +/+ +/+ +/+ +/+ +/+
Дни недели -/- +/- +/+ +/+ +/+ +/+
Месяцы года -/- -/- -/- -/- +/- +/+

Интеллектуальные функции            
Понимание рассказа + + + + + +
Интерпретация сюжетных картин - - + + + +
Простые счетные операции - + + + + +
Серийный счет - - + + + +

 



Глава 6. Методика нейропсихологического обследования.

Предварительный сбор анамнеза.

До начала обследования целесообразно провести сбор анамнестических данных. Ес- ли в обследовании принимает участие ребенок, по возможности проводится предвари- тельная беседа с родителями, которая направлена на сбор анамнеза и выявление объек- тивных трудностей ребенка. Предварительная беседа может проводиться в присутствии ребенка или без него. Если она проводится в присутствии ребенка, то он в это время предоставлен сам себе. Во время беседы с родителем психолог одновременно наблюдает за тем, как ребенок адаптируется к новой обстановке и новому человеку. Анамнез ребенка может быть собран с помощью анкетирования родителей. Во время сбора анамнеза следу- ет особо обратить внимание на протекание беременности и родов у матери, наличие у ре- бенка неврологических или инфекционных заболеваний, сотрясения мозга, падения и ушибов головы, наблюдался ли ребенок у невропатолога на первом году жизни или позже, есть ли данные ЭЭГ, Эхо ЭГ, или заключение невропатолога, были ли у ребенка госпита- лизации и в связи с каким заболеванием. (Смотри Приложение 4.)

 

Традиционно нейропсихологический анализ включает: общую характеристику больного, исследование двигательных функций, исследование гнозиса, исследование ре- чевых функций, исследование памяти и исследование интеллекта. Не все больные могут пройти через полное изучение всех ПФ – так, наличие выраженных нарушений зрения и двигательных нарушений (тетрапарезы, гемипарезы, тремор) ограничивает применение ряда проб.

6.2. Общая характеристика больного. Здесь оценивается ряд параметров:

1.  уровень активности больного;

1.1. полная

1.2. заторможенность

1.3. инактивность


1.4. аспонтанность - (а + лат. spontaneus самопроизвольный, спонтанный) отсутствие побуждений к двигательной, речевой, психической и другим видам деятельности

1.5. расторможенность

1.6. многоречивость

1.7. резонерство

2.  его способность ориентироваться

2.1. в месте - местонахождение в данный момент - город, лечебное учреждение;

2.1.1. Вопросы для больных с грубыми нарушениями речи ставятся таким образом, чтобы на них можно было ответить словами "да" или "нет" или утвердительным либо отрицательным кивком головы

• Вы находитесь дома?

• Вы находитесь в больнице?

• Вы находитесь на улице?

• Сейчас на улице жарко?

• Сейчас на улице холодно?

2.1.2. Для пациентов без выраженных нарушений речи

• В каком городе Вы живёте?

• Как называется больница, в которой Вы лечитесь?

• В каком городе находится эта больница?

• Сколько человек у Вас в палате?

• На каком этаже находится Ваше отделение?

2.2. во времени - день недели, число, месяц, год, когда поступил в клинику, сколько дней в ней находится, значимые даты личной биографии;

2.2.1. Какое сегодня число, месяц, год?

2.2.2. Какой сегодня день недели?

2.2.3. Сейчас день?

2.2.4. Сейчас вечер?

2.2.5. Сейчас утро?

2.2.6. Сколько сейчас времени (не глядя на часы)?

2.2.7. Сколько длилось обследование?

2.2.8. Отсчитайте про себя минуту


В личной ситуации

2.3.1. самостоятельное высказывание жалоб; самостоятельно жалобы не высказы- вает, но отвечает на вопросы нейропсихолога:

• Как вы себя чувствуете?


• Как Вы спали?

• Как Вы считаете, Вы совсем здоровы или что-то еще осталось от забо- левания?

• Болит ли у Вас сейчас голова?

• Стали вы быстрее уставать в последнее время?

