Когда кораблекрушение неминуемо
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Некто спросил старца: «Что мне де­лать с блудною похотию?» «Сколько име­ешь силы, – сказал ему старец, – храни себя от сего помысла, ибо падший от него находится в отчаянии спасения. Как корабль, борясь с волнами, бурею и ветрами, если потеряет кормило, хотя находится в опасности, но все еще пла­вает; если даже и мачта сломится или что-либо другое, все еще остается в доб­рой надежде, когда цела спасительная лодка, – так и монах, если по беспечно­сти впадет в другие какие-нибудь страс­ти, имеет еще надежду победить их по­каянием. А если однажды, впадши в грех любодеяния, потерпит кораблекруше­ние, то находится в отчаянном поло­жении, так как корабль его начнет идти ко дну».

Из этой беседы старца с учеником становит­ся понятным, что в духовной жизни христианин, как немощный грешный человек, подвержен падениям. Грехи же бывают различными по сте­пени тяжести, и покаяние наше перед Богом, говоря математическим языком, должно быть пропорционально глубине падения. Чем глуб­же человек пал, чем дольше он жил в грехе, тем

103

…………………..Протоиерей Андрей Овчинников…………………

более глубоким, более основательным должно быть его покаяние.

Но — сделаю небольшое отступление от темы — это не означает, что тот, кто не падал, может пребывать в небрежении, беспечности, или не дай Бог, в осуждении. Запомним, что грех осуждения мерзок перед Богом и является настолько тяжким, что осуждающий ближне­го, и сам падает. Осудивший блудника в очах Божиих уже блудник. Осудивший пьяницу, сквернослова, вора приравнивается к тем, кто эти грехи совершил на деле. Если такой чело­век не покается вовремя, Господь нередко по­пускает ему и самому впасть в грех. Святые Отцы очень внимательно относились к своим словам, ибо знали: заповедь «не осуждай» оп­ределяет спасение.

Есть одна удивительная повесть о монахе, который не был слишком строгим аскетом, жил, как казалось, в небрежении и неукоснительно исполнил только одну заповедь Евангелия: «не осуждай». Перед смертью ему явился Ангел, показал свиток его грехов, среди которых были и тяжкие, и на глазах умирающего этот свиток разорвал, что было добрым знаком прощения.

Возвратимся к ответу старца: речь в нем идет о грехе, который ставит под сомнение все дело спасения. Старец приводит сравнение с кораб­лем, который после различных повреждений еще держится на плаву, но, получив пробоину в корпусе, тонет.

Из этого примера следует, что есть страсти, поддаваться которым смертельно опасно. Смер-

104
…………«Основной инстинкт» или блудная страсть…………

тельно для души. Христианина, который стре­мится жить правильно, ревностно, грех любо­деяния приводит в отчаянное положение, «ко­рабль его начнет идти ко дну».

Кроме того, Евангелие учит нас, что в очах Божиих имеют значение даже нечистые наме­рения, желания. Можно не грешить на деле, но поддаваться различным соблазнам, кото­рые оскверняют мысли. И, к сожалению, ес­тество человека настолько удобопреклонно ко греху, что даже всевозможные устрашения нас мало меняют.

Мы все прекрасно знаем, что умрем, что пос­ле смерти будет Суд Божий; мы знаем, что есть ад, где мука вечная и где нет никакой надежды на спасение. Почему же даже это знание нас не останавливает? Дело в том, что оно является, в основном, предметом исследования для наше­го рассудка: ум его понимает, а сердце равно­душно к подобным откровениям. Христианину же необходимо в сердце запечатлеть религиозные исти­ны. И только в этом случае ни у кого из нас не останется возможности беспечно жить. И вы, наверное, читали истории о том, как люди, ощу­тив блаженство будущей райской жизни, остав­ляли абсолютно всё на земле. Они уходили в монастыри, бросали своих близких; они даже не продавали своего имения, потому что для этого требовалось время, — они всё оставляли и ухо­дили туда, где никого нет, где можно пребывать с Богом и там доживали остаток своих дней.

То же происходило тогда, когда людям был показан ад.


105

…………………..Протоиерей Андрей Овчинников……………….

