ГЛАВА 1. ОПЕРА В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВЕКОВ

ВВЕДЕНИЕ

     Оперный жанр, как и все искусство, непрерывно изменяется, совершенствуется и преломляется в ответ на изменения в жизненном укладе людей и самих людях. Рубеж веков является переломным моментом в истории России. Для рубежа XIX – XX столетий характерно нарастание русского освободительного движения: преддверие революции 1905 года. Композиторы, всегда остро чувствующие грядущие перемены, отразили особенности этого времени в своих произведениях.  И именно в этот период с небывалой силой просыпается интерес композиторов к внутреннему миру человека, к волнениям человеческой души, перед которой возникло непреодолимое препятствие. Не случайно в это время возникает новая тенденция в музыкальном искусстве, которая заключается в особом интересе к малым формам. В рамках этого процесса в оперном жанре появляются так называемые оперы малой формы, разновидностью которой является камерная опера - одно из интереснейших явлений в истории оперного жанра. Первыми композиторами, которые обратились к жанру малой оперы, стали Ц. А. Кюи и А. С. Даргомыжский. Среди них уникальным примером собственно жанра камерной оперы стала опера Н. А. Римского-Корсакого «Моцарт и Сальери».

Советское и современное оперное искусство продолжило традицию  камерной оперы. Камерные оперы продолжают оставаться актуальными и востребованными благодаря глубокому впечатлению, которое они производят на зрителя. Современными композиторами и по сей день создаются камерные оперы и монооперы, продолжающие тенденции камернизации в оперном жанре. Некоторые специ­фические черты камерной оперы мы можем увидеть также в новых оперных жанрах, появившихся на основе связи со смежными видами искусства – кино и телевидением. В телеопере, где расстояние от артиста до зрителя сведено к минимуму, особенности камерной оперы находят наиболее широкое претворение. Созданные и поставленные в последние годы камерные оперы, монооперы и телеоперы, такие как «Награда» О. В. Тактакишвили, «Ожидание» М. Л. Таривердиева, «Елка» В. И. Ребикова, «Наставник» Н. П. Гигаури, «Неожиданная встреча» В. И. Кладницкого, «Что сказал Кутузов» Б. И. Архимандритова, «Ко­нец сказки» А. А. Красотова и ряд других, свидетельствуют о жиз­ненности и популярности этой своеобразной разновидности оперного твор­чества.

В процессе изучения этой темы мы обращались к  трудам таких выдающихся исследователей истории русского искусства как  Е. М. Орлова, А. И. Кандинский. Ценные факты по интересующему нас вопросу содержатся в  автобиографической летописи жизни Н. А. Римского-Корсакова. Вопросы, связанные с историей оперного театра России на рубеже веков, раскрыты, в частности, в книге «Русский оперный театр на рубеже XIX – XX и Ф.И. Шаляпин» А.А. Гозенпуда. Изучая творческий метод Ф. И. Шаляпина, мы обратились к книгам: «Природа таланта Шаляпина» В. Л. Дранкова, «Федор Шаляпин» Л. В. Никулина, «Шаляпин и русская оперная культура» М. Я. Янковского, «Страницы моей жизни» и «Маска и душа» Ф. И. Шаляпина.

Однако, приходится констатировать, что информация по исследуемому вопросу на сегодняшний день существует в основном в разрозненном виде. В основном это статьи, небольшие разделы или упоминания в учебниках и книгах, посвященных истории русской оперы. К сожалению, нам не удалось найти масштабного исследования, посвященного камерной опере, ее специфике и особенностям. В связи с этим нами была предпринята попытка проанализировать и систематизировать собранную информацию по данной теме с позиций подготовки оперного певца к работе над ролью в камерной опере.

Объектом нашего исследования являются особенности развития оперного жанра в России на рубеже XIX – XX веков.

Предмет исследования – работа оперного артиста над образом в камерной опере на примере оперы Н.А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери».

В данной работе мы поставили перед собой цель: определить специфику работы над образом в рамках жанра камерной оперы.

Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:

1. Изучить особенности развития оперного жанра и состояние музыкального театра в России на рубеже XIX – XX вв.

2. Рассмотреть специфику жанра камерной оперы на примере оперы Н.А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери»

3. Выявить наиболее интересные постановки оперы и выдающихся исполнителей главных партий

4. Исследовать особенности работы над образом на примере творческого метода Ф.И. Шаляпина

Теоретической значимостью и новизной исследования является подбор и изучение теоретических материалов с целью освоения подхода к работе над образом через призму жанровой принадлежности оперы.

Практическое значение: подготовка материалов для использования в практической деятельности оперного артиста  при работе над ролью, а также возможность использования материалов работы в курсах по истории музыки и истории оперного искусства.

