Перспективные моторные масла
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

За последние 40 лет почти в 20 раз увеличилась нагрузка на моторные масла, определяемая отношением мощности двигателя к объему использованного масла. По мере развития техники и транспортных средств непрерывно ужесточаются требования к качеству моторных масел.

Для моторных масел это определяется в первую очередь постоянным совершенствованием конструкции автомобильных двигателей (форсирование двигателей и повышение рабочих температур масла), решением задач улучшения топливной экономичности (энергосбережения) автомобилей, снижения расхода и увеличения сроков смены масел. Важнейшее значение приобретает экологический фактор, в том числе, в связи с введением ужесточающихся норм по выбросам вредных веществ с отравляющими газами, постепенным отказом от использования вредных компонентов (ароматических углеводородов, серы и фосфора).

Основными направлениями в обеспечении указанных требований являются: повышение термоокислительной стабильности масел, снижение испаряемости и низкотемпературной вязкости, улучшение показателей обеспечения холодного пуска и прокачиваемости при холодном пуске, улучшение экологических показателей, разработка и широкое использование долгоработающих и энергосберегающих масел.

В последние годы решающим фактором при определении требований к качеству моторных масел становится ужесточение стандартов на вредные выбросы с отработавшими газами, особенно на оксиды азота (табл. 4.5 и 4.6).

Таблица 4.5.

Нормы по выбросам вредных компонентов легковыми автомобилями

Вредные

компоненты

Единицы измерения

Нормы России до

2000 г.

Нормы токсичности Европы

Евро 1 Евро 2 Евро 3 Евро 4
СО (угарный газ) г/км 67 2,72 2,2 2,3 1,0
СН (углеводороды) г/км

сумма

20,5

сумма

0,97

сумма

0,50

0,2 0,10
Nox (окислы азота) г/км 0,15 0,08
Сумма г/км 87,5 3,69 2,70 2,65 1,18

 

Таблица 4.6.

Предельно допустимое содержание вредных веществ в отработанных газах

Автомобилей с дизелем в странах Европейского союза

Стандарт

Год введения

Стандарта

Предельно допустимое содержание, г (кВт.ч)

на новые модели на все модели оксидов азота углеводородов оксида углерода твердых частиц Евро 0 01.07.88 01.10.90 14,4 2,4 11,2 - Евро 1 01.07.92 01.10.93 9,0 1,1 4,5 0,36 Евро 2 01.10.95 01.10.96 7,0 1,1 4,0 0,15 Евро 3 01.10.00 01.10.01 5,0 0,66 2,1 0 Евро 4:             этап 1 01.10.05 01.10.06 3,5 0,46 1,5 0,02 этап 2 01.10.08 01.10.09 2,0 0,46 1,5 0,02

Для достижения результатов по выбросам, представленных в таблицах, в международных стандартах API (США) и АСЕА (Западная Европа) введены новые классы масел с высшими эксплуатационными свойствами: API SL и АСЕА А4пп, А5-02 (бензиновые двигатели), АСЕА В4-02, АСЕА В5-02 (дизели легковых автомобилей), APICI. АСЕА Е5-02 (тяжелые дизели). В настоящее время масла этих классов поставляются на мировой рынок. По выбросам они соответствуют Евро 3.

Эксплуатационные свойства отечественных смазочных материалов не отвечают экологическим требованиям по выбросу вредных веществ зарубежному уровню. В России в настоящее время массовыми являются моторные масла, относящиеся по выбросам к норме Евро 0.

Предполагается в 2004-2005 г.г. наладить выпуск автомобилей, удовлетворяющих нормам Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (Евро-2, Евро-3), а к 2008-2009 г.г. – Евро-4.

Резкое повышение требований к моторным маслам способствует значительному возрастанию роли базовых масел, поскольку они играют ключевую роль в достижении таких показателей, как экономия топлива и сроки потребления масла.

На протяжении многих лет улучшение качества смазочных масел различного назначения достигалось в основном за счет применения новых высокоэффективных присадок. В настоящее время, наряду с этим, не менее важным направлением в получении товарных масел стало значительное улучшение качества (прежде всего, вязкостно-температурных свойств и испаряемости) базовых масел.

Применение стабильной высокоиндексной базы обеспечивает такое улучшение эксплуатационных характеристик товарных масел, которое не достигается ни применением новых многофункциональных присадок, ни загущением масел высокополимерными добавками.

В зарубежной практике наряду с использованием процессов экстракции высокоиндексных масел (И.В. 90-110) из отборных масляных нефтей (венесуэльской, пенсильванской, кувейтской и других) все более широкое применение в последние годы получают процессы производства синтетических базовых масел, а в производстве нефтяной базы – процессы гидрооблагораживания (в сочетании с экстракционными), гидрокрекинга и гидроизомеризации с достижением значения индекса вязкости базовых масел (И.В.) - 130-150.

В соответствии с классификацией АРI базовые масла разделяются на пять групп в зависимости от индекса вязкости, содержания насыщенных соединений, серы и от технологии производства (таблица 4.7).

Таблица 4.7

Дата: 2019-02-19, просмотров: 327.