Брат спросил одного из отцов: «Отчего это помысл мой постоянно склоняется к блудодеянию, не дает мне покоя ни на один час, – и душа моя возмущается?» Отец сказал ему: «Если демоны посевают в тебе помыслы, не предавайся им,- ибо им свойственно постоянно соблазнять. И хотя они никогда сего не оставляют, но принудить тебя не могут: твоя воля – слушать их и не слушать. …Брат сказал в ответ старцу: «Что же мне делать? Я слаб, и страсть меня побеждает». «Наблюдай за ними», – сказал тот, – и когда они начинают в тебе говорить, не отвечай им; но встань, молись и
114
…………….«Основной инстинкт» или блудная страсть………..
пади пред Богом, говоря: “Сыне Божий, помилуй мя!”». Брат сказал ему: «Я забочусь об этом, авва, но нет сокрушения в сердце моем, потому что я не знаю силы сего слова». «Ты только заботься», – сказал ему старец. – Я слышал, что авва Пимен и многие из отцов говорили: заклинатель не знает силы слов своих, но змея слышит, понимает силу его слов и повинуется. Так и мы, хотя и не знаем, какую силу имеют наши слова, но демоны слышат и отступают со страхом».
Иногда нам полезно почувствовать, в каком духовном состоянии пребывали древние подвижники. Нас некоторое время беспокоит какая-нибудь проблема, и мы уже считаем свое состояние самым тягостным, невыносимым. А этому брату помысел не давал покоя ни на час, ни днем ни ночью. С чего же начал свое наставление старец? Он сказал: если демоны всевают в тебя помыслы, не предавайся им, ибо демонам свойственно постоянно соблазнять.
Другие старцы предлагали стать на ветру, раскрыть полы своей одежды и спрашивали: «Можешь ли ты сказать ветру, чтобы он тебя не касался?» — Нет, не могу. Вот так же и поток помыслов. Демоны никогда не оставят дело смущения христианина, но при этом сказано: принудить тебя не могут. Твоя воля — слушать их или не слушать.
Вот что самое главное: грех совершается тогда, когда наша воля сослагается с волей падших духов. Наша воля — это некая нейтральная территория,
115
………………Протоиерей Андрей Овчинников…………….
на которую не заходят ни Бог, ни дьявол. Воля, если хотите, это наша единственная законная собственность, мы её полноправные хозяева. Тело — не наше, разум — не наш, а вот воля — наша. Куда мы ее повернем — к Небу или к земле, к Богу или к дьяволу, к спасению или к погибели? Это и определяет дальнейшее развитие событий.
У Святых Отцов есть очень точные схемы, поэтапно описывающие, как грех проникает в наше сознание. Но мирским людям не всегда даже полезно знать этот механизм падения, потому что порой все происходит в долю мгновения. Главная задача — увидеть, куда склоняется наша воля. Вот пришел смущающий помысел, и что дальше? Либо ты его прогоняешь молитвой, либо ты с ним начинаешь общаться. А что такое общение с помыслом, можно понять, представив маленькую девочку, которая встречает на улице дядю, предлагающего сначала конфетку, а потом — кошечку, посмотреть которую можно в темном подвале…
И не надо обижаться на это сравнение: наш ум рядом с умом демонским — как трехлетний младенчик перед матерым бандитом. Вот почему Святые Отцы запрещают общаться с помыслами. У Святых Отцов чувство, которое помогает определить природу помысла, — как мощный фонарь с чистым стеклом, освещающий дорогу на 20 метров вперед. У нас, грешных людей, этот светильник гораздо слабее, но следить за тем, чтобы стекло не становилось мутным от грязи все-таки необходимо…
116
………………«Основной инстинкт» или блудная страсть………..
На ум приходит еще одно сравнение. Я живу около леса. Зимой темнеет рано, а по лесу катаются лыжники. И теперь появились такие фонари, как у шахтеров: надеваются на лоб и освещают путь на несколько метров вперед. И вот катаются люди с такими фонарями, очень удобная вещь.
Нечто похожее происходит и в духовной жизни: тому, кто заботится о своем внутреннем светильнике, он освещает путь, и можно идти по дороге даже в кромешной тьме. А если вы видите перед собой только на расстоянии полушага, то ни обрыва, ни болота, ни змеи ядовитой не заметите.
Еще раз нужно повторить: принудить нас на грех демоны не могут, если мы не вступаем с ними в диалог. (Отсюда, кстати, следует ответ на все вопросы, касающиеся порчи, сглаза и т. д., выдающие полное незнание духовной жизни.)
Что нам важно увидеть? Что борьба с грехом должна начинаться в первой фазе его развития. Тогда она будет успешной и способной породить очень полезный навык, который называется у отцов трезвением, или вниманием, или бодрствованием над собой. Правда, эта работа довольно кропотливая, и ничего внешне «героического» в ней нет. Потому, наверное, ее так часто и откладывают «на потом».
