Концепция о трех функциональных блоках мозга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А. Р. Лурия создал структурно-функциональную модель работы головного мозга [6- 8, 17], согласно которой I блок мозга – это энергетический блок или блок регуляции об- щей и избирательной неспецифической активации, блок регуляции тонуса и бодрствова- ния организма. Анатомические структуры I блока мозга: 1) ретикулярная формация ствола, 2) лимбическая система (таламус, гипофиз, гипоталамус), 3) диэнцефальные ядра и другие подкорковые структуры, 4) медиобазальная кора лобных и височных отделов больших полушарий. Функции I блока мозга: 1) основная функция - активация больших полушарий, т.е. поддержание определенного уровня бодрствования в соответствии со сменой периодов сна и бодрствования организма, кратковременная активация для под- держания внимания; 2) модально-неспецифическая память - эпизодическая, личностная, память на события; 3) обеспечение базальных эмоций; 4) поддержание витальных функ- ций: нейрогуморальная регуляция, эндокринная система, регуляция деятельности внут- ренних органов, дыхания, терморегуляция и др.; 5) регуляция генетически закрепленных, инстинктивных форм поведения (например, поведение в ситуации стресса); 6) регуляция мышечного тонуса.

II блок мозга - блок приема, хранения и переработки экстероцептивной информа- ции, полученной от рецепторов, органов чувств, а также от проприоцепторов – изнутри тела. Анатомически во II блок мозга входят: конвекситальная кора теменной, височной, затылочной областей мозга. Поля II блока мозга делятся на: а) первичные, осуществляю- щие первичную обработку импульсов, которые приходят от анализатора, непосредственно от рецептора; б) вторичные, отвечающие за дальнейшую обработку информации; в) тре- тичные - ассоциативные поля, которые отвечают за самый высокий уровень переработки, их функция - это синтез информации разных модальностей.

III блок мозга – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Морфологический субстрат данного блока – это конвекси- тальная кора лобных долей. Лобные отделы включают в себя: моторные, премоторные от- делы, которые обеспечивают работу двигательных функций, и префронтальные отделы, которые обеспечивают регуляцию психической деятельности. Функции III блока, обеспе-


чивающего произвольную регуляцию психической деятельности, включают в себя: поста- новку целей действия, соответствующих мотивам, задачам деятельности; планирование программы действия; контроль за выполнением программы и коррекция неправильных действий; сличение достигнутой цели с внешними / внутренними образцами.

 

 

 



Глава 3. Принципы построения нейропсихологических диагностических мето-

Дик.

Основная часть нейропсихологических диагностических методик была создана А. Р. Лурией в 1940-1960-е гг. Первые систематизированные подходы к диагностике наруше- ний ВПФ, преимущественно афазий, были изложены А.Р. Лурия в монографиях «Травма- тическая афазия» (1947) и «Восстановление функции мозга после военной травмы» (1948). [6]

Известно, что активная и целенаправленная разработка методических приемов ис- следования больных с локальными поражениями головного мозга началась после первой мировой войны, что было связано с множеством военных черепно-мозговых травм и ве-


рифицированным клиническим материалом. К этому времени относятся нейропсихологи- ческие исследования W. Poppelreuter (1917), S. Henschen (1920), А. Gelb и К. Goldstein (1920), К. Kleist (1934). Например, К. Goldstein и А. Gelb исследовали особенности зри- тельного восприятия у больного с ранением затылочных долей мозга: ими применялись методики на узнавание геометрических фигур, предметов, цветов (в дальнейшем этот больной наблюдался рядом авторов на протяжении почти 20 лет).

Известный английский невролог Н. Head (1926) одним из первых предложил боль- шой набор методик для выявления расстройств речи, гнозиса, праксиса, ориентировки в пространстве и др. Многие из этих проб включил в своё обследование А.Р. Лурия (пробы на называние изображений предметов, отчуждение смысла слов и пространственные со- отношения – «часы» и др.). Head посвятил обширный труд изучению локализации функ- ций и клинико-психологическому описанию афазий; он впервые описал семантическую афазию, которая впоследствии была детально изучена А.Р. Лурией. Работы Н. Head со- держат большой обзор и анализ исследований афазий, агнозий и апраксий; при этом автор пользовался работами S. Henschen, который обобщил данные за почти пятидесятилетний период клинических наблюдений более 1300 случаев афазий.