2.3.2 отрицание трудностей, дефектов (анозогнозия, диссимуляция);

2.3.4. важно содержание жалоб испытуемого - головная боль, головокружения, двоение в глазах, повышенная утомляемость, ухудшение слуха, зрения, снижение памяти, тремор, моторная неловкость, спотыкается на ходу и др. - указывают на негативные отклонения в работе нервной системы;

3.  особенности эмоционального статуса - преобладающее настроение, адекватность эмоций ситуации по знаку и степени выраженности, насколько может контролировать свои эмоции, эмоциональный фон;

3.1. ослабление эмоций

3.2. безразличие

3.3. отсутствие эмоций

3.4. усиление эмоций

3.5. напряженность

3.6. страхи

3.7. тревожность

3.8. депрессия

3.9. эйфория

3.10. агрессия

3.11. пуэрильность (детские поведение и высказывания взрослого человека)

3.12. эмоциональная лабильность

3.13. насильственные эмоциональные реакции (плач, смех)

4.  адекватность ситуации обследования

4.1. полностью контролирует своё поведение, и оно соответствует ситуации обследова- ния;

4.2. полевое поведение,

4.3. негативизм (отказ от задания),

4.4. резонёрство,

4.5. нарушение чувства дистанции,

4.6. расторможенность,

4.7. общее возбуждение,


4.8. навязчивость;

5.  критичность



К своей болезни

К своему поведению

К частным дефектам

5.4. по отношению к собственной деятельности, возможность коррекции допускае- мых ошибок -

5.4.1 . полностью осознаёт свои дефекты, эмоционально адекватно и критично к ним относится;

5.4.2 . отсутствие активных жалоб,

5.4.3 . отсутствие (снижение) переживания своих дефектов,

5.4.4 . эйфория,

5.4.5 . эмоциональная лабильность,

5.4.6. эмоциональная притуплённость,

5.4.7. безразличие,

5.4.8. напряжённость,

5.4.9. растерянность,

5.4.10.     тревожность;

5.5. по отношению к другим людям;

6.  степень истощаемости

6.1. не истощается;

6.2. повышенная истощаемость (через сколько минут);

6.3. истощаемость при выполнении определённых проб;

6.4. колебания работоспособности;

6.5. псевдоистощаемость.

 

 

Выраженность выявляемых нарушений оценивается по традиционной четы- рехбалльной системе:

• 0 баллов ставится при отсутствии нарушений;

• 1 балл – при легких нарушениях и возможности самостоятельной коррекции оши- бок;

• 2 балла – при средней степени выраженности дефекта, возможности коррекции и выполнении задания при подсказках экспериментатора;

• 3 балла – при наличии выраженного дефекта.


При обследовании ребенка система оценок может быть прямо связана с понятием зоны ближайшего развития. В этом случае ее можно интерпретировать следующим обра- зом: «0» – выставляется в тех случаях, когда ребенок без дополнительных разъяснений выполняет предложенную экспериментальную программу; «1» – если отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком без участия экспериментатора; «2»

- ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, подсказок и наво- дящих вопросов экспериментатора; «3» – задание недоступно даже после развернутой по- мощи со стороны экспериментатора.

Анализ полученных результатов осуществляется с учетом возрастных нормативов выполнения отдельных проб.

 

Пример использования критерия балльных оценок (По Ж. М. Глозман) [4]


За ориентировку

0 - Пациент правильно анализирует все основные этапы своего заболевания, пра- вильно и уверенно называет место своей последней работы и проживания, знает название, профиль и местонахождение лечебного учреждения, где он/она находится, ошибается не более чем на ±1 день при назывании текущей даты и даты поступления в больницу.

0,5 - Пациент отвечает на вопросы неуверенно, ошибается, но самостоятельно, без наводящих вопросов исправляет свои ошибки.

1 - Больной знает, что пребывает в больнице и в каком городе больница находится, но не знает ее профиля и названия (например, "в какой-то больнице в Москве"), правильно называет год и месяц, но ошибается более чем на 2 дня при указании числа, упускает не- которые важные детали в анамнезе заболевания.

2 - Больной говорит, что находится в каком-то лечебном учреждении, но не знает, больница это, поликлиника или реабилитационный центр, не знает где (в каком городе) это лечебное заведение находится; при указании даты может назвать год и время года, но не может назвать ни месяц, ни число; затрудняется в локализации деталей анамнеза во времени, путает их последовательность.

3 - Конфабуляции. Больной утверждает, что находится дома, на работе, в гостях и т. д.; не знает времени дня (утро или вечер); затрудняется в назывании времени года; ничего не может сообщить из своих биографических и анамнестических данных. При этом боль- ной находится в ясном сознании.

В случаях сомнений или сочетания нескольких критериев внутри одной балльной оценки исследователь здесь и далее увеличивает на 0,5 балла и ставит промежуточную оценку - 1,5 и 2,5 балла.



Дата: 2019-02-19, просмотров: 1246.