Постановки оперы в различных театрах и исполнители главных партий

Еще до появления «Моцарта и Сальери» на сцене эта опера была исполнена несколько раз в домашней обстановке. Римский-Корсаков писал: «Исполненный дома под фортепиано «Моцарт и Салье­ри» понравился всем. В. В. Стасов много шумел. Сочи­ненная мною моцартовская импровизация оказалась удачной и выдержанной по стилю. Пели Г. А. Морской и М. В. Луначарский. Аккомпанировал Ф. Блуменфельд» [14, с. 270].

В конце августа 1898 года  «Моцарта и Сальери» прозвучала на даче у певицы Т. С. Любатович под Москвой в исполнении одного Ф. Шаляпина, пев­шего обе партии – Сальери и Моцарта под аккомпане­мент С. В. Рахманинова. Интересно, что совместная работа Шаляпина и Рахманинова над «Моцартом и Сальери» явилась началом тесной личной и творческой дружбы великого артиста и вели­кого композитора. Когда в октябре 1898 года Римский-Корсаков при­ехал в Москву, чтобы дирижировать симфоническим концертом, для него специально была дана в домашнем исполнении опера «Моцарт и Сальери», снова под рояль.

Первая постановка оперы состоялась в Москве, в Частной опере Мамонтова 25 ноября 1898 года при участии Ф. И. Шаляпина в роли Сальери и В. П. Шкафера в роли Моцарта (см. прил. 3). Режиссером постановки был Савва Мамонтов, художником Михаил Врубель, а дирижировал Сергей Рахманинов. В соответствии с общим камерным замыслом спектакля Рахманинов довел численность оркестра до минимума, стремясь к тому, чтобы ни на одну минуту не была заглушена ведущая, певческая сторона произведения. Камерная форма оперы, только два участника, не считая слепого скрипача, затерялась бы на большой сцене. Врубель и Мамонтов ограничили ее пределы, сузив площадь действия и сосредоточив все внимание зрителей на героях. Постановка произвела на публику большое впечатление, даже на тех, кто слышал эту оперу в домашних исполнениях. Весьма убедителен был В. П. Шкафер в роли Моцарта. Федор Шаляпин, в роли Сальери, продемонстрировал огромный актерский талант. Во многом именно первая удачная постановка предопределила судьбу оперы. До премьерного спектакля Римский-Корсаков высказывал опасения, что «Моцарт и Сальери», возможно, не для большой сцены, в силу своей камерности [15].

Успехом опера была обязана в значительной мере гению Шаляпина. В его исполнении Сальери приобрел трагедийную мощь и философскую значительность. Зритель слушал его монологи, затаив дыхание, тишина в паузах оглушала, и никто не смел нарушить ее. Шаляпин создал на сцене Мамонтовской частной оперы психологически сложный и реалистично многогранный образ Сальери. Впоследствии исполнители партии Сальери пользовались уже тем, что создал Шаляпин, лишь немного меня оттенки или добавляя в образ Сальери немного нового. Победа артиста была одержана благодаря исключительному искусству выразительной декламации, способности певца-актера насытить действием каждый миг пребывания на сцене. Мимика Шаляпина была столь же выразительна, как его пение. То, что он чувствовал, слушая музыку Моцарта, выражалось на его лице. Это была немая музыка, контрапунктически накладывавшаяся на звуки «Реквиема» Моцарта. Все, от вокальной фразировки до выразительнейшей мимики Федора Шаляпина, было направлено на создание на сцене реалистичного образа Сальери.

Партию эту он пел на протяжении всей своей жизни, а до отъезда за границу был ее единственным исполнителем. Его партнерами, исполнителями партии Моцарта, были В. Шкафер, А. Давыдов, К. Исаченко, В. Севастьянов.

Попытаемся проследить дальнейшую сценическую судьбу оперы. Интересно, что опера имеет и кинематографическое воплощение.  В 1962 г. опера была экранизирована режиссером В. М. Гориккер, в роли Моцарта выступил И. М. Смоктуновский, Сальери – П. П. Глебов. Вокальные партии исполнили оперные артисты Сергей Яковлевич Лемешев и Александр Степанович Пирогов, дирижировал Самуил Абрамович Самосуд. Эта экранизация представляет собой классическую постановку, в чем-то повторяющую премьерную постановку в Частной опере.

В Большом театре опера ставилась четыре раза. Впервые – в 1901 году. Сохранилась видеозапись оперы «Моцарт и Сальери» на сцене Большого Театра в постановке режиссера А. Г. Баранникова. Спектакль записан в 1981 году, дирижировал спектаклем Рубен Завенович Вартанян,  а главные партии исполняли Алексей Дмитриевич Масленников и Артур Артурович Эйзен. Четвертая постановка «Моцарта и Сальери» Большого театра, в 1999 году, была представлена вниманию публики дирижером Андреем Чистяковым, режиссером Алексеем Масленниковым и художниками Сергеем и Татьяной Бархиными. Решено было давать «Моцарта и Сальери» в один вечер с «Франческой да Римини» Сергея Рахманинова, которую впоследствии заменили балетом «Шопениана».

