Против слова Божьего демоны бессильны
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Брат спросил одного из отцов: «Отче­го это помысл мой постоянно склоняется к блудодеянию, не дает мне покоя ни на один час, – и душа моя возмущается?» Отец сказал ему: «Если демоны посевают в тебе помыслы, не предавайся им,- ибо им свой­ственно постоянно соблазнять. И хотя они никогда сего не оставляют, но принудить тебя не могут: твоя воля – слушать их и не слушать. …Брат сказал в ответ старцу: «Что же мне делать? Я слаб, и страсть меня побеждает». «Наблюдай за ними», – сказал тот, – и когда они начинают в тебе гово­рить, не отвечай им; но встань, молись и

114
…………….«Основной инстинкт» или блудная страсть………..

пади пред Богом, говоря: “Сыне Божий, помилуй мя!”». Брат сказал ему: «Я забо­чусь об этом, авва, но нет сокрушения в сердце моем, потому что я не знаю силы сего слова». «Ты только заботься», – ска­зал ему старец. – Я слышал, что авва Пи­мен и многие из отцов говорили: заклина­тель не знает силы слов своих, но змея слышит, понимает силу его слов и пови­нуется. Так и мы, хотя и не знаем, какую силу имеют наши слова, но демоны слы­шат и отступают со страхом».

Иногда нам полезно почувствовать, в каком духовном состоянии пребывали древние под­вижники. Нас некоторое время беспокоит ка­кая-нибудь проблема, и мы уже считаем свое состояние самым тягостным, невыносимым. А этому брату помысел не давал покоя ни на час, ни днем ни ночью. С чего же начал свое настав­ление старец? Он сказал: если демоны всевают в тебя помыслы, не предавайся им, ибо демо­нам свойственно постоянно соблазнять.

Другие старцы предлагали стать на ветру, раскрыть полы своей одежды и спрашивали: «Можешь ли ты сказать ветру, чтобы он тебя не касался?» — Нет, не могу. Вот так же и поток помыслов. Демоны никогда не оставят дело сму­щения христианина, но при этом сказано: при­нудить тебя не могут. Твоя воля — слушать их или не слушать.

Вот что самое главное: грех совершается тогда, когда наша воля сослагается с волей падших духов. Наша воля — это некая нейтральная территория,


115

………………Протоиерей Андрей Овчинников…………….

на которую не заходят ни Бог, ни дьявол. Воля, если хотите, это наша единственная законная собственность, мы её полноправные хозяева. Тело — не наше, разум — не наш, а вот воля — наша. Куда мы ее повернем — к Небу или к зем­ле, к Богу или к дьяволу, к спасению или к по­гибели? Это и определяет дальнейшее развитие событий.

У Святых Отцов есть очень точные схемы, поэтапно описывающие, как грех проникает в наше сознание. Но мирским людям не всегда даже полезно знать этот механизм падения, по­тому что порой все происходит в долю мгнове­ния. Главная задача — увидеть, куда склоняется наша воля. Вот пришел смущающий помысел, и что дальше? Либо ты его прогоняешь молит­вой, либо ты с ним начинаешь общаться. А что такое общение с помыслом, можно понять, представив маленькую девочку, которая встре­чает на улице дядю, предлагающего сначала конфетку, а потом — кошечку, посмотреть ко­торую можно в темном подвале…

И не надо обижаться на это сравнение: наш ум рядом с умом демонским — как трехлетний младенчик перед матерым бандитом. Вот по­чему Святые Отцы запрещают общаться с по­мыслами. У Святых Отцов чувство, которое помогает определить природу помысла, — как мощный фонарь с чистым стеклом, освещаю­щий дорогу на 20 метров вперед. У нас, греш­ных людей, этот светильник гораздо слабее, но следить за тем, чтобы стекло не становилось мутным от грязи все-таки необходимо…

116
………………«Основной инстинкт» или блудная страсть………..

На ум приходит еще одно сравнение. Я живу около леса. Зимой темнеет рано, а по лесу ката­ются лыжники. И теперь появились такие фо­нари, как у шахтеров: надеваются на лоб и осве­щают путь на несколько метров вперед. И вот катаются люди с такими фонарями, очень удоб­ная вещь.

Нечто похожее происходит и в духовной жизни: тому, кто заботится о своем внутреннем светильнике, он освещает путь, и можно идти по дороге даже в кромешной тьме. А если вы видите перед собой только на расстоянии полу­шага, то ни обрыва, ни болота, ни змеи ядови­той не заметите.

Еще раз нужно повторить: принудить нас на грех демоны не могут, если мы не вступаем с ними в диалог. (Отсюда, кстати, следует ответ на все вопросы, касающиеся порчи, сглаза и т. д., выдающие полное незнание духовной жизни.)

Что нам важно увидеть? Что борьба с грехом должна начинаться в первой фазе его развития. Тогда она будет успешной и способной поро­дить очень полезный навык, который называ­ется у отцов трезвением, или вниманием, или бодрствованием над собой. Правда, эта работа довольно кропотливая, и ничего внешне «герои­ческого» в ней нет. Потому, наверное, ее так часто и откладывают «на потом».

