Практикум по нейропсихологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Практикум по нейропсихологии

Москва 2014


ББК 88.75я73 П 44

УДК 612.821 (075.8)

 

Н Практикум по нейропсихологии. Учебное пособие.

 

Поддъякова О.С., Челышева М.В. Москва: МГМСУ, 2014


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Нейропсихологическая диагностика: теоретико-методологические основы, цели, принципы, этапы....................................................................................................... 4

Глава 1.   Нейропсихологическая диагностика. Основные цели нейро-

психологической                                                      диагности- 4

ки........................................................

Глава 2.   Теоретико-методологические основы нейропсихологической

диагностики.......................................................................................... 5

2.1. Теория системной динамической локализации ВПФ.......... 5

2.2. Теория функциональных систем............................................ 5

2.3. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского... 6 2.4.       Понятие фактора...................................................................... 7

2.5. Понятие синдромного анализа............................................... 8

2.6. Концепция о трех функциональных блоках мозга............... 9

Глава 3.   Принципы построения нейропсихологических диагностиче- ских методик................................................................................................. 10

Глава 4.   Этапы нейропсихологической диагностики................................... 13

4.1. Общие правила построения нейропсихологического обследования.................................................................................................... 13

4.2. Этапы нейропсихологического обследования.................... 13

4.3. Задачи клинической беседы в нейропсихологическом обследовании........................................................................... 14

Раздел II. Нейропсихологические методики исследования высших психических функций 15

Глава 5.   Особенности проведения нейропсихологического обследова-

ния в зависимости от возраста испытуемого................................... 15

5.1. Требования к условиям проведения обследования в детском возрасте.................................................................................... 15

5.2. Требования к процедуре обследования в детском воз- расте. 16

5.3. Возрастные нормативы выполнения нейропсихологи-

  ческих проб.......................................................................... 17
Глава 6. Методики нейропсихологического обследования....................... 19
  6.1. Предварительный сбор анамнеза....................................... 19
  6.2. Общая характеристика больного....................................... 19
  6.3. Исследование движений и действий................................. 24
  6.4. Исследование гнозиса......................................................... 26
  6.4.1. Зрительный гнозис................................................ 27
  6.4.2. Зрительно-пространственный гнозис................. 28
  6.4.3. Акустический гнозис............................................ 29
  6.4.4. Тактильное восприятие........................................ 30
  6.5  Исследование речи............................................................. 31
  6.6. Исследование памяти......................................................... 33
  6.7. Исследование мышления................................................... 35
  6.8. Исследование письма......................................................... 35
  6.9. Исследование чтения.......................................................... 36
Глава 7. Методы исследования латеральной организации мозга............. 38
  7.1. Методики исследования межполушарной асимметрии.. 38
  7.2. Методы исследования межполушарного взаимодей-  
  ствия...................................................................................... 39

...

Глава 8.   Нейропсихологическое заключение................................................. 40

8.1. Схема нейропсихологического заключения........................ 40

8.2. Образцы нейропсихологических заключений по дан- ным нейропсихологического обследования................................. 44

Приложение 1. Протокол нейропсихологического обследования.......................................... 49

Приложение 2. Образцы для копирования (исследование зрительно-пространственного восприятия).................................................................................................................................... 52

Приложение 3. Стимулы для исследования зрительной памяти............................................. 54

Приложение 4. Анкета для родителей (предварительный сбор анамнеза)............................. 55

Литература..................................................................................................................................... 59






Раздел 1. Нейропсихологическая диагностика: теоретико-методологические ос- новы, цели, принципы, этапы.

Глава 2. Теоретико-методологические основы нейропсихологической диагно- стики.

Теоретико-методологическими основами нейропсихологической диагностики явля- ются представления отечественной психологии о:

• системном строении ВПФ человека,

• их системной динамической локализации,

• прижизненном формировании их структуры и мозговой организации. Нейропсихологическая диагностика проводится в соответствии с принципами, раз-

работанными А. Р. Лурия, о синдромном анализе нарушений и в контексте структурно- функциональной концепции о трех блоках мозга, каждый из которых обеспечивает опре- деленную составляющую психической деятельности в системе ее мозговой организации.

Понятие фактора.

При создании теории системной динамической локализации ВПФ А. Р. Лурия ввел новые понятия: нейропсихологический фактор, синдромный анализ, а также разработал концепцию трех функциональных блоков мозга.

Понятие фактора является одним из важнейших теоретических понятий, лежащих в основе концептуального аппарата нейропсихологии. Под фактором А. Р. Лурия понимал

«собственную функцию» той или иной мозговой структуры, определенный принцип ее работы. У А.Р. Лурии встречаются разные определения фактора, но для всех них общей является одна из его характеристик - фактор является основой, причиной нарушения определенной системы ВПФ, в структуру которых он входит [7, 8, 16, 17]. Каждая зона мозга, участвующая в обеспечении ФС, ответственна за свой фактор, и его устранение приводит к тому, что нормальное осуществление функции становится невозможным.

Выделяют модально-неспецифические факторы: энергетический (нейродинамиче- ский) - связан с работой подкорковых образований головного мозга; межполушарного взаимодействия - морфологически привязан к работе мозолистого тела и других комиссур мозга; программирования, регуляции и контроля психической деятельности - реализуется работой преимущественно префронтальной зоны лобных долей коры мозга; модально- специфические факторы: кинестетический (кинестетические, телесные ощущения) - его нарушение приводит к нарушению или несформированности кинестетической основы речи, предметных действий (нарушение кинестезий возникает при поражении верхне- и нижнетеменных отделов коры левого полушария мозга); кинетический - обеспечивает сукцессивность, последовательность смены поз артикуляционного аппарата в устной ре- чи, поз руки в двигательном акте (за данный фактор ответственны заднелобные отделы коры); фонематического слуха (т.е. способность различать на слух фонемы языка) - его нарушение ведет к трудностям формирования речи и всех функций, в структуру которых


он входит (к нарушению / несформированности фонематического слуха ведет незрелость или поражение задней трети верхней височной извилины); объема слухоречевой памяти - его нарушение лежит в основе задержки формирования и развития импрессивной и экс- прессивной речи, ведет к трудностям запоминания, воспроизведения речи); простран- ственного и квазипространственного восприятия - локализуется в зоне ТРО (височно- теменно-затылочной) - нарушение этого психического процесса приводит к нарушению всех других ПФ, в структуру которых входит этот фактор (ориентировка в пространстве, понимание грамматических конструкций речи, счета, письма, чтения и др.).


Дик.

