Показатели | М-8В | М-63/10В | М-43/6В1 | М-53/10Г1 | М-63/12Г1 |
Универсальные | Для бензиновых двигателей | ||||
Вязкость кинематическая, мм2/с | 7,5-8,5 | 9,5-10,5 | 5,5-6,5 | 10-11 | не менее 12 |
при 1000С, в пределах | 1200 | - | - | - | - |
при –180С, не более | не норм. | 9000 | 1100-2600 | не норм. | 10400 |
при –300С, не более | - | - | 11000 | - | - |
Индекс вязкости, не менее | 93 | 120 | 125 | 120 | 115 |
Щелочное число, мг КОН/г, не менее | 4,2 | 5,5 | 5,5 | 5,0 | 7,5 |
Зольность сульфатная, %, не более | 0,95 | 1,3 | 1,3 | 0,9 | 1,3 |
Массовая доля МСХ примесей, %, не более | 0,015 | 0,02 | 0,02 | 0,015 | 0,015 |
Массовая доля воды, %, не более | С л е д ы | ||||
Температура вспышки в открытом тигле, 0С, не ниже | 207 | 190 | 165 | 200 | 210 |
Температура застывания, 0С, не выше | -25 | -40…-30 | -42 | -38 | -30 |
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более | - | 0,5 | 1,0 | - | - |
Плотность при 200С, г/см3, не более | 0,905 | 0,890 | 0,880 | 0,900 | 0,900 |
Окончание табл. 4.3.
Показатели | М-53/12Г | М-12ТП | Кастрол GTX SAE 15W-40 | |
Вязкость кинематическая, мм2/с | 11,5-12,5 | 11-12 | 15-16 | |
при 1000С, в пределах | - | - | - | |
при –180С, не более | - | - | - | |
при –300С, не более | - | - | - | |
Индекс вязкости, не менее | 115 | не норм. | 115 | |
Щелочное число, мг КОН/г, не менее | 5,0 | 2,3 | 5,8 | |
Зольность сульфатная, %, не более | 1,0 | 0,3 | 1,0 | |
Массовая доля МСХ примесей, %, не более | - | 0,015 | - | |
Массовая доля воды, %, не более |
| |||
Температура вспышки в открытом тигле, 0С, не ниже | 205 | не норм. | 205 | |
Температура застывания, 0С, не выше | -35 | -15 | -30 | |
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более | 0,5 | - | - | |
Плотность при 200С, г/см3, не более | - | 0,900 | - |
Масло М-8В является всесезонным для среднефорсированных двигателей легковых и грузовых автомобилей. Рекомендовано в качестве зимнего масла для среднефорсированных дизелей. Получают из смеси дистиллятного и остаточного масел с композицией присадок.
Масло М-6з/10В – моторное масло универсальное всесезонное, долгоработающее. Используется в карбюраторных двигателях в безнаддувных дизельных двигателях. Изготавливается на основе масел АСВ-6 с температурой застывания минус 300С и АСВ-5 с температурой застывания минус 400С. Содержит вязкостные (ПИБ), моющие и антиокислительные (сульфонаты и алкилсацилаты), а также беззольную моюще-диспергирующую С-5А и противопенную, противоизносную (диалкилдитиофосфат цинка) присадки. В масло АСВ-6 вводится еще депрессорная присадка. Общее содержание присадок в масле превышает 10%. Масло М-6з/10В может применяться для смазки высокофорсированных дизельных двигателей, но с сокращенным сроком смены масла. Например, срок смены масла М-6з/10В в двигателях ЯМЗ-238НБ, СДМ-62, в которых применяют масла с более высокими эксплуатационными свойствами группы Г и Д, составляет 1000-2000 часть.
Масло М-4з/6В1 является загущенным и обеспечивает надежную работу карбюраторных двигателей в условиях Крайнего Севера. Базовым маслом служит веретенное масло АУ из парафинистых сернистых нефтей после селективной очистки и глубокой депарафинизации. Для достижения требуемых эксплуатационных свойств в масло добавляется сложная композиция присадок (ПМА-2, ПМС, ДФ-11, С-5А, ПМС-200А). Масло имеет хорошие пусковые свойства и обеспечивает запуск двигателя при температуре минус 350С без прогрева. Масло можно применять всесезонно в карбюраторных двигателях, а также в дизельных двигателях КамАЗ-740 в северном исполнении.
Масло М-53/10Г1 всесезонно готовят на базовом масле АСВ-6 с добавкой вязкостной присадки и высокоэффективных композиций других присадок. Применяется в форсированных бензиновых двигателях и в первую очередь на автомобилях ВАЗ. Имеет хорошие эксплуатационные свойства, за исключением повышенной зольности (1,6%), что ограничивает его применение в высокофорсированных двигателях.
Масло М-63/12Г1 готовят на базе смеси мало-, средне- и высоковязкого компонентов с композицией отечественных присадок, обеспечивающей повышенные противоизносные свойства, исключающей питтинг толкателей и износ кулачков распределительного вала.
Для высокофорсированных бензиновых двигателей современных легковых автомобилей производят масла группы Г1:
М-8-Г1 (зимнее),
М-12-Г1 (летнее),
М-63/10-Г1 (всесезонное загущенное).
Высококачественные базовые масла и тщательно подобранные композиции металлосодержащих и беззольных присадок обусловливают высокие эксплуатационные свойства этих масел.
