Возложи на Господа печаль свою
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сказывали об одном из отцов: он был от мира и возжигался похотию к жене своей*. Об этом сказал он отцам. Они, зная, что он был трудолюбив и делал го­раздо более, нежели сколько назначали ему, наложили на него такие труды и пост,

* Брак в те времена не считался препятствием для поступления в монастырь.

141

………………….Протоиерей Андрей Овчинников………………

что тело его обессилело, – и он не мог встать. По смотрению Божию, пришел один странник из отцов – посетить Скит. Подошедши к его келье, увидал, что она растворена, и пошел далее, удивляясь, по­чему никто не вышел навстречу ему. Но воротился и постучал, говоря: «Может быть, болеет брат!» Постучав, он вошел в келью, увидал брата в сильном изнеможе­нии и говорит ему: «Что с тобою, отец?» Тот рассказал ему о себе: «Я от мира, и враг ныне разжигает меня на жену мою; я открыл это отцам; они наложили на меня разные труды и пост – и я, исполняя их, обессилел, а брань возрастает». Услышав это, старец опечалился и говорит ему: «Хотя отцы, как мужи крепкие, хорошо наложили на тебя такие труды и пост,- но если хочешь послушать моего смирения, оставь это и принимай немного пищи в свое время. И, совершая посильную служ­бу Богу, возверзи на Господа печаль твою (Пс. 54; 23), ибо своими трудами ты не можешь преодолеть этой похоти. Тело наше – как одежда: если же не сберега­ешь, – предается тлению». Выслушав это, отец так и поступил – и через несколько дней отступила брань от него.

Это история, из которой мы узнаем о раз­ных способах врачевания грехов. В частности, о таком, который можно назвать «ревностью не по разуму»: на кающегося наложили такие тру­ды, что он обессилел настолько, что не мог даже встать. А перед этим мы читали о монахе, кото­рый пал, отрекся от Бога, попрал монашеский обет… Наставник же дал ему очень разумную

142
……………..«Основной инстинкт» или блудная страсть…………

епитимью: три недели трудов — и при этом сам встал на молитву, так что неизвестно, кто боль­ше трудился.

И ведь что интересно: совсем обессилевше­го от епитимьи брата и не думала покидать брань, наоборот — она возрастала! В чем же при­чина? Да в том, что никто не оказал ему любви. Просто завалили его трудами и забыли; никто не проведал, воды не принес. Вот и получилось, что человек едва не погиб, а брань не прекра­тилась.

Но ведь в чем состоит цель любой епитимьи? Некоторые нынешние прихожане, когда даешь им епитимью, тоже переживают: что-то они там не дочитали, что-то не выполнили… Я всегда говорю: дело не в этом, ведь епитимья не ради епитимьи, а чтобы человек осознал свой грех и от него избавился. Если эта цель достигнута, то епитимья снимается.

И вот мудрый совет дал кающемуся стран­ник: подкрепить силы и, совершая посильную службу, отдать в руки Господа свое спасение: возверзи на Господа печаль твою. Труд должен быть посильным для человека. Богу нужно наше служение с соответствующим настроением сер­дца и не нужно изнурительных сверхусилий. А главное, о чем старцы не возвестили ему, так это о том, что своими силами невозможно преодо­леть эту страсть.

Это ответ на вопрос, который задает боль­шинство людей, подверженных блудным жела­ниям. Многие пытаются телесным подвигом изжить из себя эту нечистоту. Подвиг нужен,

143

…………………Протоиерей Андрей Овчинников………………

обязательно нужен, но — и мы уже об этом говорили — успех любой борьбы зависит от Бога. Только Господь Своей благодатной силой мо­жет уврачевать, очистить человека от страстей.

Если мы поверим этому наставлению, нам станет понятно, как побеждать свои пороки. Многие спрашивают: кому молиться, как по­ститься, кому заказывать молебны, в какие хра­мы ходить… Но ведь это все внешнее. Любую немощь можно победить только силой Божией. Господь же смотрит на наше внутреннее состо­яние. И первое, что нам нужно сделать: осознать свое бессилие в борьбе с грехом. А второе: дать Богу возможность действовать в своем сердце, то есть подготовить себя как некую обитель Божию. Вот для этого требуется подвиг, пото­му что Господь благодатью входит в того, кто трудится. И если мы будем воспринимать свой труд как средство выражения собственной веры, он будет принят Богом. Подвиг ради са­мого подвига Господь отвергает.

