Некто спросил старца: «Что мне делать с блудною похотию?» «Сколько имеешь силы, – сказал ему старец, – храни себя от сего помысла, ибо падший от него находится в отчаянии спасения. Как корабль, борясь с волнами, бурею и ветрами, если потеряет кормило, хотя находится в опасности, но все еще плавает; если даже и мачта сломится или что-либо другое, все еще остается в доброй надежде, когда цела спасительная лодка, – так и монах, если по беспечности впадет в другие какие-нибудь страсти, имеет еще надежду победить их покаянием. А если однажды, впадши в грех любодеяния, потерпит кораблекрушение, то находится в отчаянном положении, так как корабль его начнет идти ко дну».
Из этой беседы старца с учеником становится понятным, что в духовной жизни христианин, как немощный грешный человек, подвержен падениям. Грехи же бывают различными по степени тяжести, и покаяние наше перед Богом, говоря математическим языком, должно быть пропорционально глубине падения. Чем глубже человек пал, чем дольше он жил в грехе, тем
103
…………………..Протоиерей Андрей Овчинников…………………
более глубоким, более основательным должно быть его покаяние.
Но — сделаю небольшое отступление от темы — это не означает, что тот, кто не падал, может пребывать в небрежении, беспечности, или не дай Бог, в осуждении. Запомним, что грех осуждения мерзок перед Богом и является настолько тяжким, что осуждающий ближнего, и сам падает. Осудивший блудника в очах Божиих уже блудник. Осудивший пьяницу, сквернослова, вора приравнивается к тем, кто эти грехи совершил на деле. Если такой человек не покается вовремя, Господь нередко попускает ему и самому впасть в грех. Святые Отцы очень внимательно относились к своим словам, ибо знали: заповедь «не осуждай» определяет спасение.
Есть одна удивительная повесть о монахе, который не был слишком строгим аскетом, жил, как казалось, в небрежении и неукоснительно исполнил только одну заповедь Евангелия: «не осуждай». Перед смертью ему явился Ангел, показал свиток его грехов, среди которых были и тяжкие, и на глазах умирающего этот свиток разорвал, что было добрым знаком прощения.
Возвратимся к ответу старца: речь в нем идет о грехе, который ставит под сомнение все дело спасения. Старец приводит сравнение с кораблем, который после различных повреждений еще держится на плаву, но, получив пробоину в корпусе, тонет.
Из этого примера следует, что есть страсти, поддаваться которым смертельно опасно. Смер-
104
…………«Основной инстинкт» или блудная страсть…………
тельно для души. Христианина, который стремится жить правильно, ревностно, грех любодеяния приводит в отчаянное положение, «корабль его начнет идти ко дну».
Кроме того, Евангелие учит нас, что в очах Божиих имеют значение даже нечистые намерения, желания. Можно не грешить на деле, но поддаваться различным соблазнам, которые оскверняют мысли. И, к сожалению, естество человека настолько удобопреклонно ко греху, что даже всевозможные устрашения нас мало меняют.
Мы все прекрасно знаем, что умрем, что после смерти будет Суд Божий; мы знаем, что есть ад, где мука вечная и где нет никакой надежды на спасение. Почему же даже это знание нас не останавливает? Дело в том, что оно является, в основном, предметом исследования для нашего рассудка: ум его понимает, а сердце равнодушно к подобным откровениям. Христианину же необходимо в сердце запечатлеть религиозные истины. И только в этом случае ни у кого из нас не останется возможности беспечно жить. И вы, наверное, читали истории о том, как люди, ощутив блаженство будущей райской жизни, оставляли абсолютно всё на земле. Они уходили в монастыри, бросали своих близких; они даже не продавали своего имения, потому что для этого требовалось время, — они всё оставляли и уходили туда, где никого нет, где можно пребывать с Богом и там доживали остаток своих дней.
То же происходило тогда, когда людям был показан ад.
105
…………………..Протоиерей Андрей Овчинников……………….