Основная часть нейропсихологических диагностических методик была создана А. Р. Лурией в 1940-1960-е гг. Первые систематизированные подходы к диагностике наруше- ний ВПФ, преимущественно афазий, были изложены А.Р. Лурия в монографиях «Травма- тическая афазия» (1947) и «Восстановление функции мозга после военной травмы» (1948). [6]

Известно, что активная и целенаправленная разработка методических приемов ис- следования больных с локальными поражениями головного мозга началась после первой мировой войны, что было связано с множеством военных черепно-мозговых травм и ве-


рифицированным клиническим материалом. К этому времени относятся нейропсихологи- ческие исследования W. Poppelreuter (1917), S. Henschen (1920), А. Gelb и К. Goldstein (1920), К. Kleist (1934). Например, К. Goldstein и А. Gelb исследовали особенности зри- тельного восприятия у больного с ранением затылочных долей мозга: ими применялись методики на узнавание геометрических фигур, предметов, цветов (в дальнейшем этот больной наблюдался рядом авторов на протяжении почти 20 лет).

Известный английский невролог Н. Head (1926) одним из первых предложил боль- шой набор методик для выявления расстройств речи, гнозиса, праксиса, ориентировки в пространстве и др. Многие из этих проб включил в своё обследование А.Р. Лурия (пробы на называние изображений предметов, отчуждение смысла слов и пространственные со- отношения – «часы» и др.). Head посвятил обширный труд изучению локализации функ- ций и клинико-психологическому описанию афазий; он впервые описал семантическую афазию, которая впоследствии была детально изучена А.Р. Лурией. Работы Н. Head со- держат большой обзор и анализ исследований афазий, агнозий и апраксий; при этом автор пользовался работами S. Henschen, который обобщил данные за почти пятидесятилетний период клинических наблюдений более 1300 случаев афазий.

К. Goldstein на протяжении более 30 лет изучал проблемы локализации функций мозга (методом клинико-психологоанатомических сопоставлений) и разработал ряд мето- дик, которые до сих пор используются в пато- и нейропсихологии для анализа нарушений мышления, - например «классификацию», модифицированную впоследствии Л. С. Вы- готским.

Основные теоретические и методологические принципы нейропсихологической диа- гностики, многоаспектное изложение методических подходов к тонической диагностике нарушений ВПФ были изложены А. Р. Лурией в монографии «Высшие корковые функции человека». [7] А. Р. Лурия рассматривал методы исследования ВПФ при локальных пора- жениях мозга как инструмент синдромного анализа; в своей монографии он приводит раз- вернутое и теоретически обоснованное описание возможных (и необходимых) методиче- ских подходов для решения конкретных задач топической диагностики нарушений ВПФ:

• двигательных функций,

• слухо-моторной координации,

• высших кожно-кинестетических функций,

• зрительных функций,

• мнестических процессов,

• речи (устной и письменной),

• счетных операций и мышления.


Лурия большое место в исследовании отводил анамнезу, методам наблюдения и клинико-неврологического и психопатологического обследования больных с локальной патологией мозга. Наряду с оригинальными пробами, он рекомендовал к применению ме- тодики, разработанные А. Н. Бернштейном, Н. И. Озерецким, Л. С. Выготским,

W. Poppelreuter, Н. Head, W. Halsted и др. Ряд методик относится к традиционному классу патопсихологических, например: классификация (А. Gelb, К. Goldstein в модификации Л.С. Выготского), исключение предметов и 10 слов (Лурия А.Р., 1962), опосредованное запоминание (Леонтьев А.Н., 1931), кубики Кооса, куб Линка, ряд проб на исследование мышления (простые и сложные аналогии и т. п.) и др., адаптированных автором для целей нейропсихологической диагностики.

Поскольку нейропсихология всегда являлась динамично развивающейся отраслью знания, в ней постоянно разрабатывались новые методические приемы, методики (напри- мер, методики исследования речи, памяти и др.). В связи с возникновением новых направ- лений нейропсихологических исследований арсенал нейропсихологов постоянно попол- нялся оригинальными методиками, разработанными зарубежными учёными. Так для ис- следования зрительно-конструктивной деятельности стали часто применяться фигуры Рея и Остеррайха, для исследования межполушарного взаимодействия - методика дихотиче- ского прослушивания Д. Кимура. В настоящее время в нейропсихологических исследова- ниях широко применяются модификации классического нейропсихологического обследо- вания, осуществлённые Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной, А. В. Семенович и др. [1, 16, 17]

 

Основные принципы построения нейропсихологических диагностических ме- тодик:

1. функциональная проба - преимущественная направленность конкретной методики на исследование определенного психического процесса или определенного звена этого психического процесса;

2. провокация - нацеленность нейропсихологических методик в первую очередь на выяв- ление нарушенных звеньев ПФ;

3. перекрестный контроль - исследование любой ПФ с помощью набора методик, резуль- таты которых дополняют друг друга;

4. обязательный анализ не только конечного результата деятельности, но и процесса вы- полнения задания в его различных составляющих - нейродинамических, мотивацион- ных, регуляторных, операциональных;


5. сочетание качественного анализа выявленных нарушений с количественной оценкой степени выраженности симптомов;

6. принцип обучения - в ходе выполнения определённой методики нейропсихолог фик- сирует возможность усвоения испытуемым способа действия и его применения в ана- логичных заданиях;

7. принцип сопоставления данных, полученных при нейропсихологическом обследова- нии, с данными анамнеза, объективных клинических исследований;

8. учёт возрастных и преморбидных особенностей обследуемого.

 

 




Требования к условиям проведения обследования в детском возрасте.

Традиционно нейропсихологическое обследование проводится с детьми старше 5 лет (хотя нейропсихологическая диагностика может осуществляться даже в отношении детей трех-четырех лет) [1, 10, 15, 18]. Для детей дошкольного возраста длительность об- следования составляет от 20 до 30 минут, для детей младшего школьного возраста 40 - 50 минут, начиная с возраста 10 - 12 лет, время обследования может доходить до 1,5 часов.

В протоколе обследования фиксируются результаты всех проб, особенности поведе- ния ребенка во время обследования, по-возможности дословно фиксируется речь ребенка в устных пробах на речевые и интеллектуальные функции. Кроме этого в целях диагно- стики изучаются школьные тетради ребенка по русскому языку и математике.

Обследование ребенка должно происходить в отдельном кабинете, в спокойной, доброжелательной обстановке, при отсутствии шума и посторонних людей. Взрослый за- нимает следующую позицию по отношению к ребенку: старается не нависать над ребен- ком, пространственно быть на равных – для этого можно сесть на низкий стульчик. По возможности взрослый садится не напротив ребенка через стол, а сбоку. Во время обсле- дования ребенок должен находиться так, чтобы перед ним не было отвлекающих внима- ние факторов: окна, полок с игрушками, ярких картинок на стенах. Психолог общается с ребенком простым языком, не очень длинными фразами. С дошкольниками и первоклас- сниками обследование проводится с привлечением игровой формы.