Таким способом можно уврачевать любую страсть. Только покаяние в грехах, только сми­рение сердца, только вручение Господу наших немощей — вот что может нам помочь исправить­ся и стать лучше, как тому брату, который при­нял разумный совет и стал достойным иноком.

«Помилуй мое смирение!»

Был один древний подвижник, преус­певавший в благочестии, живший в горе, в странах Антиноя. Мы слышали от знако­мых монахов, что многие получали пользу

144
……….«Основной инстинкт» или блудная страсть …………

от слова его, равно как и от дела его. В таком состоянии враг позавидовал ему, как и всем добродетельным людям, и вложил в него помысл, под видом того же благо­честия, что для тебя не должны работать или служить другие, но ты сам должен слу­жить другим. И так, по крайней мере, слу­жи самому себе – сам продавай в городе корзины свои, покупай нужное для тебя и потом опять возвращайся на твое отшель­ничество. Это внушал ему диавол из зави­сти к его безмолвию, молитвенному упраж­нению для Бога и пользе для многих. Браг старался подстеречь его и уловить, – и он, доверясь этому, как бы благому помыслу, вышел из монастыря своего. Будучи неког­да славен, но неопытен во многом ковар­стве злоумышленника, известен и знаме­нит у подвижников, которые его видели, он, после долгого времени встретясь с жен­щиною, по невнимательности к себе, со­блазнился ею и, пришед, в сопровожде­нии врага, в одно уединенное место, пал с нею при реке. Помышляя, что враг возра­довался падению его, он близок был к от­чаянию, так как оскорбил Духа Божия, и Ангелов, и святых отцов, из коих многие побеждали в городах врага. И так никому из них не уподобясь, он сильно скорбел и, не подумав об исправлении своего грехо­падения, хотел, к совершенной радости врага, броситься в волны реки. Но от силь­ной душевной скорби изнемогло тело его -и только милосердный Бог наконец помог ему, чтобы он не погиб, к совершенной радости врага. Впоследствии, пришед в самого себя, он решился явить гораздо

145

………………Протоиерей Андрей Овчинников………….

больший труд со злостраданием и умолять Бога с плачем и скорбию, – и ушел опять в монастырь свой. Заключив дверь, он пла­кал так, как плачут по умершим, умолял Бога, бодрствовал с постом и изнурил тело свое, но не получил еще удостоверения о своем покаянии. Когда братия неоднократ­но приходили к нему ради пользы своей и стучали в дверь, он говорил им, что не может отворить. «Я дал, – говорил он, -слово, чтобы целый год искренно каять­ся», – и просил помолиться за него. Он не знал, как извинить себя, чтобы не соблаз­нились слушающие: ибо они считали его честным и весьма великим монахом. И та­ким образом он провел целый год в уси­ленном посте и искреннем покаянии. Пред днем Пасхи, в ночь на Воскресение Хрис­тово, когда наступал праздник, он взял новый светильник и изготовил его, вложил в новый сосуд и, накрыв сосуд, с вечера стал на молитву, говоря: «Щедрый и мило­стивый Боже, и разбойникам желающий спастись и в разум истины прийти! К Тебе, Отцу верующих, прибегаю: Господи! Поми­луй меня, падавшего многократно, на ра­дость врагу. И вот я мертв, повинуясь воле его. Ты же, Бладыко, и нечестивых и не­милостивых милуешь, и научаешь миловать ближнего – помилуй мое смирение! Ибо нет ничего невозможного у Тебя. Душа моя, как прах, рассыпалась при аде (см.: Пс. 140; 7), сотвори милость на мне, ибо Ты благ к Своему созданию. Ты и не сущие тела воскресишь в день воскресения. Ус­лышь меня, Господи, ибо исчез дух мой (см.: Пс. 142; 7), и душа моя окаянная, ис-

146
………..«Основной инстинкт» или блудная страсть……………..

