Сказывали об одном из отцов: он был от мира и возжигался похотию к жене своей*. Об этом сказал он отцам. Они, зная, что он был трудолюбив и делал гораздо более, нежели сколько назначали ему, наложили на него такие труды и пост,
* Брак в те времена не считался препятствием для поступления в монастырь.
141
………………….Протоиерей Андрей Овчинников………………
что тело его обессилело, – и он не мог встать. По смотрению Божию, пришел один странник из отцов – посетить Скит. Подошедши к его келье, увидал, что она растворена, и пошел далее, удивляясь, почему никто не вышел навстречу ему. Но воротился и постучал, говоря: «Может быть, болеет брат!» Постучав, он вошел в келью, увидал брата в сильном изнеможении и говорит ему: «Что с тобою, отец?» Тот рассказал ему о себе: «Я от мира, и враг ныне разжигает меня на жену мою; я открыл это отцам; они наложили на меня разные труды и пост – и я, исполняя их, обессилел, а брань возрастает». Услышав это, старец опечалился и говорит ему: «Хотя отцы, как мужи крепкие, хорошо наложили на тебя такие труды и пост,- но если хочешь послушать моего смирения, оставь это и принимай немного пищи в свое время. И, совершая посильную службу Богу, возверзи на Господа печаль твою (Пс. 54; 23), ибо своими трудами ты не можешь преодолеть этой похоти. Тело наше – как одежда: если же не сберегаешь, – предается тлению». Выслушав это, отец так и поступил – и через несколько дней отступила брань от него.
Это история, из которой мы узнаем о разных способах врачевания грехов. В частности, о таком, который можно назвать «ревностью не по разуму»: на кающегося наложили такие труды, что он обессилел настолько, что не мог даже встать. А перед этим мы читали о монахе, который пал, отрекся от Бога, попрал монашеский обет… Наставник же дал ему очень разумную
142
……………..«Основной инстинкт» или блудная страсть…………
епитимью: три недели трудов — и при этом сам встал на молитву, так что неизвестно, кто больше трудился.
И ведь что интересно: совсем обессилевшего от епитимьи брата и не думала покидать брань, наоборот — она возрастала! В чем же причина? Да в том, что никто не оказал ему любви. Просто завалили его трудами и забыли; никто не проведал, воды не принес. Вот и получилось, что человек едва не погиб, а брань не прекратилась.
Но ведь в чем состоит цель любой епитимьи? Некоторые нынешние прихожане, когда даешь им епитимью, тоже переживают: что-то они там не дочитали, что-то не выполнили… Я всегда говорю: дело не в этом, ведь епитимья не ради епитимьи, а чтобы человек осознал свой грех и от него избавился. Если эта цель достигнута, то епитимья снимается.
И вот мудрый совет дал кающемуся странник: подкрепить силы и, совершая посильную службу, отдать в руки Господа свое спасение: возверзи на Господа печаль твою. Труд должен быть посильным для человека. Богу нужно наше служение с соответствующим настроением сердца и не нужно изнурительных сверхусилий. А главное, о чем старцы не возвестили ему, так это о том, что своими силами невозможно преодолеть эту страсть.
Это ответ на вопрос, который задает большинство людей, подверженных блудным желаниям. Многие пытаются телесным подвигом изжить из себя эту нечистоту. Подвиг нужен,
143
…………………Протоиерей Андрей Овчинников………………
обязательно нужен, но — и мы уже об этом говорили — успех любой борьбы зависит от Бога. Только Господь Своей благодатной силой может уврачевать, очистить человека от страстей.
Если мы поверим этому наставлению, нам станет понятно, как побеждать свои пороки. Многие спрашивают: кому молиться, как поститься, кому заказывать молебны, в какие храмы ходить… Но ведь это все внешнее. Любую немощь можно победить только силой Божией. Господь же смотрит на наше внутреннее состояние. И первое, что нам нужно сделать: осознать свое бессилие в борьбе с грехом. А второе: дать Богу возможность действовать в своем сердце, то есть подготовить себя как некую обитель Божию. Вот для этого требуется подвиг, потому что Господь благодатью входит в того, кто трудится. И если мы будем воспринимать свой труд как средство выражения собственной веры, он будет принят Богом. Подвиг ради самого подвига Господь отвергает.