Хотя повторюсь: мы не должны думать, что после смерти с нами произойдет что-то неведомое. Неведомое случается с теми, кто никогда не ду­мал о своей будущей жизни. Христианину от­крыта истина бессмертия. Конечно, эта истина, как говорит апостол Павел, просматривается сквозь тусклое стекло (1 Кор. 13; 12), нечетко, не явно, но по мере очищения сердца, по мере борьбы со страстями, она становится для нас все более и более очевидной.

Праведники живут вечностью. Мы пока живем, «прижавшись» к земле очень крепко. Так вот, все наше внешнее благочестие нуж­но только для того, чтобы оторваться от все­возможных плотских увлечений и пережива­ний. Всем нам следовало бы определить себе тот минимум, который необходим для жизни в миру, и уже не страдать более от отсутствия чувства меры.

Ведь когда страсть материализуется, то по­нимание, что ради неё не стоило столько пере­живать, суетиться, тратить силы, приходит бы­стро. Уже через пять минут, у других позднее, но чувство обманутого ожидания непременно приходит ко всем.

Одна женщина рассказывала мне, как она хотела купить диван — роскошный белый кожа­ный диван, очень дорогой. «И вот, — говорила она, — как только грузчики поставили его в комнате, как только они ушли, я села и запла­кала, потому что поняла, какая я глупая». И ее можно понять, потому что любое материальное чувственное увлечение, когда мы вкладываем в

106
…………….«Основной инстинкт» или блудная страсть…………..

него свое сердце, свою душу, — не несет в себе ничего, кроме глубокого разочарования. Ведь мы тем самым совершаем малое отречение от Бога. Вещичку превращаем в идола, которому кланяемся, которого любим, к которому стре­мимся. А Бог очень ревнив. Любимое создание, любимое творение Свое Он не хочет никому от­давать. Несмотря на нашу низкую, подчас мерз­кую жизнь, Бог нас любит и не перестает лю­бить никогда. И если мы согрешим десять тысяч раз, и десять тысяч раз искренне скажем: «Ка­юсь», — Он всякий раз принимает нас.

Один священник — несколько вольно, веро­ятно, — уподобил Бога мальчику на побегушках, которому говорят: «Беги и сделай», — и он бе­жит и делает. Бог, Творец видимого и невиди­мого мира, Вселенной, всех сил и стихий, по какой-то Ему Одному понятной причине пыта­ется помочь жалкому грешнику, постоянно от­ступающему от законов, Им данных… И пока мы живы, будет так. Потому что таков наш Бог — любящий, милостивый, терпеливый, прощаю­щий… — на самом деле, нет таких слов, какими можно выразить свойства Божий.

Бог хочет, чтобы мы уподобились Ему в этих качествах, хотя бы в малой степени. Христиан­ство в том и заключается, чтобы человека, чле­на Церкви, научить жить по совершенно новым правилам. И пример такой жизни подает Сам Христос. Когда мы читаем Новый Завет, долж­ны видеть перед собой Его светлый, смиренный, кроткий, в высшем смысле благородный об­раз — Человека, который никогда не предаст,


107

…………………Протоиерей Андрей Овчинников……………….

не откажется, не отвернется от нас, не посмеет­ся над нами.

Допустите на мгновение абсурдную мысль, что люди к Нему хотели бы прийти, а Он гово­рил бы: «Тебя возьму, а тебя нет. Ты еще постой, постучи, попроси, а Я подумаю…» Каждого из нас Он хочет взять в друзья и с нами пройти по жизни, ввести нас в Царство Божие и вечно быть с нами. Вот что такое христианство.

Но путь к духовной дружбе с Богом лежит через подвиг очищения жизни, потому Христос ставит одно условие: дружба с Ним невозможна для того, кто не порвал связи с грехом. И вот здесь мы должны понимать, что связь эта быва­ет разная: или мы, образно говоря, прикованы ко греху, или просто пребываем в нечистом ду­ховном пространстве… Мы должны попытать­ся почувствовать, насколько сила греха властву­ет над нами. Кто мы — рабы греха, сражающиеся воины или победители?

Конечно, быть полностью порабощенным греху негоже, но и побеждать его дано далеко не всем; а вот бороться, иногда побеждая, иногда уступая, — это и есть основная сфера христиан­ской деятельности.