сохло и тело мое, которое осквернил я. Я не могу более жить, будучи объят Твоим страхом, и не дерзаю надеяться на отпу­щение греха моего, ради покаяния, имея сугубую вину при этой безнадежности. Оживотвори меня, сокрушенного! Повели светильнику сему возжечься огнем Твоим, дабы таким образом я, уповая на милость Твоего снисхождения, в остальное время жизни, которое Ты даруешь мне, сохранял заповеди Твои, не отпал от страха Твоего, но служил Тебе с большею ревностью, не­жели прежде». Сказав это с горькими сле­зами в ночь на Воскресение, он встал по­смотреть, не зажегся ли светильник. И, открыв его, увидел, что не зажегся. Падши снова на лице свое, он опять призы­вал Господа, говоря: «Знаю, Господи, что брань была для того, чтобы получить мне венец, – и я не устоял на ногах своих, сде­лавшись, напротив, за плотское удоволь­ствие, повинным мучению нечестивых. Итак, пощади меня, Господи! Ибо вот я опять исповедую мою гнусность пред Твоею благостию, пред Ангелами Твоими и всеми праведниками, и если бы не было соблазна, исповедал бы и пред людьми. Ущедри душу мою, да научу я и других. Ей, Господи, оживотвори меня!» Помолившись таким образом трижды, он был услышан. И восстав, увидел светильник горящим, возрадовался надеждою на Бога, укрепил­ся радостию сердца, подивился благодати Божией, что она удостоверила его, и ска­зал: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты меня, недостойного сей жизни и мира, по­миловал сим великим и новым знамением!

147

……………….Протоиерей Андрей Овчинников……………

Ты щадишь. Человеколюбие, души Свои!» Таким образом, когда он продолжал свою исповедь и благодарил Бога, воссиял день – и он возрадовался о Господе, забыв о пище телесной. И сей огонь светильни­ка он сохранял во все дни свои, подливая масла и оправляя сверху, чтобы не угас. Таким образом, Дух Божий опять вселил­ся в него – и он, смиренномудрый, сделал­ся всем известен по своему исповеданию и благодарению Бога. И когда пришло вре­мя предать душу свою, за несколько дней до кончины своей видел откровение.

Эта замечательная повесть о некоем подвиж­нике из Египетской пустыни («страны Анти-ноя» — местность в Среднем Египте вблизи го­рода Антинополиса, основанного в 130 году императором Адрианом) столь красноречиво повествует о силе покаянной молитвы, что прак­тически и не нуждается в комментарии. В ней можно найти множество трогательных деталей, например то, что славный инок, знаменитый затворник был неопытен в коварстве диавола. Нам это нужно усвоить раз и навсегда: мы не знаем коварства дьявола! Он настолько хитер, что может старца вовлечь в блуд; может заста­вить святого отречься от Бога, если Господь по Промыслу Своему на время оставит такого под­вижника.

И конечно, замечательны сила раскаяния этого отшельника, его дерзновенная вера в Бо-жие милосердие! Прекрасный пример того, как из глубин отчаяния человек мучительно, не ера-

148
…………….«Основной инстинкт» или блудная страсть………….

зу, но продвигается к победе и на этом пути вновь обретает спасительную благодать. Из это­го мы должны извлечь урок, что любое падение попускается Богом, чтобы уврачевать постыд­ные страсти, которые мы не видим, которые та­ятся в глубинах нашего сердца. Это утонченное тщеславие, чувство самодовольства, тонкое осуждение ближних, этакое сердечное фарисей­ство. Как это все увидеть, исправить — выжечь в себе? Вот и посылается своего рода огонь пока­яния, который выжигает всю гнилость…

Можно еще обратить внимание на слова подвижника о том, что, исповедуя грех перед Богом, Ангелами и праведниками, он – если бы не было соблазна — исповедал свое падение и пе­ред людьми. Здесь до нас доносится мысль, что человеку подвижнической жизни, а также свя­щеннику не нужно во всеуслышание говорить о своих немощах — чтобы не смущать других. По­тому что святая вода может течь и по ржавой трубе. Каким бы грешным ни был священник как человек, но для мирян, по их вере, именно через него подается благодать Божия…





Как обрести страх Божий

Старец сказал: «Соблюдай следующее до самой смерти своей – и спасешься: что­бы не есть с женщиною и не иметь с нею дружбы; чтобы не спать на одном ложе с отроками, если сам молод, – ни с братом своим или с аввою, и сие делай из страха, а не из презрения; чтобы не обращать на себя взора, когда надеваешь одежду. Если

149

………………..Протоиерей Андрей Овчинников……………

будет нужда, принимай даже до трех ста­канов вина и не нарушай своего правила ради дружбы. Не оставайся на том месте, где согрешил ты пред Богом. Не пренеб­регай своим служением, дабы не впасть в руки врагов своих. Побуждай себя на по­учение в псалмах, ибо оно сохраняет тебя от плена врага. Возлюби всякое злостра-дание – и смирятся страсти твои. Помни, что ты не должен ценить себя ни в каком деле. Старайся оплакивать грехи свои. Береги себя от лжи, ибо она отгоняет от тебя страх Божий. Открывай свои помыш­ления отцам своим, дабы покров Божий охранял тебя. Принуждай себя к рукоде­лию. И страх Божий вселится в тебя».