Таким способом можно уврачевать любую страсть. Только покаяние в грехах, только смирение сердца, только вручение Господу наших немощей — вот что может нам помочь исправиться и стать лучше, как тому брату, который принял разумный совет и стал достойным иноком.
«Помилуй мое смирение!»
Был один древний подвижник, преуспевавший в благочестии, живший в горе, в странах Антиноя. Мы слышали от знакомых монахов, что многие получали пользу
144
……….«Основной инстинкт» или блудная страсть …………
от слова его, равно как и от дела его. В таком состоянии враг позавидовал ему, как и всем добродетельным людям, и вложил в него помысл, под видом того же благочестия, что для тебя не должны работать или служить другие, но ты сам должен служить другим. И так, по крайней мере, служи самому себе – сам продавай в городе корзины свои, покупай нужное для тебя и потом опять возвращайся на твое отшельничество. Это внушал ему диавол из зависти к его безмолвию, молитвенному упражнению для Бога и пользе для многих. Браг старался подстеречь его и уловить, – и он, доверясь этому, как бы благому помыслу, вышел из монастыря своего. Будучи некогда славен, но неопытен во многом коварстве злоумышленника, известен и знаменит у подвижников, которые его видели, он, после долгого времени встретясь с женщиною, по невнимательности к себе, соблазнился ею и, пришед, в сопровождении врага, в одно уединенное место, пал с нею при реке. Помышляя, что враг возрадовался падению его, он близок был к отчаянию, так как оскорбил Духа Божия, и Ангелов, и святых отцов, из коих многие побеждали в городах врага. И так никому из них не уподобясь, он сильно скорбел и, не подумав об исправлении своего грехопадения, хотел, к совершенной радости врага, броситься в волны реки. Но от сильной душевной скорби изнемогло тело его -и только милосердный Бог наконец помог ему, чтобы он не погиб, к совершенной радости врага. Впоследствии, пришед в самого себя, он решился явить гораздо
145
………………Протоиерей Андрей Овчинников………….
больший труд со злостраданием и умолять Бога с плачем и скорбию, – и ушел опять в монастырь свой. Заключив дверь, он плакал так, как плачут по умершим, умолял Бога, бодрствовал с постом и изнурил тело свое, но не получил еще удостоверения о своем покаянии. Когда братия неоднократно приходили к нему ради пользы своей и стучали в дверь, он говорил им, что не может отворить. «Я дал, – говорил он, -слово, чтобы целый год искренно каяться», – и просил помолиться за него. Он не знал, как извинить себя, чтобы не соблазнились слушающие: ибо они считали его честным и весьма великим монахом. И таким образом он провел целый год в усиленном посте и искреннем покаянии. Пред днем Пасхи, в ночь на Воскресение Христово, когда наступал праздник, он взял новый светильник и изготовил его, вложил в новый сосуд и, накрыв сосуд, с вечера стал на молитву, говоря: «Щедрый и милостивый Боже, и разбойникам желающий спастись и в разум истины прийти! К Тебе, Отцу верующих, прибегаю: Господи! Помилуй меня, падавшего многократно, на радость врагу. И вот я мертв, повинуясь воле его. Ты же, Бладыко, и нечестивых и немилостивых милуешь, и научаешь миловать ближнего – помилуй мое смирение! Ибо нет ничего невозможного у Тебя. Душа моя, как прах, рассыпалась при аде (см.: Пс. 140; 7), сотвори милость на мне, ибо Ты благ к Своему созданию. Ты и не сущие тела воскресишь в день воскресения. Услышь меня, Господи, ибо исчез дух мой (см.: Пс. 142; 7), и душа моя окаянная, ис-
146
………..«Основной инстинкт» или блудная страсть……………..
