ВВЕДЕНИЕ
Оперный жанр, как и все искусство, непрерывно изменяется, совершенствуется и преломляется в ответ на изменения в жизненном укладе людей и самих людях. Рубеж веков является переломным моментом в истории России. Для рубежа XIX – XX столетий характерно нарастание русского освободительного движения: преддверие революции 1905 года. Композиторы, всегда остро чувствующие грядущие перемены, отразили особенности этого времени в своих произведениях. И именно в этот период с небывалой силой просыпается интерес композиторов к внутреннему миру человека, к волнениям человеческой души, перед которой возникло непреодолимое препятствие. Не случайно в это время возникает новая тенденция в музыкальном искусстве, которая заключается в особом интересе к малым формам. В рамках этого процесса в оперном жанре появляются так называемые оперы малой формы, разновидностью которой является камерная опера - одно из интереснейших явлений в истории оперного жанра. Первыми композиторами, которые обратились к жанру малой оперы, стали Ц. А. Кюи и А. С. Даргомыжский. Среди них уникальным примером собственно жанра камерной оперы стала опера Н. А. Римского-Корсакого «Моцарт и Сальери».
Советское и современное оперное искусство продолжило традицию камерной оперы. Камерные оперы продолжают оставаться актуальными и востребованными благодаря глубокому впечатлению, которое они производят на зрителя. Современными композиторами и по сей день создаются камерные оперы и монооперы, продолжающие тенденции камернизации в оперном жанре. Некоторые специфические черты камерной оперы мы можем увидеть также в новых оперных жанрах, появившихся на основе связи со смежными видами искусства – кино и телевидением. В телеопере, где расстояние от артиста до зрителя сведено к минимуму, особенности камерной оперы находят наиболее широкое претворение. Созданные и поставленные в последние годы камерные оперы, монооперы и телеоперы, такие как «Награда» О. В. Тактакишвили, «Ожидание» М. Л. Таривердиева, «Елка» В. И. Ребикова, «Наставник» Н. П. Гигаури, «Неожиданная встреча» В. И. Кладницкого, «Что сказал Кутузов» Б. И. Архимандритова, «Конец сказки» А. А. Красотова и ряд других, свидетельствуют о жизненности и популярности этой своеобразной разновидности оперного творчества.
В процессе изучения этой темы мы обращались к трудам таких выдающихся исследователей истории русского искусства как Е. М. Орлова, А. И. Кандинский. Ценные факты по интересующему нас вопросу содержатся в автобиографической летописи жизни Н. А. Римского-Корсакова. Вопросы, связанные с историей оперного театра России на рубеже веков, раскрыты, в частности, в книге «Русский оперный театр на рубеже XIX – XX и Ф.И. Шаляпин» А.А. Гозенпуда. Изучая творческий метод Ф. И. Шаляпина, мы обратились к книгам: «Природа таланта Шаляпина» В. Л. Дранкова, «Федор Шаляпин» Л. В. Никулина, «Шаляпин и русская оперная культура» М. Я. Янковского, «Страницы моей жизни» и «Маска и душа» Ф. И. Шаляпина.
Однако, приходится констатировать, что информация по исследуемому вопросу на сегодняшний день существует в основном в разрозненном виде. В основном это статьи, небольшие разделы или упоминания в учебниках и книгах, посвященных истории русской оперы. К сожалению, нам не удалось найти масштабного исследования, посвященного камерной опере, ее специфике и особенностям. В связи с этим нами была предпринята попытка проанализировать и систематизировать собранную информацию по данной теме с позиций подготовки оперного певца к работе над ролью в камерной опере.
Объектом нашего исследования являются особенности развития оперного жанра в России на рубеже XIX – XX веков.
Предмет исследования – работа оперного артиста над образом в камерной опере на примере оперы Н.А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери».
В данной работе мы поставили перед собой цель: определить специфику работы над образом в рамках жанра камерной оперы.
Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
1. Изучить особенности развития оперного жанра и состояние музыкального театра в России на рубеже XIX – XX вв.
2. Рассмотреть специфику жанра камерной оперы на примере оперы Н.А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери»
3. Выявить наиболее интересные постановки оперы и выдающихся исполнителей главных партий
4. Исследовать особенности работы над образом на примере творческого метода Ф.И. Шаляпина
Теоретической значимостью и новизной исследования является подбор и изучение теоретических материалов с целью освоения подхода к работе над образом через призму жанровой принадлежности оперы.
Практическое значение: подготовка материалов для использования в практической деятельности оперного артиста при работе над ролью, а также возможность использования материалов работы в курсах по истории музыки и истории оперного искусства.