Обследование ребенка лучше проводить в первой половине дня (особенно для до- школьников и первоклассников). Если речь идет о дошкольнике, то обследование никогда не проводится во время дневного сна ребенка (с 13.00 до 15.00 – если ребенок посещает детский сад), и сразу после дневного сна. Обследование ребенка не проводится, если ре- бенок болен, чем–то испуган или расстроен (особенно, если ребенок - дошкольник).

При обследовании можно делать перерывы для активного и пассивного отдыха. При активном отдыхе возможны: движения, двигательные упражнения под музыку, рисова- ние, игра (по выбору ребенка или по предложению взрослого). Взрослый может сказать просто «отдохни» и украдкой наблюдать, что будет делать ребенок: насколько ребенок любопытен и спонтанен в освоении нового пространства, насколько он активен в процессе


адаптации к новой ситуации, отправится ли он к игрушкам, или будет сидеть неподвижно за партой.

В ходе нейропсихологического обследования желательно присутствие родителей, особенно, если речь идет о дошкольнике, так как в большинстве случаев присутствие ро- дителя успокаивает ребенка. К тому же родитель имеет возможность наблюдать ошибки ребенка, и его мотивация к сотрудничеству с нейропсихологом, к восприятию экспертной оценки нейропсихолога и его рекомендаций, будет более высокой.

Необходимые для обследования материалы:

1. Стимульный материал (альбом по нейропсихологической диагностике детей, цвет- ные карандаши, фломастеры, чистые листы бумаги и т.д.).

2. Анкета для родителей.

3. Бланки протокола.

4. Игрушки для установления контакта.

 

 


Требования к процедуре обследования в детском возрасте.

Для того, чтобы результаты обследования ребенка были максимально достоверны- ми, необходимо:

1. Мотивировать ребенка, создать интерес к обследованию. Особенно это актуально для дошкольников: отсутствие мотивации может привести к неправильным выводам о возможностях ребенка.

2. Создать у ребенка ощущение успеха вне зависимости от его реальных результа- тов. Необходимо не забывать важную формулу при любых занятиях с ребенком дошколь- ником или младшим школьником: «мотивация гибнет без ощущения успеха».

3. Создать оптимальную речевую среду: исключается излишняя речь психолога; необходимо исключить какую-либо критику ребенка в ходе обследования.

4. Подстроиться под темп ребенка.

5. Для получения наиболее точной информации о состоянии того или иного пара- метра психической деятельности в нейропсихологическое обследования включают сенси- билизированные пробы - это те же пробы, но проведенные в особых условиях: 1) при уве- личении темпа подачи материала и выполнения проб; 2) при исключении зрительного (за- крытые глаза) и речевого (зафиксированный язык) самоконтроля. Успешность выполне- ния любого задания в сенсибилизированных условиях говорит о том, что изучаемый про- цесс у ребенка автоматизирован, и, следовательно, он может быть опорой для ведения коррекционных мероприятий или формирующего обучения.


6. Создать оптимальный порядок предъявления проб. Необходимо, чтобы они чере- довались так, чтобы пробы на одну и ту же функцию (например, запоминание двух групп по три слова и запоминание 5 слов) не следовали одна за другой (если только нет задачи создать условия для гомогенной (однородной) интерференции).

7. Осуществлять диагностику зоны ближайшего развития ребенка.

 

 


Предварительный сбор анамнеза.

До начала обследования целесообразно провести сбор анамнестических данных. Ес- ли в обследовании принимает участие ребенок, по возможности проводится предвари- тельная беседа с родителями, которая направлена на сбор анамнеза и выявление объек- тивных трудностей ребенка. Предварительная беседа может проводиться в присутствии ребенка или без него. Если она проводится в присутствии ребенка, то он в это время предоставлен сам себе. Во время беседы с родителем психолог одновременно наблюдает за тем, как ребенок адаптируется к новой обстановке и новому человеку. Анамнез ребенка может быть собран с помощью анкетирования родителей. Во время сбора анамнеза следу- ет особо обратить внимание на протекание беременности и родов у матери, наличие у ре- бенка неврологических или инфекционных заболеваний, сотрясения мозга, падения и ушибов головы, наблюдался ли ребенок у невропатолога на первом году жизни или позже, есть ли данные ЭЭГ, Эхо ЭГ, или заключение невропатолога, были ли у ребенка госпита- лизации и в связи с каким заболеванием. (Смотри Приложение 4.)

 

Традиционно нейропсихологический анализ включает: общую характеристику больного, исследование двигательных функций, исследование гнозиса, исследование ре- чевых функций, исследование памяти и исследование интеллекта. Не все больные могут пройти через полное изучение всех ПФ – так, наличие выраженных нарушений зрения и двигательных нарушений (тетрапарезы, гемипарезы, тремор) ограничивает применение ряда проб.

6.2. Общая характеристика больного. Здесь оценивается ряд параметров:

1.  уровень активности больного;

1.1. полная

1.2. заторможенность

1.3. инактивность


1.4. аспонтанность - (а + лат. spontaneus самопроизвольный, спонтанный) отсутствие побуждений к двигательной, речевой, психической и другим видам деятельности

1.5. расторможенность

1.6. многоречивость

1.7. резонерство

2.  его способность ориентироваться

2.1. в месте - местонахождение в данный момент - город, лечебное учреждение;

2.1.1. Вопросы для больных с грубыми нарушениями речи ставятся таким образом, чтобы на них можно было ответить словами "да" или "нет" или утвердительным либо отрицательным кивком головы

• Вы находитесь дома?

• Вы находитесь в больнице?

• Вы находитесь на улице?

• Сейчас на улице жарко?

• Сейчас на улице холодно?

2.1.2. Для пациентов без выраженных нарушений речи

• В каком городе Вы живёте?

• Как называется больница, в которой Вы лечитесь?

• В каком городе находится эта больница?

• Сколько человек у Вас в палате?

• На каком этаже находится Ваше отделение?

2.2. во времени - день недели, число, месяц, год, когда поступил в клинику, сколько дней в ней находится, значимые даты личной биографии;

2.2.1. Какое сегодня число, месяц, год?

2.2.2. Какой сегодня день недели?

2.2.3. Сейчас день?

2.2.4. Сейчас вечер?

2.2.5. Сейчас утро?

2.2.6. Сколько сейчас времени (не глядя на часы)?

2.2.7. Сколько длилось обследование?

2.2.8. Отсчитайте про себя минуту


В личной ситуации

2.3.1. самостоятельное высказывание жалоб; самостоятельно жалобы не высказы- вает, но отвечает на вопросы нейропсихолога:

• Как вы себя чувствуете?


