Фаза перевоплощения и вокально-сценического исполнения оперной роли

Результаты исследования творчества Шаляпина говорят о том, что певец добивался перевоплощения сближением с идеально сконструированной им воображаемой моделью человека – персонажа. Эта модель обладала всеми данными живого человека: душевным строем, самочувствием своего тела и определенной внешностью. Следовательно, ведущим и определяющим фактором перевоплощения служил опорный образ, созданный разносторонней работой ума, воображения, чувства и ряда художественных способностей Шаляпина на трех предшествующих фазах творчества. От действия к действию он непрерывно видоизменялся и представал в воображении Шаляпина в таком облике и душевном состоянии, в котором должен был действовать персонаж в данный момент его сценической жизни. Самим певцом этот образ представлялся во внутреннем видении. Шаляпин уже ощущал на своем лице черты и выражение его лица, угадывал его душевные движения. В какое-то мгновение певец "надевал" на себя облик персонажа и окончательно вытеснял свой душевный строй его характером и душевным состоянием. Наступало перевоплощение. Исходной программой перевоплощения продолжала оставаться музыкальная характеристика образа. В музыке рождались очертания опорного образа, звучали мысли персонажа, ощущались его характер, судьба и многое другое. Но в фазе перевоплощения и сценического исполнения ведущими становились актерские способности. Перевоплощение сохранялось непрерывным воссозданием движений души: мыслей и переживаний персонажа.

    Хорошо известно, что объем человеческих мыслей, представлений, скрытых отношений души во много раз шире, нежели тот их итог, конкретные мысли – действия, которые обуславливают данное слово и поступок человека. В сознании сталкиваются часто противоречивые, дискутирующие друг с другом мысли, рождаются неожиданные ассоциации, в которых настоящее переплетается с прошлым, уходящим в глубинную даль пережитого человеком, отложившегося в кладовые его подсознания. Такой же должна быть и душевная жизнь персонажа, воссоздаваемая на сцене актером [6].

Голос Шаляпина тоже перевоплощался, становился голосом персонажа, в образе которого жил певец. Он мог быть наполнен отчужденностью и холодом нездешнего бытия, теплотой отцовского чувства,  удалой юношеской страстью и монашеским смирением, звучать то мудро и проникновенно, то язвительно, а иногда и по-старчески беспомощно, глухо и тускло. Человеческая душа персонажа звучала в самом голосе певца. Охваченная страстью, она жила: томилась, мыслила, радовалась, тосковала в бесконечном потоке его интонаций и тембров.

Таким образом, в составе творческих сил, осуществляющих фазу сценического воплощения образа, по-прежнему взаимодействовали все способности Шаляпина. В искусстве великого художника, в полную силу раскрывается действие всеобщих закономерностей художественного творчества и таланта, знания которых так необходимы для теории и практики современного художественного образования.

Новый жанр камерной оперы ставил перед оперными певцами новые актерские задачи. Глубочайшие переживания героев оперы, скупой на внешние эффекты сюжет и отсутствие внешнего действия требовали нового подхода к исполнению оперной партии. Ф. И. Шаляпин являет собой пример блестящего исполнения партии Сальери в камерной опере «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова. Добиться большого успеха в жанре камерной опере Федору Ивановичу помог уникальный творческий метод работы над ролью. Этот актерский метод позволял постепенно вживаться в образ персонажа, исполняемого певцом. Последовательно, шаг за шагом, Федор Иванович расшифровывал вокальную партию, черпая из нее основу для будущего образа. Затем он стремился узнать как можно больше о жизни, быте, поступках персонажа, об эпохе, в которую он жил, и о жизненном укладе в те времена. Он стремился завладеть сознанием исполняемого персонажа, его памятью. Затем он изменял свою внешность, стараясь привести ее в соответствие с внутренним миром персонажа. И, в конечном счете, на сцене происходило перевоплощение в сценический образ. Образ, созданный Шаляпиным по такому методу, был жизненно правдив и психологически сложен. В жанре камерной оперы такой подход к подготовке роли незаменим. Только проделав такую комплексную работу,  можно тонко и правдиво передать зрителю всю глубину и психологичность образа, всю степень трагедии.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что опера «Моцарт и Сальери» остается крайне актуальным оперным произведением и по сей день. Не требовательность к декорациям и всему внешнему делают оперу выгодной для постановки, при том, что воздействие спектакля на публику – велико. Эта опера увлекала публику и в домашнем исполнении под рояль, когда и Моцарта, и Сальери пел Федор Шаляпин, и в постановке Большого Театра с оркестром, декорациями, костюмами и париками. Опера «Моцарт и Сальери» и сейчас продолжает свою сценическую жизнь на сценах российских и зарубежных театров. Опера смотрится и слушается на одном дыхании благодаря лаконичности и сжатости сюжета. Камерность оперы способствует более тесному контакту публики и артистов. И в таких условиях очень важным фактором является правильная проработка роли оперным певцом.