До наших дней сохранилась в репертуаре и до сих пор идет в Новосибирском Театре Оперы и Балета постановка «Моцарта и Сальери», выполненная в 1993 году режиссером Еленой Негреску и художниками Евгением Каревым и Илоной Гансовской. Сейчас в этом спектакле участвуют: Юрий Комов в роли Моцарта и  Александр Лебедев в роли Сальери.

Челябинский Театр Оперы и Балета имени М.И. Глинки тоже знакомил Челябинскую публику с гениальной оперой Римского-Корсакова. Премьера Челябинского «Моцарта и Сальери» состоялась 18 октября 1975 года (см. прил. 1,2). Спектакль шел в один вечер с балетом «Франческа да Римини» Чайковского. Примечательно, что режиссером постановщиком «Моцарта и Сальери» и балетмейстером «Франчески да Римини» был молодой режиссер и балетмейстер Леонид Николаевич Флегматов. Дирижировали спектаклями В. А. Раевский и В. Г. Мюнстер. В. Д. Гриченко в роли Сальери заслужил высокую оценку публики и критики. Молодой тенор Павел Солнцев, исполнявший партию Моцарта, продемонстрировал чистоту интонации, музыкальность, у него получилось точно передать эмоциональные контрасты партии. Критика и публика высоко оценили работу, которую проделали музыканты, постановочная команда и художник И. Б. Гриневич. Газета «Вечерний Челябинск» опубликовала статью после премьеры: «Состоявшаяся премьера оперы Н. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» и балета на музыку П. Чайковского «Франческа да Римини» вызвала более пристальный, чем обычно, интерес у постоянных посетителей театра. Впервые на суд зрителей была представлена полностью самостоятельная работа постановщика Л. Флегматова и его молодых соратников художника И. Гриневича и дирижерев В. Раевского и В. Мюнстера. Нарушая все каноны рецензии и не стремясь испытывать терпение читателей, можно сразу сообщить, что эта работа оставила очень приятное впечатление» [18].

Опера «Моцарт и Сальери» активно исполняется в зарубежных оперных театрах. Существует видеозапись спектакля «Моцарт и Сальери» в постановке камерного оперного театра в Нью-Йорке. Премьера постановки состоялась в 1981 году. Режиссура спектакля выполнена в классическом, традиционном стиле. Режиссер постановщик – Тадеус Мотика, дирижер постановщик – Айнсли Кокс, партию Сальери исполняет Джозеф Шор, а партию Моцарта – Рон Гентри.

Также существует видеозапись Венгерской экранизации оперы «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова. Экранизация осуществлена в 1986 году и отличается богатством и красотой декораций, костюмов, интерьеров. Венгерский перевод либретто осуществил Миклос Сцабо, дирижер – Миклос Эрдельи, партию Моцрта исполнил Ласло Марк, а партию Сальери – Ласло Полгар.

В наши дни тоже появляются постановки иностранных театров. Например, в 2012 году в Пизанском театре имени Дж. Верди была поставлена опера «Моцарт и Сальери».

Выше мы рассмотрели примеры классических постановок оперы «Моцарт и Сальери». По сути, все эти постановки отталкиваются от самой первой, в Частной опере Мамонтова. Но в XX веке появляется несколько постановок этой оперы, которые отличаются от традиционной Мамонтовской трактовки.

 Еще в конце XX века, в 1995 году в Московском Театре «Новая опера» опера по маленькой трагедии Пушкина была поставлена несколько оригинально. Режиссер Владимир Васильев и дирижер Евгений Колобов создали редакцию оперы под названием «О, Моцарт! Моцарт…». В разные места партитуры дирижером были инсталлированы значительные куски из моцартовского Реквиема соответственно с хором и солистами. Выдающийся хореограф Владимир Васильев вплел в канву спектакля балетные фрагменты. Тонкие, пластические этюды символизируют души двух композиторов, которые то сплетаются воедино, то непримиримы друг к другу. В финале побежденная, но озаренная светом душа Моцарта взмывает высоко в небеса. Пространство сцены сконструи­ровано таким образом, что становится совершенно понятно, каким маленьким является человек в этом огромном мире, в котором все решает Божественное провидение [24].