В качестве сравнения можно привести и дру­гой пример. Сорняки легко удалить, когда они только появились в огороде. Но мы часто дума­ем: не хочется возиться, пусть вырастут хоть до 10 сантиметров. Выросли — что-то недосуг, уж


117

…………………Протоиерей Андрей Овчинников……………

лучше потом все разом скосить… В результате — ни цветов, ни плодов.

Вот так же и со страстью. Когда она толь­ко появилась, ее можно щелчком изгнать из сердца, но трудиться нам не хочется. Нам при­ятно слушать то, что советует дьявол. Он тут как тут: «Да ладно тебе, — говорит, — отдохни, расслабься, а потом наведешь порядок». Как бы не так. Тонкий слой пыли, как уже гово­рилось, можно тряпкой смахнуть, и будет чи­сто, но мы почему-то пока залежи не накопим и чихать не начнем, за уборку не беремся…

Поэтому и нужно специально заботиться о приобретении добрых навыков «частой уборки» души. И посты нам даны, в том числе, для та­кой активной духовной практики.

Далее в этом рассказе мы читаем: «Я забо­чусь об этом, авва, но нет сокрушения в сердце моем». Сокрушение или умиление сердца, — важнейшее качество. Представьте, что все наши труды — посты, молитвы, стояние в храме или в очереди на исповедь — это только внешнее. Да никакой нормальный человек не будет этим за­ниматься! Сейчас все уставшие — куда не при­дут, сразу садятся, а тут надо стоять три-четыре часа. Спрашивается: ради чего? Чтобы послу­шать пение? Нет — чтобы сердца умиление кос­нулось. Ради этого будешь стремиться в храм Божий и постоишь не один час. Потому что ниг­де больше подобного настроения не приобрес­ти: ни в театре, ни в цирке, ни на футбольном матче, — только в храме.

118
……………..«Основной инстинкт» или блудная страсть…………

А у этого брата, видимо, борьба была особен­но тяжелая, если он не мог почувствовать сер­дечного сокрушения. Старец же привел ему сло­ва аввы Пимена Великого о заклинателе змей, в них и для нас открывается важное наставление. Как заклинатель работает, не зная, в чем сила его слов, но змея повинуется ему, так и мы мо­жем не чувствовать, не понимать, какую силу имеют слова молитвы, но демоны слышат их и отступают со страхом.

Многие, оправдывая свою лень к молитве, особенно к чтению Псалтири, говорят: «Я ни­чего не понимаю». (Хорош же, замечу, богомо­лец, что ничего не может понять в тех словах, которые дети понимали. Не мешает знать, что до революции в крестьянских семьях по Псал­тири учили детей читать.)

Тем не менее сказано, что даже если ты ни­чего не понимаешь, читая Псалтирь, — демоны понимают и трепещут, так что сила молитвен­ных слов необыкновенно велика. Конечно, мы не можем поощрять незнание, и наша вера дол­жна быть осознанной. Молятся и сердце, и разум, и само тело: от внимательной молитвы рождается молитва сердечная. А от молитвы сер­дечной рождается молитва умная — когда все силы нашего естества участвуют в ней.

Но даже если мы что-то не знаем, не будем смущаться. Язык молитвы сакраментален, и, ско­рее всего, мы никогда не поймем до конца его внутренней глубины и смысла. Об этом, собствен­но, и говорит старец. А вот демоны этот смысл очень хорошо чувствуют: во время молитвы


119

……………………Протоиерей Андрей Овчинников……………..

словно языки пламени отгоняют от человека падших духов.

Не дай бумаге стать железом

Старцы говорили: помысл блудный есть как бы бумага из папируса. Если он возникнет в нас и мы, не предаваясь ему, будем отрывать его от себя – он легко со­крушается. Если же, при возникновении его в нас, мы, предавшись, будем услаж­даться им, то, превратившись, он делает­ся железным и сокрушается с трудом. Итак, нужно знать о сем помысле, что пре­дающимся ему нет надежды спасения, а не предающимся предстоит венец.

Строгая правда заключена в этом поучении: христианин — и монах и мирянин — будет судим Богом не только по грешным делам, но и по от­ношению к борющим его помыслам. По мило­сти Божией большинство из нас все-таки гре­ховные дела оставляют. Но вот с нечистыми помыслами по-настоящему борются единицы. Странно, но нечистота мыслей нас как-то не волнует.

«Но я же, — говорят, — не ворую, не убиваю, жене не изменяю…» Дорогие мои, внимательно читайте Евангелие, читайте его не просто как книгу, а как откровение Божие. Это тот закон, который будет раскрыт на Страшном Суде. По этой книге каждый из нас или осудится, или спасется, потому что все, что можно знать о спа­сении, есть в Евангелии.

120
……………«Основной инстинкт» или блудная страсть…………

Нам придется ответить за всякое праздное слово, за всякий нечистый взгляд, за то, что по­думаем о брате плохо, за то, что назовем его глу­пым или дураком, пожелаем жены ближнего или богатства. Вот и сказано в Древнем патерике, что предающимся этим помыслам нет надежды на спасение.

