Характеристики депрессорных присадок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Показатели Депрессатор АзНИИ АзНИИ-ЦИАТИМ-1 АФК Депресал ПМА "Д"
n50, мм2 32-60 ³8,5 10-40 750-1300
Содержание, %  бария ³2,0
серы 3,0-405
хлора £2,0 £1,6
Температура , оС, вспышки в открытом тигле, не ниже 220 160 190 165
Кислотное число, мг КОН/г, не более 0,5 0,3

Снижение температуры застывания для присадок: АзНИИ при содержании 0,1 % мас. в масле АК-15 - не менее 10оС, АФК при содержании 1 % мас. в масле И-40А - не менее 15оС.

Температура застывания масла И-20А с исходной температурой застывания не выше 15оС при добавлении 0,5 % (в пересчете на 100%-ную) присадки ПМА "Д" - не выше -38оС.

Поведаем же о производстве присадки АзНИИ-ЦИАТИМ-1. Присадка улучшает моющие и противокоррозионные свойства дизельных и автотракторных масел, а также является депрессором. Технологическая схема ее производства приведена на рис. 3.5.

 

 

Рис. 3.5. Технологическая схема производства присадки АзНИИ-ЦИАТИМ-1.

1 - плавильник; 2 - хлоратор; 3 - промывная колонна; 4,5,8,10,13,18 - емкости;

6,11,14 - дозаторы; 7,12,15 - аппараты с мешалками; 9 - отстойник;

16 - напорная емкость; 17 - центрифуга.

 

Синтез присадки состоит из стадий хлорирования парафина, алкилирования фенола хлорпарафином, обработки хлорированного алкилфенола однохлористой серой, омыления бис-(алкилфено)-сульфида гидроксидом бария и сушки и центрифугирования присадки. В производстве используют парафин, жидкий хлор, фенол, однохлористую серу, гидроксид бария, масло ИС-12 (разбавитель) и хлористый алюминий (катализатор).

Грозненский (!) парафин в стальных цилиндрических аппаратах 2, футерованных свинцом, хлорируют при 85-90оС до содержания хлора 11,5-13,5 %. Алкилирование фенола хлорпарафином (весовое соотношение 1 : 9) осуществляют в аппарате 7 периодического действия с мешалкой при 160оС в присутствии 3 % хлористого алюминия. Продукты алкилирования после отстаивания смешивают в аппарате 12 при 100-150оС с маслом-разбавителем ИС-12 в соотношении 1:1, а затем при 25-30оС обрабатывают 7,7% однохлористой серы. Осерненный алкилфенол при 110оС омыляют 9,5-10% гидроксида бария. Продукт омыления после сушки при 120-125оС и отстаивания при 60-70оС поступает на центрифугирование. Ну а теперь давайте поведаем о присадках совсем иного рода.

 

Вязкостные присадки.

 

Вязкостные (загущающие) присадки предназначены для повышения вязкости и индекса вязкости масел. Высокоиндексные всесезонные зимние и северные моторные масла получают, в основном, путем загущения маловязких нефтяных базовых масел полимерными и сополимерными присадками. В России в качестве товарных вязкостных присадок используются полиметакрилаты. Другие вязкостные присадки мало применяются.

Что такое загущение, спросит пытливый читатель, оторвавшись от созерцания ножек соседки по парте, или, на худой конец, от чтения основопологающего фелитологического труда Ксирксара "Блаженство аскезы при скачкообразном отказе от нее". Ответим и на этот вопрос.

Нефтяные масла при высоких температурах сильно разжижаются, а при низких теряют подвижность из-за резкого возрастания вязкости. Для масел любого назначения желательны максимально пологая кривая зависимости вязкости от температуры , то есть высокий ИВ. Широкий интервал изменения вязкости масла приводит к ухудшению его некоторых эксплуатационных характеристик. Запуск холодного двигателя затруднен из-за резкого возрастания вязкости, приводящего к уменьшению (или прекращению) подачи масла к узлам трения и к необходимости преодолевать значительное сопротивление в начальный период пуска двигателя. При значительном снижении вязкости (с возрастанием температуры) резко уменьшается несущая способность тонкого слоя масла, разделяющего трущиеся поверхности.

Чем ниже вязкость масла одинаковой химической природы, тем меньше она возрастает с понижением температуры. Однако снижение вязкости масел с целью улучшения их вязкостно-температурных свойств (ВТС) недопустимо из-за необходимости иметь достаточно высокий уровень вязкости при высоких температурах. Значительного улучшения ВТС достигают применением вязкостных присадок. В результате получают так называемые загущенные масла. Масло с определенным уровнем вязкости, обеспечивающее нормальную работу узла трения при максимальном температурном режиме, неработоспособно при низкого увеличения вязкости (рис. 3). В этом случае подбирают маловязкое базовое масло (3-4 мм2/с при 100оС, кривая 3 на рис. 3.6) с хорошими низкотемпературными свойствами и повышают его вязкость до необходимого уровня при высоких температурах (точка А) введением полимерных присадок.

Вязкость загущенного масла при низких температурах изменяется примерно так же, как и маловязкой основы (рис. 3.6, кривая 2).

 

Рис. 3.6. Изменение ВТС исходных и загущенных масел:

1 - незагущенное высоковязкое масло; 2 - загущенное маловязкое масло;

3 - незагущенное маловязкое масло;

А - минимально допустимый уровень вязкости n2 при высоких температурах;

Б - максимально допустимый уровень вязкости n1 при низких температурах.

 

 

Недостатком загущенных масел является низкая стабильность к механическим и термическим воздействиям.

В табл. 3.13 перечисляются физико-химические свойства вязкостных присадок.

Таблица 3.13

Дата: 2019-02-19, просмотров: 282.