сохло и тело мое, которое осквернил я. Я не могу более жить, будучи объят Твоим страхом, и не дерзаю надеяться на отпущение греха моего, ради покаяния, имея сугубую вину при этой безнадежности. Оживотвори меня, сокрушенного! Повели светильнику сему возжечься огнем Твоим, дабы таким образом я, уповая на милость Твоего снисхождения, в остальное время жизни, которое Ты даруешь мне, сохранял заповеди Твои, не отпал от страха Твоего, но служил Тебе с большею ревностью, нежели прежде». Сказав это с горькими слезами в ночь на Воскресение, он встал посмотреть, не зажегся ли светильник. И, открыв его, увидел, что не зажегся. Падши снова на лице свое, он опять призывал Господа, говоря: «Знаю, Господи, что брань была для того, чтобы получить мне венец, – и я не устоял на ногах своих, сделавшись, напротив, за плотское удовольствие, повинным мучению нечестивых. Итак, пощади меня, Господи! Ибо вот я опять исповедую мою гнусность пред Твоею благостию, пред Ангелами Твоими и всеми праведниками, и если бы не было соблазна, исповедал бы и пред людьми. Ущедри душу мою, да научу я и других. Ей, Господи, оживотвори меня!» Помолившись таким образом трижды, он был услышан. И восстав, увидел светильник горящим, возрадовался надеждою на Бога, укрепился радостию сердца, подивился благодати Божией, что она удостоверила его, и сказал: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты меня, недостойного сей жизни и мира, помиловал сим великим и новым знамением!
147
……………….Протоиерей Андрей Овчинников……………
Ты щадишь. Человеколюбие, души Свои!» Таким образом, когда он продолжал свою исповедь и благодарил Бога, воссиял день – и он возрадовался о Господе, забыв о пище телесной. И сей огонь светильника он сохранял во все дни свои, подливая масла и оправляя сверху, чтобы не угас. Таким образом, Дух Божий опять вселился в него – и он, смиренномудрый, сделался всем известен по своему исповеданию и благодарению Бога. И когда пришло время предать душу свою, за несколько дней до кончины своей видел откровение.
Эта замечательная повесть о некоем подвижнике из Египетской пустыни («страны Анти-ноя» — местность в Среднем Египте вблизи города Антинополиса, основанного в 130 году императором Адрианом) столь красноречиво повествует о силе покаянной молитвы, что практически и не нуждается в комментарии. В ней можно найти множество трогательных деталей, например то, что славный инок, знаменитый затворник был неопытен в коварстве диавола. Нам это нужно усвоить раз и навсегда: мы не знаем коварства дьявола! Он настолько хитер, что может старца вовлечь в блуд; может заставить святого отречься от Бога, если Господь по Промыслу Своему на время оставит такого подвижника.
И конечно, замечательны сила раскаяния этого отшельника, его дерзновенная вера в Бо-жие милосердие! Прекрасный пример того, как из глубин отчаяния человек мучительно, не ера-
148
…………….«Основной инстинкт» или блудная страсть………….
зу, но продвигается к победе и на этом пути вновь обретает спасительную благодать. Из этого мы должны извлечь урок, что любое падение попускается Богом, чтобы уврачевать постыдные страсти, которые мы не видим, которые таятся в глубинах нашего сердца. Это утонченное тщеславие, чувство самодовольства, тонкое осуждение ближних, этакое сердечное фарисейство. Как это все увидеть, исправить — выжечь в себе? Вот и посылается своего рода огонь покаяния, который выжигает всю гнилость…
Можно еще обратить внимание на слова подвижника о том, что, исповедуя грех перед Богом, Ангелами и праведниками, он – если бы не было соблазна — исповедал свое падение и перед людьми. Здесь до нас доносится мысль, что человеку подвижнической жизни, а также священнику не нужно во всеуслышание говорить о своих немощах — чтобы не смущать других. Потому что святая вода может течь и по ржавой трубе. Каким бы грешным ни был священник как человек, но для мирян, по их вере, именно через него подается благодать Божия…
Как обрести страх Божий
Старец сказал: «Соблюдай следующее до самой смерти своей – и спасешься: чтобы не есть с женщиною и не иметь с нею дружбы; чтобы не спать на одном ложе с отроками, если сам молод, – ни с братом своим или с аввою, и сие делай из страха, а не из презрения; чтобы не обращать на себя взора, когда надеваешь одежду. Если
149
………………..Протоиерей Андрей Овчинников……………
будет нужда, принимай даже до трех стаканов вина и не нарушай своего правила ради дружбы. Не оставайся на том месте, где согрешил ты пред Богом. Не пренебрегай своим служением, дабы не впасть в руки врагов своих. Побуждай себя на поучение в псалмах, ибо оно сохраняет тебя от плена врага. Возлюби всякое злостра-дание – и смирятся страсти твои. Помни, что ты не должен ценить себя ни в каком деле. Старайся оплакивать грехи свои. Береги себя от лжи, ибо она отгоняет от тебя страх Божий. Открывай свои помышления отцам своим, дабы покров Божий охранял тебя. Принуждай себя к рукоделию. И страх Божий вселится в тебя».