Вот сколько мыслей порождает одно крат­кое наставление древнего подвижника. Вспом­ним еще раз, что там сказано: ни один грех не действует так разрушительно, как грех блуда. Иногда демоны специально не дают нам почув­ствовать действия других страстей, для того что­бы поразить нас главной из них. И Святые Отцы писали о том, что блудник нередко бывает и

108
……………«Основной инстинкт» или блудная страсть………….

внимательным, и приветливым, и даже любя­щим и заботливым, и что у него в сердце, видно только ему самому и, конечно, Богу.

Почему же сказано: согрешивший блудом впадает в отчаянное состояние? Отчаяние — это крайняя форма уныния и неверия. Когда у че­ловека отчаяние, он ничего не может делать. Он хочет пойти в храм, а ноги не идут. Приходит, а для него там все мертво, ничто не касается сер­дца, он не может смотреть на икону, благоуха­ние ладана гонит его из храма. Он начинает чи­тать Писание, и каждый стих обличает его, и от этого ему тоже тошно. Он хочет пойти на испо­ведь и понимает, что священник будет строго с ним разговаривать, попытается вразумить, мо­жет быть, даст епитимью. А нести епитимью — сил нет.

То есть все силы внутренней жизни — сердце, разум, совесть, воля — приходят в разрушение, все рассыпалось, как дом, построенный на песке.

Отчаяние — это грех, по тяжести сопостави­мый с самоубийством. И есть примеры тому, как даже подвижники доходили до самоубийства, потому что понимали, что потеряли чудо благо­дати Божией.

В современной жизни, к сожалению, редкая исповедь проходит без многократного призна­ния в блудном грехе. Честно сказать, мне всегда трудно бывает говорить с человеком после та­кого падения, потому что начинать надо факти­чески с нуля.

У св. Иоанна Лествичника сказано: «Нака­зание гордому — его падение» (Сл. 23; 10). И как


109

………………..Протоиерей Андрей Овчинников…………

я уже говорил, такое падение чаще всего Богом попускается для врачевания гордыни. Гордыня ведь бывает очень тонкой. Каким был фарисей? Человеком безупречной жизни, прекрасным семьянином, жертвовал на храм, читал Писа­ние. А сказано: пошел не оправданным (см.: Лк. 18; 10—14). Потому что не чувствовал своей внутренней гнилости. С таким человеком Бог разговаривает только языком страданий, потря­сений. Повторю, что и постыдное падение бы­вает полезно для спасения человеческой души. Но лучше нам жить так, чтобы Господу не при­ходилось принимать крайние меры. И совер­шать то, что от нас зависит. В первую очередь, приносить покаяние и упражняться в смирении. Это нас защитит от гибельных падений.

Целительная горечь

Брат спросил старца: «Что мне де­лать, отец? Меня убивает срамный по-мысл». Старец говорит ему: «Когда мать захочет детище свое отнять от молока, прикладывает к сосцам своим горький морской лук. Младенец по обыкновению припадает к груди сосать молоко, но по причине горечи отвращается от нея. Так и ты, если хочешь, положи на мысль твою горечи». Брат спросил его: «Какая это горечь, которую мне должно поло­жить?» «Памятование о смерти и муче­ниях в будущей жизни», – сказал старец.

К сожалению, это правило действует не для каждого. Если человеку перед грехопадением

110
…………….«Основной инстинкт» или блудная страсть……………

прочитать лекцию о Страшном Суде и о муче­ниях грешников в аду, то из сотни, может быть, только один задумается. Когда сердце пораже­но страстью, голос разума не слышен. Знания эти должны быть записаны в нашем сердце. И в благодатные минуты, когда сердце по той или иной причине просветляется, проникается уми­лением, — именно тогда необходимо рассуждать о вечной участи человека.

Бог вразумляет людей всевозможными спо­собами. К сожалению, иногда необходимы горь­кие средства, потому что иначе человек не про­сыпается. Жизнь проживает, ничего не поняв. Некоторые старцы например говорят, что болезнь рака попускается Богом за блуд. И в бо­лезнях, которые носят самый постыдный харак­тер, как не увидеть кару Божию? И дети, зача­тые в блуде, часто «мстят» родителям своим поведением. Так что за минуты наслаждений приходится платить годами скорбей.