Иногда вся жизнь человека проходит в сплошных мечтаниях. А мечты являются, ког­да нет возможности выполнить что-то на деле. Например, человек, не способный много за­работать, мечтал о богатстве и всю жизнь про­жил бедно, так и умер бедняком. Разбогатеть же легким путем ему не давали только Уголов­ный кодекс и тюрьма, в которую он боялся попасть. Если бы не было этого страха перед законом, он стал бы вором. Так же может быть с любой страстью — блудом, чревоугодием, винопитием, гневом, властолюбием. Многие не отказались бы от них, если бы не удержи­вали внешние причины. Но ведь для Бога это наше настроение и есть главное. Пусть теле­сно ты не совершил греха, но в душе к нему стремился. А Царство Божие — это царство духов до Страшного Суда. Душа пойдет к Богу со всеми своими проблемами. Настроение, мечты — это образ души, ее жизни.

Поэтому сказано, что нет надежды спасения тому, кто предается нечистым помыслам. Будем же внимательно отслеживать свои настроения и на исповеди, не погрязая в мелочах, будем себя осуждать за те мысли и желания, что Богу про­тивны.


121

.……………Протоиерей Андрей Овчинников……………

В страхе Божием

Или с радостью о Господе

Два брата, будучи побеждены блуд-ною похотию, пошли и взяли с собою женщин. После же стали говорить друг другу: «Что пользы для нас в том, что мы, оставив ангельский чин, пали в эту нечи­стоту, и потом должны будем идти в огонь и мучение? Пойдем в пустыню». Пришед-ши в нее, они просили отцов назначить им покаяние, исповедав им то, что они сделали. Старцы заключили их на год, и обоим поровну давались хлеб и вода. Бра­тья были одинаковы по виду. Когда ис­полнилось время покаяния, они вышли из заключения, и отцы увидели одного из них печальным и совершенно бледным, а дру­гого – с веселым и светлым лицом. И по­дивились сему, ибо братья принимали пишу поровну. Посему спросили они пе­чального брата: «Какими мыслями ты был занят в келье своей?» «Л думал, – отвечал он, – о том зле, которое я сделал, и о муке, в которую я должен идти, – и от страха припьпе кость моя плоти моей» (Пс. 101; 6). Спросили они и другого: «А ты о чем размышлял в келье своей?» Он отвечал: «Я благодарил Бога, что Он исторг меня от нечистоты мира сего и от блудного му­чения, и возвратил меня к этому ангельс­кому житию, – и, помня о Боге, я радовал­ся». Старцы сказали: «Покаяние того и другого – равно пред Богом».

В этой истории сокрыто очень трогательное наставление.

122
……………«Основной инстинкт» или блудная страсть………….

Каждый из нас, внимательно прочитав ее, сможет усвоить приемлемую для себя «методи­ку покаяния». Не каждому подходит строгость, не каждому подходит постоянное напоминание о том, что он негодный в очах Божиих. У неко­торых от этого возникает страшное уныние, от которого они оказываются уже не в состоянии ничего делать. Поэтому большинство великих старцев, когда к ним приезжали даже самые за­коснелые грешники, не ругали этих людей. Они утешали их, не давали епитимьи. Почему? А потому что благодатное слово, сказанное с лю­бовью, на изменение жизни может подейство­вать сильнее строгости.

Кроме того, старцы говорили, что у людей, которые совершили тяжкие смертные грехи, жизнь такова, что она сама дает им епитимью в виде болезней, скорбей, семейного неблагопо­лучия, разбитых судеб и т. д. Ничего добавлять к этому больше уже не требуется. Опытные ду­ховники ожидали от приходящих только чисто­сердечного покаяния и надежды на милосердие Божие, которую мудрые наставники не желали уничтожать резкими обличениями. Однако, до­бавим, — идя по этому пути, нельзя забывать об одном очень важном моменте. Епископ Феофан Затворник любил говорить: если мы порвем одежду, мы можем ее заштопать, зашить, поста­вить заплатку; если порвем в другом месте, мо­жем и там залатать; но бесконечно рвать и ла­тать нельзя, потому что неизбежно придет время, когда эта одежда уже не будет подлежать никакому ремонту. Так же и душа.


123

…………………….Протоиерей Андрей Овчинников……………….

Другой путь, другой подход к исправлению указал пророк Давид: грех мой предо мною есть выну (Пс. 50; 5). На мой взгляд, этот путь более подходит для человека нашего времени: когда внутренняя, сердечная боль о прошлых падениях по­стоянно остается перед нашим внутренним взором. Вот это очень важное, подлинно христианское покаянное настроение.

Это не значит, что надо повторно называть грех на исповеди, но в памяти, в сердце, в уме (если это только не плотской грех) нужно посто­янно о нем переживать. (Если же это был блуд, совершенный в юности, в молодости, то не ре­комендуется вспоминать подробности, лиц, уча­ствовавших в грехе. Даже молиться за тех, с кем грех был совершен, — это совет Иоанна Лествичника, — не следует. Только нечистота поступка должна постоянно оставаться перед внутренним взором: я скорблю, я осуждаю это в себе, я обе­щаю Богу этого никогда не повторять).

