Клиническая беседа - это метод исследования различных аспектов поведения и пси- хологических особенностей человека в процессе вербальной коммуникации; клиническая беседа является важным этапом диагностического обследования не только в нейропсихо- логии, но и в других областях клинической психологии. [1]
Следует обратить внимание, что клиническая беседа является важным этапом диа- гностического нейропсихологического обследования (по мнению Б. В. Зейгарник, клини- ческая беседа в ходе всего психологического обследования вообще не должна прекра- щаться).
В нейропсихологическом обследовании клиническая беседа может решать следую- щие задачи: 1) установление контакта с больным; 2) информирование больного о характе- ре обследования и его целях; 3) выяснение жалоб больного, степени его ориентирования в собственном состоянии и критичности к имеющимся проявлениям заболевания; 4) выяс- нение качества ориентирования в месте и времени; 5) выявление мануальной асимметрии;
6) выявление нарушений понимания обращённой речи, речевой моторики, памяти, эмоци- онального статуса и др.; 7) на протяжении обследования нейропсихолог не остается нейтральным наблюдателем, а поддерживает постоянный диалог с испытуемым (с помо- щью клинической беседы), что необходимо для: поддержания контакта, для стимуляции испытуемого к выполнению заданий (особенно при возникновении затруднений), для вы- явления реакции испытуемого на замечания, для определения того, как испытуемый оце- нивает свою работу, в какой степени он принимает помощь экспериментатора ; 8) в за- вершение нейропсихологического обследования - выяснение общей самооценки больного;
9) при наличии симптомов повышенной тревожности, разочарованности, негативных пе- реживаний - клиническая беседа носит психотерапевтический эффект; 10) если у испыту- емого в ходе нейропсихологического обследования возникают вопросы, экспериментатор отвечает на них (корректно, понятно, на доступном для данного конкретного испытуемого уровне).
Раздел 2. Нейропсихологические методики исследования высших психических функций.
Глава 5. особенности проведения нейропсихологического обследования в зави- симости от возраста испытуемого.
Требования к условиям проведения обследования в детском возрасте.
Традиционно нейропсихологическое обследование проводится с детьми старше 5 лет (хотя нейропсихологическая диагностика может осуществляться даже в отношении детей трех-четырех лет) [1, 10, 15, 18]. Для детей дошкольного возраста длительность об- следования составляет от 20 до 30 минут, для детей младшего школьного возраста 40 - 50 минут, начиная с возраста 10 - 12 лет, время обследования может доходить до 1,5 часов.
В протоколе обследования фиксируются результаты всех проб, особенности поведе- ния ребенка во время обследования, по-возможности дословно фиксируется речь ребенка в устных пробах на речевые и интеллектуальные функции. Кроме этого в целях диагно- стики изучаются школьные тетради ребенка по русскому языку и математике.
Обследование ребенка должно происходить в отдельном кабинете, в спокойной, доброжелательной обстановке, при отсутствии шума и посторонних людей. Взрослый за- нимает следующую позицию по отношению к ребенку: старается не нависать над ребен- ком, пространственно быть на равных – для этого можно сесть на низкий стульчик. По возможности взрослый садится не напротив ребенка через стол, а сбоку. Во время обсле- дования ребенок должен находиться так, чтобы перед ним не было отвлекающих внима- ние факторов: окна, полок с игрушками, ярких картинок на стенах. Психолог общается с ребенком простым языком, не очень длинными фразами. С дошкольниками и первоклас- сниками обследование проводится с привлечением игровой формы.
Обследование ребенка лучше проводить в первой половине дня (особенно для до- школьников и первоклассников). Если речь идет о дошкольнике, то обследование никогда не проводится во время дневного сна ребенка (с 13.00 до 15.00 – если ребенок посещает детский сад), и сразу после дневного сна. Обследование ребенка не проводится, если ре- бенок болен, чем–то испуган или расстроен (особенно, если ребенок - дошкольник).
При обследовании можно делать перерывы для активного и пассивного отдыха. При активном отдыхе возможны: движения, двигательные упражнения под музыку, рисова- ние, игра (по выбору ребенка или по предложению взрослого). Взрослый может сказать просто «отдохни» и украдкой наблюдать, что будет делать ребенок: насколько ребенок любопытен и спонтанен в освоении нового пространства, насколько он активен в процессе
адаптации к новой ситуации, отправится ли он к игрушкам, или будет сидеть неподвижно за партой.
В ходе нейропсихологического обследования желательно присутствие родителей, особенно, если речь идет о дошкольнике, так как в большинстве случаев присутствие ро- дителя успокаивает ребенка. К тому же родитель имеет возможность наблюдать ошибки ребенка, и его мотивация к сотрудничеству с нейропсихологом, к восприятию экспертной оценки нейропсихолога и его рекомендаций, будет более высокой.
Необходимые для обследования материалы:
1. Стимульный материал (альбом по нейропсихологической диагностике детей, цвет- ные карандаши, фломастеры, чистые листы бумаги и т.д.).
2. Анкета для родителей.
3. Бланки протокола.
4. Игрушки для установления контакта.
Требования к процедуре обследования в детском возрасте.
Для того, чтобы результаты обследования ребенка были максимально достоверны- ми, необходимо:
1. Мотивировать ребенка, создать интерес к обследованию. Особенно это актуально для дошкольников: отсутствие мотивации может привести к неправильным выводам о возможностях ребенка.
2. Создать у ребенка ощущение успеха вне зависимости от его реальных результа- тов. Необходимо не забывать важную формулу при любых занятиях с ребенком дошколь- ником или младшим школьником: «мотивация гибнет без ощущения успеха».
3. Создать оптимальную речевую среду: исключается излишняя речь психолога; необходимо исключить какую-либо критику ребенка в ходе обследования.
4. Подстроиться под темп ребенка.
5. Для получения наиболее точной информации о состоянии того или иного пара- метра психической деятельности в нейропсихологическое обследования включают сенси- билизированные пробы - это те же пробы, но проведенные в особых условиях: 1) при уве- личении темпа подачи материала и выполнения проб; 2) при исключении зрительного (за- крытые глаза) и речевого (зафиксированный язык) самоконтроля. Успешность выполне- ния любого задания в сенсибилизированных условиях говорит о том, что изучаемый про- цесс у ребенка автоматизирован, и, следовательно, он может быть опорой для ведения коррекционных мероприятий или формирующего обучения.
6. Создать оптимальный порядок предъявления проб. Необходимо, чтобы они чере- довались так, чтобы пробы на одну и ту же функцию (например, запоминание двух групп по три слова и запоминание 5 слов) не следовали одна за другой (если только нет задачи создать условия для гомогенной (однородной) интерференции).
7. Осуществлять диагностику зоны ближайшего развития ребенка.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 944.