Одним из наиболее экономически выгодных путей увеличения долговечности узлов трения в различных машинах и механизмах является повышение качества смазочных материалов, в первую очередь их смазывающих свойств, достигаемое в основном путем введения в них противоизносных, противозадирных и антифрикционных присадок.
При этом удовлетворяются два основных требования техники:
повышение срока службы (надежности) машин и механизмов;
сохранение энергии топлива, так как около 30 % энергии, вырабатываемой в промышленных странах мира, расходуется на трение.
Исходя из предъявляемым требованиям к минеральным маслам по смазывающим свойствам, широкое применение находят присадки:
противоизносные - на основе дитиофосфорных кислот - зольные и беззольные;
противозадирные - серосодержащие углеводороды различного строения;
антифрикционные - беззольные соединения, содержащие активные полярные группы, малорастворимые молибден- и борсодержащие продукты, а также неорганические дисперсии, содержащие молибден, графит, бор и т.д.
В отечественной практике в моторных маслах в качестве противоизносных применяют присадки ДФ-11, ДБФ, А-22 и ВНИИНП-354 (то есть антиокислительные присадки).
Некоторые другие присадки (табл. 3.10).
ЭФО. Цинкобариевая соль изобутилового эфира арилдитиофосфоновой кислоты. Используется в качестве противоизносной присадки в тракторных трансмиссионных маслах. Обладает также антиокислительным действием. Применяется в маслах в концентрации 5-6 % мас.
БМА-5 - беззольная противоизносная присадка - тиоэфир диалкилдитиофосфорной кислоты. Применяется в составе моторных масел.
АДТФ - 50%-ный раствор смеси аминной соли и амида диалкилдитиофосфорной кислоты в масле. Улучшает противоизносные и антифрикционные свойства трансмиссионных и индустриальных масел.
Автопрепарат Экомин-С. Маслорастворимое молибденсодержащее производное диалкилдитиофосфорной кислоты. Применяется в моторных и трансмиссионных маслах с целью продления срока службы деталей двигателя и трансмиссии и снижения расхода топлива благодаря улучшению смазывающих (противоизносных и антифрикционных) свойств масел.
ИХП-14М. Серуазотсодержащее соединение - производное диалкилдитиокарбамата. Улучшает противозадирные свойства трансмиссионных масел. Карбаматы - производные угольной кислоты формулы R–N(R1)–COO–M+.
ТОС - диалкилсульфид. Получается осернением пропилена элементарной серой. Повышает противозадирные свойства трансмиссионных и индустриальных масел.
ВИГОС - высокосернистый продукт, полученный реакцией изобутилена с сероводородом и серой при высоком давлении. Применяется в трансмиссионных и индустриальных маслах.
МКФ-18 (табл. 3.11) - концентрат медьсодержащей присадки, 50 %-ный раствор Cu-содержащего продукта в нефтяном масле, предназначен для уменьшения потерь на трение и снижения износа в технологическом оборудовании предприятий бытового обслуживания и бытовых машин.
МКФ-18Х (табл. 3.11) - 50 %-ный раствор Cu-содержащего продукта в нефтяном масле, предназначен для приработки и снижения износа узлов трения компрессоров бытовых холодильных машин, работающих на фреонах.
ЛКФ-85. Раствор высокомолекулярного полиизобутилена в нефтяном масле. Применяют для улучшения липкости смазочных масел для направляющих скольжения, редукторов и перфораторов, а также противотуманных свойств масел и СО технологических средств.
Таблица 3.10
Характеристики присадок, улучшающих смазывающие свойства масел
Показатели | ЭФО | БМА-5 | АДТФ | ИХП-14М | ТОС | ВИГОС |
n100, мм2/с | £50 | 1-3 | – | 2,8-3,4 | ³4,5 | £8 |
Массовая доля, % фосфора, не менее | 1,4 | 7,5 | 3,3 | – | – | – |
серы, не менее | – | – | – | 27-31 | 21 | 40 |
азота, не менее | – | – | 2,0 | 6,6-6,9 | – | – |
Температура , оС, вспышки в открытом тигле, не ниже | 180 | 140 | 100 | 125 | ³110 | ³100 |
Таблица 3.11
Дата: 2019-02-19, просмотров: 289.