Структура дипломной работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из двух глав. Первая глава, состоящая из трех разделов, посвящена развитию оперного жанра в России на рубеже XIX – XX веков, положению оперного театра в России в данный период времени и, непосредственно, опере «Моцарт и Сальери». Вторая глава, состоящая из двух разделов, освещает известные нам постановки оперы «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова, а также рассказывает о работе над ролью в жанре камерной оперы, на примере творческого метода Ф. И. Шаляпина.

 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анализ вокальных произведений / Е.А. Ручьевская, Л.П. Иванова, В.П. Широкова [и др.]. – Ленинград: Музыка, 1988. 351 с.

2. Асафьев, Б.В. Русская музыка XIX и начало XX века, 2-е изд. / Б.В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1979. – 344 с.

3. Бутир, Л.М. История русской музыки: в 10 т. Т. 4 / Л.М. Бутир и др. – М.: Музыка, 1986. – 416 с.4. Гозенпуд, А.А. Русский оперный театр XIX в. 1836-1850 / А.А. Гозенпуд. – Л.: Музыка, 1969. – 245 с.

5. Гозенпуд, А.А. Русский оперный театр на рубеже XIX-XX и Ф.И. Шаляпин / А.А. Гозенпуд. – Ленинград: Музыка, 1974. 264 с.

6. Дранков, В.Л. Природа таланта Шаляпина / В.Л. Дранков. – Ленинград: Музыка, 1973.- 214 с.

7. Кандинский, А.И. История русской музыки. В 3т . Т. 2, кн. 2: Вторая половина XIX века. Н.А. Римский-Корсаков / А.И. Кандинский. –М.: Музыка, 1979. – 278 с.

8. Комиссарская, М.А. Русская музыка XIX века / М.А. Комиссарская. – М.: Знание, 1974. – 208 с.

9. Никулин, Л.В. Федор Шаляпин / Л.В. Никулин. –М.: Искусство, 1954. 192 с.

10. Оперы Н.А. Римского-Корсакова. Путеводитель / ред. И. Уварова. – М.: Музыка, 1975. – 478 с.

11. Орлова, А.А. Страницы жизни Н.А. Римского-Корсакова. Летопись жизни и творчества. Выпуск 3 / А.А. Орлова. – Ленинград: Музыка, 1972. 352 с.

12. Орлова, Е.М. Лекции по истории русской музыки: учебное пособие. - 2-е изд. / Е.М. Орлова. – М.: Музыка, 1979. 383 с.

13. Пушкин, А.С. Драматические произведения; Проза. / А.С. Пушкин. – М.: Художественная литература, 1981. 366 с.

14. Римский-Корсаков, Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. - Восьмое издание/ Н.А. Римский-Корсаков. – М.: Музыка, 1980. 454 с.

15. Римский-Корсаков. Исследования материалы письма. В 2т. Т. 1 / ред. О.К. Логинова. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1953. 415 с.

16. Русская музыка на рубеже XX века / ред. А. Крюков. – М.: Музыка, 1966. 295 с.

17. Седова, Т.А. Либреттные качества «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина / Т.А. Седова // Грамота / Тамбов: Грамота, 2012. № 9 (23): в 2-х ч. Ч. II. C. 140-142.

18. Семененко, В. О двух спектаклях одной премьеры в театре оперы и балета имени М. И. Глинки / В. Семененко // Вечерний Челябинск.- 24 октября 1975

19. Соловцов,  А.А. Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова /А.А. Соловцов. - М.: Музыка, 1969. – 669 с.

20. Шаляпин, Ф.И. Страницы из моей жизни. Маска и душа/Ф.И. Шаляпин. - М.: Кн. палата, 1990.— 464 с.

21. Яковлев, В.В. Пушкин и музыка. Второе издание / В.В. Яковлев. – М.: Гос.Муз.Изд., 1957. 263 с.

22. Янковский, М. Я. Шаляпин и русская оперная культура / М. Я. Янковский. – М.: Искусство, 1947. 223 с.

23. musc.ru: Московская частная опера С. И. Мамонтова.– режим доступа:  http://musc.ru/content/view/70/. – загл. с экрана

24. operanews.ru: Премьера Моцарта и Сальери в Геликоне.– режим доступа: http://www.operanews.ru/10100308.html

25. proza.ru: Без Моцарта и без Сальери.– режим доступа: http://www.proza.ru/2012/05/14/395


 

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Приложение 2

Моцарт – П. Солнцев, Сальери – В. Гриченко

Приложение 3

Сальери - Ф. И. Шаляпин, Моцарт – В. П. Шкафер

Приложение 4

 

Приложение 5

 

 

 

Федор Иванович Шаляпин в разных ролях:

Дон Базилио (Севильский Цирюльник), Досифей (Хованщина), Иван Грозный (Псковитянка), Мефистофель (Фауст)