• Как Вы спали?

• Как Вы считаете, Вы совсем здоровы или что-то еще осталось от забо- левания?

• Болит ли у Вас сейчас голова?

• Стали вы быстрее уставать в последнее время?

2.3.2 отрицание трудностей, дефектов (анозогнозия, диссимуляция);

2.3.4. важно содержание жалоб испытуемого - головная боль, головокружения, двоение в глазах, повышенная утомляемость, ухудшение слуха, зрения, снижение памяти, тремор, моторная неловкость, спотыкается на ходу и др. - указывают на негативные отклонения в работе нервной системы;

3.  особенности эмоционального статуса - преобладающее настроение, адекватность эмоций ситуации по знаку и степени выраженности, насколько может контролировать свои эмоции, эмоциональный фон;

3.1. ослабление эмоций

3.2. безразличие

3.3. отсутствие эмоций

3.4. усиление эмоций

3.5. напряженность

3.6. страхи

3.7. тревожность

3.8. депрессия

3.9. эйфория

3.10. агрессия

3.11. пуэрильность (детские поведение и высказывания взрослого человека)

3.12. эмоциональная лабильность

3.13. насильственные эмоциональные реакции (плач, смех)

4.  адекватность ситуации обследования

4.1. полностью контролирует своё поведение, и оно соответствует ситуации обследова- ния;

4.2. полевое поведение,

4.3. негативизм (отказ от задания),

4.4. резонёрство,

4.5. нарушение чувства дистанции,

4.6. расторможенность,

4.7. общее возбуждение,


4.8. навязчивость;

5.  критичность



К своей болезни

К своему поведению

К частным дефектам

5.4. по отношению к собственной деятельности, возможность коррекции допускае- мых ошибок -

5.4.1 . полностью осознаёт свои дефекты, эмоционально адекватно и критично к ним относится;

5.4.2 . отсутствие активных жалоб,

5.4.3 . отсутствие (снижение) переживания своих дефектов,

5.4.4 . эйфория,

5.4.5 . эмоциональная лабильность,

5.4.6. эмоциональная притуплённость,

5.4.7. безразличие,

5.4.8. напряжённость,

5.4.9. растерянность,

5.4.10.     тревожность;

5.5. по отношению к другим людям;

6.  степень истощаемости

6.1. не истощается;

6.2. повышенная истощаемость (через сколько минут);

6.3. истощаемость при выполнении определённых проб;

6.4. колебания работоспособности;

6.5. псевдоистощаемость.

 

 

Выраженность выявляемых нарушений оценивается по традиционной четы- рехбалльной системе:

• 0 баллов ставится при отсутствии нарушений;

• 1 балл – при легких нарушениях и возможности самостоятельной коррекции оши- бок;

• 2 балла – при средней степени выраженности дефекта, возможности коррекции и выполнении задания при подсказках экспериментатора;

• 3 балла – при наличии выраженного дефекта.


При обследовании ребенка система оценок может быть прямо связана с понятием зоны ближайшего развития. В этом случае ее можно интерпретировать следующим обра- зом: «0» – выставляется в тех случаях, когда ребенок без дополнительных разъяснений выполняет предложенную экспериментальную программу; «1» – если отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком без участия экспериментатора; «2»

- ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, подсказок и наво- дящих вопросов экспериментатора; «3» – задание недоступно даже после развернутой по- мощи со стороны экспериментатора.

Анализ полученных результатов осуществляется с учетом возрастных нормативов выполнения отдельных проб.

 

Пример использования критерия балльных оценок (По Ж. М. Глозман) [4]


За ориентировку

0 - Пациент правильно анализирует все основные этапы своего заболевания, пра- вильно и уверенно называет место своей последней работы и проживания, знает название, профиль и местонахождение лечебного учреждения, где он/она находится, ошибается не более чем на ±1 день при назывании текущей даты и даты поступления в больницу.

0,5 - Пациент отвечает на вопросы неуверенно, ошибается, но самостоятельно, без наводящих вопросов исправляет свои ошибки.

1 - Больной знает, что пребывает в больнице и в каком городе больница находится, но не знает ее профиля и названия (например, "в какой-то больнице в Москве"), правильно называет год и месяц, но ошибается более чем на 2 дня при указании числа, упускает не- которые важные детали в анамнезе заболевания.

2 - Больной говорит, что находится в каком-то лечебном учреждении, но не знает, больница это, поликлиника или реабилитационный центр, не знает где (в каком городе) это лечебное заведение находится; при указании даты может назвать год и время года, но не может назвать ни месяц, ни число; затрудняется в локализации деталей анамнеза во времени, путает их последовательность.

3 - Конфабуляции. Больной утверждает, что находится дома, на работе, в гостях и т. д.; не знает времени дня (утро или вечер); затрудняется в назывании времени года; ничего не может сообщить из своих биографических и анамнестических данных. При этом боль- ной находится в ясном сознании.

В случаях сомнений или сочетания нескольких критериев внутри одной балльной оценки исследователь здесь и далее увеличивает на 0,5 балла и ставит промежуточную оценку - 1,5 и 2,5 балла.



Реципрокная координация

Инструкция (далее – И.): Положи руки на стол. Делай, как я.

Задание несколько раз делается вместе с испытуемым, потом он выполняет его само- стоятельно.

Сенсибилизация: обычный темп - ускорение - закрытые глаза - закрытые глаза + за- фиксированный язык.

Ошибки:

· замедленное вхождение в задание, неполное сжимание и распрямление ла-


дони


 

· замедленные и напряжённые движения

· невозможность ускорения движений по инструкции

· сбои при ускорении с возможностью самокоррекции

· асимметрия рук - сбои и отставания одной руки, игнорирование одной руки

· невозможность координированных двуручных движений - поочерёдное или


алиированное (симметричное) выполнение




Праксис позы (пальцев руки)

И.: Делай, как я.

Испытуемому последовательно предъявляют различные позы пальцев рук, которые он должен воспроизвести. После выполнения каждой позы испытуемый свободно кладёт руку на стол. Поочерёдно обследуются обе руки.

Сенсибилизация: от простых проб к сложным; под контролем зрения - по кинестети- ческому образцу.

Ошибки:

·первичные - длительный, развёрнутый поиск нужного положения пальцев, недифференцированность движений, помощь другой рукой

·вторичные - импульсивность, инертность; патологические синкинезии.

3. Перенос позы (по кинестетическому образцу) - для оценки межполушарного взаимодействия в сфере кинестетического праксиса.


И.: Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложила тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке. Условия те же, что в пункте 2. Перенос поз осуществляется сначала с ве- дущей руки (у правшей – с правой на левую), а затем наоборот.