К. Goldstein на протяжении более 30 лет изучал проблемы локализации функций мозга (методом клинико-психологоанатомических сопоставлений) и разработал ряд мето- дик, которые до сих пор используются в пато- и нейропсихологии для анализа нарушений мышления, - например «классификацию», модифицированную впоследствии Л. С. Вы- готским.

Основные теоретические и методологические принципы нейропсихологической диа- гностики, многоаспектное изложение методических подходов к тонической диагностике нарушений ВПФ были изложены А. Р. Лурией в монографии «Высшие корковые функции человека». [7] А. Р. Лурия рассматривал методы исследования ВПФ при локальных пора- жениях мозга как инструмент синдромного анализа; в своей монографии он приводит раз- вернутое и теоретически обоснованное описание возможных (и необходимых) методиче- ских подходов для решения конкретных задач топической диагностики нарушений ВПФ:

• двигательных функций,

• слухо-моторной координации,

• высших кожно-кинестетических функций,

• зрительных функций,

• мнестических процессов,

• речи (устной и письменной),

• счетных операций и мышления.


Лурия большое место в исследовании отводил анамнезу, методам наблюдения и клинико-неврологического и психопатологического обследования больных с локальной патологией мозга. Наряду с оригинальными пробами, он рекомендовал к применению ме- тодики, разработанные А. Н. Бернштейном, Н. И. Озерецким, Л. С. Выготским,

W. Poppelreuter, Н. Head, W. Halsted и др. Ряд методик относится к традиционному классу патопсихологических, например: классификация (А. Gelb, К. Goldstein в модификации Л.С. Выготского), исключение предметов и 10 слов (Лурия А.Р., 1962), опосредованное запоминание (Леонтьев А.Н., 1931), кубики Кооса, куб Линка, ряд проб на исследование мышления (простые и сложные аналогии и т. п.) и др., адаптированных автором для целей нейропсихологической диагностики.

Поскольку нейропсихология всегда являлась динамично развивающейся отраслью знания, в ней постоянно разрабатывались новые методические приемы, методики (напри- мер, методики исследования речи, памяти и др.). В связи с возникновением новых направ- лений нейропсихологических исследований арсенал нейропсихологов постоянно попол- нялся оригинальными методиками, разработанными зарубежными учёными. Так для ис- следования зрительно-конструктивной деятельности стали часто применяться фигуры Рея и Остеррайха, для исследования межполушарного взаимодействия - методика дихотиче- ского прослушивания Д. Кимура. В настоящее время в нейропсихологических исследова- ниях широко применяются модификации классического нейропсихологического обследо- вания, осуществлённые Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной, А. В. Семенович и др. [1, 16, 17]

 

Основные принципы построения нейропсихологических диагностических ме- тодик:

1. функциональная проба - преимущественная направленность конкретной методики на исследование определенного психического процесса или определенного звена этого психического процесса;

2. провокация - нацеленность нейропсихологических методик в первую очередь на выяв- ление нарушенных звеньев ПФ;

3. перекрестный контроль - исследование любой ПФ с помощью набора методик, резуль- таты которых дополняют друг друга;

4. обязательный анализ не только конечного результата деятельности, но и процесса вы- полнения задания в его различных составляющих - нейродинамических, мотивацион- ных, регуляторных, операциональных;


5. сочетание качественного анализа выявленных нарушений с количественной оценкой степени выраженности симптомов;

6. принцип обучения - в ходе выполнения определённой методики нейропсихолог фик- сирует возможность усвоения испытуемым способа действия и его применения в ана- логичных заданиях;

7. принцип сопоставления данных, полученных при нейропсихологическом обследова- нии, с данными анамнеза, объективных клинических исследований;

8. учёт возрастных и преморбидных особенностей обследуемого.

 

 




Дата: 2019-02-19, просмотров: 343.