Хотя повторюсь: мы не должны думать, что после смерти с нами произойдет что-то неведомое. Неведомое случается с теми, кто никогда не думал о своей будущей жизни. Христианину открыта истина бессмертия. Конечно, эта истина, как говорит апостол Павел, просматривается сквозь тусклое стекло (1 Кор. 13; 12), нечетко, не явно, но по мере очищения сердца, по мере борьбы со страстями, она становится для нас все более и более очевидной.
Праведники живут вечностью. Мы пока живем, «прижавшись» к земле очень крепко. Так вот, все наше внешнее благочестие нужно только для того, чтобы оторваться от всевозможных плотских увлечений и переживаний. Всем нам следовало бы определить себе тот минимум, который необходим для жизни в миру, и уже не страдать более от отсутствия чувства меры.
Ведь когда страсть материализуется, то понимание, что ради неё не стоило столько переживать, суетиться, тратить силы, приходит быстро. Уже через пять минут, у других позднее, но чувство обманутого ожидания непременно приходит ко всем.
Одна женщина рассказывала мне, как она хотела купить диван — роскошный белый кожаный диван, очень дорогой. «И вот, — говорила она, — как только грузчики поставили его в комнате, как только они ушли, я села и заплакала, потому что поняла, какая я глупая». И ее можно понять, потому что любое материальное чувственное увлечение, когда мы вкладываем в
106
…………….«Основной инстинкт» или блудная страсть…………..
него свое сердце, свою душу, — не несет в себе ничего, кроме глубокого разочарования. Ведь мы тем самым совершаем малое отречение от Бога. Вещичку превращаем в идола, которому кланяемся, которого любим, к которому стремимся. А Бог очень ревнив. Любимое создание, любимое творение Свое Он не хочет никому отдавать. Несмотря на нашу низкую, подчас мерзкую жизнь, Бог нас любит и не перестает любить никогда. И если мы согрешим десять тысяч раз, и десять тысяч раз искренне скажем: «Каюсь», — Он всякий раз принимает нас.
Один священник — несколько вольно, вероятно, — уподобил Бога мальчику на побегушках, которому говорят: «Беги и сделай», — и он бежит и делает. Бог, Творец видимого и невидимого мира, Вселенной, всех сил и стихий, по какой-то Ему Одному понятной причине пытается помочь жалкому грешнику, постоянно отступающему от законов, Им данных… И пока мы живы, будет так. Потому что таков наш Бог — любящий, милостивый, терпеливый, прощающий… — на самом деле, нет таких слов, какими можно выразить свойства Божий.
Бог хочет, чтобы мы уподобились Ему в этих качествах, хотя бы в малой степени. Христианство в том и заключается, чтобы человека, члена Церкви, научить жить по совершенно новым правилам. И пример такой жизни подает Сам Христос. Когда мы читаем Новый Завет, должны видеть перед собой Его светлый, смиренный, кроткий, в высшем смысле благородный образ — Человека, который никогда не предаст,
107
…………………Протоиерей Андрей Овчинников……………….
не откажется, не отвернется от нас, не посмеется над нами.
Допустите на мгновение абсурдную мысль, что люди к Нему хотели бы прийти, а Он говорил бы: «Тебя возьму, а тебя нет. Ты еще постой, постучи, попроси, а Я подумаю…» Каждого из нас Он хочет взять в друзья и с нами пройти по жизни, ввести нас в Царство Божие и вечно быть с нами. Вот что такое христианство.
Но путь к духовной дружбе с Богом лежит через подвиг очищения жизни, потому Христос ставит одно условие: дружба с Ним невозможна для того, кто не порвал связи с грехом. И вот здесь мы должны понимать, что связь эта бывает разная: или мы, образно говоря, прикованы ко греху, или просто пребываем в нечистом духовном пространстве… Мы должны попытаться почувствовать, насколько сила греха властвует над нами. Кто мы — рабы греха, сражающиеся воины или победители?
Конечно, быть полностью порабощенным греху негоже, но и побеждать его дано далеко не всем; а вот бороться, иногда побеждая, иногда уступая, — это и есть основная сфера христианской деятельности.