Последнее наставление 5-й главы подводит итог всему сказанному. Кратко перечислено то, что нужно соблюдать христианину, желающе­му спастись.

Эти строгие правила были написаны для иноков, но и современный человек найдет здесь для себя много полезного. Итак, заповедано «не есть с женщиною и не иметь с нею дружбы».

Поймем правильно это наставление. Имеет­ся в виду не родственное, не семейное общение мужчины и женщины, а те случаи, когда люди друг для друга не являются близкими. Дело в том, что сейчас эта грань стирается, сейчас в коллективах работают женатые мужчины, за­мужние женщины. Никому нет дела до того, се­мейный человек трудится рядом или одинокий. Поощряются кокетство, флирт, различные со­вместные поездки и т.д.

150
…………«Основной инстинкт» или блудная страсть…………….

Обязательными стали «корпоративные вече­ринки», для посещения которых выставляют очень странные требования: туда должны при­ходить мужчины без жен, женщины без мужей. Для христианина участие в подобных меропри­ятиях крайне нежелательно. Семейному чело­веку надо взять за правило: пристойные меро­приятия надо посещать со своей половиной, а на непристойные не ходить совсем. Пусть на вас обидятся, пусть даже будут грозить неприятно­стями — перед Богом согрешить страшнее, чем перед людьми.

Следующий совет — не делить ложе с отро­ком — относится, конечно, к монашеской жиз­ни. Враг умудрялся каким-то образом посевать грязные мысли даже среди монахов. Вот поче­му запрещалось принимать в монастыри моло-дых людей, у которых не было бороды. Это древ­нее монашеское правило. Иногда дьявол достигал своей цели, ввергал в страшные про­тивоестественные грехи и монахов, и, наверное, женщин-инокинь. Поэтому такие падения очень строго расцениваются с точки зрения ка­нонической: все противоестественные поро­ки — это грехи, которые практически приравни­ваются к убийству. За них полагается самая строгая епитимья.

«Старайся, чтобы не обращать на себя взора, когда надеваешь одежду». Это тоже, между про­чим, очень важный фактор: и в семье необходимо одеваться достойно, не ходить полуобнаженным, особенно если в доме есть и братья, и сестры. Потому что от этой внешней дисциплины


151

………………Протоиерей Андрей Овчинников……………….

появляется дисциплина внутренней жизни. Один из старцев говорил: «Одежда выше коле­на обнажает бесстыдство души».

По поводу «трех стаканов вина» необходи­мо уточнить, что, во-первых, это стаканы не в нашем понимании, это такая маленькая чашеч­ка, граммов 50, и вино виноградное, сухое, не крепленое. На жарком Востоке вино требова­лось для поддержания сил, и даже в Послании к Тимофею апостол Павел разрешает своему уче­нику употреблять немного вина, но добавляет: ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5; 23).

Дальше идет важное требование: не оста­вайся на том месте, где ты совершил грех пе­ред Богом. Почему? Потому что все окруже­ние, обстановка, знакомые лица, само место, где совершилось падение, какие-то предметы, вещи — всё может снова спровоцировать грех.

«Не пренебрегай своим служением…» К слу­жению нашему там, где мы трудимся, нужно, конечно, относиться по-христиански честно, чтобы получать зарплату не за просиживание штанов, а за конкретные дела.

«Побуждай себя на поучение в псалмах, ибо оно сохраняет тебя от плена врага». Псалмопе­ние — важное делание. Псалтирь должна быть нашей настольной книгой. Мирянам старцы советовали читать по кафизме в день, по воз­можности. Нет возможности — значит, одну или две «Славы». Псалмы надо стараться заучивать наизусть, и когда мы путешествуем, гуляем, от­дыхаем, можно повторять 50-й, 90-й, 100-й

152
……….«Основной инстинкт» или блудная страсть…………

псалмы — это очень плодотворно действует на душу.

«Ты не должен ценить себя ни в каком деле». Самохвальство, самодовольство — самые страш­ные враги в духовной жизни. Все доброе — от Бога, а недоброе от нас.