В качестве сравнения можно привести и другой пример. Сорняки легко удалить, когда они только появились в огороде. Но мы часто думаем: не хочется возиться, пусть вырастут хоть до 10 сантиметров. Выросли — что-то недосуг, уж
117
…………………Протоиерей Андрей Овчинников……………
лучше потом все разом скосить… В результате — ни цветов, ни плодов.
Вот так же и со страстью. Когда она только появилась, ее можно щелчком изгнать из сердца, но трудиться нам не хочется. Нам приятно слушать то, что советует дьявол. Он тут как тут: «Да ладно тебе, — говорит, — отдохни, расслабься, а потом наведешь порядок». Как бы не так. Тонкий слой пыли, как уже говорилось, можно тряпкой смахнуть, и будет чисто, но мы почему-то пока залежи не накопим и чихать не начнем, за уборку не беремся…
Поэтому и нужно специально заботиться о приобретении добрых навыков «частой уборки» души. И посты нам даны, в том числе, для такой активной духовной практики.
Далее в этом рассказе мы читаем: «Я забочусь об этом, авва, но нет сокрушения в сердце моем». Сокрушение или умиление сердца, — важнейшее качество. Представьте, что все наши труды — посты, молитвы, стояние в храме или в очереди на исповедь — это только внешнее. Да никакой нормальный человек не будет этим заниматься! Сейчас все уставшие — куда не придут, сразу садятся, а тут надо стоять три-четыре часа. Спрашивается: ради чего? Чтобы послушать пение? Нет — чтобы сердца умиление коснулось. Ради этого будешь стремиться в храм Божий и постоишь не один час. Потому что нигде больше подобного настроения не приобрести: ни в театре, ни в цирке, ни на футбольном матче, — только в храме.
118
……………..«Основной инстинкт» или блудная страсть…………
А у этого брата, видимо, борьба была особенно тяжелая, если он не мог почувствовать сердечного сокрушения. Старец же привел ему слова аввы Пимена Великого о заклинателе змей, в них и для нас открывается важное наставление. Как заклинатель работает, не зная, в чем сила его слов, но змея повинуется ему, так и мы можем не чувствовать, не понимать, какую силу имеют слова молитвы, но демоны слышат их и отступают со страхом.
Многие, оправдывая свою лень к молитве, особенно к чтению Псалтири, говорят: «Я ничего не понимаю». (Хорош же, замечу, богомолец, что ничего не может понять в тех словах, которые дети понимали. Не мешает знать, что до революции в крестьянских семьях по Псалтири учили детей читать.)
Тем не менее сказано, что даже если ты ничего не понимаешь, читая Псалтирь, — демоны понимают и трепещут, так что сила молитвенных слов необыкновенно велика. Конечно, мы не можем поощрять незнание, и наша вера должна быть осознанной. Молятся и сердце, и разум, и само тело: от внимательной молитвы рождается молитва сердечная. А от молитвы сердечной рождается молитва умная — когда все силы нашего естества участвуют в ней.
Но даже если мы что-то не знаем, не будем смущаться. Язык молитвы сакраментален, и, скорее всего, мы никогда не поймем до конца его внутренней глубины и смысла. Об этом, собственно, и говорит старец. А вот демоны этот смысл очень хорошо чувствуют: во время молитвы
119
……………………Протоиерей Андрей Овчинников……………..
словно языки пламени отгоняют от человека падших духов.
Не дай бумаге стать железом
Старцы говорили: помысл блудный есть как бы бумага из папируса. Если он возникнет в нас и мы, не предаваясь ему, будем отрывать его от себя – он легко сокрушается. Если же, при возникновении его в нас, мы, предавшись, будем услаждаться им, то, превратившись, он делается железным и сокрушается с трудом. Итак, нужно знать о сем помысле, что предающимся ему нет надежды спасения, а не предающимся предстоит венец.
Строгая правда заключена в этом поучении: христианин — и монах и мирянин — будет судим Богом не только по грешным делам, но и по отношению к борющим его помыслам. По милости Божией большинство из нас все-таки греховные дела оставляют. Но вот с нечистыми помыслами по-настоящему борются единицы. Странно, но нечистота мыслей нас как-то не волнует.
«Но я же, — говорят, — не ворую, не убиваю, жене не изменяю…» Дорогие мои, внимательно читайте Евангелие, читайте его не просто как книгу, а как откровение Божие. Это тот закон, который будет раскрыт на Страшном Суде. По этой книге каждый из нас или осудится, или спасется, потому что все, что можно знать о спасении, есть в Евангелии.
120
……………«Основной инстинкт» или блудная страсть…………
Нам придется ответить за всякое праздное слово, за всякий нечистый взгляд, за то, что подумаем о брате плохо, за то, что назовем его глупым или дураком, пожелаем жены ближнего или богатства. Вот и сказано в Древнем патерике, что предающимся этим помыслам нет надежды на спасение.