 


Исследование гнозиса.

Исследование гностических функций включает следующие методы: пробы на пред- метный гнозис (узнавание реалистических изображений, перечеркнутых, наложенных и незавершенных изображений), интерпретация сюжетных картин; исследование зрительно- пространственного гнозиса – самостоятельный рисунок (стол, куб), копирование рисунка (стол, куб), копирование фигур Рея, Остеррайха, копирование рисунка с поворотом на 180о (перешифровка); пробы на акустический гнозис и слухо-моторную координацию (оценка и воспроизведение простых и акцентированных ритмических структур), сомато-

 

2 восприятие своего тела, опирающееся на тактильные ощущения


сенсорный гнозис (чувство Ферстера (дермолексия), проба на локализацию прикоснове- ния, проба на дискриминацию, схема тела).



Зрительный гнозис.

Пробы на предметный гнозис

1.1. узнавание реалистических изображений

И.: 1. Назови, что здесь нарисовано? 2. Назови детали предметов.

Ошибки:

·первичные - трудности опознания предметов, распад представлений об их функциональных свойствах, назначении

·вторичные - псевдоагнозии - парагнозии по сходству, возникают вследствие импульсивности, дефицита познавательной активности, критичности и контроля, больные не доводят процесс опознания до логического конца, выдаётся первая случайно возникшая версия относительно смысла изображения

·ошибки вследствие нарушения зрительно-пространственного восприятия - левостороннее игнорирование, фрагментарная или хаотическая стратегия сканиро- вания пространства

· ошибки вследствие нарушения номинативной функции речи. 1.2. узнавание перечеркнутых изображений

И.: Назови, что здесь нарисовано? Угадай, какие предметы нарисовал и зачеркнул художник.

1.3. узнавание наложенных изображений И.: Назови, что здесь нарисовано?

1.4. узнавание незавершенных изображений

И.: Художник начал рисовать картинки, но не закончил. Угадай, что хотел нарисо- вать художник.

Оценка спонтанной речи

1.1. оценка        спонтанной        речи         в         диалоге Экспериментатор задаёт испытуемому вопросы. Например: Как тебя зовут? Сколько

тебе лет? Где ты живёшь? Расскажи, пожалуйста, о своей семье. Какие у тебя самые лю- бимые игрушки? Чем ты любишь заниматься?

Оценивается, насколько испытуемый способен к разворачиванию собственной рече- вой активности, или его речь носит репродуктивную форму, т.е. выстраивается как ответы на вопросы экспериментатора.

1.2. оценка спонтанной речи при описании картинок То же самое, что в пункте 1.1.

Задания на понимание логико-грамматических конструкций

4.1. экспериментатор на рисунке просит испытуемого показать: бочку за ящиком, в ящике бочку, ящик на бочке и т.д.

4.2. экспериментатор просит испытуемого выполнить следующие действия: показать кисточку карандашом, положить ручку справа от тетради, положить карандаш в книгу, держать ручку над головой и др.

4.3. экспериментатор просит тспытуемого решить задачу: Колю ударил Петя. Кто драчун? Или: Брат отца и отец брата – это одно и то же? Солнце освещается Землёй или Земля освещается Солнцем? И т.п.

4.4. Испытуемого просят ответить, правильно ли говорит экспериментатор: за летом осень, перед весной лето, облако под землёй, над деревом трава. Верные грамматические конструкции чередуются с неправильными.

И.: правильно я говорю?

Симптомы:

1. нарушения устной речи:

1.1. экспрессивной (разговорной):

1.1.1. автоматизированной (рядовой)

1.1.2. спонтанной

1.2. импрессивной (восприятие и понимание)

2. нарушения письменной речи:

2.1. письмо

2.2. чтение

3. симптомы нарушения устной речи:

3.1. элементарные персеверации

3.2. искажения просодики (ритмики и мелодики)

3.3. сужение речи до штампов, автоматизмов

3.4. эмболы

3.5. эхолалии

3.6. "рубленый" характер фраз (короткие фразы)

3.7. речевая инактивность

3.8. нарушения артикуляции

3.9. смазанность, нечёткость речи

3.10. литеральные парафазии


3.11. вербальные парафазии

3.12. называние предмета по функциональным признакам

3.13. мнестические западения на слова

3.14. трудности звукоразличения при увеличении объёма материала

3.15. нарушения понимания логико-грамматических конструкций

3.16. поиск номинации (в семантическом поле)

3.17. аграмматизм

 

 

6.6. Исследование памяти включает: запоминание 5/6 слов (не связанных по смыс- лу) в заданном порядке за 5 предъявлений, запоминание двух групп по три слова, запоми- нание рассказа, запоминание 5/6 зрительных стимулов (фигур). В каждой пробе анализи- руется непосредственное и отсроченное (после интерференции) воспроизведение.


Запоминание рассказа

И.: Я расскажу тебе рассказ, а ты постарайся его запомнить.

Экспериментатор рассказывает рассказ. Испытуемый повторяет. При ошибках пере- сказа, экспериментатор повторяет рассказ ещё раз. Испытуемый снова его повторяет. При неполном пересказе, пересказе с ошибками экспериментатор задаёт наводящие вопросы.

После гетерогенной интерференции проводится отсроченное воспроизведение. И.: Помнишь, мы запоминали с тобой рассказ? Расскажи его ещё раз.

4. Запоминание 5/6 зрительных стимулов (фигур) (смотри Приложение 3)


Экспериментатор показывает ребёнку лист с изображёнными на нём фигурами. Об- разец убирается. Испытуемого просят нарисовать, то, что он запомнил.

И.: Нарисуй такие же фигурки как можно более точно.

Испытуемый рисует. При неполном воспроизведении испытуемому показывают фи- гурки ещё раз.

И.: А теперь посмотри внимательно на эти фигурки, постарайся их запомнить как можно точнее и в том же порядке.

Образец убирается, испытуемый рисует то, что запомнил. При необходимости про- цедура выполняется 5 раз. Прочность хранения зрительной информации исследуется через 20-25 минут. Без дополнительного предъявления образца испытуемого просят нарисовать фигурки. И.: Помнишь, мы запоминали с тобой фигуры? Нарисуй их ещё раз.

