К основным функциям, которые реализуются в практике обучения, относятся развивающая и воспитывающая функции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Процесс обучения — система последовательных учебных действии преподавателя для достижения познавательного результата и соответствующая последовательная смена в умственном развитии учащегося. 

Обучение как процесс состоит из преподавания и учения. Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. Учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. Этапы процесса обучения

Процесс обучения начинается с подготовки к восприятию новых знаний и умений успешного решения учащимися новой познавательной задачи; развитием интереса к предлагаемому на данном уроке материалу на основе проблемной ситуации, истории вопроса и т.п. и к предмету в целом. В этом звене идет проверка и корректировка знаний и умений, необходимых для успешного овладения новым материалом, а также актуализация имеющихся знаний и умений, их корректировка.

После создания потребности в знаниях учитель организует восприятие новых знаний. Восприятие предполагает целостное отражение материала в сознании учащихся, однако же в процессе восприятия учитель выделяет главное, самое существенное. Этому способствует план изложения, вопросы, на которые необходимо ответить после знакомства с новой информацией. Выделение главного, существенного в восприятии создает условия для перехода к следующему звену учебного процесса.

На основе умело организованного восприятия учебного материала учитель формирует научные понятия. Выделение главного облегчает формирование научных понятий. Процесс формирования научного понятия начинается с операции сравнения известного с неизвестным. Учащиеся находят сходные признаки, различия, потом дается определение понятия.

Новое знание пока не стало орудием мышления ученика. Его следует закрепить, поэтому учитель использует первичное закрепление, а затем различные виды построения: текущее и обобщающее. Важным условием эффективности повторения являются элементы новизны сделать процесс обучения творческим, осознанным. На основе повторений одних и тех же действий с элементами новизны у учащихся формируются умения и навыки. Умения – это знания в действии можно сформировать только при условии полного понимания.

Обеспечив усвоение материала по изученной теме, учитель включает эти новые знания в систему уже имеющихся знаний, умений и навыков. Это звено учебного процесса предполагает использование изученного в новых ситуациях, чтобы добиваться гибкости знаний, их критичности и креативности.

Последним звеном учебного процесса является контроль как звено обратной связи. В процессе контроля учитель выявляет пробелы в знаниях ученика и оказывает ему помощь в преодолении и предупреждении отставания. Кроме того, учитель контролирует и качество своей работы. С помощью различных форм и видов контроля обеспечивается мотивация и дальнейшая успешная познавательная деятельность учителя. 

Учение имеет полимотивированный характер, все многообразие мотивов учебной деятельности школьников можно представить тремя взаимосвязанными группами: 

- непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности: яркость, новизна, занимательность, внешние привлекательные атрибуты школьника; интересное преподавание, привлекательность личности учителя; желание получить похвалу, награду, боязнь получить отрицательную отметку, быть наказанным, страх перед учителем, нежелание быть объектом обсуждения в классе и т.п.; 

- перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости обще и учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального, практически-прикладного значения предмета, тех или иных конкретных знаний и умений; связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью; развитое чувство долга, ответственности; 

- интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т. п.

 

Резюме

Обучение - процесс, социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений.

Реальный эффект обучения, его действительное движение зависят от двух ведущих составляющих учебного процесса: от овладения знаниями и другими элементами содержания образования и от развития обучаемых.

К движущим силам учения относятся внутреннее противоречие между знанием и незнанием и мотивы и интерес к овладению изучаемым материалом. Переживание внутренних противоречий между знанием и незнением является движущей силой учения, познавательной активности учащихся

К внешним закономерностям процесса обучения относятся социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения и воспитывающий и развивающий характер обучения. Внешней закономерностью является и то, что обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. 

Обучение как процесс состоит из преподавания и учения. Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. Учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Последним звеном учебного процесса является контроль как звено обратной связи. В процессе контроля учитель выявляет пробелы в знаниях ученика и оказывает ему помощь в преодолении и предупреждении отставания. Кроме того, учитель контролирует и качество своей работы.

 

           Контрольные вопросы

1. Назовите элементы обучения исходя из концепции И.Я. Лернера.

2. В каких основных вариантах происходит построение учебного процесса?

3. В чем заключается основное отличие умений от знаний?

4. Объясните, почему учение носит полимотивированный характер.

5. Докажите, что последним звеном учебного процесса является контроль знаний.

 

5.2 Цели, содержание и структура непрерывного образования

 

По данной теме студент должен знать: сущность и содержание понятий «образование», «содержание образования», «непрерывное образование»

Уметь: выделять основные уровни непрерывного образования.  

