Динамический праксис (кинетический)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4.1. «кулак-ребро-ладонь» И.: Делай, как я.

Выполняется последовательный ряд движений; меняются только позы, сама рука ме- сторасположения не меняет. Три раза задание выполняется вместе с испытуемым медлен- но и молча. Затем испытуемый выполняет задание самостоятельно.

Сенсибилизация - задание выполняется: а) в более быстром темпе; б) с закрытыми глазами; в) с закрытыми глазами и зафиксированным языком. Поочерёдно обследуются обе руки.

Ошибки:

·дезавтоматизация, отрывистость, недостаточность плавности движений

·персеверации

·стереотипные движения (вертикальный кулак)

·пространственные ошибки - нарушения порядка движений, неправильная передача пространственных характеристик движений - например, поворот ладони тыльной стороной вниз, поворот позы "ребро" на 180 градусов по сравнению с об- разцом

4.2. графическая проба («забор»)

Испытуемому даётся образец:                                  И.: Продолжи забор, постарайся карандаш от бумаги не отрывать.1 Поочерёдно обследуются обе руки.

Ошибки:

·дезавтоматизация рисунка

·разрывы линий - рисунок распадается на отдельные фрагменты

·расподобление элементов - заметная разница в размерах элементов

·персеверации

·стабильные изменения размера рисунка - макрография (увеличение), микро- графия (уменьшение)

·

 

пространственные ошибки - неправильная ориентация элементов узора, не- удержание строки.

1 в нейропсихологическом исследовании все рисунки и письмо выполняются на бумаге без клеточек или линеек


5. Пространственная организация движений (пробы Хэда)

Экспериментатор и испытуемый сидят напротив друг друга.

И. (даётся детям): То, что я буду делать правой рукой (показать), ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой (показать), ты бу- дешь делать своей (прикоснуться) левой рукой. Выполняются сначала одноручные, затем двуручные, затем перекрёстные пробы. После выполнения каждой пробы принимается свободная поза.

И. (для взрослого): Повторите за мной движения.

Ошибки:

·длительный, развёрнутый поиск нужной позы

·зеркальные ошибки

·ошибки вследствие игнорирования левой половины пространства: при игно- рировании части внешнего зрительного пространства больной фрагментарно вос- принимает позу психолога - видит только её правую часть; при нарушении сомато- гнозиса2 - возникает игнорирование половины собственного телесного простран- ства.

Во всех моторных пробах могут отмечаться симптомы, специфичные не только для двигательной сферы, но и для психической деятельности в целом:

·при патологии префронтальных отделов - регуляторные ошибки - стереоти- пии, персеверации, эхопраксии, импульсивность

·при патологии подкорковых структур - замедление темпа деятельности, трудности включения в задание, колебания внимания и уровня достижений, исто- щаемость; застывание в принятой позе, тремор, насильственные движения, патоло- гические синкинезии и т.п.

 



Исследование гнозиса.

Исследование гностических функций включает следующие методы: пробы на пред- метный гнозис (узнавание реалистических изображений, перечеркнутых, наложенных и незавершенных изображений), интерпретация сюжетных картин; исследование зрительно- пространственного гнозиса – самостоятельный рисунок (стол, куб), копирование рисунка (стол, куб), копирование фигур Рея, Остеррайха, копирование рисунка с поворотом на 180о (перешифровка); пробы на акустический гнозис и слухо-моторную координацию (оценка и воспроизведение простых и акцентированных ритмических структур), сомато-

 

2 восприятие своего тела, опирающееся на тактильные ощущения


сенсорный гнозис (чувство Ферстера (дермолексия), проба на локализацию прикоснове- ния, проба на дискриминацию, схема тела).



Зрительный гнозис.

Пробы на предметный гнозис

1.1. узнавание реалистических изображений

И.: 1. Назови, что здесь нарисовано? 2. Назови детали предметов.

Ошибки:

·первичные - трудности опознания предметов, распад представлений об их функциональных свойствах, назначении

·вторичные - псевдоагнозии - парагнозии по сходству, возникают вследствие импульсивности, дефицита познавательной активности, критичности и контроля, больные не доводят процесс опознания до логического конца, выдаётся первая случайно возникшая версия относительно смысла изображения

·ошибки вследствие нарушения зрительно-пространственного восприятия - левостороннее игнорирование, фрагментарная или хаотическая стратегия сканиро- вания пространства

· ошибки вследствие нарушения номинативной функции речи. 1.2. узнавание перечеркнутых изображений

И.: Назови, что здесь нарисовано? Угадай, какие предметы нарисовал и зачеркнул художник.

1.3. узнавание наложенных изображений И.: Назови, что здесь нарисовано?

1.4. узнавание незавершенных изображений

И.: Художник начал рисовать картинки, но не закончил. Угадай, что хотел нарисо- вать художник.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 490.