Классификация API на базовые масла
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Группа

Требования

 к качеству масел

Содержание, % мас.

Индекс вязкости

Технология

производства

насыщенных углеводородов серы
I современные <90 >0,03 80-120 Традиционная (селективная) очистка
II перспективные ³90 £0,03 80-120 Жесткое гидрооблагора-живание и селективная очистка
III То же ³90 £0,03 >120 Гидрокрекинг и гидроизо-меризация
IV То же

Полиальфаолефины

Органический синтез
V То же

Прочие, не включенныев группы I-IV:

 
   

- сложные эфиры карбоновых кислот и полиспиртов;

То же
   

- продукты процесса Фишера-Тропша

То же

 

Согласно этой классификации нефтяные базовые масла подразделяются на три группы.

Базовые масла группы I получают в России и за рубежом по традиционной технологии с селективной очисткой растворителями (пропан, фурфурол, фенол, N–метилпирролидон) и депарафинизацией рафинатов в растворе метил-этил-кетона и толуола. Содержание серы в маслах составляет, как правило, 0,3-1,0 % мас., насыщенных углеводородов – 55-70 % мас., индекс вязкости – 85- 95 ед.

Производство масел группы II  основано на использовании процессов жесткого гидрооблагораживания и селективной очистки, а масел группы III – процессов гидрокрекинга и изомеризации. Отличительной особенностью масел групп II, III является низкое содержание в них ароматических углеводородов (по некоторым данным 0,5-1,5% мас.) и практически отсутствием серы.

Базовые масла на синтетической основе – небольшая, но быстро растущая часть рынка смазочных масел (IV, V группа по API). На их долю приходится от 5 до 110% общемирового объема.

По сравнению с нефтяными маслами, синтетические обладают более высоким индексом вязкости, имеют лучшие низкотемпературные свойства, более высокую термоокислительную стабильность, более низкий коэффициент трения, они характеризуются лучшими экологическими свойствами.

В связи с этим, несмотря на недостатки (высокая себестоимость, худшая приемистость к традиционным присадкам и совместимость с конструкционными материалами) синтетические масла находят все большее применение там, где использование нефтяных масел невозможно (особые отрасли промышленности, аэрокосмическая промышленность, военная область).

К важнейшим классам синтетических масел относятся полиальфаолефины (ПАО), сложные эфиры карбоновых кислот и полиспиртов (СЭ), продукты переработки природного газа по методу Фишера-Тропша (GTL).

Современные высококачественные моторные масла – это высоколегированные смазочные материалы очень сложного и тщательно сбалансированного состава. Их основой в большинстве случаев являются минеральные базовые масла, к которым добавляют минимум 5-6 различных присадок, придающих маслу необходимые новые свойства или значительно улучшающих природные свойства базового масла. Суммарное содержание присадок в маслах составляет 10-15% и более. Часто производители используют готовые пакеты присадок. В последнее время в связи с ужесточением требований к испаряемости и топливной экономичности все чаще в качестве основы моторных масел используют синтетические компоненты или их смеси с минеральными базовыми маслами.

С учетом современных требований производители смазочных материалов в России освоили производство широкой гаммы современных моторных масел, в том числе и на основе продуктов глубокой переработки нефти и синтетических компонентов. На сегодняшний день в России широко известны торговые марки масел: Лукойл, Велс, ЯрМарка. Уфалюб, Новойл и др. Многие из них производятся с использованием присадок и продуктов фирм ЮКОС, ТНК, Еххоn и Infineum. На моторные масла, соответствующие требованиям производителей техники, ААИ выдает свидетельство, подтверждающее возможность использования данного масла во всех аналогичных видах техники.

Для двигателей легковых автомобилей пока наиболее массовыми маслами являются масла с уровнем эксплуатационных свойств Б3, что соответствует SF. Хотя в настоящее время многие нефтеперерабатывающие заводы уже производят масла соответствующие SG/CD, SH/CF и даже SJ. Необходимо отметить, что и основные производители двигателей и легковых автомобилей (ВАЗ, ЗМЗ) для современных моделей предусматривают использование масел с уровнем эксплуатационных свойств Б4 по ААИ, что соответствует SG.

Для дизелей массовыми являются масла группы Г2к (Д1 по ААИ и СС по АРI). Увеличение доли дизелей с наддувом в производственных программах основных производителей – ЯМЗ и КамАЗ, требует увеличения производства масел классов СD и CF-4.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 246.