Иногда вся жизнь человека проходит в сплошных мечтаниях. А мечты являются, когда нет возможности выполнить что-то на деле. Например, человек, не способный много заработать, мечтал о богатстве и всю жизнь прожил бедно, так и умер бедняком. Разбогатеть же легким путем ему не давали только Уголовный кодекс и тюрьма, в которую он боялся попасть. Если бы не было этого страха перед законом, он стал бы вором. Так же может быть с любой страстью — блудом, чревоугодием, винопитием, гневом, властолюбием. Многие не отказались бы от них, если бы не удерживали внешние причины. Но ведь для Бога это наше настроение и есть главное. Пусть телесно ты не совершил греха, но в душе к нему стремился. А Царство Божие — это царство духов до Страшного Суда. Душа пойдет к Богу со всеми своими проблемами. Настроение, мечты — это образ души, ее жизни.
Поэтому сказано, что нет надежды спасения тому, кто предается нечистым помыслам. Будем же внимательно отслеживать свои настроения и на исповеди, не погрязая в мелочах, будем себя осуждать за те мысли и желания, что Богу противны.
121
.……………Протоиерей Андрей Овчинников……………
В страхе Божием
Или с радостью о Господе
Два брата, будучи побеждены блуд-ною похотию, пошли и взяли с собою женщин. После же стали говорить друг другу: «Что пользы для нас в том, что мы, оставив ангельский чин, пали в эту нечистоту, и потом должны будем идти в огонь и мучение? Пойдем в пустыню». Пришед-ши в нее, они просили отцов назначить им покаяние, исповедав им то, что они сделали. Старцы заключили их на год, и обоим поровну давались хлеб и вода. Братья были одинаковы по виду. Когда исполнилось время покаяния, они вышли из заключения, и отцы увидели одного из них печальным и совершенно бледным, а другого – с веселым и светлым лицом. И подивились сему, ибо братья принимали пишу поровну. Посему спросили они печального брата: «Какими мыслями ты был занят в келье своей?» «Л думал, – отвечал он, – о том зле, которое я сделал, и о муке, в которую я должен идти, – и от страха припьпе кость моя плоти моей» (Пс. 101; 6). Спросили они и другого: «А ты о чем размышлял в келье своей?» Он отвечал: «Я благодарил Бога, что Он исторг меня от нечистоты мира сего и от блудного мучения, и возвратил меня к этому ангельскому житию, – и, помня о Боге, я радовался». Старцы сказали: «Покаяние того и другого – равно пред Богом».
В этой истории сокрыто очень трогательное наставление.
122
……………«Основной инстинкт» или блудная страсть………….
Каждый из нас, внимательно прочитав ее, сможет усвоить приемлемую для себя «методику покаяния». Не каждому подходит строгость, не каждому подходит постоянное напоминание о том, что он негодный в очах Божиих. У некоторых от этого возникает страшное уныние, от которого они оказываются уже не в состоянии ничего делать. Поэтому большинство великих старцев, когда к ним приезжали даже самые закоснелые грешники, не ругали этих людей. Они утешали их, не давали епитимьи. Почему? А потому что благодатное слово, сказанное с любовью, на изменение жизни может подействовать сильнее строгости.
Кроме того, старцы говорили, что у людей, которые совершили тяжкие смертные грехи, жизнь такова, что она сама дает им епитимью в виде болезней, скорбей, семейного неблагополучия, разбитых судеб и т. д. Ничего добавлять к этому больше уже не требуется. Опытные духовники ожидали от приходящих только чистосердечного покаяния и надежды на милосердие Божие, которую мудрые наставники не желали уничтожать резкими обличениями. Однако, добавим, — идя по этому пути, нельзя забывать об одном очень важном моменте. Епископ Феофан Затворник любил говорить: если мы порвем одежду, мы можем ее заштопать, зашить, поставить заплатку; если порвем в другом месте, можем и там залатать; но бесконечно рвать и латать нельзя, потому что неизбежно придет время, когда эта одежда уже не будет подлежать никакому ремонту. Так же и душа.
123
…………………….Протоиерей Андрей Овчинников……………….
Другой путь, другой подход к исправлению указал пророк Давид: грех мой предо мною есть выну (Пс. 50; 5). На мой взгляд, этот путь более подходит для человека нашего времени: когда внутренняя, сердечная боль о прошлых падениях постоянно остается перед нашим внутренним взором. Вот это очень важное, подлинно христианское покаянное настроение.
Это не значит, что надо повторно называть грех на исповеди, но в памяти, в сердце, в уме (если это только не плотской грех) нужно постоянно о нем переживать. (Если же это был блуд, совершенный в юности, в молодости, то не рекомендуется вспоминать подробности, лиц, участвовавших в грехе. Даже молиться за тех, с кем грех был совершен, — это совет Иоанна Лествичника, — не следует. Только нечистота поступка должна постоянно оставаться перед внутренним взором: я скорблю, я осуждаю это в себе, я обещаю Богу этого никогда не повторять).