То же самое нужно сказать женщинам, кото­рые сделали аборт. Если покаяние по-настояще­му совершается в сердце, то вы должны всегда об этом помнить и не позволять себе никакого осуж­дения, никакого превозношения над другими. Только духовное состояние покажет, покаялись ли вы в этом грехе. И первый признак покаяния — неосуждение: я сама грешная, у меня свои гре­ховные проблемы, страсти, с которыми мне надо разобраться, — какое мне дело до других! Одна женщина мне говорила: «Я без содрогания не могу вспомнить о том, что я делала в молодос­ти». «Без содрогания…» — Богу именно это и нуж-

124
……………..«Основной инстинкт» или блудная страсть……………

но, ибо жизнь убитых младенцев не вернуть. И мера покаяния должна быть пропорциональ­на глубине падения; будем же усердны и ревно­стны в делах, которых покаяние требует от нас.


Наказание за гордыню

Был один старец в Скиту, – и как он впал в сильную болезнь, то ему стали при­служивать братия. Старец, видя, что они трудятся для него, сказал: Пойду в Еги­пет, дабы не утруждать братии». Но авва Пимен говорил ему: «Не удаляйся, иначе впадешь в блуд». Он же, опечалясь, ска­зал: «Уже омертвело тело мое, и ты гово­ришь мне это?» И так он ушел в Египет. Услышав об этом, жители делали ему мно­го приношений. Одна девственница, по вере, пришла услуживать старцу, и старец, чрез несколько времени выздоровев, пал с нею. Она зачала во чреве и родила сына. Жители спрашивали ее: «От чего это? >«От старца», – сказала она. Но они ей не пове­рили. Старец же сам сказал: «Это мой грех, но сохраните рожденного младенца». Они сохранили. Когда младенец уже отнят был от груди, в один день, когда был празд­ник, старец пришел в Скит, принесши мла­денца на плечах своих, и вошел с ним в церковь среди народа. Присутствующие, увидя его, заплакали, и он сказал брати-ям: «Посмотрите на младенца сего – это сын преслушания! Будьте осторожны и вы, братия, ибо я на старости это сделал, -и помолитесь о мне!» И ушедши в келью, он положил начало прежнего деланья.

125

………………..Протоиерей Андрей Овчинников………………

Эта повесть очень назидательна для людей нашего времени. В ней есть много любопыт­ных сюжетных поворотов, на которые полез­но обратить внимание. Вот старец, видя, что братия трудятся для него, решает уйти, чтобы никого не обременять. Какая глубочайшая ошибка! Только гордость могла родить подоб­ную мысль, ведь он лишает братьев небесной награды за дело любви, за сострадание. Далее, прозорливый старец Пимен советует ему ос­таться, прямо называя беду, которая случит­ся. Но он, в гордыне своей, уверен, что все о себе знает сам, что искушения ему уже не страшны.

В Египте жители стали делать ему «много приношений». Это уже знак того, что прибли­жается трагическая развязка. Вместо безмолвия, уединения, непрестанной молитвы — суета, люди с дарами, услугами, которые приходят, чтобы отвлечь от общения с Богом! Ну, и конеч­но, искушение не заставило себя ждать. Посмот­рите, как тонко все развивается: благочестивая дева приходит помогать старцу, и совершается падение.

Правда, это научение от Господа теперь на­конец подействовало. Дальше старец проявля­ет качества человека духовного, признает свой грех, признает рожденного ребенка. И затем мы видим, как совершается покаяние: старец при­ходит в храм во время праздника, чтобы все уви­дели плод его преслушания. И оправдает его перед Богом то, что он говорит на пользу бра-

126
………….«Основной инстинкт» или блудная страсть………….

тии: будьте осторожны и вы, ибо я на старости это сделал, и помолитесь о мне.

Задумаемся: это случилось с подвижником, который прожил не одно десятилетие в пусты­не, стяжал благодатные дарования, был окружен такими же умудренными старцами.

Мы видим, что по милости Божией падения порой заканчиваются добрым исходом. Но, воз­можно, в патериках собраны как раз такие ис­тории, которые помогают людям победить от­чаяние? Если бы было сказано, что брат ушел и погиб в миру, — на что могли бы надеяться мы, грешные и слабые…

Из этого рассказа ясно видно, какими путя­ми грех вошел в человека и как он его из себя изгоняет. Старец не оправдывается — самоосуж­дение есть первое свойство покаяния. Каждая исповедь — прообраз Страшного Суда. Бог нам сказал: в чем вы себя осудите перед Церковью, перед священником, перед Крестом и Еванге­лием, в том Я вас не осужу. Только вот процесс самоосуждения — это очень тонкое, очень серь­езное делание, к которому надо подготовиться, о котором надо молиться.

Вы храните в памяти те благодатные мину­ты радости, когда вы отходили от исповеди с облегченным сердцем? Видимо, в этой испове­ди вы наиболее сильно, беспощадно себя осу­дили.

Иногда, принимая исповедь, хочется сказать: человек, ну зачем ты так много говоришь и хо­дишь вокруг да около — зачем эти бесконечные подробности, имена, события? Говори о главном,

127

………………..Протоиерей Андрей Овчинников………………..

покажи духовнику зерно, сердцевину греха, ко­торый сделал тебя несчастным.