Симптомы:

1. забывание текущих событий

2. сужение объема отсроченного воспроизведения из-за:

2.1. тормозимости следов интерференцией

2.2. угасания (слабости) следов без интерференции

2.3. нарушения избирательности в виде:

2.3.1. контаминаций

2.3.2. побочных вплетений

3. конфабуляции

4. улучшение запоминания при смысловой организации материала

5. флуктуация уровня продуктивности запоминания

6. инертное воспроизведение предшествующих стимулов при запоминании по- следующих

7. нарушение воспроизведения порядка стимулов

8. сужение объема непосредственного воспроизведения (отчетливо выражен "фактор края") при запоминании:

8.1. вербальных стимулов

8.2. зрительных стимулов

9. Процесс заучивания не приводит к росту продуктивности запоминания:

9.1. вербальных стимулов

9.2. зрительных стимулов

10. вербальные парафазии

11. пространственные ошибки при запоминании зрительных стимулов:

11.1. координатные


11.2. метрические

11.3. структурно-топологические

11.4. проекционные

 

 

6.7. Исследование интеллекта. При исследовании интеллекта используются пробы на понимание смысла рассказов и сюжетных картин, исследование письма и счета (в пре- делах 10, с переходом через десяток, серийный счет /100 – 7, 30 – 1/2)4, решение задач, аналогий, понимание пословиц и метафор.

Ошибки:

· нарушение контроля

· фрагментарность анализа

· равновероятная актуализация нескольких гипотез

· соскальзывание на побочные ассоциации

· неспособность к самостоятельному описанию сюжета

· инертность

· нарушение планирования при решении задач

· нарушение понимания условий задачи, текста

· нарушение следования плану при решении задачи

· нарушение понимания переносного смысла

· ситуативное обобщение

 

6.8. Исследование письма включает: пробы на автоматизированное письмо – соб- ственное имя, фамилия, мама и др.5; письмо под диктовку – букв, простых (типа «кот») и фонетически сложных слов (типа «кораблекрушение», «кораблестроение»), словосочета- ний («Мишина машина» и др.), фраз («В саду за высоким забором росли яблони» и др.). Все задания выполнялись правой и левой рукой.

При исследовании письма учитываются следующие виды специфических оши- бок: ошибки фонемного распознавания, ошибки языкового анализа и синтеза, смешения графически сходных букв. При этом фиксируются:



Смешения букв, обозначающих

1.1. парные звонкие и глухие согласные звуки

1.2. свистящие и шипящие согласные

 

 

4 Исследование серийного счета проводится у детей, начиная с 8 лет.

5 В исследование письма включаются дети, начиная с 7 лет Исследование автоматизированного письма проводится у детей, проучившихся в школе не менее полугода.


1.3. аффрикаты

1.4. смешения р-л



Смешения гласных

Пропуски

4.1. гласных

4.2. согласных

4.3. слогов

Перестановки

5.1. вставки

5.2. персеверации

5.3. антиципации букв и слогов

Нарушения выделения

6.1. слова из предложения

6.2. предложения из текста

Зеркальные написания букв

Также учитываются следующие диагностические признаки:

1. макрография

2. микрография

3. побуквенное письмо

4. инициальное письмо

 

 

6.9. Исследование чтения включает: прочтение простых и наложенных букв; про- чтение слогов, высоко- и малочастотных слов, неверно написанных слов; прочтение рас- сказа.

При исследовании чтения учитываются следующие виды специфических ошибок


[14]:


 

 



Ошибки угадывающего чтения

1.1. замена слов на основе их оптического сходства

1.2. замена слов на основе их смыслового сходства

Ошибки в чтении окончаний



Перестановки букв и слогов

Аграмматизмы

7.1. изменение числа и падежных окончаний существительных

7.2. неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилага- тельного

7.3. неправильное употребление окончаний существительных в сочетаниях с числи- тельными

7.4. изменение числа местоимений

7.5. изменение числа, вида, времени глаголов

7.6. изменение рода глаголов прошедшего времени

7.7. пропуски, смешения предлогов и союзов

7.8. нарушения структуры предложения

7.8.1. пропуски слов

7.8.2. добавления слов

7.8.3. перестановки слов

Повторы букв, слогов и слов

Также при исследовании чтения учитываются следующие диагностические признаки:

1. угадывающее чтение


2. полное отсутствие чтения

3. дезавтоматизированное чтение

4. игнорирование левой части страницы текста

 

 


Мануальная асимметрия

Опросник М. Аннетт

Какой рукой вы предпочитаете кидать предметы? Какой рукой вы пишете?

Какой рукой вы рисуете?

Какой рукой вы играете в теннис? В какой руке держите ножницы? Какой рукой причесываетесь?

Какой рукой бреетесь (красите губы)? В какой руке держите зубную щетку?

В какой руке держите нож во время еды или при затачивании карандаша? В какой руке держите ложку во время еды?

В какой руке держите молоток для забивания гвоздей? В какой руке держите отвертку?

 

Луриевские пробы

1. Переплетение пальцев.

2. Поза «Наполеона».

3. Руки за спиной.

4. Аплодирование.

5. Кулак на кулак.

6. Нога на ногу.


2. Зрительная асимметрия: 1. Ведущий глаз (пробы "карта с дыркой", "вертикаль").

2. Прицеливание ("калейдоскоп", "подзорная труба").

 

 

3. Слухоречевая асимметрия: 1. Ведущее ухо (проба "часы"). 2. Дихотическое про- слушивание.

 


Приложение 1. Протокол нейропсихологического обследования.

Дата

 

Локоть/                                                                    ФИО

Пальцы/                                                                   Возраст

Глаз/ Ухо/ Рука/

 

 

 ПП

D S

 

 ЛП                                      D                                                      S

Тойбер/

 

 

 Ферстер

D    1   2   3    4    5    6    7    8     9

S     1   2   3    4    5    6    7    8     9

 

 

 Перенос П

D→S S→D

 Хэд

 РК

1)

2)

3)

4)

 

 ДП                          D                                                      S

 

 

 Ритмы

Оценка

 

Воспроизведение со слуха

 

Воспроизведение по инструкции    D                                                  S


 Реалистические

черенок        абажур              циферблат             гребешок             горлышко

 

 

носик                  дужка                  педаль                  язык                  ручка

 

 

 Перечеркнутые

 Наложенные

Ведро клещи лампа
Весы чайник сабля
Ножницы булавка очки
Лейка ключ якорь

 Окно

 Прорубь


 Память



Зрительная

1) I   1)II 100-7=
2) I   2)II  
3) I   3)II  
4) I   4)II  
5) I   5)II  
дни недели/ ←/ *I? II?   месяцы/ ←/
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
31-15= 7х8= 4х9= 6х8= 9х7= 7х5=
8+7= 12-7= 4+3= 8–5=    
30–1/2=          
                 

Поведение в обследовании



Приложение 2. Образцы для копирования (исследование зрительно- пространственного восприятия).

 


Рис. 1. Образец куба

 


Рис. 2. Фигура Рея



Рис. 3. Фигура Остеррайха

 


Рис. 4. Дом, дерево, забор.



Приложение 3. Стимулы для исследования зрительной памяти.