 

Содержание темы

Система образования включает в себя совокупность образовательно-воспитательных учреждений и общие принципы, на основе которых работают учреждения.

Непрерывное образование призвано обеспечить гармоничное развитие каждой личности, индивидуализировать обучение, воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня знаний. Каждому обучающемуся должны быть созданы условия для получения нужных ему знаний. В центре любого этапа и уровня непрерывного образования и воспитания поставлен человек, личность со своими интересами.

В современной дидактике содержание образования определяется как система знаний, умений и навыков (ЗУНов), опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру; педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре.

Понятие «непрерывное образование» можно рассмотреть в трех аспектах: личностном, процессуально-образовательном и в структурноорганизационном.

1. Личностный аспект. В данном контексте понятие непрерывного образования означает, что человек должен учиться постоянно, без относительно длительных перерывов. При этом непрерывное образование подразумевает или обучение в образовательных учреждениях, или самообразование человека. Самообразование предполагает наличие у личности первоначального квалификационного опыта в какой-либо профессии и соответствующие умения и навыки самостоятельного получения знаний. По существу самообразование является важнейшей составляющей непрерывного образования. Обучение в образовательных учреждениях не может быть постоянным и всегда имеет перерывы, поэтому непрерывность процесса обучения обусловливает именно самообразование личности. Образовательное учреждение создает необходимую базу, на основе которой человек может осуществлять процесс самосовершенствования. В этом случае непрерывное образование является этапным: обучение в образовательном учреждении – процесс самообразования – обучение в образовательном учреждении – процесс самообразования – и т.д.

Возможны три вектора движения личности в условиях непрерывного образования, разные по своим целям и по своему назначению:

- человек, оставаясь на одном и том же формальном образовательном уровне (медсестра, слесарь, инженер и т.д.) периодически повышает свою квалификацию. Условно этот вектор можно назвать «движение вперед». В этом     случае   целью    непрерывного образования будут     повышение

профессионального мастерства специалиста;

- человек может подниматься по ступеням и уровням образования. Данный вектор можно обозначить «движение вверх» (среднее образование – высшее образование – послевузовское образование). В этом случае целью непрерывного образования будет приобретение той или иной профессии, повышение качественного образовательного уровня;

- непрерывность образования так же подразумевает возможность не только продолжения, но и смены профиля образования, т.е. возможность образовательного маневра на разных этапах жизненного пути, исходя из потребностей и возможностей человека и изменения социальноэкономических условий общества. В этом случае необходимо говорить о векторе «движение по горизонтали, в сторону», а целью непрерывного образования в этом случае будет получение дополнительной специальности или смена специальности вообще.

2. Процессуально-образовательный аспект. Непрерывность, как характеристика образовательного процесса, обусловлена включенностью личности в образовательный процесс на всех стадиях развития человека и преемственностью всех образовательных этапов: школьное образование основано на дошкольном, высшее на школьном и т.д.

3. Структурно-организационный аспект. Предполагает наличие развитой сети образовательных учреждений и системы управления, которая обеспечивает слаженность их функционирования.

При построении системы непрерывного образования необходимо тщательно разработать его содержательную сторону. Под содержанием непрерывного образования необходимо понимать культурно-обусловленную информацию образовательного характера, которая интериоризируется (усваивается) и экстериоризируется (воспроизводится, опредмечивается) через практическую деятельность учебного характера в условиях образовательного процесса. При интериоризации образовательной информации формируется комплекс теоретических знаний в области какойлибо деятельности (в первую очередь профессиональной), при ее экстериоризации человек вырабатывает комплекс практических знаний и деятельностных умений и навыков.

Содержание непрерывного образования отражено в конкретных образовательных программах и представляет, в первую очередь, перечень учебных дисциплин, которые необходимо освоить для повышения квалификации, получения профессии или переквалификации.

Выделяют принципы непрерывного образования. Это система базовых идей, которые необходимо реализовать в процессе конструирования системы образовательных учреждений, сопровождающих человека в различные периоды его жизни. К числу таковых относятся:

– поступательность в формировании и обогащении творческого потенциала личности,

– вертикальная и горизонтальная целостность   пожизненного

образовательного процесса;

– интеграция учебной и практической деятельности;

– учет особенностей структуры и содержания образовательных потребностей человека на различных стадиях его жизненного цикла;

– содержательная преемственность     восходящих   ступеней

образовательной лестницы;

– единство профессионального, общего и гуманитарного образования;

– самообразование в периоды между стадиями организованной учебной деятельности;

– интеграция формальной, неформальной и информальной составляющих пожизненного образовательного процесса.