То же самое нужно сказать женщинам, которые сделали аборт. Если покаяние по-настоящему совершается в сердце, то вы должны всегда об этом помнить и не позволять себе никакого осуждения, никакого превозношения над другими. Только духовное состояние покажет, покаялись ли вы в этом грехе. И первый признак покаяния — неосуждение: я сама грешная, у меня свои греховные проблемы, страсти, с которыми мне надо разобраться, — какое мне дело до других! Одна женщина мне говорила: «Я без содрогания не могу вспомнить о том, что я делала в молодости». «Без содрогания…» — Богу именно это и нуж-
124
……………..«Основной инстинкт» или блудная страсть……………
но, ибо жизнь убитых младенцев не вернуть. И мера покаяния должна быть пропорциональна глубине падения; будем же усердны и ревностны в делах, которых покаяние требует от нас.
Наказание за гордыню
Был один старец в Скиту, – и как он впал в сильную болезнь, то ему стали прислуживать братия. Старец, видя, что они трудятся для него, сказал: Пойду в Египет, дабы не утруждать братии». Но авва Пимен говорил ему: «Не удаляйся, иначе впадешь в блуд». Он же, опечалясь, сказал: «Уже омертвело тело мое, и ты говоришь мне это?» И так он ушел в Египет. Услышав об этом, жители делали ему много приношений. Одна девственница, по вере, пришла услуживать старцу, и старец, чрез несколько времени выздоровев, пал с нею. Она зачала во чреве и родила сына. Жители спрашивали ее: «От чего это? >«От старца», – сказала она. Но они ей не поверили. Старец же сам сказал: «Это мой грех, но сохраните рожденного младенца». Они сохранили. Когда младенец уже отнят был от груди, в один день, когда был праздник, старец пришел в Скит, принесши младенца на плечах своих, и вошел с ним в церковь среди народа. Присутствующие, увидя его, заплакали, и он сказал брати-ям: «Посмотрите на младенца сего – это сын преслушания! Будьте осторожны и вы, братия, ибо я на старости это сделал, -и помолитесь о мне!» И ушедши в келью, он положил начало прежнего деланья.
125
………………..Протоиерей Андрей Овчинников………………
Эта повесть очень назидательна для людей нашего времени. В ней есть много любопытных сюжетных поворотов, на которые полезно обратить внимание. Вот старец, видя, что братия трудятся для него, решает уйти, чтобы никого не обременять. Какая глубочайшая ошибка! Только гордость могла родить подобную мысль, ведь он лишает братьев небесной награды за дело любви, за сострадание. Далее, прозорливый старец Пимен советует ему остаться, прямо называя беду, которая случится. Но он, в гордыне своей, уверен, что все о себе знает сам, что искушения ему уже не страшны.
В Египте жители стали делать ему «много приношений». Это уже знак того, что приближается трагическая развязка. Вместо безмолвия, уединения, непрестанной молитвы — суета, люди с дарами, услугами, которые приходят, чтобы отвлечь от общения с Богом! Ну, и конечно, искушение не заставило себя ждать. Посмотрите, как тонко все развивается: благочестивая дева приходит помогать старцу, и совершается падение.
Правда, это научение от Господа теперь наконец подействовало. Дальше старец проявляет качества человека духовного, признает свой грех, признает рожденного ребенка. И затем мы видим, как совершается покаяние: старец приходит в храм во время праздника, чтобы все увидели плод его преслушания. И оправдает его перед Богом то, что он говорит на пользу бра-
126
………….«Основной инстинкт» или блудная страсть………….
тии: будьте осторожны и вы, ибо я на старости это сделал, и помолитесь о мне.
Задумаемся: это случилось с подвижником, который прожил не одно десятилетие в пустыне, стяжал благодатные дарования, был окружен такими же умудренными старцами.
Мы видим, что по милости Божией падения порой заканчиваются добрым исходом. Но, возможно, в патериках собраны как раз такие истории, которые помогают людям победить отчаяние? Если бы было сказано, что брат ушел и погиб в миру, — на что могли бы надеяться мы, грешные и слабые…
Из этого рассказа ясно видно, какими путями грех вошел в человека и как он его из себя изгоняет. Старец не оправдывается — самоосуждение есть первое свойство покаяния. Каждая исповедь — прообраз Страшного Суда. Бог нам сказал: в чем вы себя осудите перед Церковью, перед священником, перед Крестом и Евангелием, в том Я вас не осужу. Только вот процесс самоосуждения — это очень тонкое, очень серьезное делание, к которому надо подготовиться, о котором надо молиться.
Вы храните в памяти те благодатные минуты радости, когда вы отходили от исповеди с облегченным сердцем? Видимо, в этой исповеди вы наиболее сильно, беспощадно себя осудили.
Иногда, принимая исповедь, хочется сказать: человек, ну зачем ты так много говоришь и ходишь вокруг да около — зачем эти бесконечные подробности, имена, события? Говори о главном,
127
………………..Протоиерей Андрей Овчинников………………..
покажи духовнику зерно, сердцевину греха, который сделал тебя несчастным.