 


Приложение 4. Анкета для родителей (предварительный сбор анамнеза).



Округ (район)

 


Родители

Возраст родителей на момент рождения ребенка: отец          мать

Состав семьи (люди, проживающие в одной квартире): бабушка, дедушка, мама сын дочь

Имел ли место распад семьи:       да               нет сколько лет было ребенку на момент развода

сколько лет было ребенку, когда появился отчим, мачеха

Наличие хронических заболеваний у родителей

Мать                                                                             отец

Нервно-психические заболевания в семье (впишите, у кого именно)

госпитализации в психиатрические учреждения (  ), алкоголизм ( ), судороги

( ), умственная отсталость ( ), родственники с очень тяжелым характером ( ), родственники, которым очень трудно давалась учеба в школе (                 ), другое

 

Ребенок

От какой по счету беременности/родов появился ребенок Протекание беременности:

Физическое состояние матери (впишите сроки)

повышение давления ( ), судороги с указанием причины ( ), обмороки ( ), другое Были физические травмы: да – нет – какие именно

Роды:

Место родов: мать рожала в роддоме - дома – другое Мать рожала: одна – вместе с мужем


Роды: на сроке         

от начала схваток)


недель; «штурмовые» (1-2 часа от начала схваток) – затяжные (больше суток


Родовспоможение: уколы – кислород – стимуляция – наркоз – выдавливание – наложение щипцов – вакуум – кесарево сечение – другие виды помощи


Период новорожденности:

Вес при рождении  , балл по шкале Апгар ,

цвет кожных покровов (нормальный – красный – белый – синий)

Ребенок закричал сразу – не дышал первое время – его хлопали – опускали в ванночку – делали уколы

 

– на коже лица и/или головы была опухоль или кровоподтек

 

Врачи говорили о родовой травме – асфиксии – слабости ребенка – гидроцефалии - энцефалопатии Приложен к груди на день

Грудное вскармливание с       месяцев до        месяцев Искусственное вскармливание с                        месяцев до        месяцев

Врожденные пороки: вывих бедра – парез (слабость ручки, ножки) – порок сердца – косоглазие

 

 

Особенности развития в раннем возрасте:

Психические особенности ребенка до года

Чрезмерное беспокойство – постоянно кричал – вялый, заторможенный

Режим «сон – бодрствование»: установился быстро – долго не мог установиться

Тонус мышц тела: гипотонус – гипертонус – асимметрия тонуса – повышенный/пониженный тонус конечностей

 

Моторное развитие:

Держит голову с   мес.

Переворачивается со спины на живот с      мес., с живота на спину с       мес. Сел с опорой в                 мес., самостоятельно в      мес.

Ползает с      мес. Пошел в                       мес.

Задержка моторного развития: была – не было

 

В настоящий момент: движения ловкие – неловкие, есть тики или лишние, навязчивые движения

 

Речевое развитие

Отдельные слова до одного года – после года, короткие фразы до полутора лет – до двух лет – после двух с половиной лет

Задержка речевого развития: была – не было

Особенности речи в детстве: нормальная – заикание – картавость – шепелявость – косноязычие – за- пинки (до                лет)

Сейчас сохраняются следующие нарушения речи:

Состояние здоровья в раннем возрасте (в скобках указывайте возраст) До года (впишите сроки)

Энцефалопатия ( ) – гидроцефалия ( ) - грипп ( ) – простуды (ОРЗ) 9 м

( ) – ангина ( ) – воспаление среднего уха (отит) ( ) – воспаление легких ( ) – диспепсия ( ) – ложный круп ( ) – травмы головы ( ) – судороги, на фоне температуры ( ) – судороги, без температуры ( ) - другое


Имели место: госпитализация – реанимация – операция После года (впишите сроки)

Рахит ( ) – диатез ( ) - простуды ( частые ) – воспаление легких ( ) - воспаление среднего уха (отит) ( ) – дизентерия ( ) – гастрит ( ) – язва ( ) – воспаление желчного пузыря (холецистит) ( ) – воспаление мочевого пузыря (цистит) ( ) – воспаление почек ( ) – другое

Инфекционные заболевания: корь ( ) – краснуха ( ) – скарлатина ( )– свинка ( ) – ветряная оспа (    ) – хронический тонзиллит (           ) –  желтуха ( ) - другие

Общий наркоз (в связи с чем): Состоял на учете у врача (какого):

 

Где воспитывался ребенок:

До 3 лет: семья – семья и няня – детский сад на неполный день (с   лет) – ясли – детский дом После 3 лет: семья – семья и няня – детский сад на неполный день (с                   лет), детский сад на полный

день (с  лет), детский дом.

Воспитывался ли ребенок какое-то время у др. родственников (бабушка, дедушка, другие ): да (ко- гда ) нет

 

Общее состояние ребенка в настоящий момент:

Сон: засыпает быстро – засыпает не сразу – сон крепкий – сон очень чуткий, беспокойный – страш- ные сны – ходит во сне – говорит во сне – просыпается легко – просыпается с трудом – нуждается в дневном сне,

 

Аппетит: нормальный – повышенный – пониженный – избирательный – может есть несовместимые продукты – пытается есть несъедобное

Настроение: преобладает хорошее - преобладает пониженное – настроение ровное, устойчивое – настроение неустойчивое, легко меняется от незначительных причин – настроение меняется без видимых причин

Ребенок часто жалуется на:

Имеются ли нарушения слуха – нет - да – какие именно (опишите или укажите диагноз) Проводились ли специальные исследования? Какие?

Имеются ли нарушения зрения – нет - да – какие именно (опишите или укажите диагноз) Проводились ли специальные исследования? Какие?

Имеются ли другие особенности развития – нет - да – какие именно (опишите или укажите диагноз)

 

 

Медикаментозное лечение

Принимал ли ребенок какие-то медикаменты в связи с вышеописанными состояниями здоровья или диагнозами – да - нет

Укажите, пожалуйста, препараты, которые принимал ребенок, дозировку, продолжительность приема и для лечения какого состояния был назначен препарат.


Укажите, пожалуйста, препараты, которые ребенок принимает в настоящий момент, дозировку, про- должительность приема и для лечения какого состояния был назначен препарат.

Наблюдается ли у какого-либо специалиста в данный момент (у какого)? Имеет ли ребенок инвалидность: да                               нет

 







Школа/детский сад

Тип класса/группы

 

Академическая успеваемость (итоговые оценки по основным предметам): русский язык , математика

, литература (чтение)

Дополнительные занятия у ребенкаСпособности и талантыОтношения с учителямиОтношения со сверстникамиЛюбимые                      занятия У ребенка присутствует

-невнимательность – трудности с письмом – трудности с чтением – утомляемость – медлительность – гиперактивность – неусидчивость – трудности концентрации внимания – равнодушие к плохим оценкам – отсутствие желания учиться – рассеянность – плохая память – другие сложности

Коррекционное обучение

Что нравится/не нравится в школе-учителе-программе обучения, что хотелось бы получить от образо-вательного учреждения

 

Ваш ребенок: правша – левша – обеими руками владеет в одинаковой степени. Есть ли среди родственников левши? Кто?