По стопам постановки в новой опере пошел театр Геликон Опера, правда, несколько по-своему. «Моцарт и Сальери» в Геликон опера был поставлен в 2010 году режиссером Ильей Ильиным, руководитель постановки – Дмитрий Бертман, художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева. В этой постановке, где Николай Андреевич Римский-Корсаков цитирует всего лишь шестнадцать тактов из первой части последнего творения Моцарта, в спектакле звучит весь Реквием Моцарта. На наш взгляд, такое решение является довольно спорным. Заключительные реплики героев из оперы Римского-Корсакова, звучащие после такого огромного перерыва, кажутся неубедительным, ненужным довеском к только что отзвучавшему творению Моцарта. Кроме того в постановке несколько смещены акценты – фигура Моцарта однозначно выдвигается на первый план, совершенно заслоняя собой Сальери с его муками и терзаниями. Спектакль разворачивается в минималистически оформленной черной среде, лишь подсвеченный четырехугольный подиум и белый рояль являют здесь некоторое разнообразие. За темным прозрачным занавесом на станках в урочный час располагается хор, роль которого в данной постановке оказывается колоссальной.

Моцарт, в видении Ильина, не меланхоличный, лучезарный мечтатель, а бойкий, саркастичный, издевающийся порой над Сальери, очень современный молодой человек, лишенный всякой галантности и настоящих манер. Сальери напротив – все время в тени. Не смотря на свои пространные монологи, он как-то совсем не воспринимается как отдельная значительная фигура, каким, кажется, Сальери должен быть по замыслу композитора [24].

Другой выделяющейся постановкой оперы является постановка 2009 года, состоявшаяся в Пушкинском Музее под руководством режиссера Михаила Кислярова и дирижера Анатолия Левина. Партию Сальери исполнил Алексей Мочалов, а партию Моцарта – Валентин Дубовский. Созданная скорее как концертный вариант, с небольшим залом, оркестром на сцене, постановка привлекла наше внимание незаурядностью режиссерской мысли. Моцарт появляется прямо из зрительного зала создавая у зрителя еще больший эффект присутствия. Валентин Дубовский сам исполняет на рояле «две, три мысли» Моцарта из первой картины, и этим тоже достигается определенный реализм. Постановка буквально наполнена нестандартными режиссерскими решениями, которые, как это ни удивительно, вполне органично вписываются в канву всего спектакля.

Совсем недавно появилась еще одна, крайне интересная постановка оперы «Моцарт и Сальери». Мини-оперный театр «Пикколо» в городе Тюмень создал уникальный проект: моноопера "Моцарт и Сальери", где В. Огнев исполнил обе партии теноровую и басовую – Моцарта и Сальери. Авторство идеи и ее воплощение так же принадлежит В. Огневу. Постановка осуществлена с дирижером Антоном Шароевым и режиссером Евгенией Палицыной. В этой версии Моцарт и Сальери – две стороны одного художника. Эмоция и рацио. Духовное и материальное. Спектакль получился необычным, внутренний конфликт развернулся в нем с огромной силой. Финал спектакля – катарсис. Художник полностью выполнил свое предназначение – он все отдал людям! Весь свой талант! Всего себя [25].

Подытожив обзор известных нам постановок, можно сделать вывод, что опера «Моцарт и Сальери» продолжает сценическую жизнь как в Российских театрах, так и за рубежом. Эта опера оказывает неизгладимое впечатление на зрителя очевидно потому,  что тема, которую она в себе несет – вечна. Гениальный поэтический текст, находящийся в гармоничном взаимодействии с выразительной музыкой, способствует очень глубокому сопереживанию героям оперы.

 Опера «Моцарт и Сальери» является минимально зависимой от декораций, костюмов и прочего. Напротив, в ней не нужно ничего, что может отвлекать внимание зрителей от действующих лиц. Федор Шаляпин исполнял эту оперу один, еще до премьеры, под аккомпанемент Рахманинова, и в таком варианте она производила эффект на зрителя. И совершенно не удивительно то, что в наши дни появились исполнители, делающие из этой оперы моноспектакль. 

Главная сложность исполнения камерной оперы, в данном случае «Моцарта и Сальери», заключается в степени насыщения музыкальной фразы содержательным смыслом. Вокальная партия в такой опере прорабатывается певцом как камерное произведение, с передачей голосом оттенков и интонаций, заложенных в поэтическом тексте и в музыке. Актерская же составляющая оперного певца выходит на первый план. Именно от переживания и проживания роли возникают оттенки в голосе, появляются правдивые интонации.

 Федор Иванович Шаляпин владел навыками создания глубоко реалистичных, психологически сложных образов, и эти навыки помогли ему гениально воплотить образ Сальери. Все исполнения этой роли в дальнейшем уже опираются на то, чего достиг Шаляпин. Реалистично воплощать столь сложные образы Федору Ивановичу помогал его уникальный творческий метод работы над оперными ролями.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 67.