Традиционно нейропсихологическое заключение включает в себя следующие части:
1. Характеристика личности больного. Общая характеристика больного.
2. Дополнения к анамнезу (динамика развития отдельных психологических симптомов).
3. Данные экспериментально-психологического исследования: результаты объективного исследования различных ВПФ испытуемого с помощью нейропсихологиче- ских диагностических методик
· характеристика внимания;
· состояние гностических процессов;
· состояние праксиса (пальцевого праксиса позы, пространственного, динамическо- го, орального);
· характеристика речевых процессов (письма, чтения);
· характеристика счета;
· характеристика памяти;
· характеристика интеллектуальной деятельности;
· характеристика эмоциональных реакций.
4. Оценка полученных данных. Характеристика синдрома. Указание на локализацию поражения. Итоговая оценка выявленных нарушений / особенностей. Вывод о локализа- ции поражения мозга.
По результатам диагностического нейропсихологического обследования перед напи- санием нейропсихологического заключения полезно заполнить таблицу выявленных симптомов.
| Симптомы ФИО Диагноз | наличие симптома | выраженность в баллах |
| Общая характеристика больного | ||
| Нарушение ориентировки во времени | ||
| Нарушение ориентировки в месте | ||
| Нарушение ориентировки в личной ситуации | ||
| Конфабуляции | ||
| Полевое поведение |
| Негативизм (или агрессия) | ||
| Резонерство | ||
| Нарушение чувства дистанции | ||
| Расторможенность | ||
| Отсутствие (снижение) переживания своих дефектов, эйфория | ||
| Эмоциональная лабильность | ||
| Напряженность, растерянность, тревожность | ||
| Истощаемость | ||
| Нарушения двигательной сферы | ||
| Патологическая инертность (персеверации) | ||
| Трудности усвоения двигательной программы | ||
| Упрощение программы в ДП | ||
| Поэлементное выполнение дв. программы (дезавтоматизация) | ||
| Стереотипия в ДП (вертикальный кулак) | ||
| Нарушение пространственной организации движений и действий: про- странственный поиск, зеркальность, простр. искажения | ||
| Импульсивность в двигательных пробах | ||
| Кинестетические нарушения (поиск позы, моторная неловкость) в прак- сисе позы | ||
| Нарушения зрительно-моторной координации (макрография, расподоб- ление) в графической пробе | ||
| Напряженность, замедленность в РК | ||
| Сбои при ускорении в РК | ||
| Первичные наруш-я РК (поочередное или алиированное выполнение) | ||
| Нарушения гностической сферы | ||
| Нарушения узнавания предметных изображений | ||
| Фрагментарность восприятия | ||
| Ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов (и ошибки отображения этих признаков при копировании): | ||
| 1) координатные | ||
| 2) метрические | ||
| 3) структурно-топологические | ||
| 4) проекционные | ||
| Игнорирование одной стороны при такт. восприятии | ||
| Нарушение такт. гнозиса (дермолексия) | ||
| Игнорирование одной стороны зрительного пространства | ||
| Речевые нарушения | ||
| Искажения просодики (ритмики и мелодики) | ||
| Нарушения грамматического оформления высказывания | ||
| Нарушения автоматизированной речи (перечисление чисел натурально- |
| го ряда, дней недели, месяцев) | ||
| Вербальные парафазии при назывании и в спонтанной речи | ||
| Нарушения понимания логико-грамматических конструкций | ||
| Эхолалии | ||
| Нарушения памяти | ||
| Снижение продуктивности запоминания | ||
| Повышенная тормозимость следов | ||
| Флуктуации (нестабильность) мнестической деятельности при заучива- нии | ||
| Инактивность заучивания (кривая заучивания в виде плато) | ||
| Конфабуляции | ||
| Контаминации | ||
| Улучшение запоминания при смысловой организации материала | ||
| Нарушение воспроизведения порядка стимулов | ||
| Трудности включения (низкий показатель при 1-м предъявлении) | ||
| 1) Речевых стимулов | ||
| 2) Зрительных стимулов | ||
| Инертность при запоминании | ||
| 1) речевых стимулов | ||
| 2) зрительных стимулов | ||
| Звук. замены (близким по звучанию словом) | ||
| Семантические замены (близким по смыслу словом) | ||
| Пространственные ошибки при запоминании зрит. стимулов: | ||
| 1) координатные | ||
| 2) метрические | ||
| 3) структурно-топологические | ||
| 4) проекционные | ||
| Интеллектуальные нарушения | ||
| Нарушения понимания смысла сюжетных картин | ||
| Фрагментарность анализа | ||
| Соскальзывание на побочные ассоциации | ||
| Нарушения счета: | ||
| 1) в пределах 10 | ||
| 2) при переходе через десяток | ||
| Распад таблицы умножения | ||
| Замедленность (дезавтоматизированность) счета | ||
| Нарушения понимания смысла рассказа (мораль) | ||
| Нарушения письма | ||
| макрография | ||
| микрография |
| Нарушение самостоятельного письма | ||
| Букв | ||
| Слогов, слов | ||
| Нарушение письма со слуха | ||
| Букв | ||
| Слогов, слов | ||
| Нарушение списывания | ||
| Перестановки или антиципации букв, слогов | ||
| Пропуск букв | ||
| Гласных | ||
| Согласных | ||
| Литеральные пространственные параграфии | ||
| Зеркальное написание букв | ||
| Литеральные оптические параграфии | ||
| Слитное написание слов, фраз | ||
| Недописывание слов | ||
| Опускается середина слова | ||
| Опускается конец слова | ||
| Побуквенное письмо | ||
| Инициальное письмо | ||
| Замена букв, близких фонематически | ||
| Замена букв, далёких фонематически | ||
| Гоморганные параграфии (близкие по месту порождения звука) | ||
| Трудности артикуляции подлежащей написанию буквы | ||
| Трудности грамматического согласования слов и структурирования предложений при самостоятельном письме | ||
| Персеверации | ||
| Букв, слогов, слов | ||
| Фраз | ||
| Трудности употребления логико-грамматических конструкций при са- мостоятельном письме | ||
| Нарушения чтения | ||
| Угадывающее чтение | ||
| Трудности чтения | ||
| букв | ||
| Слогов | ||
| Слов (особенно малознакомых) | ||
| Полное отсутствие чтения | ||
| Литеральные замены, паралексии | ||
| Вербальные паралексии |
| Нарушение понимания прочитанного | ||
| Персеверации | ||
| Элементарные | ||
| Системные | ||
| Дезавтоматизированное чтение | ||
| Трудности прочтения букв, слов, частично компенсируемые узнаванием их со слуха | ||
| Нарушение восприятия пространственной ориентации букв | ||
| Схватывание отдельной части слова (чаще корневой) | ||
| Игнорирование левой / правой части страницы текста | ||
| Потеря строки, выхватывание отдельных фрагментов строк | ||
| Пропуск букв | ||
| Перестановки букв, слогов |
Дата: 2019-02-19, просмотров: 698.