Это происходит, потому что у многих из нас нет навыка покаяния. Настоящему христиани­ну достаточно двух минут, но это может быть такая глубокая исповедь, которая перевернет всю его жизнь, — емкая, содержательная, конк­ретная. И духовнику от этого радостно ста­новится, потому что он соприкасается с чудом возрождения души человеческой, чудом ее пре­ображения.

Вот и старец показал, как нужно испове­доваться: осудить себя, ни от чего не отказы­ваясь.


Награда за верность

Один брат был сильно искушаем де­моном блуда, ибо четыре демона, пре­образись в виде красивых женщин, в течение двадцати дней усиливались вов­лечь его в постыдное смешение. Но так как он мужественно подвизался и ос­тался непобедимым, то Бог, видя его подвиг, даровал ему то, что впредь он уже не имел плотского разжжения.

За верность в подвиге, за терпение Господь дает особые дарования. Апостол Павел в Посла­нии к Римлянам говорил, что от скорби проис­ходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда… (Рим. 5; 3—4). За то, что брат мужественно справился с соблазном, Бог навсегда избавил его от искушения.

128
…………..«Основной инстинкт» или блудная страсть…………


Оружие победы

Борьба с плотской страстью – одна из самых трудных. Это борьба пожизненная, и из нее не ис­ключается никто, несмотря на духовный опыт, возраст и христианскую мудрость.

В историях, завершающих книгу Древний па­терик, мы увидим, сколь велика хитрость дьяво­ла, так что часто даже опытные духовные под­вижники не могут ее распознать. Но я хочу сразу внести ясность: когда мы говорим о дьяволь­ских кознях, о бытии злых духов, об их влиянии на жизнь человека, требуется правильное понимание подобных рассуждений. Влияние дьявола на чело­века, главным образом, зависит от состояния этого человека – от того, как выражена и куда направлена его воля.

После пришествия в мир Спасителя дьявол связан Богом. Мы, православные христиане, име­ем ни с чем не сравнимые благодатные силы, ко­торыми можем победить любое демонское иску­шение. В Таинстве Крещения крещаемый дует и плюет на дьявола. Фактически после этого дья­вол бессилен. Но - требуется добавить важное замечание — только против человека, вооружен­ного благодатными средствами защиты - теми средствами, которые предлагает Церковь. Полу­чить эти средства может каждый, но для этого требуется особое состояние, готовность сердца, особый образ жизни, который называется хрис­тианским.

С другой стороны, если человек пренебрегает благодатью Божией, то дьявол для него превра­щается в злого и жестокого властелина.

129

……………Протоиерей Андрей Овчинников……………

Наверное, многие из нас до сознательного воцер-ковления ощущали действие в своей жизни какой- то злой силы. Каждый хотя бы раз испытывал, думаю, ужас оттого, что словно какой-то голос советовал сделать что-то нехорошее.

Сами себе мы ничего подобного никогда не по­советовали бы, потому что у человека есть ин- стинкт самосохранения. Следовательно, это вну­шение, эти голоса исходят от какой-то реальной духовной силы. Бывают искушения, когда дьявол особенно близко приступает к душе человека. Свя­тое Евангелие не единожды повествует о бесно­ватых, встречавшихся на пути Господа. В поуче­ниях Святых Отцов, особенно святителя Иоанна Златоуста, можно найти мысль о том, что бес­новатый — это человек, который исполняет свои страсти. А когда человек поддается страстям, не борется с ними, — беснование еще более вы­ражено. И в Евангелии описываются разные бес­новатые: были те, кто разрывал цепи и бился о камни, а были тихие — косноязычные, глухие. По­этому в разговоре о борьбе со страстями пробле­ма беснования не является отвлеченной.

Но дьявол и его бесовские полчища всегда пасу­ют перед христианином, который вооружен бла- годатью Божией, носит на себе крест и борется со страстями. Врагу рода человеческого неподв­ластен тот, кто регулярно исповедуется, прича­щается, молится и, повторю, самое главное, — борется со страстями.

Добычей же злых духов становится тот, кто живет нерадиво, кто далек от Церкви, кто не имеет в сердце живой веры.

130
……….«Основной инстинкт» или блудная страсть……


Нелегко вернуть благодать

Один брат страдал блудною похотию. Случилось ему войти в одно село Египта, где, увидев дочь языческого жреца, он по­любил ее, и говорит отцу ее: «Дай мне ее в жены». «Не могу дать тебе ее, – отвечал тот, – если не спрошу бога моего». И, пошедши к демону, жрец говорил ему: «Бот, один монах пришел ко мне и желает взять дочь мою – выдавать ли ее за него?» Де­мон отвечал: «Спроси его: отвергнется ли он Бога своего, крещения и обета мона­шеского?» Жрец, пришедши, сказал мо­наху: «Отвергаешься ли ты Бога, креще­ния и обета монашеского?» Он согласился и в то же время увидел как бы голубя, вышедшего из уст его и полетевшего квер­ху. Жрец пошел к демону и сказал: «Бот, он согласился на все три условия». Тогда диавол сказал ему в ответ: «Не отдавай ему дочери своей в жену, ибо Бог не отсту­пил от него, но еще помогает ему». Жрец, пришедши, сказал брату: «Не могу отдать тебе дочери, ибо Бог еще помогает тебе и не отступил от тебя». Услышав это, брат сказал сам в себе: «Бог явил мне такую милость, и я, окаянный, отвергся Его, и крещения, и обета монашеского – а благий Бог даже и теперь помогает мне!» И, пришед в себя самого, он образумился, пошел в пустыню к великому старцу и рассказал ему дело. Старец сказал ему: «Сядь со мною в пещере, постись три сед­мицы непрерывно – и я буду умолять Бога за тебя». Старец трудился за брата и при­зывал Бога, говоря: «Господи, прошу Тебя,