Это происходит, потому что у многих из нас нет навыка покаяния. Настоящему христианину достаточно двух минут, но это может быть такая глубокая исповедь, которая перевернет всю его жизнь, — емкая, содержательная, конкретная. И духовнику от этого радостно становится, потому что он соприкасается с чудом возрождения души человеческой, чудом ее преображения.
Вот и старец показал, как нужно исповедоваться: осудить себя, ни от чего не отказываясь.
Награда за верность
Один брат был сильно искушаем демоном блуда, ибо четыре демона, преобразись в виде красивых женщин, в течение двадцати дней усиливались вовлечь его в постыдное смешение. Но так как он мужественно подвизался и остался непобедимым, то Бог, видя его подвиг, даровал ему то, что впредь он уже не имел плотского разжжения.
За верность в подвиге, за терпение Господь дает особые дарования. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорил, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда… (Рим. 5; 3—4). За то, что брат мужественно справился с соблазном, Бог навсегда избавил его от искушения.
128
…………..«Основной инстинкт» или блудная страсть…………
Оружие победы
Борьба с плотской страстью – одна из самых трудных. Это борьба пожизненная, и из нее не исключается никто, несмотря на духовный опыт, возраст и христианскую мудрость.
В историях, завершающих книгу Древний патерик, мы увидим, сколь велика хитрость дьявола, так что часто даже опытные духовные подвижники не могут ее распознать. Но я хочу сразу внести ясность: когда мы говорим о дьявольских кознях, о бытии злых духов, об их влиянии на жизнь человека, требуется правильное понимание подобных рассуждений. Влияние дьявола на человека, главным образом, зависит от состояния этого человека – от того, как выражена и куда направлена его воля.
После пришествия в мир Спасителя дьявол связан Богом. Мы, православные христиане, имеем ни с чем не сравнимые благодатные силы, которыми можем победить любое демонское искушение. В Таинстве Крещения крещаемый дует и плюет на дьявола. Фактически после этого дьявол бессилен. Но - требуется добавить важное замечание — только против человека, вооруженного благодатными средствами защиты - теми средствами, которые предлагает Церковь. Получить эти средства может каждый, но для этого требуется особое состояние, готовность сердца, особый образ жизни, который называется христианским.
С другой стороны, если человек пренебрегает благодатью Божией, то дьявол для него превращается в злого и жестокого властелина.
129
……………Протоиерей Андрей Овчинников……………
Наверное, многие из нас до сознательного воцер-ковления ощущали действие в своей жизни какой- то злой силы. Каждый хотя бы раз испытывал, думаю, ужас оттого, что словно какой-то голос советовал сделать что-то нехорошее.
Сами себе мы ничего подобного никогда не посоветовали бы, потому что у человека есть ин- стинкт самосохранения. Следовательно, это внушение, эти голоса исходят от какой-то реальной духовной силы. Бывают искушения, когда дьявол особенно близко приступает к душе человека. Святое Евангелие не единожды повествует о бесноватых, встречавшихся на пути Господа. В поучениях Святых Отцов, особенно святителя Иоанна Златоуста, можно найти мысль о том, что бесноватый — это человек, который исполняет свои страсти. А когда человек поддается страстям, не борется с ними, — беснование еще более выражено. И в Евангелии описываются разные бесноватые: были те, кто разрывал цепи и бился о камни, а были тихие — косноязычные, глухие. Поэтому в разговоре о борьбе со страстями проблема беснования не является отвлеченной.
Но дьявол и его бесовские полчища всегда пасуют перед христианином, который вооружен бла- годатью Божией, носит на себе крест и борется со страстями. Врагу рода человеческого неподвластен тот, кто регулярно исповедуется, причащается, молится и, повторю, самое главное, — борется со страстями.
Добычей же злых духов становится тот, кто живет нерадиво, кто далек от Церкви, кто не имеет в сердце живой веры.