Принципы непрерывного образования базируются на следующих теоретических положениях:

– охват образованием всей жизни человека;

– понимание образовательной системы как целостной, включающей дошкольное воспитание, основное, последовательное, повторное, параллельное образование, объединяющее и интегрирующее все его уровни и формы;

– включение в систему просвещения помимо учебных заведений и центров доподготовки, формальных, неформальных и

внеинституциональных форм образования;

– горизонтальная интеграция: дом – соседи – местная социальная сфера – общество – мир труда – средства массовой информации – рекреационные, культурные, религиозные организации и т.д.; между изучаемыми предметами; между различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным и т.п.) на отдельных этапах жизни;

– вертикальная интеграция: между отдельными этапами образования (дошкольным, школьным, послешкольным); между разными уровнями и предметами внутри отдельных этапов; между разными социальными ролями, реализуемыми человеком на отдельных этапах жизненного пути; между различными качествами развития человека (качествами временного характера, такими, как физическое, моральное, интеллектуальное развитие и т.п.);

– акцент на самоуправление; акцент на самообразование, самовоспитание, самооценку; индивидуализация учения; учение в условиях разных поколений (в семье, в обществе); расширение кругозора; интердисциплинарность знаний, их качества; гибкость и разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения; динамичный подход к знаниям – способность к ассимиляции новых достижений науки; совершенствование умений учиться; стимулирование мотивации к учебе; создание соответствующих условий и атмосферы для учебы; реализация творческого и инновационного подходов;

– облегчение перемены социальных ролей в разные периоды жизни; познание и развитие собственной системы ценностей; поддержание и улучшение качества индивидуальной и коллективной жизни путем личного, социального и профессионального развития; развитие воспитывающего и обучающего общества; учиться для того, чтобы «быть» и «становиться» кемто; системность принципов для всего образовательного процесса.

К видам непрерывного образования относятся: формальное и неформальное образование.

Содержание образования определяется учебными планами и учебными программами.

Учебный план — это документ, в котором определены состав учебных предметов, изучаемых в данном типе образовательных учреждений, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет. 

Основные виды учебных планов: базисный учебный план, типовые федеральные учебные планы, региональные учебные планы и учебный план школы. Эти планы отражают федеральный (т. е. общий для всей Федерации), национально-региональный и школьный (конкретный для данного образовательного учреждения) компоненты образования. Кроме того, все содержание образования подразделяется на инвариантную, базовую, обязательную для всех, часть, которая обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, обязательные занятия по выбору (часто они связаны с выбором профиля обучения в старшем звене), и вариативную часть, включающую свободно избираемые факультативные, индивидуальные и групповые занятия.

Конкретное содержание образования по образовательным областям и отдельным предметам определяется учебными программами и учебниками. Содержание учебных предметов конкретизируется в учебных программах, которые представляют собой документ, устанавливающий состав, содержание образования по каждому учебному предмету, структуру, последовательность предъявленного к изучению материала по каждому предмету с распределением его по годам обучения, по разделам и темам.

Также указывается объем времени, выделяемого как на изучение предметов в целом, так и на каждый раздел и тему. По каждой теме обозначаются объем знаний (понятия, факты, основные законы, теоремы, рекомендации), способы деятельности (виды упражнений, типы задач, умения и навыки). В программах указываются предполагаемые результаты обучения, определяются межпредметные связи, опорные знания, необходимые для успешного изучения темы или раздела. Нередко задается и примерная методическая модель изучения материала (опорные понятия, логика и общие методы работы).

Типовые учебные программы, которые утверждаются Министерством образования Российской Федерации, раскрывают ведущие положения науки, практики, искусства, техники и носят рекомендательный характер.

Любая программа должна содержать: пояснительную записку, в которой определяются цели, задачи и основные направления работы по курсу, выделяются ведущие идеи, ключевые подходы, наиболее общие методы изучения; тематический план с примерным распределением часов по темам; раздел, раскрывающий содержание каждой темы с выделением подлежащих изучению фактов, доказательств, законов, теорем, теорий, следствий, прикладных объектов, а также обязательных для овладения умений и навыков; методические указания о способах изучения разделов курса (методы, основные демонстрации, лабораторные работы и т. д.); библиографию с указанием основной и дополнительной литературы.

Рабочие учебные программы разрабатываются на базе типовых программ и отражают специфику обучения в данном образовательном учреждении.

Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в учебниках и учебных пособиях. Среди учебных пособий различают: хрестоматии по предметам, сборники упражнений, контурные карты и т.д. 

С точки зрения знаниево-ориентированного подхода в понятие «содержание образования» входит система научных знаний и практические умения и навыки.

Развитие образования характеризуется сочетанием таких двух качеств, как консерватизм и стремление к новому. Взятые в отдельности, эти качества неизбежно ведут либо к застою, отставанию от требований времени, либо к разрыву с традициями, рискованным экспериментам. Только единство здорового консерватизма, желание бережно сохранять для новых поколений достижения творческой мысли и исторического опыта с одной стороны и стремление к новому в образовании с другой, придает динамизм, поступательность и его развитие.

Традиционно учебные предметы в общеобразовательной школе делят на гуманитарные и естественно-научные дисциплины.

Резюме

В современной дидактике содержание образования определяется как система знаний, умений и навыков (ЗУНов), опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру; педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре.

Принципы непрерывного образования - это система базовых идей, которые необходимо реализовать в процессе конструирования системы образовательных учреждений, сопровождающих человека в различные периоды его жизни.

Основные виды учебных планов: базисный учебный план, типовые федеральные учебные планы, региональные учебные планы и учебный план школы. Эти планы отражают федеральный (т. е. общий для всей Федерации), национально-региональный и школьный (конкретный для данного образовательного учреждения) компоненты образования.

Рабочие учебные программы разрабатываются на базе типовых программ и отражают специфику обучения в данном образовательном учреждении. 

Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в учебниках и учебных пособиях. Среди учебных пособий различают: хрестоматии по предметам, сборники упражнений, контурные карты и т.д. 

С точки зрения знаниево-ориентированного подхода в понятие «содержание образования» входит система научных знаний и практические умения и навыки.

 

   Контрольные вопросы

1. Назовите три аспекта непрерывного образования, приведите примеры.

2. Дайте определение понятию «учебный план».

3. Что служит основой для разработки рабочих учебных программ?

4. Перечислите основные виды учебных планов.

5. На каких теоретических положениях базируются принципы непрерывного образования?

 

Основные принципы обучения

 

По данной теме студент должен знать: основные принципы обучения

Уметь: определять их сущностные характеристики в конкретных условиях обучения.

 

Содержание темы

Когда говорят о процессе обучение как сложной системе, включающей в себя учебную деятельность учителя и учебную деятельность учащегося, имеют в виду организованное обучение. Но обучение не может быть организованным, если оно не опирается на объективно существующие или предполагаемые закономерности. Сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться, эти закономерности, реальные или предполагаемые, становятся принципами обучения. Основные принципы обучения, провозглашенные общей дидактикой, а поэтому обязательные при обучении любому предмету, называются дидактическими принципами. В обучении следует руководствоваться следующими дидактическими принципами: 

Принцип сознательности. А.Н. Леонтьев сказал: «...подлинно центральный, подлинно ведущий принцип: принцип сознательности». Принцип сознательности – это такой принцип, при помощи которого обеспечивается основательное знание фактов, определений, законов, глубокое смысловое понимание, осмысление выводов, обобщений с умением правильно выражать свои мысли в речи, превращение таких знаний с убеждениями умения самостоятельно пользоваться знаниями на практике. ПС должен характеризоваться в обучении такими основными признаками, как использование языкового мышления учащихся, осознание стоящих перед ними задач, опора на самостоятельный поиск решений и логическое мышление, включение знаний в содержание обучения. Итак, практическая реализация принципа сознательности при обучении предполагает: 

1. Опору на учащихся 

2. Опору на самостоятельный поиск решения и логическое мышление учащихся 

3. Включение знаний в содержание обучения (знания сообщаются чаще всего в виде правил, инструкций, образцов, переводных эквивалентов).

Принцип активности. Этот принцип предполагает сообщение учащимся целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности. Активность предполагает способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе, а главное – умение систематически работать над языком. Принцип активности может быть осуществлен при наличии следующих условий: 

1. развитие активной мыслительной деятельности, что достигается речевой основой обучения;

2. мотивации и интереса;

3. развитие навыков и умений самостоятельной работы (сочинение или рассказ по данным тезисам, определение главной идеи стихотворения, работа над справочником) в классе и индивидуализации обучения (использование разных вариантов однотипных заданий; оказание различной помощи учащимся при выполнении одного и того же задания; различная длина пауз для выполнения задания и т.п.).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 382.