 

 

131

…………………Протоиерей Андрей Овчинников……………

даруй мне душу эту и прими покаяние ее!» И услышал Бог молитву его. Когда испол­нилась первая седмица, старец приходит к брату и спрашивает его: «Видел ли ты что-нибудь?» «Так, – отвечал брат, – я ви­дел голубя вверху, на высоте небесной, стоящего над головою моею». Старец ска­зал ему: «Внимай себе и усиленно призы­вай Бога». Во вторую седмицу старец опять приходит к брату и спрашивает его: «Ви­дел ли что-нибудь?» «Видел, – отвечал брат, – голубя, сходящего на главу мою». Старец заповедал ему: «Бодрствуй и мо­лись». По прошествии третьей седмицы старец опять приходит к брату и спраши­вает его: «Не видал ли чего-нибудь боль­ше?» «Видел, – отвечал он, – голубя: он со­шел и стал над самою головою моею – я простер свою руку, чтобы взять его, и он, вставши, вошел в уста мои». Тогда возбла­годарил старец Бога и сказал брату: «Вот, Бог принял покаяние твое, впредь внимай себе самому». Брат сказал ему в ответ: «От-ныне я пребуду с тобою, авва, до самой смерти моей».

В этой истории мы видим, как стремитель­но развивается грех в человеке, в его сердце. Из нее очевидно и то, что на самом деле не бывает «маленьких» или «больших» грехов, как не бы­вает и маленького или большого заражения кро­ви. Инфекция разносится по организму очень быстро. Поддавшись страсти, инок – а ведь он жил с великими старцами, видел перед собой чу­дотворцев, молитвенников, пророков! — дошел до самых глубин падения. Следовательно, разум

132
……………..«Основной инстинкт» или блудная страсть…………

в таком состоянии бессилен. Когда страсть за­полняет сердце, сигналы, которые подает наш рассудок, отскакивают от него, как от каменной стены. Рассудочные знания не могут в этом слу­чае повлиять на наши действия.

Для христианина очень важно, чтобы знания стали делом нашего сердца. Например, что такое память о смерти? Нет такого человека на земле, который не знал бы, что умрет. Но большинство людей, зная, что умрут, живут так, как будто это знание ничего не значит и ни на что не влияет, и только немногие принимают монашество, уходят от мира и всю жизнь подвизаются в по­сте, в молитве и в покаянии.

Почему? Казалось бы, знание одно и то же и у монаха-отшельника, и у женщины, которая торгует собой на улице. И тот и другая знают, что они смертны. А разница огромна: у монаха знание о смерти стало достоянием его сердца. Так вот если сердце это знание приобретет, впи­тает в себя, в самую глубину, то тогда вся жизнь человека изменится.

Это очень важное правило. Поэтому все наши познания в христианстве должны стать не про­сто умными, а умно-сердечными. Вот говорит человек, что он грешник, а как он это говорит — от рассудка или его покаяние исходит из глубины сердца? Вы сами прекрасно знаете, какой разной бывает исповедь. Мы перечисляем записанные заранее грехи, а сердце молчит. Священник чи­тает молитву, мы целуем крест и Евангелие, а в душе как были холод и сухость, так там и оста­лись, потому что сердце не подключилось.


133

……………….Протоиерей Андрей Овчинников………………

Зато когда каемся от сердца, достаточно сказать одно слово — и уже чувствуем облегчение.

Подключать сердце нужно к каждой христи­анской добродетели. К послушанию духовнику, к молитве, к чтению Священного Писания, ког­да мы даем монетку нищему, моем полы в боль­нице и т. д. Каждое наше делание, каждый шаг обязательно должны получать некое внутреннее наполнение от настроения сердца — тогда это будут подлинно христианские поступки.

Во внешней жизни не всегда отличишь лю­дей святых от людей безнравственных. Вот по­дают милостыню. Вроде бы сумма одна и та же, подана одному и тому же человеку, в одно и то же время — перед людьми все одинаково. Но перед Богом — колоссальная разница! Почему? Потому что настроение сердца у подающих ми­лостыню не было одинаковым. Вот стоят моля­щиеся в храме. Одни и те же возглашения диа­кона, одни и те же «Господи, помилуй», но если бы мы видели как эти молитвы, например, в виде огонька или дыма, соотносятся с Небом… У кого-то стремятся ввысь, у кого-то стелются по земле, а у иного вообще идет какой-то смрад из ума и сердца…

Но вернемся к истории патерика. Почему этот брат дошел до таких глубин падения, согла­сился отречься — страшно сказать — от Бога, Крещения и обетов монашества? Дело в тех же духовных законах. Если человек совершает или даже просто мысленно соглашается на грех, то пагубное действие этого греха проявляется в омертвении сердца. Вот почему и говорим по-

134
…………….«Основной инстинкт» или блудная страсть……………

стоянно: бойтесь грешить, избегайте греха, особенно греха блудного. Потому что когда совершается блудный грех, сердце превраща­ется в камень, уподобляется льдине. От чело­века отходит благодать Божия.