Приложение 6

ВВЕДЕНИЕ

     Оперный жанр, как и все искусство, непрерывно изменяется, совершенствуется и преломляется в ответ на изменения в жизненном укладе людей и самих людях. Рубеж веков является переломным моментом в истории России. Для рубежа XIX – XX столетий характерно нарастание русского освободительного движения: преддверие революции 1905 года. Композиторы, всегда остро чувствующие грядущие перемены, отразили особенности этого времени в своих произведениях.  И именно в этот период с небывалой силой просыпается интерес композиторов к внутреннему миру человека, к волнениям человеческой души, перед которой возникло непреодолимое препятствие. Не случайно в это время возникает новая тенденция в музыкальном искусстве, которая заключается в особом интересе к малым формам. В рамках этого процесса в оперном жанре появляются так называемые оперы малой формы, разновидностью которой является камерная опера - одно из интереснейших явлений в истории оперного жанра. Первыми композиторами, которые обратились к жанру малой оперы, стали Ц. А. Кюи и А. С. Даргомыжский. Среди них уникальным примером собственно жанра камерной оперы стала опера Н. А. Римского-Корсакого «Моцарт и Сальери».

Советское и современное оперное искусство продолжило традицию  камерной оперы. Камерные оперы продолжают оставаться актуальными и востребованными благодаря глубокому впечатлению, которое они производят на зрителя. Современными композиторами и по сей день создаются камерные оперы и монооперы, продолжающие тенденции камернизации в оперном жанре. Некоторые специ­фические черты камерной оперы мы можем увидеть также в новых оперных жанрах, появившихся на основе связи со смежными видами искусства – кино и телевидением. В телеопере, где расстояние от артиста до зрителя сведено к минимуму, особенности камерной оперы находят наиболее широкое претворение. Созданные и поставленные в последние годы камерные оперы, монооперы и телеоперы, такие как «Награда» О. В. Тактакишвили, «Ожидание» М. Л. Таривердиева, «Елка» В. И. Ребикова, «Наставник» Н. П. Гигаури, «Неожиданная встреча» В. И. Кладницкого, «Что сказал Кутузов» Б. И. Архимандритова, «Ко­нец сказки» А. А. Красотова и ряд других, свидетельствуют о жиз­ненности и популярности этой своеобразной разновидности оперного твор­чества.

В процессе изучения этой темы мы обращались к  трудам таких выдающихся исследователей истории русского искусства как  Е. М. Орлова, А. И. Кандинский. Ценные факты по интересующему нас вопросу содержатся в  автобиографической летописи жизни Н. А. Римского-Корсакова. Вопросы, связанные с историей оперного театра России на рубеже веков, раскрыты, в частности, в книге «Русский оперный театр на рубеже XIX – XX и Ф.И. Шаляпин» А.А. Гозенпуда. Изучая творческий метод Ф. И. Шаляпина, мы обратились к книгам: «Природа таланта Шаляпина» В. Л. Дранкова, «Федор Шаляпин» Л. В. Никулина, «Шаляпин и русская оперная культура» М. Я. Янковского, «Страницы моей жизни» и «Маска и душа» Ф. И. Шаляпина.

Однако, приходится констатировать, что информация по исследуемому вопросу на сегодняшний день существует в основном в разрозненном виде. В основном это статьи, небольшие разделы или упоминания в учебниках и книгах, посвященных истории русской оперы. К сожалению, нам не удалось найти масштабного исследования, посвященного камерной опере, ее специфике и особенностям. В связи с этим нами была предпринята попытка проанализировать и систематизировать собранную информацию по данной теме с позиций подготовки оперного певца к работе над ролью в камерной опере.

Объектом нашего исследования являются особенности развития оперного жанра в России на рубеже XIX – XX веков.

Предмет исследования – работа оперного артиста над образом в камерной опере на примере оперы Н.А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери».

В данной работе мы поставили перед собой цель: определить специфику работы над образом в рамках жанра камерной оперы.

Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:

1. Изучить особенности развития оперного жанра и состояние музыкального театра в России на рубеже XIX – XX вв.

2. Рассмотреть специфику жанра камерной оперы на примере оперы Н.А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери»

3. Выявить наиболее интересные постановки оперы и выдающихся исполнителей главных партий

4. Исследовать особенности работы над образом на примере творческого метода Ф.И. Шаляпина

Теоретической значимостью и новизной исследования является подбор и изучение теоретических материалов с целью освоения подхода к работе над образом через призму жанровой принадлежности оперы.

Практическое значение: подготовка материалов для использования в практической деятельности оперного артиста  при работе над ролью, а также возможность использования материалов работы в курсах по истории музыки и истории оперного искусства.

Структура дипломной работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из двух глав. Первая глава, состоящая из трех разделов, посвящена развитию оперного жанра в России на рубеже XIX – XX веков, положению оперного театра в России в данный период времени и, непосредственно, опере «Моцарт и Сальери». Вторая глава, состоящая из двух разделов, освещает известные нам постановки оперы «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова, а также рассказывает о работе над ролью в жанре камерной оперы, на примере творческого метода Ф. И. Шаляпина.

 



ГЛАВА 1. ОПЕРА В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВЕКОВ

Дата: 2018-12-28, просмотров: 53.