Вот сколько мыслей порождает одно краткое наставление древнего подвижника. Вспомним еще раз, что там сказано: ни один грех не действует так разрушительно, как грех блуда. Иногда демоны специально не дают нам почувствовать действия других страстей, для того чтобы поразить нас главной из них. И Святые Отцы писали о том, что блудник нередко бывает и
108
……………«Основной инстинкт» или блудная страсть………….
внимательным, и приветливым, и даже любящим и заботливым, и что у него в сердце, видно только ему самому и, конечно, Богу.
Почему же сказано: согрешивший блудом впадает в отчаянное состояние? Отчаяние — это крайняя форма уныния и неверия. Когда у человека отчаяние, он ничего не может делать. Он хочет пойти в храм, а ноги не идут. Приходит, а для него там все мертво, ничто не касается сердца, он не может смотреть на икону, благоухание ладана гонит его из храма. Он начинает читать Писание, и каждый стих обличает его, и от этого ему тоже тошно. Он хочет пойти на исповедь и понимает, что священник будет строго с ним разговаривать, попытается вразумить, может быть, даст епитимью. А нести епитимью — сил нет.
То есть все силы внутренней жизни — сердце, разум, совесть, воля — приходят в разрушение, все рассыпалось, как дом, построенный на песке.
Отчаяние — это грех, по тяжести сопоставимый с самоубийством. И есть примеры тому, как даже подвижники доходили до самоубийства, потому что понимали, что потеряли чудо благодати Божией.
В современной жизни, к сожалению, редкая исповедь проходит без многократного признания в блудном грехе. Честно сказать, мне всегда трудно бывает говорить с человеком после такого падения, потому что начинать надо фактически с нуля.
У св. Иоанна Лествичника сказано: «Наказание гордому — его падение» (Сл. 23; 10). И как
109
………………..Протоиерей Андрей Овчинников…………
я уже говорил, такое падение чаще всего Богом попускается для врачевания гордыни. Гордыня ведь бывает очень тонкой. Каким был фарисей? Человеком безупречной жизни, прекрасным семьянином, жертвовал на храм, читал Писание. А сказано: пошел не оправданным (см.: Лк. 18; 10—14). Потому что не чувствовал своей внутренней гнилости. С таким человеком Бог разговаривает только языком страданий, потрясений. Повторю, что и постыдное падение бывает полезно для спасения человеческой души. Но лучше нам жить так, чтобы Господу не приходилось принимать крайние меры. И совершать то, что от нас зависит. В первую очередь, приносить покаяние и упражняться в смирении. Это нас защитит от гибельных падений.
Целительная горечь
Брат спросил старца: «Что мне делать, отец? Меня убивает срамный по-мысл». Старец говорит ему: «Когда мать захочет детище свое отнять от молока, прикладывает к сосцам своим горький морской лук. Младенец по обыкновению припадает к груди сосать молоко, но по причине горечи отвращается от нея. Так и ты, если хочешь, положи на мысль твою горечи». Брат спросил его: «Какая это горечь, которую мне должно положить?» «Памятование о смерти и мучениях в будущей жизни», – сказал старец.
К сожалению, это правило действует не для каждого. Если человеку перед грехопадением
110
…………….«Основной инстинкт» или блудная страсть……………
прочитать лекцию о Страшном Суде и о мучениях грешников в аду, то из сотни, может быть, только один задумается. Когда сердце поражено страстью, голос разума не слышен. Знания эти должны быть записаны в нашем сердце. И в благодатные минуты, когда сердце по той или иной причине просветляется, проникается умилением, — именно тогда необходимо рассуждать о вечной участи человека.
Бог вразумляет людей всевозможными способами. К сожалению, иногда необходимы горькие средства, потому что иначе человек не просыпается. Жизнь проживает, ничего не поняв. Некоторые старцы например говорят, что болезнь рака попускается Богом за блуд. И в болезнях, которые носят самый постыдный характер, как не увидеть кару Божию? И дети, зачатые в блуде, часто «мстят» родителям своим поведением. Так что за минуты наслаждений приходится платить годами скорбей.