130
……….«Основной инстинкт» или блудная страсть……
Нелегко вернуть благодать
Один брат страдал блудною похотию. Случилось ему войти в одно село Египта, где, увидев дочь языческого жреца, он полюбил ее, и говорит отцу ее: «Дай мне ее в жены». «Не могу дать тебе ее, – отвечал тот, – если не спрошу бога моего». И, пошедши к демону, жрец говорил ему: «Бот, один монах пришел ко мне и желает взять дочь мою – выдавать ли ее за него?» Демон отвечал: «Спроси его: отвергнется ли он Бога своего, крещения и обета монашеского?» Жрец, пришедши, сказал монаху: «Отвергаешься ли ты Бога, крещения и обета монашеского?» Он согласился и в то же время увидел как бы голубя, вышедшего из уст его и полетевшего кверху. Жрец пошел к демону и сказал: «Бот, он согласился на все три условия». Тогда диавол сказал ему в ответ: «Не отдавай ему дочери своей в жену, ибо Бог не отступил от него, но еще помогает ему». Жрец, пришедши, сказал брату: «Не могу отдать тебе дочери, ибо Бог еще помогает тебе и не отступил от тебя». Услышав это, брат сказал сам в себе: «Бог явил мне такую милость, и я, окаянный, отвергся Его, и крещения, и обета монашеского – а благий Бог даже и теперь помогает мне!» И, пришед в себя самого, он образумился, пошел в пустыню к великому старцу и рассказал ему дело. Старец сказал ему: «Сядь со мною в пещере, постись три седмицы непрерывно – и я буду умолять Бога за тебя». Старец трудился за брата и призывал Бога, говоря: «Господи, прошу Тебя,
131
…………………Протоиерей Андрей Овчинников……………
даруй мне душу эту и прими покаяние ее!» И услышал Бог молитву его. Когда исполнилась первая седмица, старец приходит к брату и спрашивает его: «Видел ли ты что-нибудь?» «Так, – отвечал брат, – я видел голубя вверху, на высоте небесной, стоящего над головою моею». Старец сказал ему: «Внимай себе и усиленно призывай Бога». Во вторую седмицу старец опять приходит к брату и спрашивает его: «Видел ли что-нибудь?» «Видел, – отвечал брат, – голубя, сходящего на главу мою». Старец заповедал ему: «Бодрствуй и молись». По прошествии третьей седмицы старец опять приходит к брату и спрашивает его: «Не видал ли чего-нибудь больше?» «Видел, – отвечал он, – голубя: он сошел и стал над самою головою моею – я простер свою руку, чтобы взять его, и он, вставши, вошел в уста мои». Тогда возблагодарил старец Бога и сказал брату: «Вот, Бог принял покаяние твое, впредь внимай себе самому». Брат сказал ему в ответ: «От-ныне я пребуду с тобою, авва, до самой смерти моей».
В этой истории мы видим, как стремительно развивается грех в человеке, в его сердце. Из нее очевидно и то, что на самом деле не бывает «маленьких» или «больших» грехов, как не бывает и маленького или большого заражения крови. Инфекция разносится по организму очень быстро. Поддавшись страсти, инок – а ведь он жил с великими старцами, видел перед собой чудотворцев, молитвенников, пророков! — дошел до самых глубин падения. Следовательно, разум
132
……………..«Основной инстинкт» или блудная страсть…………
в таком состоянии бессилен. Когда страсть заполняет сердце, сигналы, которые подает наш рассудок, отскакивают от него, как от каменной стены. Рассудочные знания не могут в этом случае повлиять на наши действия.
Для христианина очень важно, чтобы знания стали делом нашего сердца. Например, что такое память о смерти? Нет такого человека на земле, который не знал бы, что умрет. Но большинство людей, зная, что умрут, живут так, как будто это знание ничего не значит и ни на что не влияет, и только немногие принимают монашество, уходят от мира и всю жизнь подвизаются в посте, в молитве и в покаянии.
Почему? Казалось бы, знание одно и то же и у монаха-отшельника, и у женщины, которая торгует собой на улице. И тот и другая знают, что они смертны. А разница огромна: у монаха знание о смерти стало достоянием его сердца. Так вот если сердце это знание приобретет, впитает в себя, в самую глубину, то тогда вся жизнь человека изменится.
Это очень важное правило. Поэтому все наши познания в христианстве должны стать не просто умными, а умно-сердечными. Вот говорит человек, что он грешник, а как он это говорит — от рассудка или его покаяние исходит из глубины сердца? Вы сами прекрасно знаете, какой разной бывает исповедь. Мы перечисляем записанные заранее грехи, а сердце молчит. Священник читает молитву, мы целуем крест и Евангелие, а в душе как были холод и сухость, так там и остались, потому что сердце не подключилось.
133
……………….Протоиерей Андрей Овчинников………………
Зато когда каемся от сердца, достаточно сказать одно слово — и уже чувствуем облегчение.
Подключать сердце нужно к каждой христианской добродетели. К послушанию духовнику, к молитве, к чтению Священного Писания, когда мы даем монетку нищему, моем полы в больнице и т. д. Каждое наше делание, каждый шаг обязательно должны получать некое внутреннее наполнение от настроения сердца — тогда это будут подлинно христианские поступки.
Во внешней жизни не всегда отличишь людей святых от людей безнравственных. Вот подают милостыню. Вроде бы сумма одна и та же, подана одному и тому же человеку, в одно и то же время — перед людьми все одинаково. Но перед Богом — колоссальная разница! Почему? Потому что настроение сердца у подающих милостыню не было одинаковым. Вот стоят молящиеся в храме. Одни и те же возглашения диакона, одни и те же «Господи, помилуй», но если бы мы видели как эти молитвы, например, в виде огонька или дыма, соотносятся с Небом… У кого-то стремятся ввысь, у кого-то стелются по земле, а у иного вообще идет какой-то смрад из ума и сердца…
Но вернемся к истории патерика. Почему этот брат дошел до таких глубин падения, согласился отречься — страшно сказать — от Бога, Крещения и обетов монашества? Дело в тех же духовных законах. Если человек совершает или даже просто мысленно соглашается на грех, то пагубное действие этого греха проявляется в омертвении сердца. Вот почему и говорим по-
134
…………….«Основной инстинкт» или блудная страсть……………
стоянно: бойтесь грешить, избегайте греха, особенно греха блудного. Потому что когда совершается блудный грех, сердце превращается в камень, уподобляется льдине. От человека отходит благодать Божия.