Структура дипломной работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из двух глав. Первая глава, состоящая из трех разделов, посвящена развитию оперного жанра в России на рубеже XIX – XX веков, положению оперного театра в России в данный период времени и, непосредственно, опере «Моцарт и Сальери». Вторая глава, состоящая из двух разделов, освещает известные нам постановки оперы «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова, а также рассказывает о работе над ролью в жанре камерной оперы, на примере творческого метода Ф. И. Шаляпина.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анализ вокальных произведений / Е.А. Ручьевская, Л.П. Иванова, В.П. Широкова [и др.]. – Ленинград: Музыка, 1988. 351 с.2. Асафьев, Б.В. Русская музыка XIX и начало XX века, 2-е изд. / Б.В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1979. – 344 с.
3. Бутир, Л.М. История русской музыки: в 10 т. Т. 4 / Л.М. Бутир и др. – М.: Музыка, 1986. – 416 с.4. Гозенпуд, А.А. Русский оперный театр XIX в. 1836-1850 / А.А. Гозенпуд. – Л.: Музыка, 1969. – 245 с.5. Гозенпуд, А.А. Русский оперный театр на рубеже XIX-XX и Ф.И. Шаляпин / А.А. Гозенпуд. – Ленинград: Музыка, 1974. 264 с.
6. Дранков, В.Л. Природа таланта Шаляпина / В.Л. Дранков. – Ленинград: Музыка, 1973.- 214 с.
7. Кандинский, А.И. История русской музыки. В 3т . Т. 2, кн. 2: Вторая половина XIX века. Н.А. Римский-Корсаков / А.И. Кандинский. –М.: Музыка, 1979. – 278 с.
8. Комиссарская, М.А. Русская музыка XIX века / М.А. Комиссарская. – М.: Знание, 1974. – 208 с.9. Никулин, Л.В. Федор Шаляпин / Л.В. Никулин. –М.: Искусство, 1954. 192 с.
10. Оперы Н.А. Римского-Корсакова. Путеводитель / ред. И. Уварова. – М.: Музыка, 1975. – 478 с.
11. Орлова, А.А. Страницы жизни Н.А. Римского-Корсакова. Летопись жизни и творчества. Выпуск 3 / А.А. Орлова. – Ленинград: Музыка, 1972. 352 с.
12. Орлова, Е.М. Лекции по истории русской музыки: учебное пособие. - 2-е изд. / Е.М. Орлова. – М.: Музыка, 1979. 383 с.
13. Пушкин, А.С. Драматические произведения; Проза. / А.С. Пушкин. – М.: Художественная литература, 1981. 366 с.
14. Римский-Корсаков, Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. - Восьмое издание/ Н.А. Римский-Корсаков. – М.: Музыка, 1980. 454 с.
15. Римский-Корсаков. Исследования материалы письма. В 2т. Т. 1 / ред. О.К. Логинова. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1953. 415 с.
16. Русская музыка на рубеже XX века / ред. А. Крюков. – М.: Музыка, 1966. 295 с.
17. Седова, Т.А. Либреттные качества «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина / Т.А. Седова // Грамота / Тамбов: Грамота, 2012. № 9 (23): в 2-х ч. Ч. II. C. 140-142.
18. Семененко, В. О двух спектаклях одной премьеры в театре оперы и балета имени М. И. Глинки / В. Семененко // Вечерний Челябинск.- 24 октября 1975
19. Соловцов, А.А. Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова /А.А. Соловцов. - М.: Музыка, 1969. – 669 с.
20. Шаляпин, Ф.И. Страницы из моей жизни. Маска и душа/Ф.И. Шаляпин. - М.: Кн. палата, 1990.— 464 с.
21. Яковлев, В.В. Пушкин и музыка. Второе издание / В.В. Яковлев. – М.: Гос.Муз.Изд., 1957. 263 с.
22. Янковский, М. Я. Шаляпин и русская оперная культура / М. Я. Янковский. – М.: Искусство, 1947. 223 с.
23. musc.ru: Московская частная опера С. И. Мамонтова.– режим доступа: http://musc.ru/content/view/70/. – загл. с экрана
24. operanews.ru: Премьера Моцарта и Сальери в Геликоне.– режим доступа: http://www.operanews.ru/10100308.html
25. proza.ru: Без Моцарта и без Сальери.– режим доступа: http://www.proza.ru/2012/05/14/395
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Моцарт – П. Солнцев, Сальери – В. Гриченко
Приложение 3
Сальери - Ф. И. Шаляпин, Моцарт – В. П. Шкафер
Приложение 4
Приложение 5
Федор Иванович Шаляпин в разных ролях:
Дон Базилио (Севильский Цирюльник), Досифей (Хованщина), Иван Грозный (Псковитянка), Мефистофель (Фауст)
Приложение 6
ВВЕДЕНИЕ
Оперный жанр, как и все искусство, непрерывно изменяется, совершенствуется и преломляется в ответ на изменения в жизненном укладе людей и самих людях. Рубеж веков является переломным моментом в истории России. Для рубежа XIX – XX столетий характерно нарастание русского освободительного движения: преддверие революции 1905 года. Композиторы, всегда остро чувствующие грядущие перемены, отразили особенности этого времени в своих произведениях. И именно в этот период с небывалой силой просыпается интерес композиторов к внутреннему миру человека, к волнениям человеческой души, перед которой возникло непреодолимое препятствие. Не случайно в это время возникает новая тенденция в музыкальном искусстве, которая заключается в особом интересе к малым формам. В рамках этого процесса в оперном жанре появляются так называемые оперы малой формы, разновидностью которой является камерная опера - одно из интереснейших явлений в истории оперного жанра. Первыми композиторами, которые обратились к жанру малой оперы, стали Ц. А. Кюи и А. С. Даргомыжский. Среди них уникальным примером собственно жанра камерной оперы стала опера Н. А. Римского-Корсакого «Моцарт и Сальери».