Литература

Основная литература

1. Балашова Е. Ю., Ковязина М. С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и от- ветах. – М.: Генезис, 2012.

2. Бизюк А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методиче- ское пособие. - СПб.: Речь, 2005.

3. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Соч. в 6-ти томах. Т.5. – М.: Педагогика, 1984. С. 257-321.

4. Глозман Ж. М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования.

– М.: Центр лечебной педагогики, 1999.

5. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н., Зайцев О. С. и др. Односторонняя пространственная агнозия. - М.: Книга, лтд, 1996.

6. Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. - М.: Изд-во АМН СССР, 1948.

7. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.– М.: Академический Проект, 2000.

8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведе- ний. – М.: Академия, 2002.

9. Максименко М. Ю., Ковязина М. С. Пособие для практических занятий по нейропси- хологической диагностике. – М.: Теревинф, 1998.

10. Методы нейропсихологической диагностики. Хрестоматия. Под ред. Е. Ю. Балашовой, М. С. Ковязиной. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009.

11. Нейропсихологическая диагностика: в 2-х ч. / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

12. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2012.

13. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школь- ников. приложения: протоколы обследования / Под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншако- вой. - М.: В. Секачев, 2008.

14. Русецкая М. Н. Нарушения чтения у младших школьников. - СПб.: КАРО, 2007.

15. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учебное пособие для высших учебных заведений – М.: Академия, 2002.

16. Хомская Е. Д. А.Р Лурия - основоположник нейропсихологии в СССР. // А.Р. Лурия и современная психология (сб. статей памяти А.Р. Лурия). / Под ред. Хомской Е.Д., Цветковой Л.С., Зейгарник Б.В. – М.: 1982.


17. Хомская Е. Д Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2010.

18. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М.: РПА, 1998.

19. Челышева М.В. Особенности нейропсихологических синдромов у детей с локальными поражениями головного мозга в разные возрастные периоды. Канд. дис. – М.: 2005.

20. Яблокова Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у младших школьников. Разработка критериев оценки. Канд. дис. – М.: 1998.

 

Дополнительная литература

1. Ахутина Т.В. Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Академия, 2003.

2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008.

3. Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. - М.: В. Секачев, 2005.

4. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Академия, 2009.

5. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие – СПб : Питер, 2008.

6. Полонская Н. Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного воз- раста. – М.: Академия, 2007.

7. Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам / Под ред. Ж. М. Глозман. – М.: Эксмо, 2010.

8. Семенович А. В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихоло- гии. – М.: Генезис, 2010.

9. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М.: Изд-во МГУ, 1985.

10. Хомская Е.Д. Проблема факторов в нейропсихологии. //Хрестоматия по нейропсихо- логии. // Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: 1999.

11. Цыганок А.А., Ковязина М.С. О специфике нейропсихологической диагностики детей.

// Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Вып.1. – М.: Теревинф, 1998.


Практикум по нейропсихологии

Москва 2014


ББК 88.75я73 П 44

УДК 612.821 (075.8)

 

Н Практикум по нейропсихологии. Учебное пособие.

 

Поддъякова О.С., Челышева М.В. Москва: МГМСУ, 2014


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Нейропсихологическая диагностика: теоретико-методологические основы, цели, принципы, этапы....................................................................................................... 4

Глава 1.   Нейропсихологическая диагностика. Основные цели нейро-

психологической                                                      диагности- 4

ки........................................................

Глава 2.   Теоретико-методологические основы нейропсихологической

диагностики.......................................................................................... 5

2.1. Теория системной динамической локализации ВПФ.......... 5

2.2. Теория функциональных систем............................................ 5

2.3. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского... 6 2.4.       Понятие фактора...................................................................... 7

2.5. Понятие синдромного анализа............................................... 8

2.6. Концепция о трех функциональных блоках мозга............... 9

Глава 3.   Принципы построения нейропсихологических диагностиче- ских методик................................................................................................. 10

Глава 4.   Этапы нейропсихологической диагностики................................... 13

4.1. Общие правила построения нейропсихологического обследования.................................................................................................... 13

4.2. Этапы нейропсихологического обследования.................... 13

4.3. Задачи клинической беседы в нейропсихологическом обследовании........................................................................... 14

Раздел II. Нейропсихологические методики исследования высших психических функций 15

Глава 5.   Особенности проведения нейропсихологического обследова-

ния в зависимости от возраста испытуемого................................... 15

5.1. Требования к условиям проведения обследования в детском возрасте.................................................................................... 15

5.2. Требования к процедуре обследования в детском воз- расте. 16

5.3. Возрастные нормативы выполнения нейропсихологи-

  ческих проб.......................................................................... 17
Глава 6. Методики нейропсихологического обследования....................... 19
  6.1. Предварительный сбор анамнеза....................................... 19
  6.2. Общая характеристика больного....................................... 19
  6.3. Исследование движений и действий................................. 24
  6.4. Исследование гнозиса......................................................... 26
  6.4.1. Зрительный гнозис................................................ 27
  6.4.2. Зрительно-пространственный гнозис................. 28
  6.4.3. Акустический гнозис............................................ 29
  6.4.4. Тактильное восприятие........................................ 30
  6.5  Исследование речи............................................................. 31
  6.6. Исследование памяти......................................................... 33
  6.7. Исследование мышления................................................... 35
  6.8. Исследование письма......................................................... 35
  6.9. Исследование чтения.......................................................... 36
Глава 7. Методы исследования латеральной организации мозга............. 38
  7.1. Методики исследования межполушарной асимметрии.. 38
  7.2. Методы исследования межполушарного взаимодей-  
  ствия...................................................................................... 39

...

Глава 8.   Нейропсихологическое заключение................................................. 40

8.1. Схема нейропсихологического заключения........................ 40

8.2. Образцы нейропсихологических заключений по дан- ным нейропсихологического обследования................................. 44

Приложение 1. Протокол нейропсихологического обследования.......................................... 49

Приложение 2. Образцы для копирования (исследование зрительно-пространственного восприятия).................................................................................................................................... 52

Приложение 3. Стимулы для исследования зрительной памяти............................................. 54

Приложение 4. Анкета для родителей (предварительный сбор анамнеза)............................. 55

Литература..................................................................................................................................... 59






Дата: 2019-02-19, просмотров: 858.