Группа | Требования к качеству масел | Содержание, % мас. | Индекс вязкости | Технология производства | |
насыщенных углеводородов | серы | ||||
I | современные | <90 | >0,03 | 80-120 | Традиционная (селективная) очистка |
II | перспективные | ³90 | £0,03 | 80-120 | Жесткое гидрооблагора-живание и селективная очистка |
III | То же | ³90 | £0,03 | >120 | Гидрокрекинг и гидроизо-меризация |
IV | То же | Полиальфаолефины | Органический синтез | ||
V | То же | Прочие, не включенныев группы I-IV: | |||
- сложные эфиры карбоновых кислот и полиспиртов; | То же | ||||
- продукты процесса Фишера-Тропша | То же |
Согласно этой классификации нефтяные базовые масла подразделяются на три группы.
Базовые масла группы I получают в России и за рубежом по традиционной технологии с селективной очисткой растворителями (пропан, фурфурол, фенол, N–метилпирролидон) и депарафинизацией рафинатов в растворе метил-этил-кетона и толуола. Содержание серы в маслах составляет, как правило, 0,3-1,0 % мас., насыщенных углеводородов – 55-70 % мас., индекс вязкости – 85- 95 ед.
Производство масел группы II основано на использовании процессов жесткого гидрооблагораживания и селективной очистки, а масел группы III – процессов гидрокрекинга и изомеризации. Отличительной особенностью масел групп II, III является низкое содержание в них ароматических углеводородов (по некоторым данным 0,5-1,5% мас.) и практически отсутствием серы.
Базовые масла на синтетической основе – небольшая, но быстро растущая часть рынка смазочных масел (IV, V группа по API). На их долю приходится от 5 до 110% общемирового объема.
По сравнению с нефтяными маслами, синтетические обладают более высоким индексом вязкости, имеют лучшие низкотемпературные свойства, более высокую термоокислительную стабильность, более низкий коэффициент трения, они характеризуются лучшими экологическими свойствами.
В связи с этим, несмотря на недостатки (высокая себестоимость, худшая приемистость к традиционным присадкам и совместимость с конструкционными материалами) синтетические масла находят все большее применение там, где использование нефтяных масел невозможно (особые отрасли промышленности, аэрокосмическая промышленность, военная область).
К важнейшим классам синтетических масел относятся полиальфаолефины (ПАО), сложные эфиры карбоновых кислот и полиспиртов (СЭ), продукты переработки природного газа по методу Фишера-Тропша (GTL).
Современные высококачественные моторные масла – это высоколегированные смазочные материалы очень сложного и тщательно сбалансированного состава. Их основой в большинстве случаев являются минеральные базовые масла, к которым добавляют минимум 5-6 различных присадок, придающих маслу необходимые новые свойства или значительно улучшающих природные свойства базового масла. Суммарное содержание присадок в маслах составляет 10-15% и более. Часто производители используют готовые пакеты присадок. В последнее время в связи с ужесточением требований к испаряемости и топливной экономичности все чаще в качестве основы моторных масел используют синтетические компоненты или их смеси с минеральными базовыми маслами.
С учетом современных требований производители смазочных материалов в России освоили производство широкой гаммы современных моторных масел, в том числе и на основе продуктов глубокой переработки нефти и синтетических компонентов. На сегодняшний день в России широко известны торговые марки масел: Лукойл, Велс, ЯрМарка. Уфалюб, Новойл и др. Многие из них производятся с использованием присадок и продуктов фирм ЮКОС, ТНК, Еххоn и Infineum. На моторные масла, соответствующие требованиям производителей техники, ААИ выдает свидетельство, подтверждающее возможность использования данного масла во всех аналогичных видах техники.
Для двигателей легковых автомобилей пока наиболее массовыми маслами являются масла с уровнем эксплуатационных свойств Б3, что соответствует SF. Хотя в настоящее время многие нефтеперерабатывающие заводы уже производят масла соответствующие SG/CD, SH/CF и даже SJ. Необходимо отметить, что и основные производители двигателей и легковых автомобилей (ВАЗ, ЗМЗ) для современных моделей предусматривают использование масел с уровнем эксплуатационных свойств Б4 по ААИ, что соответствует SG.
Для дизелей массовыми являются масла группы Г2к (Д1 по ААИ и СС по АРI). Увеличение доли дизелей с наддувом в производственных программах основных производителей – ЯМЗ и КамАЗ, требует увеличения производства масел классов СD и CF-4.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 249.