Советское и современное оперное искусство продолжило традицию камерной оперы. Камерные оперы продолжают оставаться актуальными и востребованными благодаря глубокому впечатлению, которое они производят на зрителя. Современными композиторами и по сей день создаются камерные оперы и монооперы, продолжающие тенденции камернизации в оперном жанре. Некоторые специфические черты камерной оперы мы можем увидеть также в новых оперных жанрах, появившихся на основе связи со смежными видами искусства – кино и телевидением. В телеопере, где расстояние от артиста до зрителя сведено к минимуму, особенности камерной оперы находят наиболее широкое претворение. Созданные и поставленные в последние годы камерные оперы, монооперы и телеоперы, такие как «Награда» О. В. Тактакишвили, «Ожидание» М. Л. Таривердиева, «Елка» В. И. Ребикова, «Наставник» Н. П. Гигаури, «Неожиданная встреча» В. И. Кладницкого, «Что сказал Кутузов» Б. И. Архимандритова, «Конец сказки» А. А. Красотова и ряд других, свидетельствуют о жизненности и популярности этой своеобразной разновидности оперного творчества.
В процессе изучения этой темы мы обращались к трудам таких выдающихся исследователей истории русского искусства как Е. М. Орлова, А. И. Кандинский. Ценные факты по интересующему нас вопросу содержатся в автобиографической летописи жизни Н. А. Римского-Корсакова. Вопросы, связанные с историей оперного театра России на рубеже веков, раскрыты, в частности, в книге «Русский оперный театр на рубеже XIX – XX и Ф.И. Шаляпин» А.А. Гозенпуда. Изучая творческий метод Ф. И. Шаляпина, мы обратились к книгам: «Природа таланта Шаляпина» В. Л. Дранкова, «Федор Шаляпин» Л. В. Никулина, «Шаляпин и русская оперная культура» М. Я. Янковского, «Страницы моей жизни» и «Маска и душа» Ф. И. Шаляпина.
Однако, приходится констатировать, что информация по исследуемому вопросу на сегодняшний день существует в основном в разрозненном виде. В основном это статьи, небольшие разделы или упоминания в учебниках и книгах, посвященных истории русской оперы. К сожалению, нам не удалось найти масштабного исследования, посвященного камерной опере, ее специфике и особенностям. В связи с этим нами была предпринята попытка проанализировать и систематизировать собранную информацию по данной теме с позиций подготовки оперного певца к работе над ролью в камерной опере.
Объектом нашего исследования являются особенности развития оперного жанра в России на рубеже XIX – XX веков.
Предмет исследования – работа оперного артиста над образом в камерной опере на примере оперы Н.А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери».
В данной работе мы поставили перед собой цель: определить специфику работы над образом в рамках жанра камерной оперы.
Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
1. Изучить особенности развития оперного жанра и состояние музыкального театра в России на рубеже XIX – XX вв.
2. Рассмотреть специфику жанра камерной оперы на примере оперы Н.А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери»
3. Выявить наиболее интересные постановки оперы и выдающихся исполнителей главных партий
4. Исследовать особенности работы над образом на примере творческого метода Ф.И. Шаляпина
Теоретической значимостью и новизной исследования является подбор и изучение теоретических материалов с целью освоения подхода к работе над образом через призму жанровой принадлежности оперы.
Практическое значение: подготовка материалов для использования в практической деятельности оперного артиста при работе над ролью, а также возможность использования материалов работы в курсах по истории музыки и истории оперного искусства.
Структура дипломной работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из двух глав. Первая глава, состоящая из трех разделов, посвящена развитию оперного жанра в России на рубеже XIX – XX веков, положению оперного театра в России в данный период времени и, непосредственно, опере «Моцарт и Сальери». Вторая глава, состоящая из двух разделов, освещает известные нам постановки оперы «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова, а также рассказывает о работе над ролью в жанре камерной оперы, на примере творческого метода Ф. И. Шаляпина.
ГЛАВА 1. ОПЕРА В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВЕКОВ
Дата: 2018-12-28, просмотров: 946.