Вспоминается история времен Крымской войны. Священники, участвовавшие в этой вой­не, награждались особенными крестами, на об­ратной стороне которых был стих из псалма: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь сла­ву (Пс. 113; 9).

«Береги себя от лжи». Ложь надо восприни­мать как состояние демоноуподобления, ибо всякая ложь — от диавола, и эта ложь отгоняет от нас страх Божий. А ведь страх Божий являет­ся особым настроением души, совести — тем, что названо «хождение пред Богом», силой, которая удерживает человека от впадения в грех.

«Открывай свои помышления отцам духов­ным». Это важнейшее делание, это самый, на­верное, действенный способ побеждать страс­ти и внутренние пороки.

Послесловие

Вот и окончились наши благочестивые беседы о хрис­тианской добродетели чистоты и целомудрия. Вниматель­но прочитав наставления египетских старцев, можно по­нять, как далеки мы от христианского идеала и какая большая работа над своей душой нам предстоит. Удален­ность от совершенства — это не повод к унынию, а воз­можность проявить смирение, важнейшее качество хри­стианина. Цель нашей книги сугубо практическая: ознакомившись с опытом жизни древних отцов, усвоить себе хотя бы малую часть их благочестия, чистоты, рев­ности к духовному совершенствованию. Многого мы не до­стигнем, все зло в себе не истребим, большинства доброде­телей не исполним. Но Господь смотрит не на внешние успехи, а на состояние и настроение человеческого сердца. Для Бога важнее всего то, что у нас внутри. Несогласие на грех — уже малая победа, а скорбь о нарушении заповеди Божией и совершившемся падении — первый признак бого-любезного покаяния.

Если после прочтения этой книги кто-то задумается о своей жизни — для нас это повод порадоваться о благе ближнего.

Если книга поможет практическим советом — как себя правильно вести в обезбоженном и развращенном мире — значит, наш труд не напрасен.

Если кто-то, обуреваемый блудными и иными плот­скими искушениями, усмотрит в наших советах что-то

154
………..«Основной инстинкт» или блудная страсть……….

важное для своего духовного состояния или какое-то на­ставление станет «соломинкой для утопающего», а потом и руководством к действию — то книга такому человеку, действительно, послужила как верный друг, — на что мы и надеялись, задумывая это издание.

Книга о борьбе с блудной страстью родилась из духов­ных бесед с прихожанами Храма Христа Спасителя. Бесе­ды проходили в Воскресной школе Храма и собирали нема­лое количество слушателей. По просьбе прихожан они были записаны на аудиодиски, а уж потом пришла идея созда­ния книги.

Нашей Воскресной школе для взрослых уже пять лет, и с каждым годом приток новых слушателей не уменьшается. Время показало, что содержание наших бесед оптимально подходит всякому человеку. Темы, ко­торые мы обсуждаем, — неисчерпаемы, они интересны и студенту вуза, и многодетной маме, и дедушке-пенсио­неру (именно таков состав нашей школы, в которой есть «и стар и млад», и ученый муж, и домохозяйка). Речь идет о соотнесении древнего монашеского опыта с проблема­ми современной жизни, о своеобразной «популяризации» таинственных и возвышенных изречений аскетов ранне­го христианства. В программу бесед в разные годы вхо­дили такие вершинные творения святоотеческой мыс­ли, как «Лествица» преподобного Иоанна, поучения аввы Дорофея и др. Мы убедились, что огромные, казалось бы, временные расстояния не являются препятствием для восприятия этих текстов. Согласимся, что слово Божие живо и действенно (Евр. 4; 12), а Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот оке (Евр. 13; 8).

Соприкасаться с двухтысячелетним опытом Церкви сегодняшнему человеку необходимо, ведь большую часть сво­его времени мы заботимся и суетимся о многом, забывая, что одно только нужно (Лк. 10; 42) — искать прежде Цар­ства Божия и правды Его (Мф. 6; 33).

Хочется верить, что наше время породило много доб­рых пастырей и ревностных проповедников Евангелия. Современная эпоха уникальна тем, что Церковь обрела

155

………………..Протоиерей Андрей Овчинников………………

неслыханную свободу слова и возможность во всеуслыша­ние говорить людям правду Божию. Радостно на сердце от того, что жатвы много, но немного грустно, что дела­телей мало (Мф. 9; 37), —но не будем унывать и печалить­ся, а лучше станем молиться Богу, чтобы Он выслал дела­телей на жатву Свою (Мф. 9; 38).

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 295.