(ГОСТ 17479.1-85)
Группа масла по эксплуатационным свойствам | Рекомендуемая область применения | |
А | Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели. | |
Б | Б1 | Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников. |
Б2 | Малофорсированные дизели. | |
В | В1 | Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов. |
В2 | Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений. | |
Г | Г1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии. |
Г2 | Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений. | |
Д | Д1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1. |
Д2 | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений. | |
Е | Е1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2. Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами. |
Е2 |
Кроме того, на режим работы моторного масла существенное влияние оказывает температура окружающего воздуха, которая колеблется (от -35¸450С и ниже до +40¸450С и выше).
С учетом вышеизложенного меняется и режим смазки различных узлов и деталей двигателя. В паре трения кольцо-гильза цилиндра реализуется граничный режим смазки и эластогидродинамический и гидродинамический режимы по ходу движения поршня. В паре вал-подшипник граничный режим смазки в основном имеет место только в момент пуска. В остальное время в зависимости от режима работы и вязкости используемого масла реализуется либо эластогидродинамический, либо гидродинамический режим смазки.
В указанных условиях работы для обеспечения надежной и экономичной работы двигателя моторные масла предназначены для снижения трения и износа сопряженных двигателей.
При высоких температурах моторные масла должны сохранять достаточно высокую вязкость для обеспечения нормального смазывания и создания надежного уплотнения между поршнем и цилиндром; при низких температурах окружающей среды они должны обеспечивать возможность легкого запуска двигателя. Из-за высоких термических воздействий, которым масла подвергаются в двигателе (диапазон температур в зоне верхнего поршневого кольца 200-3500С, в картере – 100 -1500 С), предъявляются высокие требования к окислительной стабильности моторных масел. Кроме того, они должны предотвращать нагаро- и шламообразование и обеспечивать низкий уровень износа даже при неблагоприятных рабочих условиях. Вязкость масел особенно важна для создания гидродинамического режима смазки, например в шатунных и коренных подшипниках коленчатого вала. Для успешной работы в условиях граничной смазки (клапаны, газораспределительный механизм, поршень) в моторные масла вводят противоизносные присадки, а также детергенты и дисперсанты для поддержания чистоты двигателя. Последние предотвращают образование углеродистых и лаковых отложений в цилиндропоршневой группе. Действие детергентов и дисперсантов проявляется также в удерживании сажи и других продуктов сгорания в состоянии суспензии и в нейтрализации продуктов окисления и старения. К маслу предъявляется также требование – предотвращать низкотемпературное шламообразование, имеющее место при езде с частыми остановками, короткими пробегами и длительной работе двигателя на холостом ходу при транспортных заторах.
Таким образом, безаварийная работа двигателя в большой степени зависит от вязкости масла, выбранной согласно температуре окружающей среды и условиям работы. Нижний уровень вязкости должен выбираться таким, чтобы обеспечить легкость запуска двигателя даже при низких температурах окружающей среды. С другой стороны, уровень вязкости должен обеспечивать требование всех смазываемых узлов и при высоких рабочих температурах. Для предотвращения неправильного выбора разработаны и внедрены классификации моторных масел по вязкости.
Двухтактные бензиновые двигатели устанавливают на мопедах, мотороллерах, снегоходах, моторных лодках, бензопилах и газонокосилках. Их часто смазывают маслами, которые предварительно растворяют в топливе и которые сгорают вместе с ним. Специфические требования к маслам для двухтактных бензиновых двигателей - смешиваемость с бензинами, полная растворимость в них, способность предотвращать закоксовываемость поршневых колец, образование отложений на поршне, повреждение поверхностей трения поршня и цилиндра, защита двигателя от ржавления, малая зольность для обеспечения работы свечей зажигания и предотвращения преждевременного воспламенения рабочей смеси от зольных отложений в камере сгорания, малое влияние на токсичность отработанных газов (дымность). Масла для четырехтактных бензиновых двигателей этими свойствами не обладают.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 240.