Да, бывают чудесные проявления Божественного милосердия, когда через какое-то время благодать возвращается в душу кающегося. Но давайте сделаем важное добавление: это должно быть такое покаяние, на которое современный человек редко бывает способен. Поэтому будем смотреть трезво на ситуацию: когда совершается блуд, человек на долгое время теряет благодать Божию. Для того чтобы вернуть ее обратно в сердце, потребуются годы покаянных трудов.
Так вот, брат шел к пропасти, потому что его сердце потеряло благодать. Когда он дал согласие на отречение от Бога, как бы белый голубь вылетел из его уст — это символ уходящей из сердца благодати, потому что образ голубя — образ Духа Святого (см.: Мф. 3; 16; Мк. 1; 10; Лк. 3; 22; Ин. 1; 32). Казалось бы, каждый шаг этого несчастного давал Богу право прекратить его жизнь. Но Божие милосердие безгранично.
Господь не оставил этого изменника. Благодать Божия вновь коснулась его сердца. Только из глубины ожившей души он мог сказать: «Я, окаянный, отвергся Бога, а благий Господь даже и теперь помогает мне». Сами эти слова, как и слова блудного сына: отче! я согрешил против неба и пред тобою (Лк. 15; 18), — могут быть только плодом благодати.
135
…………..Протоиерей Андрей Овчинников…………….
Блудный сын произнес это, придя в себя (Лк. 15; 17). Значит, когда человек грешит, он выходит из себя. Раздвоение внутреннее, личностное — вот что происходит в момент совершения греха. Покаяние — это собирание; «прийти в себя» означает, что силы души как бы заработали синхронно, зазвучали в унисон; сердце, согретое благодатью, помогло сделать главное — захотеть очищения совести. Поэтому брат и просит старца назначить ему особое покаяние.
Между прочим, надо отметить, каковы признаки подлинного старчества: наставник не просто «загрузил» его поклонами, постами, молитвами, дескать — поделом тебе, будешь каяться всю жизнь. Нет, всего-то: три недели поста и — собственный сугубый подвиг молитвы за этого брата. Вот какая была любовь у древних подвижников.
Но мы видим, что возвращение благодати не происходит так же быстро, как совершилась ее утрата. Благодать сначала как бы пребывает в отдалении и ожидает исполнения покаянного труда. Когда же старец и брат достигли желанного прощения, старец сказал очень важные слова: «Бог принял покаяние твое, впредь внимай себе самому».
Всякое грехопадение начинается с потери внимания, с потери бдительности. Святые Отцы не уставали напоминать о необходимости духовного трезвения, то есть постоянного контроля за собой, отслеживания помыслов, желаний, слов, поступков. И конечно, о необходимости проверять каждый шаг своей жизни светом ра-
136
…………..«Основной инстинкт» или блудная страсть………
зума Святого Евангелия. Для чего нужно часто, много и усердно читать Евангелие? Для того, чтобы его священные изречения запечатлелись в нашем сердце. Чтобы в момент искушений, в момент тягостных состояний души мы могли найти то изречение, которое спасет нас от падения.
Епископ Игнатий (Брянчанинов) предлагает очень интересный и плодотворный способ борьбы со страстями. Если человека борет гнев, он советует: вспомни, что сказано о гневе в Священном Писании, например, гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1; 20), — и старайся чаще это повторять, говоря себе, что ты нарушаешь заповедь. Борет тебя блудная похоть — вспоминай слова апостола Павла в Послании к Коринфянам: блудники… Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6; 9—10). Захватило человека празднословие, всякие шутки, анекдоты — за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12; 36). Ходи и повторяй это. Сила слов Священного Писания огромна. Каждую добродетель можно тоже подкрепить изречением, которое нам поможет, которое нас утешит, укрепит, воодушевит.
Приходите ли вы в больницу или у вас больной дома — вспоминайте, что Господь сказал в притче о Страшном Суде: был болен, и вы посетили Меня (Мф. 25; 36). Рядом с каждым болящим присутствует Господь. Когда вы приходите к такому человеку, верьте, что на его постели — Сам Христос, что, служа больному, вы служите Господу. Даете милостыню —
137
………………Протоиерей Андрей Овчинников…………..
вспоминайте, что милующий нищего дает взаймы Богу (см.: Притч. 19; 17), то есть Сам Господь становится должником такого жертвователя.
Сколько полезного для души мы можем сделать и… не делаем. Христианская жизнь, к сожалению, чаще проходит поверхностно и не приносит добрых плодов. Почему? Потому что человек не углубляется в нее. Христианство требует погружения; для этого в частности и существует пост, потому что постом у нас проясняется духовное зрение. Для этого и необходимы все благодатные средства – молитвы, богослужения, Таинства.