Последнее наставление 5-й главы подводит итог всему сказанному. Кратко перечислено то, что нужно соблюдать христианину, желающему спастись.
Эти строгие правила были написаны для иноков, но и современный человек найдет здесь для себя много полезного. Итак, заповедано «не есть с женщиною и не иметь с нею дружбы».
Поймем правильно это наставление. Имеется в виду не родственное, не семейное общение мужчины и женщины, а те случаи, когда люди друг для друга не являются близкими. Дело в том, что сейчас эта грань стирается, сейчас в коллективах работают женатые мужчины, замужние женщины. Никому нет дела до того, семейный человек трудится рядом или одинокий. Поощряются кокетство, флирт, различные совместные поездки и т.д.
150
…………«Основной инстинкт» или блудная страсть…………….
Обязательными стали «корпоративные вечеринки», для посещения которых выставляют очень странные требования: туда должны приходить мужчины без жен, женщины без мужей. Для христианина участие в подобных мероприятиях крайне нежелательно. Семейному человеку надо взять за правило: пристойные мероприятия надо посещать со своей половиной, а на непристойные не ходить совсем. Пусть на вас обидятся, пусть даже будут грозить неприятностями — перед Богом согрешить страшнее, чем перед людьми.
Следующий совет — не делить ложе с отроком — относится, конечно, к монашеской жизни. Враг умудрялся каким-то образом посевать грязные мысли даже среди монахов. Вот почему запрещалось принимать в монастыри моло-дых людей, у которых не было бороды. Это древнее монашеское правило. Иногда дьявол достигал своей цели, ввергал в страшные противоестественные грехи и монахов, и, наверное, женщин-инокинь. Поэтому такие падения очень строго расцениваются с точки зрения канонической: все противоестественные пороки — это грехи, которые практически приравниваются к убийству. За них полагается самая строгая епитимья.
«Старайся, чтобы не обращать на себя взора, когда надеваешь одежду». Это тоже, между прочим, очень важный фактор: и в семье необходимо одеваться достойно, не ходить полуобнаженным, особенно если в доме есть и братья, и сестры. Потому что от этой внешней дисциплины
151
………………Протоиерей Андрей Овчинников……………….
появляется дисциплина внутренней жизни. Один из старцев говорил: «Одежда выше колена обнажает бесстыдство души».
По поводу «трех стаканов вина» необходимо уточнить, что, во-первых, это стаканы не в нашем понимании, это такая маленькая чашечка, граммов 50, и вино виноградное, сухое, не крепленое. На жарком Востоке вино требовалось для поддержания сил, и даже в Послании к Тимофею апостол Павел разрешает своему ученику употреблять немного вина, но добавляет: ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5; 23).
Дальше идет важное требование: не оставайся на том месте, где ты совершил грех перед Богом. Почему? Потому что все окружение, обстановка, знакомые лица, само место, где совершилось падение, какие-то предметы, вещи — всё может снова спровоцировать грех.
«Не пренебрегай своим служением…» К служению нашему там, где мы трудимся, нужно, конечно, относиться по-христиански честно, чтобы получать зарплату не за просиживание штанов, а за конкретные дела.
«Побуждай себя на поучение в псалмах, ибо оно сохраняет тебя от плена врага». Псалмопение — важное делание. Псалтирь должна быть нашей настольной книгой. Мирянам старцы советовали читать по кафизме в день, по возможности. Нет возможности — значит, одну или две «Славы». Псалмы надо стараться заучивать наизусть, и когда мы путешествуем, гуляем, отдыхаем, можно повторять 50-й, 90-й, 100-й
152
……….«Основной инстинкт» или блудная страсть…………
псалмы — это очень плодотворно действует на душу.
«Ты не должен ценить себя ни в каком деле». Самохвальство, самодовольство — самые страшные враги в духовной жизни. Все доброе — от Бога, а недоброе от нас.