Да, бывают чудесные проявления Боже­ственного милосердия, когда через какое-то время благодать возвращается в душу кающего­ся. Но давайте сделаем важное добавление: это должно быть такое покаяние, на которое совре­менный человек редко бывает способен. Поэто­му будем смотреть трезво на ситуацию: когда совершается блуд, человек на долгое время те­ряет благодать Божию. Для того чтобы вернуть ее обратно в сердце, потребуются годы покаян­ных трудов.

Так вот, брат шел к пропасти, потому что его сердце потеряло благодать. Когда он дал согла­сие на отречение от Бога, как бы белый голубь вылетел из его уст — это символ уходящей из сер­дца благодати, потому что образ голубя — образ Духа Святого (см.: Мф. 3; 16; Мк. 1; 10; Лк. 3; 22; Ин. 1; 32). Казалось бы, каждый шаг этого несчастного давал Богу право прекратить его жизнь. Но Божие милосердие безгранично.

Господь не оставил этого изменника. Благо­дать Божия вновь коснулась его сердца. Только из глубины ожившей души он мог сказать: «Я, окаянный, отвергся Бога, а благий Господь даже и теперь помогает мне». Сами эти слова, как и слова блудного сына: отче! я согрешил против неба и пред тобою (Лк. 15; 18), — могут быть толь­ко плодом благодати.

135

…………..Протоиерей Андрей Овчинников…………….

Блудный сын произнес это, придя в себя (Лк. 15; 17). Значит, когда человек грешит, он выхо­дит из себя. Раздвоение внутреннее, личност­ное — вот что происходит в момент соверше­ния греха. Покаяние — это собирание; «прийти в себя» означает, что силы души как бы зара­ботали синхронно, зазвучали в унисон; сердце, согретое благодатью, помогло сделать главное — захотеть очищения совести. Поэтому брат и про­сит старца назначить ему особое покаяние.

Между прочим, надо отметить, каковы при­знаки подлинного старчества: наставник не просто «загрузил» его поклонами, постами, мо­литвами, дескать — поделом тебе, будешь каять­ся всю жизнь. Нет, всего-то: три недели поста и — собственный сугубый подвиг молитвы за этого брата. Вот какая была любовь у древних подвижников.

Но мы видим, что возвращение благодати не происходит так же быстро, как совершилась ее утрата. Благодать сначала как бы пребывает в отдалении и ожидает исполнения покаянного труда. Когда же старец и брат достигли желан­ного прощения, старец сказал очень важные слова: «Бог принял покаяние твое, впредь вни­май себе самому».

Всякое грехопадение начинается с потери внимания, с потери бдительности. Святые Отцы не уставали напоминать о необходимости духов­ного трезвения, то есть постоянного контроля за собой, отслеживания помыслов, желаний, слов, поступков. И конечно, о необходимости проверять каждый шаг своей жизни светом ра-

136
…………..«Основной инстинкт» или блудная страсть………

зума Святого Евангелия. Для чего нужно часто, много и усердно читать Евангелие? Для того, чтобы его священные изречения запечатлелись в нашем сердце. Чтобы в момент искушений, в момент тягостных состояний души мы могли найти то изречение, которое спасет нас от па­дения.

Епископ Игнатий (Брянчанинов) предлага­ет очень интересный и плодотворный способ борьбы со страстями. Если человека борет гнев, он советует: вспомни, что сказано о гневе в Свя­щенном Писании, например, гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1; 20), — и старай­ся чаще это повторять, говоря себе, что ты на­рушаешь заповедь. Борет тебя блудная похоть — вспоминай слова апостола Павла в Послании к Коринфянам: блудники… Царства Божия не на­следуют (1 Кор. 6; 9—10). Захватило человека празднословие, всякие шутки, анекдоты — за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12; 36). Ходи и по­вторяй это. Сила слов Священного Писания ог­ромна. Каждую добродетель можно тоже под­крепить изречением, которое нам поможет, которое нас утешит, укрепит, воодушевит.

Приходите ли вы в больницу или у вас боль­ной дома — вспоминайте, что Господь сказал в притче о Страшном Суде: был болен, и вы посе­тили Меня (Мф. 25; 36). Рядом с каждым бо­лящим присутствует Господь. Когда вы при­ходите к такому человеку, верьте, что на его постели — Сам Христос, что, служа больно­му, вы служите Господу. Даете милостыню —



137

………………Протоиерей Андрей Овчинников…………..

вспоминайте, что милующий нищего дает взай­мы Богу (см.: Притч. 19; 17), то есть Сам Господь становится должником такого жертвователя.

Сколько полезного для души мы можем сде­лать и… не делаем. Христианская жизнь, к со­жалению, чаще проходит поверхностно и не приносит добрых плодов. Почему? Потому что человек не углубляется в нее. Христианство тре­бует погружения; для этого в частности и суще­ствует пост, потому что постом у нас проясня­ется духовное зрение. Для этого и необходимы все благодатные средства – молитвы, богослу­жения, Таинства.

