4.1. «кулак-ребро-ладонь» И.: Делай, как я.
Выполняется последовательный ряд движений; меняются только позы, сама рука ме- сторасположения не меняет. Три раза задание выполняется вместе с испытуемым медлен- но и молча. Затем испытуемый выполняет задание самостоятельно.
Сенсибилизация - задание выполняется: а) в более быстром темпе; б) с закрытыми глазами; в) с закрытыми глазами и зафиксированным языком. Поочерёдно обследуются обе руки.
Ошибки:
·дезавтоматизация, отрывистость, недостаточность плавности движений
·персеверации
·стереотипные движения (вертикальный кулак)
·пространственные ошибки - нарушения порядка движений, неправильная передача пространственных характеристик движений - например, поворот ладони тыльной стороной вниз, поворот позы "ребро" на 180 градусов по сравнению с об- разцом
4.2. графическая проба («забор»)
Испытуемому даётся образец: И.: Продолжи забор, постарайся карандаш от бумаги не отрывать.1 Поочерёдно обследуются обе руки.
Ошибки:
·дезавтоматизация рисунка
·разрывы линий - рисунок распадается на отдельные фрагменты
·расподобление элементов - заметная разница в размерах элементов
·персеверации
·стабильные изменения размера рисунка - макрография (увеличение), микро- графия (уменьшение)
·
1 в нейропсихологическом исследовании все рисунки и письмо выполняются на бумаге без клеточек или линеек
5. Пространственная организация движений (пробы Хэда)
Экспериментатор и испытуемый сидят напротив друг друга.
И. (даётся детям): То, что я буду делать правой рукой (показать), ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой (показать), ты бу- дешь делать своей (прикоснуться) левой рукой. Выполняются сначала одноручные, затем двуручные, затем перекрёстные пробы. После выполнения каждой пробы принимается свободная поза.
И. (для взрослого): Повторите за мной движения.
Ошибки:
·длительный, развёрнутый поиск нужной позы
·зеркальные ошибки
·ошибки вследствие игнорирования левой половины пространства: при игно- рировании части внешнего зрительного пространства больной фрагментарно вос- принимает позу психолога - видит только её правую часть; при нарушении сомато- гнозиса2 - возникает игнорирование половины собственного телесного простран- ства.
Во всех моторных пробах могут отмечаться симптомы, специфичные не только для двигательной сферы, но и для психической деятельности в целом:
·при патологии префронтальных отделов - регуляторные ошибки - стереоти- пии, персеверации, эхопраксии, импульсивность
·при патологии подкорковых структур - замедление темпа деятельности, трудности включения в задание, колебания внимания и уровня достижений, исто- щаемость; застывание в принятой позе, тремор, насильственные движения, патоло- гические синкинезии и т.п.
Исследование гнозиса.
Исследование гностических функций включает следующие методы: пробы на пред- метный гнозис (узнавание реалистических изображений, перечеркнутых, наложенных и незавершенных изображений), интерпретация сюжетных картин; исследование зрительно- пространственного гнозиса – самостоятельный рисунок (стол, куб), копирование рисунка (стол, куб), копирование фигур Рея, Остеррайха, копирование рисунка с поворотом на 180о (перешифровка); пробы на акустический гнозис и слухо-моторную координацию (оценка и воспроизведение простых и акцентированных ритмических структур), сомато-
2 восприятие своего тела, опирающееся на тактильные ощущения
сенсорный гнозис (чувство Ферстера (дермолексия), проба на локализацию прикоснове- ния, проба на дискриминацию, схема тела).
Зрительный гнозис.
Пробы на предметный гнозис
1.1. узнавание реалистических изображений
И.: 1. Назови, что здесь нарисовано? 2. Назови детали предметов.
Ошибки:
·первичные - трудности опознания предметов, распад представлений об их функциональных свойствах, назначении
·вторичные - псевдоагнозии - парагнозии по сходству, возникают вследствие импульсивности, дефицита познавательной активности, критичности и контроля, больные не доводят процесс опознания до логического конца, выдаётся первая случайно возникшая версия относительно смысла изображения
·ошибки вследствие нарушения зрительно-пространственного восприятия - левостороннее игнорирование, фрагментарная или хаотическая стратегия сканиро- вания пространства
· ошибки вследствие нарушения номинативной функции речи. 1.2. узнавание перечеркнутых изображений
И.: Назови, что здесь нарисовано? Угадай, какие предметы нарисовал и зачеркнул художник.
1.3. узнавание наложенных изображений И.: Назови, что здесь нарисовано?
1.4. узнавание незавершенных изображений
И.: Художник начал рисовать картинки, но не закончил. Угадай, что хотел нарисо- вать художник.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 535.