Федор Иванович Шаляпин гениально исполнил на сцене Частной оперы Мамонтова партию Сальери. Его вклад в создание образа Сальери и в успех премьеры оперы очень велик. Создавая образы героев опер, Федор Иванович использовал уникальный творческий метод работы актера над ролью. Этот метод позволял ему буквально проживать на сцене жизнь своего персонажа. Этот метод Шаляпин использовал для проработки всех своих оперных партий, и в каждой партии он был неповторим. Каждый раз это был совершенно другой образ, с другой душевной организацией и другим характером. За внешним обликом персонажей, которые воплотил Ф. И. Шаляпин, порой очень трудно рассмотреть лицо самого актера. Настолько велико было слияние актера и образа.

В условиях камерной оперы, актерский метод Шаляпина позволил с небывалой глубиной и силой передать ураган страстей, разбушевавшийся в душе человека. Использование этого метода дало возможность сделать образ Сальери истинно трагичным, а не ограничиться праздной завистью. Шаляпин, воплощая образ Сальери, развернулся во всю свою актерскую мощь, потому что жанр камерной оперы способствовал этому. Творческий метод работы над ролью Ф. И. Шаляпина как нельзя лучше подходит для выполнения задач, которые ставит камерная опера перед певцом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Рассматривая оперу «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова как образец камерной русской оперы конца XIX века, мы изучили особенности развития оперного жанра в России на рубеже XIX – XX веков. В это время оперное искусство претерпевает серьезные изменения, меняется тематика опер, они уменьшаются в объеме, что предает им целостность и динамичность сюжета. Очень важной тенденцией является поворот композиторов к камерности, появляются оперы малой формы и  камерные оперы.

Далее в нашей работе мы проанализировали состояние музыкального театра на рубеже XIX – XX века. Ведущее положение в Большом и Мариинском театрах занимала итальянская опера. Русским операм путь на главную сцену был затруднен. Именно в конце XIX века Московская частная опера Саввы Мамонтова решительно бросает вызов Императорским театрам. Ставя одну за другой русские оперы, которым было отказано в дирекции Большого и Мариинского театров, Частная опера Мамонтова показала русской публике красоту и содержательность русского оперного репертуара, а так же воспитала целую плеяду выдающихся русских оперных певцов, во главе с Шаляпиным. В Частной опере Мамонтова были созданы необходимые творческие условия для появления нового жанра камерной оперы на сцене.

    Анализируя оперу «Моцарт и Сальери», становится очевидно, что это новый тип оперы и он требовал нового исполнительского подхода. Федор Иванович Шаляпин блестяще справился с трудностями партии Сальери, показав всю глубину и искренность его трагедии. Именно Шаляпин был первым и долгое время единственным Сальери. Впоследствии эта опера стала исполняться довольно часто как в концертных исполнениях, так и в оперных театрах. Опера «Моцарт и Сальери» вызвала интерес у иностранных театров, а так же подтолкнула кинорежиссеров на создание киноопер. Пожалуй, в жанре кинооперы замысел этой оперы раскрывается в полной мере за счет уменьшения до минимума расстояния от актера до зрителя. Но это требует от оперного певца огромного актерского мастерства.

Первому исполнителю партии Сальери – Федору Шаляпину, удалось, пользуясь собственным творческим методом, создать масштабный, очень противоречивый и сложный образ Сальери. Впоследствии певец обогатил образ Сальери и довел его до высокой степени совершенства. Творческий метод, применяемый им при воплощении сценических образов, являет собой уникальную методику, позволяющую буквально проживать на сцене свою роль. Такое вживание в образ персонажа является неотъемлемой особенностью исполнения камерной оперы, ставящей перед оперным певцом очень высокие актерские задачи. Метод Шаляпина, являясь универсальным методом проработки роли, по сути, оказывается незаменим в жанре камерной оперы.

В результате проделанной работы мы изучили особенности развития оперного жанра и состояние музыкального театра в России на рубеже XIX ­­­ ­­­­­– XX веков. Также нами была рассмотрена специфика жанра камерной оперы на примере оперы Н.А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Мы выявили наиболее интересные постановки оперы и выдающихся исполнителей главных партий, а так же исследовали особенности работы над образом на примере творческого метода Ф.И. Шаляпина.