Вспоминается история времен Крымской войны. Священники, участвовавшие в этой войне, награждались особенными крестами, на обратной стороне которых был стих из псалма: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу (Пс. 113; 9).
«Береги себя от лжи». Ложь надо воспринимать как состояние демоноуподобления, ибо всякая ложь — от диавола, и эта ложь отгоняет от нас страх Божий. А ведь страх Божий является особым настроением души, совести — тем, что названо «хождение пред Богом», силой, которая удерживает человека от впадения в грех.
«Открывай свои помышления отцам духовным». Это важнейшее делание, это самый, наверное, действенный способ побеждать страсти и внутренние пороки.
Послесловие
Вот и окончились наши благочестивые беседы о христианской добродетели чистоты и целомудрия. Внимательно прочитав наставления египетских старцев, можно понять, как далеки мы от христианского идеала и какая большая работа над своей душой нам предстоит. Удаленность от совершенства — это не повод к унынию, а возможность проявить смирение, важнейшее качество христианина. Цель нашей книги сугубо практическая: ознакомившись с опытом жизни древних отцов, усвоить себе хотя бы малую часть их благочестия, чистоты, ревности к духовному совершенствованию. Многого мы не достигнем, все зло в себе не истребим, большинства добродетелей не исполним. Но Господь смотрит не на внешние успехи, а на состояние и настроение человеческого сердца. Для Бога важнее всего то, что у нас внутри. Несогласие на грех — уже малая победа, а скорбь о нарушении заповеди Божией и совершившемся падении — первый признак бого-любезного покаяния.
Если после прочтения этой книги кто-то задумается о своей жизни — для нас это повод порадоваться о благе ближнего.
Если книга поможет практическим советом — как себя правильно вести в обезбоженном и развращенном мире — значит, наш труд не напрасен.
Если кто-то, обуреваемый блудными и иными плотскими искушениями, усмотрит в наших советах что-то
154
………..«Основной инстинкт» или блудная страсть……….
важное для своего духовного состояния или какое-то наставление станет «соломинкой для утопающего», а потом и руководством к действию — то книга такому человеку, действительно, послужила как верный друг, — на что мы и надеялись, задумывая это издание.
Книга о борьбе с блудной страстью родилась из духовных бесед с прихожанами Храма Христа Спасителя. Беседы проходили в Воскресной школе Храма и собирали немалое количество слушателей. По просьбе прихожан они были записаны на аудиодиски, а уж потом пришла идея создания книги.
Нашей Воскресной школе для взрослых уже пять лет, и с каждым годом приток новых слушателей не уменьшается. Время показало, что содержание наших бесед оптимально подходит всякому человеку. Темы, которые мы обсуждаем, — неисчерпаемы, они интересны и студенту вуза, и многодетной маме, и дедушке-пенсионеру (именно таков состав нашей школы, в которой есть «и стар и млад», и ученый муж, и домохозяйка). Речь идет о соотнесении древнего монашеского опыта с проблемами современной жизни, о своеобразной «популяризации» таинственных и возвышенных изречений аскетов раннего христианства. В программу бесед в разные годы входили такие вершинные творения святоотеческой мысли, как «Лествица» преподобного Иоанна, поучения аввы Дорофея и др. Мы убедились, что огромные, казалось бы, временные расстояния не являются препятствием для восприятия этих текстов. Согласимся, что слово Божие живо и действенно (Евр. 4; 12), а Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот оке (Евр. 13; 8).
Соприкасаться с двухтысячелетним опытом Церкви сегодняшнему человеку необходимо, ведь большую часть своего времени мы заботимся и суетимся о многом, забывая, что одно только нужно (Лк. 10; 42) — искать прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6; 33).
Хочется верить, что наше время породило много добрых пастырей и ревностных проповедников Евангелия. Современная эпоха уникальна тем, что Церковь обрела
155
………………..Протоиерей Андрей Овчинников………………
неслыханную свободу слова и возможность во всеуслышание говорить людям правду Божию. Радостно на сердце от того, что жатвы много, но немного грустно, что делателей мало (Мф. 9; 37), —но не будем унывать и печалиться, а лучше станем молиться Богу, чтобы Он выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9; 38).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 332.