Христианство – это сокровище, которое «сокрыто на поле». Мы с вами нашли пока только поле, а надо стремиться отыскать клад. Нужно брать лопату и копать, не жалея себя. Все поле надо перепахать, а кому-то и не один раз.
Благодать Божия дается труждающемуся.
Высок чин монашеский!
Сказывал один из фивейских старцев: «Я был сын идольского жреца и, когда был еще мал, сидел в капище и неоднократно видал отца моего входящим в капище и приносящим жертвы идолу. Однажды я тайно подошел сзади его и увидел сатану сидящего и все воинство, предстоящее ему. И вот один князь его, подошедши, кланяется ему. Сатана говорит ему: “Откуда пришел ты?” “Я был, – отвечал он, – в таком-то селе, возбудил там брани и большой мятеж и, произведши кровопролитие,
…………….Основной инстинкт» или блудная страсть…………
пришел возвестить тебе”. Сатана спросил его: “Во сколько времени ты сделал это?” – “В тридцать дней”, – отвечал он. Сатана велел наказать его, сказав: “Во столько времени ты сделал только это”. Вот кланяется ему и другой. Сатана спрашивает его: “Откуда ты пришел?” “Я был в море, – отвечал демон, – возбудил в нем волнение, потопил корабли и, погубив множество людей, пришел возвестить тебе”. Сатана спросил его: “Во сколько времени ты сделал это?” “В двадцать дней”, – отвечал демон. Сатана велел наказать и сего, сказав: “Почему ты во столько дней сделал только это?” И вот третий, подошедши, поклонился ему. Сатана спрашивает: “Откуда ты пришел?” Он отвечал: “В таком-то городе был брак, я возбудил ссоры и, произведши большое кровопролитие, даже между женихом и невестою, пришел возвестить тебе”. Сатана спросил его: “Во сколько дней ты это сделал?” “В десять”, – отвечал он. Сатана велел наказать и этого за медлительность. Подошел еще один и поклонился ему. Сатана спрашивает: “Откуда ты пришел?” “Я был, – отвечал он, – в пустыне, – вот уже сорок лет имею я войну против одного монаха и в сию ночь низложил его в любодеяние”. Выслушав это, сатана встал, облобызал его, взял венец, который носил сам, возложил на главу его, посадил его на троне вместе с собою и сказал ему: “Великое дело совершил ты!”» После сего старец присовокупил: «Так высок чин монашеский! Когда Господь благоволил даровать мне спасение, я вышел (из мира) и сделался монахом».
138
139
…………………Протоиерей Андрей Овчинников………………
Здесь тема беснования раскрывается еще с одной стороны. Мы видим, как происходит отчет сатанинских слуг перед повелителем. Диа-вол гневается на подчиненных, которые плохо работают. Смысл его бытия — в постоянной злобе: чем больше людей он может погубить, тем для него лучше. Характерно, что дважды речь идет о возбуждении ссор, брани, мятежа, вплоть до кровопролития. Следовательно, вывод о том, кто присутствует во всех драках, ссорах, убийствах, — кто разжигает, кто стравливает людей, очевиден.
Современные люди, не зная, не веря, не чувствуя, что вокруг них духовный мир, допускают серьезные ошибки, совершают грехи, которые демонов еще больше раззадоривают. Демоны — как волки: если кидать палкой или камнем, они только еще больше разъярятся, а если увидят кровь, то набрасываются на свою жертву.
Почему в местах, где пьяное веселье, всяческая нечистота, происходят такие печальные сцены? Потому, что демоны очень близко подбираются к людям в этот момент. А падший дух хочет одного: погубить человеческую душу. Если человек умирает в пьяном угаре, да еще не своей смертью, то душа его может погибнуть навеки, а это главное, это — достигнутая цель.
Но что же для сатаны оказывается самым ценным? Сорок лет борьбы за душу одного монаха, которого в конце концов злой дух сразил.
Как видим, правило превосходства качества над количеством действует не только на земле. Первые желанные жертвы для диавола — это
140
……………«Основной инстинкт” или блудная страсть…………
монахи, служители Церкви. Следующий, так сказать, уровень — благочестивые христиане. Самая важная победа — когда сражен духовный воин, потому что и монах, и священник, и особенно епископ — как капитаны на кораблях, или учители в школах: их спасение совершается неотрывно от многих людей.
Почему, когда начинался «революционный террор», мощнейший удар дьявольской злобы был направлен именно на духовенство? Начиная с 1918 года в России были уничтожены сотни тысяч священнослужителей, разрушены десятки тысяч храмов.
А что значит уничтожить духовенство в каком-нибудь сельском приходе, в глубинке, где на сотни километров один священник? Что людям делать? Даже если храм стоит — ни исповедаться, ни причаститься, ни помолиться, уж не говоря о том, чтобы покрестить, повенчать, отпеть… — жизнь замирает. Где нет священника, там вырастают сильнейшие препятствия на пути к спасению.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 276.