Традиционно нейропсихологическое заключение включает в себя следующие части:
1. Характеристика личности больного. Общая характеристика больного.
2. Дополнения к анамнезу (динамика развития отдельных психологических симптомов).
3. Данные экспериментально-психологического исследования: результаты объективного исследования различных ВПФ испытуемого с помощью нейропсихологиче- ских диагностических методик
· характеристика внимания;
· состояние гностических процессов;
· состояние праксиса (пальцевого праксиса позы, пространственного, динамическо- го, орального);
· характеристика речевых процессов (письма, чтения);
· характеристика счета;
· характеристика памяти;
· характеристика интеллектуальной деятельности;
· характеристика эмоциональных реакций.
4. Оценка полученных данных. Характеристика синдрома. Указание на локализацию поражения. Итоговая оценка выявленных нарушений / особенностей. Вывод о локализа- ции поражения мозга.
По результатам диагностического нейропсихологического обследования перед напи- санием нейропсихологического заключения полезно заполнить таблицу выявленных симптомов.
Симптомы ФИО Диагноз | наличие симптома | выраженность в баллах |
Общая характеристика больного | ||
Нарушение ориентировки во времени | ||
Нарушение ориентировки в месте | ||
Нарушение ориентировки в личной ситуации | ||
Конфабуляции | ||
Полевое поведение |
Негативизм (или агрессия) | ||
Резонерство | ||
Нарушение чувства дистанции | ||
Расторможенность | ||
Отсутствие (снижение) переживания своих дефектов, эйфория | ||
Эмоциональная лабильность | ||
Напряженность, растерянность, тревожность | ||
Истощаемость | ||
Нарушения двигательной сферы | ||
Патологическая инертность (персеверации) | ||
Трудности усвоения двигательной программы | ||
Упрощение программы в ДП | ||
Поэлементное выполнение дв. программы (дезавтоматизация) | ||
Стереотипия в ДП (вертикальный кулак) | ||
Нарушение пространственной организации движений и действий: про- странственный поиск, зеркальность, простр. искажения | ||
Импульсивность в двигательных пробах | ||
Кинестетические нарушения (поиск позы, моторная неловкость) в прак- сисе позы | ||
Нарушения зрительно-моторной координации (макрография, расподоб- ление) в графической пробе | ||
Напряженность, замедленность в РК | ||
Сбои при ускорении в РК | ||
Первичные наруш-я РК (поочередное или алиированное выполнение) | ||
Нарушения гностической сферы | ||
Нарушения узнавания предметных изображений | ||
Фрагментарность восприятия | ||
Ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов (и ошибки отображения этих признаков при копировании): | ||
1) координатные | ||
2) метрические | ||
3) структурно-топологические | ||
4) проекционные | ||
Игнорирование одной стороны при такт. восприятии | ||
Нарушение такт. гнозиса (дермолексия) | ||
Игнорирование одной стороны зрительного пространства | ||
Речевые нарушения | ||
Искажения просодики (ритмики и мелодики) | ||
Нарушения грамматического оформления высказывания | ||
Нарушения автоматизированной речи (перечисление чисел натурально- |
го ряда, дней недели, месяцев) | ||
Вербальные парафазии при назывании и в спонтанной речи | ||
Нарушения понимания логико-грамматических конструкций | ||
Эхолалии | ||
Нарушения памяти | ||
Снижение продуктивности запоминания | ||
Повышенная тормозимость следов | ||
Флуктуации (нестабильность) мнестической деятельности при заучива- нии | ||
Инактивность заучивания (кривая заучивания в виде плато) | ||
Конфабуляции | ||
Контаминации | ||
Улучшение запоминания при смысловой организации материала | ||
Нарушение воспроизведения порядка стимулов | ||
Трудности включения (низкий показатель при 1-м предъявлении) | ||
1) Речевых стимулов | ||
2) Зрительных стимулов | ||
Инертность при запоминании | ||
1) речевых стимулов | ||
2) зрительных стимулов | ||
Звук. замены (близким по звучанию словом) | ||
Семантические замены (близким по смыслу словом) | ||
Пространственные ошибки при запоминании зрит. стимулов: | ||
1) координатные | ||
2) метрические | ||
3) структурно-топологические | ||
4) проекционные | ||
Интеллектуальные нарушения | ||
Нарушения понимания смысла сюжетных картин | ||
Фрагментарность анализа | ||
Соскальзывание на побочные ассоциации | ||
Нарушения счета: | ||
1) в пределах 10 | ||
2) при переходе через десяток | ||
Распад таблицы умножения | ||
Замедленность (дезавтоматизированность) счета | ||
Нарушения понимания смысла рассказа (мораль) | ||
Нарушения письма | ||
макрография | ||
микрография |
Нарушение самостоятельного письма | ||
Букв | ||
Слогов, слов | ||
Нарушение письма со слуха | ||
Букв | ||
Слогов, слов | ||
Нарушение списывания | ||
Перестановки или антиципации букв, слогов | ||
Пропуск букв | ||
Гласных | ||
Согласных | ||
Литеральные пространственные параграфии | ||
Зеркальное написание букв | ||
Литеральные оптические параграфии | ||
Слитное написание слов, фраз | ||
Недописывание слов | ||
Опускается середина слова | ||
Опускается конец слова | ||
Побуквенное письмо | ||
Инициальное письмо | ||
Замена букв, близких фонематически | ||
Замена букв, далёких фонематически | ||
Гоморганные параграфии (близкие по месту порождения звука) | ||
Трудности артикуляции подлежащей написанию буквы | ||
Трудности грамматического согласования слов и структурирования предложений при самостоятельном письме | ||
Персеверации | ||
Букв, слогов, слов | ||
Фраз | ||
Трудности употребления логико-грамматических конструкций при са- мостоятельном письме | ||
Нарушения чтения | ||
Угадывающее чтение | ||
Трудности чтения | ||
букв | ||
Слогов | ||
Слов (особенно малознакомых) | ||
Полное отсутствие чтения | ||
Литеральные замены, паралексии | ||
Вербальные паралексии |
Нарушение понимания прочитанного | ||
Персеверации | ||
Элементарные | ||
Системные | ||
Дезавтоматизированное чтение | ||
Трудности прочтения букв, слов, частично компенсируемые узнаванием их со слуха | ||
Нарушение восприятия пространственной ориентации букв | ||
Схватывание отдельной части слова (чаще корневой) | ||
Игнорирование левой / правой части страницы текста | ||
Потеря строки, выхватывание отдельных фрагментов строк | ||
Пропуск букв | ||
Перестановки букв, слогов |
Дата: 2019-02-19, просмотров: 615.