С другой стороны, иногда тяжелые скорби ожесточают человека. Некоторых они умягча­ют, приводят к пониманию того, почему это с ними произошло. Но есть люди, которые не могут правильно воспринять случившееся, на­чинают роптать на Бога, пытаются от скорбей уйти в еще большую глубину падения, и от это­го их жизнь часто обрывается раньше времени. Человек уходит в вечность совершенно непод­готовленным.

Поэтому воспитывать себя в страхе Божием — наш христианский долг. Отношение к Богу, ко­нечно, у всех людей разное, но чувствовать


111

……………….Протоиерей Андрей Овчинников…………

перед Ним страх полезно каждому человеку. Если думать только о том, что Бог — Любящий Отец, Бесконечное Милосердие, и забывать о покаянии, то это, скорее всего, не научит ниче­му кроме беспечности.

Почему начальники должны быть строгими? Чтобы не распускать коллектив. Грешному че­ловеку, к сожалению, часто требуются «узда и кнут». И каждому из нас надо думать о том, что может нам помочь победить искушения. Со­вет — «воспоминать горечь» — мы читаем и в Древнем патерике: думай о том, что сейчас ты испытываешь минутные удовольствия, за ко­торыми последуют годы тяжких испытаний; сегодня ты бросаешь в свое сердце семя греха, которое через некоторое время прорастет горь­кими и колючими плодами, способными пре­вратить жизнь в муку. Поэтому лучше грех не со­вершать, тем более такой постыдный.

Умей выслушать мудрый совет

Другой брат спросил старца о том же помысле. Старец говорит ему: «Я никогда не был возмущаем сим предметом». Брат соблазнился, пошел к другому старцу и сказал ему: «Бот что сказал мне один ста­рец, – и я соблазнился, потому что он ска­зал то, что выше природы». Старец гово­рит ему: «Не просто сказал тебе это человек Божий. Пойди, принеси ему рас­каяние, – и он откроет тебе силу слова своего». Брат встал, пошел к старцу и, поклонившись до земли, сказал: «Прости

112
……………«Основной инстинкт» или блудная страсть…………

мне, я неразумно поступил, что вышел от тебя смущенным; прошу тебя, объясни мне, – как это ты никогда не был возму­щаем блудною похотию?» «С того време­ни, – говорит ему старец, – как сделался я монахом, я никогда не насыщался хлебом, ни водою, ни сном; беспокойство, отсю­да происходящее, тревожа меня, не дает мне чувствовать искушения, о котором ты сказал». Брат вышел, получив пользу.

Представим, к старцу приходит юный инок, у которого все жизненные силы от избытка бук­вально кипят, а старец вдруг ему говорит: зна­ешь, меня эта проблема никогда не беспокои­ла. Ученик, естественно, смутился и пошел к другому старцу.

Здесь интересны духовные отношения меж­ду старцами и учениками. Второй старец не поставил под сомнение сказанное первым, но посоветовал юноше покаяться в неразумной по­спешности и дождаться правильного понима­ния слов наставника.

Иногда, чтобы получить душеполезное на­ставление, нужно потрудиться. Часто люди, приходя к духовникам и священникам, хотят сразу получить разъяснение, но это не всегда полезно. Потому что в том, как мы восприни­маем совет духовника, проявляется наша вера, и чем больше послушания у человека, тем ме­нее многословный ответ ему требуется.

Священнику на исповеди порой долго что-то рассказывают, объясняют, уточняют и все никак не дойдут до проблемы. Подлинное же


113

………………Протоиерей Андрей Овчинников……………..

послушание основано на немногословии: спро­сил коротко и выслушал такой же краткий от­вет. Надо знать, что часто события, следующие сразу за исповедью, расставляют все точки над «и». Так поворачивают нашу жизнь, что из вне­шних обстоятельств становится понятно, как поступить.

Так вот, что касается юноши-ученика: он выслушал только первую часть ответа, а разъяс­нение должно было последовать далее. Может быть, надо было ему побыть со старцем еще ка­кое-то время, может быть, подольше помолить­ся, и тогда он с первого раза понял бы: старца не тревожил греховный помысел, потому что он строго выполнял условия воздержания в пище, питье и сне. И когда ученик уразумел этот со­вет, он, конечно, получил пользу.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 241.