Масла для легковых автомобилей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Масла для легковых автомобилей должны удовлетворять требованиям карбюраторных и дизельных двигателей. В свете предпринимаемых во всем мире усилий, направленных на защиту окружающей среды и экономию топлива, дизельные двигатели для легковых автомобилей приобретают все большее значение. Применение маловязких масел способствует снижению внутреннего трения, уменьшению потерь энергии и расхода топлива. Однако вязкость следует сохранять на определенном минимальном уровне для обеспечения надежного смазывания всех пар трения двигателя и работы с малым износом даже в экстремальных рабочих условиях. Экономия топлива может быть достигнута также путем оптимизации режима смазки с помощью так называемых модификаторов трения.

Стабильность моторных масел к окислению можно обеспечить применением высококачественных парафиновых базовых масел, антиокислительных, моющих, диспергирующих и многофункциональных присадок. Высокая антиокислительная стабильность необходима для предотвращения роста вязкости масла при его окислении и образования осадков и лака; последний формируется из продуктов окисления смол и асфальтенов, которые могут также вызывать пригорание поршневых колец.

Лабораторные методы оценки окислительной стабильности, продолжительность которых сокращена применением высоких температур, катализаторов и контакта с воздухом или кислородом, не дают надежной корреляции с окислением масел в реальном двигателе внутреннего сгорания. Поэтому применяют испытания на окисление в самом двигателе, по результатам которых оценивают не только рост вязкости масла, но также скорость образования нагара, лака и смол в поршневой зоне.

Моторные масла должны иметь хорошие диспергирующие свойства. Образование низкотемпературных шламов связано с окислением тяжелых компонентов топлива, контактирующих с маслом на стенках цилиндра и попадающих затем в картер. Кислоты, металлы, их соли, оксиды серы и азота, кислород и вода, присутствующие в картерном масле, вносят свой вклад в превращение маслорастворимых продуктов в нерастворимые путем окисления и полимеризации.

Образование большого количества шлама может привести к забиванию маслопроводов и масляных фильтров и вызвать масляное голодание, что может послужить причиной непосредственного контакта металл-металл между трущимися поверхностями и, как следствие, вызвать экстремальные износы.

Наиболее уязвимой (чувствительной) системой двигателя легковых автомобилей с точки зрения износа считается механизм газораспределения (кулачковый вал, штанга толкателя, толкатель, кулачок), так как износ этих деталей нарушает регулировку клапанов. Износ системы газораспределения зависит в первую очередь от конструкции двигателя и комбинации металлов. Однако большое влияние оказывает также состав масла. На поверхности кулачка могут возникать задиры. Из-за вращения кулачка они оставляют кольцевые риски на поверхности толкателя и на фаске. В результате усталости металла происходит также питтинг, возникающий в центре торцевой поверхности толкателя. На кулачковом валу происходят задиры и износ поверхности. Так как все эти явления относятся к режиму смешанного трения, заметного улучшения можно достичь применением противоизносных присадок; среди них особенно эффективен диалкилдитиофосфат цинка. Улучшения можно добиться также использованием более вязкого масла.

Начиная примерно с 1960 г., требования к моторным маслам за рубежом ужесточаются. Мощность двигателей удвоилась (с 25 до 50 л.с.), степень сжатия возросла от 6,5:1 до 9:1. Значительно возросли также термические воздействия, которым подвергаются элементы двигателя, включая и моторное масло; однако объем масла практически остался таким же. Расход масла в двигателе снизился, поэтому уже нельзя достичь "освежения" масла путем долива. Рабочие условия для современных автомобилей все больше и больше колеблются между высокоскоростной ездой (шоссе) и замедленным движением в городах. Сроки смены масла, которые в 1960 г. составляли » 3000 км пробега, возросли до 10000 км в настоящее время. Это стало возможным благодаря непрерывному улучшению качества моторных масел, особенно в отношении чистоты поршня, предотвращения низкотемпературного шламообразования, повышения термической стабильности и противоизносных свойств.

В связи с ростом числа дизельных легковых автомобилей следует принимать в расчет специальные требования для этих двигателей в отношении чистоты поршня и противоизносных свойств.

Ассортимент отечественных масел для двигателей легковых автомобилей включает в основном масла, относящиеся по эксплуатационным свойствам к группам В и Г (см. табл. 4.3).

Масло М-8-В1 предназначено для всесезонной эксплуатации среднефорсированных бензиновых автомобильных двигателей. Масло содержит комплекс эффективных присадок, обеспечивающих хорошие моющие антиокислительные и противоизносные свойства.

 

Таблица 4.3             

Дата: 2019-02-19, просмотров: 219.