С другой стороны, иногда тяжелые скорби ожесточают человека. Некоторых они умягчают, приводят к пониманию того, почему это с ними произошло. Но есть люди, которые не могут правильно воспринять случившееся, начинают роптать на Бога, пытаются от скорбей уйти в еще большую глубину падения, и от этого их жизнь часто обрывается раньше времени. Человек уходит в вечность совершенно неподготовленным.
Поэтому воспитывать себя в страхе Божием — наш христианский долг. Отношение к Богу, конечно, у всех людей разное, но чувствовать
111
……………….Протоиерей Андрей Овчинников…………
перед Ним страх полезно каждому человеку. Если думать только о том, что Бог — Любящий Отец, Бесконечное Милосердие, и забывать о покаянии, то это, скорее всего, не научит ничему кроме беспечности.
Почему начальники должны быть строгими? Чтобы не распускать коллектив. Грешному человеку, к сожалению, часто требуются «узда и кнут». И каждому из нас надо думать о том, что может нам помочь победить искушения. Совет — «воспоминать горечь» — мы читаем и в Древнем патерике: думай о том, что сейчас ты испытываешь минутные удовольствия, за которыми последуют годы тяжких испытаний; сегодня ты бросаешь в свое сердце семя греха, которое через некоторое время прорастет горькими и колючими плодами, способными превратить жизнь в муку. Поэтому лучше грех не совершать, тем более такой постыдный.
Умей выслушать мудрый совет
Другой брат спросил старца о том же помысле. Старец говорит ему: «Я никогда не был возмущаем сим предметом». Брат соблазнился, пошел к другому старцу и сказал ему: «Бот что сказал мне один старец, – и я соблазнился, потому что он сказал то, что выше природы». Старец говорит ему: «Не просто сказал тебе это человек Божий. Пойди, принеси ему раскаяние, – и он откроет тебе силу слова своего». Брат встал, пошел к старцу и, поклонившись до земли, сказал: «Прости
112
……………«Основной инстинкт» или блудная страсть…………
мне, я неразумно поступил, что вышел от тебя смущенным; прошу тебя, объясни мне, – как это ты никогда не был возмущаем блудною похотию?» «С того времени, – говорит ему старец, – как сделался я монахом, я никогда не насыщался хлебом, ни водою, ни сном; беспокойство, отсюда происходящее, тревожа меня, не дает мне чувствовать искушения, о котором ты сказал». Брат вышел, получив пользу.
Представим, к старцу приходит юный инок, у которого все жизненные силы от избытка буквально кипят, а старец вдруг ему говорит: знаешь, меня эта проблема никогда не беспокоила. Ученик, естественно, смутился и пошел к другому старцу.
Здесь интересны духовные отношения между старцами и учениками. Второй старец не поставил под сомнение сказанное первым, но посоветовал юноше покаяться в неразумной поспешности и дождаться правильного понимания слов наставника.
Иногда, чтобы получить душеполезное наставление, нужно потрудиться. Часто люди, приходя к духовникам и священникам, хотят сразу получить разъяснение, но это не всегда полезно. Потому что в том, как мы воспринимаем совет духовника, проявляется наша вера, и чем больше послушания у человека, тем менее многословный ответ ему требуется.
Священнику на исповеди порой долго что-то рассказывают, объясняют, уточняют и все никак не дойдут до проблемы. Подлинное же
113
………………Протоиерей Андрей Овчинников……………..
послушание основано на немногословии: спросил коротко и выслушал такой же краткий ответ. Надо знать, что часто события, следующие сразу за исповедью, расставляют все точки над «и». Так поворачивают нашу жизнь, что из внешних обстоятельств становится понятно, как поступить.
Так вот, что касается юноши-ученика: он выслушал только первую часть ответа, а разъяснение должно было последовать далее. Может быть, надо было ему побыть со старцем еще какое-то время, может быть, подольше помолиться, и тогда он с первого раза понял бы: старца не тревожил греховный помысел, потому что он строго выполнял условия воздержания в пище, питье и сне. И когда ученик уразумел этот совет, он, конечно, получил пользу.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 272.