Христианство – это сокровище, которое «сокрыто на поле». Мы с вами нашли пока толь­ко поле, а надо стремиться отыскать клад. Нуж­но брать лопату и копать, не жалея себя. Все поле надо перепахать, а кому-то и не один раз.

Благодать Божия дается труждающемуся.

Высок чин монашеский!

Сказывал один из фивейских старцев: «Я был сын идольского жреца и, когда был еще мал, сидел в капище и неоднократно видал отца моего входящим в капище и приносящим жертвы идолу. Однажды я тайно подошел сзади его и увидел сатану сидящего и все воинство, предстоящее ему. И вот один князь его, подошедши, кла­няется ему. Сатана говорит ему: “Откуда пришел ты?” “Я был, – отвечал он, – в та­ком-то селе, возбудил там брани и боль­шой мятеж и, произведши кровопролитие,
…………….Основной инстинкт» или блудная страсть…………

пришел возвестить тебе”. Сатана спросил его: “Во сколько времени ты сделал это?” – “В тридцать дней”, – отвечал он. Сатана велел наказать его, сказав: “Во столько вре­мени ты сделал только это”. Вот кланяет­ся ему и другой. Сатана спрашивает его: “Откуда ты пришел?” “Я был в море, – от­вечал демон, – возбудил в нем волнение, потопил корабли и, погубив множество лю­дей, пришел возвестить тебе”. Сатана спро­сил его: “Во сколько времени ты сделал это?” “В двадцать дней”, – отвечал демон. Сатана велел наказать и сего, сказав: “По­чему ты во столько дней сделал только это?” И вот третий, подошедши, поклонил­ся ему. Сатана спрашивает: “Откуда ты при­шел?” Он отвечал: “В таком-то городе был брак, я возбудил ссоры и, произведши большое кровопролитие, даже между же­нихом и невестою, пришел возвестить тебе”. Сатана спросил его: “Во сколько дней ты это сделал?” “В десять”, – отвечал он. Сатана велел наказать и этого за мед­лительность. Подошел еще один и покло­нился ему. Сатана спрашивает: “Откуда ты пришел?” “Я был, – отвечал он, – в пусты­не, – вот уже сорок лет имею я войну про­тив одного монаха и в сию ночь низложил его в любодеяние”. Выслушав это, сатана встал, облобызал его, взял венец, который носил сам, возложил на главу его, поса­дил его на троне вместе с собою и сказал ему: “Великое дело совершил ты!”» После сего старец присовокупил: «Так высок чин монашеский! Когда Господь благоволил да­ровать мне спасение, я вышел (из мира) и сделался монахом».

 

138
139

…………………Протоиерей Андрей Овчинников………………

Здесь тема беснования раскрывается еще с одной стороны. Мы видим, как происходит от­чет сатанинских слуг перед повелителем. Диа-вол гневается на подчиненных, которые плохо работают. Смысл его бытия — в постоянной зло­бе: чем больше людей он может погубить, тем для него лучше. Характерно, что дважды речь идет о возбуждении ссор, брани, мятежа, вплоть до кровопролития. Следовательно, вывод о том, кто присутствует во всех драках, ссорах, убий­ствах, — кто разжигает, кто стравливает людей, очевиден.

Современные люди, не зная, не веря, не чув­ствуя, что вокруг них духовный мир, допускают серьезные ошибки, совершают грехи, которые демонов еще больше раззадоривают. Демоны — как волки: если кидать палкой или камнем, они только еще больше разъярятся, а если увидят кровь, то набрасываются на свою жертву.

Почему в местах, где пьяное веселье, всячес­кая нечистота, происходят такие печальные сце­ны? Потому, что демоны очень близко подби­раются к людям в этот момент. А падший дух хочет одного: погубить человеческую душу. Если человек умирает в пьяном угаре, да еще не своей смертью, то душа его может погибнуть навеки, а это главное, это — достигнутая цель.

Но что же для сатаны оказывается самым ценным? Сорок лет борьбы за душу одного мо­наха, которого в конце концов злой дух сразил.

Как видим, правило превосходства качества над количеством действует не только на земле. Первые желанные жертвы для диавола — это

140
……………«Основной инстинкт” или блудная страсть…………

монахи, служители Церкви. Следующий, так сказать, уровень — благочестивые христиане. Самая важная победа — когда сражен духовный воин, потому что и монах, и священник, и осо­бенно епископ — как капитаны на кораблях, или учители в школах: их спасение совершается не­отрывно от многих людей.

Почему, когда начинался «революционный террор», мощнейший удар дьявольской злобы был направлен именно на духовенство? Начи­ная с 1918 года в России были уничтожены сот­ни тысяч священнослужителей, разрушены де­сятки тысяч храмов.

А что значит уничтожить духовенство в ка­ком-нибудь сельском приходе, в глубинке, где на сотни километров один священник? Что лю­дям делать? Даже если храм стоит — ни испове­даться, ни причаститься, ни помолиться, уж не говоря о том, чтобы покрестить, повенчать, от­петь… — жизнь замирает. Где нет священника, там вырастают сильнейшие препятствия на пути к спасению.




Дата: 2018-12-28, просмотров: 271.