Масла для дизелей
Дизели характеризуются большим разнообразием конструкций, способов смесеобразования, назначений и условий эксплуатации. В связи с этим ассортимент моторных масел для дизелей более обширный, чем для бензиновых двигателей и включает марки, существенно отличающиеся по предъявляемым свойствам. Основными признаками, предопределяющими выбор марки масла являются: тип и назначение дизеля, уровень его форсирования, жесткость условий эксплуатации и качество применяемого топлива. Масла для двигателей грузовых автомобилей, автобусов и тракторов применяют в дизелях этих объектов.
Особенностью моторных дизельных масел является высокий уровень моющих и антикоррозионных свойств. Срок смены масла, который особенно важен для дизельных двигателей, зависит в первую очередь от чистоты поршня и интенсивности изнашивания гильз цилиндров, поршневых колец и подшипников из-за адгезионного и абразивного износа или химической коррозии. Накопление загрязнений в двигателе увеличивает абразивное воздействие. Коррозионный износ зависит от содержания серы в топливе, приводящей к образованию коррозионно-активных серосодержащих кислот.
Специфические высокотемпературные воздействия в поршневой зоне дизельного двигателя требуют применения моющих присадок, способных предотвратить лако- и нагарообразование. Из-за отсутствия надежных лабораторных методов оценки моющего действия и тенденции к осадкообразованию, для определения этих свойств следует применять приемлемые по длительности моторные испытания. Критерием оценки моющих свойств масла служит чистота поршня. Как правило, в дизелях в масло попадает больше твердых продуктов сгорания, чем в бензиновых двигателях. Это особенно характерно для автобусов и небольших транспортных средств, в двигателях которых, как и в двигателях легковых автомобилей, идет интенсивное образование отложений. Эту тенденцию можно снизить применением современных универсальных моторных масел для дизелей и карбюраторных двигателей с высокими диспергирующими свойствами. Однако сроки смены масла в двигателях городских автобусов, где накапливается много загрязнений, должны быть короче, чем в двигателях междугородных автобусов. В течение последних 5 лет отмечается тенденция к увеличению сроков смены масла в целях снижения стоимости эксплуатации.
Высококачественные дизельные моторные масла с увеличенным сроком смены ввиду большой заправки принято очищать фильтрованием или отстаиванием. Масла, применяемые в таких двигателях, должны иметь хорошую фильтруемость и легко отделяться от воды; для этих целей применяют масла специального состава.
Среднеоборотные судовые двигатели работают на тяжелых остаточных топливах с вязкостями до 380 мм2/с при 500С.Масла должны иметь высокую нейтрализующую способность (суммарная щелочность выше 25 мг КОН/г) и сохранять высокие моющие свойства весь период работы масла. Не должно происходить образования отложений и роста вязкости. Поэтому особенно важными для этих масел являются термическая и окислительная стабильность.
В больших судовых крейцкопфных двигателях цилиндры и привод смазываются отдельно. В отличие от судовых паровых турбин мощность крейкопфных двигателей постоянно растет благодаря применению наддува. Для этих двигателей используют дешевые топлива с повышенным содержанием серы. Высокие нагрузки (мощность цилиндра 1000 л.с.) и применение тяжелых остаточных топлив создают потребность в смазочных маслах с большим запасом диспергирующих и нейтрализующих свойств. Смазка осуществляется путем одноразовой заправки масла. Масло поступает непосредственно к точкам смазывания цилиндра с помощью дозирующего устройства (лубрикатора). Таким образом, масло подвергается термическим и другим воздействиям в течение короткого периода. Несмотря на центрифугирование масла, в нем накапливается значительное количество твердых продуктов сгорания из-за высокого содержания асфальтенов и золы. По этой причине масла для цилиндров требуют высокого запаса щелочности (суммарная щелочность от 40 до 100 мг КОН/г); они должны равномерно растекаться по стенкам цилиндра и сохранять свои свойства в течение всего периода работы. Для смазывания привода требуются тщательно очищенные циркуляционные масла с ингибиторами окисления и антикоррозионными присадками. Кроме того, эти масла должны иметь хорошие водовытесняющие свойства (масла М-16Е-60 и М-20Е-60).
Дизельные масла производят на основе дистиллятных, остаточных и компаундированных базовых масел селективной очистки, получаемых из малосернистых или сернистых нефтей. Для достижения требуемых эксплуатационных свойств в масла вводят многофункциональные присадки или композиции присадок.
Марки масел для автотранспортных дизелей и их свойства показаны в табл. 4.4.
Масла группы В2 предназначенные для мало- и среднефорсированных автотракторных дизелей. Они содержат 7-8% композиций присадок моюще-диспергирующей, антиокислительной, противоизносной, антипенной. В зимний сорт дополнительно вводят депрессорную присадку.
Масло М-8В2 – для малофорсированных безнаддувных автотракторных дизелей в зимних условиях эксплуатации.
Масло М-10В2 – для малофорсированных безнаддувных автотракторных дизелей в летних условиях эксплуатации.
Масла группы Г2 предназначены для высокофорсированных дизелей в тяжелых условиях работы. В масла добавляют до 14% присадок той же композиции, что и для масел группы В2. Большее содержание присадок несколько улучшает моюще-диспергирующие и вязкостно-температурные свойства.
Таблица 4.4
Дата: 2019-02-19, просмотров: 269.