Таким образом, цель работы, заключающаяся в определении специфики работы над образом в рамках жанра камерной оперы – достигнута.

Тема работы: «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова: особенности работы над образом в камерной опере – раскрыта.

 

 


 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анализ вокальных произведений / Е.А. Ручьевская, Л.П. Иванова, В.П. Широкова [и др.]. – Ленинград: Музыка, 1988. 351 с.

2. Асафьев, Б.В. Русская музыка XIX и начало XX века, 2-е изд. / Б.В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1979. – 344 с.

3. Бутир, Л.М. История русской музыки: в 10 т. Т. 4 / Л.М. Бутир и др. – М.: Музыка, 1986. – 416 с.4. Гозенпуд, А.А. Русский оперный театр XIX в. 1836-1850 / А.А. Гозенпуд. – Л.: Музыка, 1969. – 245 с.

5. Гозенпуд, А.А. Русский оперный театр на рубеже XIX-XX и Ф.И. Шаляпин / А.А. Гозенпуд. – Ленинград: Музыка, 1974. 264 с.

6. Дранков, В.Л. Природа таланта Шаляпина / В.Л. Дранков. – Ленинград: Музыка, 1973.- 214 с.

7. Кандинский, А.И. История русской музыки. В 3т . Т. 2, кн. 2: Вторая половина XIX века. Н.А. Римский-Корсаков / А.И. Кандинский. –М.: Музыка, 1979. – 278 с.

8. Комиссарская, М.А. Русская музыка XIX века / М.А. Комиссарская. – М.: Знание, 1974. – 208 с.

9. Никулин, Л.В. Федор Шаляпин / Л.В. Никулин. –М.: Искусство, 1954. 192 с.

10. Оперы Н.А. Римского-Корсакова. Путеводитель / ред. И. Уварова. – М.: Музыка, 1975. – 478 с.

11. Орлова, А.А. Страницы жизни Н.А. Римского-Корсакова. Летопись жизни и творчества. Выпуск 3 / А.А. Орлова. – Ленинград: Музыка, 1972. 352 с.

12. Орлова, Е.М. Лекции по истории русской музыки: учебное пособие. - 2-е изд. / Е.М. Орлова. – М.: Музыка, 1979. 383 с.

13. Пушкин, А.С. Драматические произведения; Проза. / А.С. Пушкин. – М.: Художественная литература, 1981. 366 с.

14. Римский-Корсаков, Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. - Восьмое издание/ Н.А. Римский-Корсаков. – М.: Музыка, 1980. 454 с.

15. Римский-Корсаков. Исследования материалы письма. В 2т. Т. 1 / ред. О.К. Логинова. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1953. 415 с.

16. Русская музыка на рубеже XX века / ред. А. Крюков. – М.: Музыка, 1966. 295 с.

17. Седова, Т.А. Либреттные качества «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина / Т.А. Седова // Грамота / Тамбов: Грамота, 2012. № 9 (23): в 2-х ч. Ч. II. C. 140-142.

18. Семененко, В. О двух спектаклях одной премьеры в театре оперы и балета имени М. И. Глинки / В. Семененко // Вечерний Челябинск.- 24 октября 1975

19. Соловцов,  А.А. Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова /А.А. Соловцов. - М.: Музыка, 1969. – 669 с.

20. Шаляпин, Ф.И. Страницы из моей жизни. Маска и душа/Ф.И. Шаляпин. - М.: Кн. палата, 1990.— 464 с.

21. Яковлев, В.В. Пушкин и музыка. Второе издание / В.В. Яковлев. – М.: Гос.Муз.Изд., 1957. 263 с.

22. Янковский, М. Я. Шаляпин и русская оперная культура / М. Я. Янковский. – М.: Искусство, 1947. 223 с.

23. musc.ru: Московская частная опера С. И. Мамонтова.– режим доступа:  http://musc.ru/content/view/70/. – загл. с экрана

24. operanews.ru: Премьера Моцарта и Сальери в Геликоне.– режим доступа: http://www.operanews.ru/10100308.html

25. proza.ru: Без Моцарта и без Сальери.– режим доступа: http://www.proza.ru/2012/05/14/395


 

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Приложение 2

Моцарт – П. Солнцев, Сальери – В. Гриченко

Приложение 3

Сальери - Ф. И. Шаляпин, Моцарт – В. П. Шкафер

Приложение 4

 

Приложение 5

 

 

 

Федор Иванович Шаляпин в разных ролях:

Дон Базилио (Севильский Цирюльник), Досифей (Хованщина), Иван Грозный (Псковитянка), Мефистофель (Фауст)

Приложение 6

Дата: 2018-12-28, просмотров: 52.