За последние 40 лет почти в 20 раз увеличилась нагрузка на моторные масла, определяемая отношением мощности двигателя к объему использованного масла. По мере развития техники и транспортных средств непрерывно ужесточаются требования к качеству моторных масел.
Для моторных масел это определяется в первую очередь постоянным совершенствованием конструкции автомобильных двигателей (форсирование двигателей и повышение рабочих температур масла), решением задач улучшения топливной экономичности (энергосбережения) автомобилей, снижения расхода и увеличения сроков смены масел. Важнейшее значение приобретает экологический фактор, в том числе, в связи с введением ужесточающихся норм по выбросам вредных веществ с отравляющими газами, постепенным отказом от использования вредных компонентов (ароматических углеводородов, серы и фосфора).
Основными направлениями в обеспечении указанных требований являются: повышение термоокислительной стабильности масел, снижение испаряемости и низкотемпературной вязкости, улучшение показателей обеспечения холодного пуска и прокачиваемости при холодном пуске, улучшение экологических показателей, разработка и широкое использование долгоработающих и энергосберегающих масел.
В последние годы решающим фактором при определении требований к качеству моторных масел становится ужесточение стандартов на вредные выбросы с отработавшими газами, особенно на оксиды азота (табл. 4.5 и 4.6).
Таблица 4.5.
Нормы по выбросам вредных компонентов легковыми автомобилями
Вредные компоненты | Единицы измерения | Нормы России до 2000 г. | Нормы токсичности Европы | |||
Евро 1 | Евро 2 | Евро 3 | Евро 4 | |||
СО (угарный газ) | г/км | 67 | 2,72 | 2,2 | 2,3 | 1,0 |
СН (углеводороды) | г/км | сумма 20,5 | сумма 0,97 | сумма 0,50 | 0,2 | 0,10 |
Nox (окислы азота) | г/км | 0,15 | 0,08 | |||
Сумма | г/км | 87,5 | 3,69 | 2,70 | 2,65 | 1,18 |
Таблица 4.6.
Предельно допустимое содержание вредных веществ в отработанных газах
Автомобилей с дизелем в странах Европейского союза
Стандарт
Год введения
Стандарта
Предельно допустимое содержание, г (кВт.ч)
Для достижения результатов по выбросам, представленных в таблицах, в международных стандартах API (США) и АСЕА (Западная Европа) введены новые классы масел с высшими эксплуатационными свойствами: API SL и АСЕА А4пп, А5-02 (бензиновые двигатели), АСЕА В4-02, АСЕА В5-02 (дизели легковых автомобилей), APICI. АСЕА Е5-02 (тяжелые дизели). В настоящее время масла этих классов поставляются на мировой рынок. По выбросам они соответствуют Евро 3.
Эксплуатационные свойства отечественных смазочных материалов не отвечают экологическим требованиям по выбросу вредных веществ зарубежному уровню. В России в настоящее время массовыми являются моторные масла, относящиеся по выбросам к норме Евро 0.
Предполагается в 2004-2005 г.г. наладить выпуск автомобилей, удовлетворяющих нормам Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (Евро-2, Евро-3), а к 2008-2009 г.г. – Евро-4.
Резкое повышение требований к моторным маслам способствует значительному возрастанию роли базовых масел, поскольку они играют ключевую роль в достижении таких показателей, как экономия топлива и сроки потребления масла.
На протяжении многих лет улучшение качества смазочных масел различного назначения достигалось в основном за счет применения новых высокоэффективных присадок. В настоящее время, наряду с этим, не менее важным направлением в получении товарных масел стало значительное улучшение качества (прежде всего, вязкостно-температурных свойств и испаряемости) базовых масел.
Применение стабильной высокоиндексной базы обеспечивает такое улучшение эксплуатационных характеристик товарных масел, которое не достигается ни применением новых многофункциональных присадок, ни загущением масел высокополимерными добавками.
В зарубежной практике наряду с использованием процессов экстракции высокоиндексных масел (И.В. 90-110) из отборных масляных нефтей (венесуэльской, пенсильванской, кувейтской и других) все более широкое применение в последние годы получают процессы производства синтетических базовых масел, а в производстве нефтяной базы – процессы гидрооблагораживания (в сочетании с экстракционными), гидрокрекинга и гидроизомеризации с достижением значения индекса вязкости базовых масел (И.В.) - 130-150.
В соответствии с классификацией АРI базовые масла разделяются на пять групп в зависимости от индекса вязкости, содержания насыщенных соединений, серы и от технологии производства (таблица 4.7).
Таблица 4.7
Дата: 2019-02-19, просмотров: 366.