Психика, поведение и деятельность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

По данной теме студент должен знать: понятие о взаимосвязи психики, деятельности и поведения; структуре деятельности, теории деятельности С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева.

Уметь: выделять потребности, мотивы, цели деятельности.

 

Содержание темы

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности [2].

Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность.

Существует различные точки зрения в отношении происхождения психики. Идеалистическое направление придерживается мнения, что психическое (душа) не связано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение. С другой точки зрения — дуалистической — у человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом. Материалистическое направление объясняет феномен психики эволюцией живой природы, рассматривая психику как свойство высокоразвитой материи. Споры о происхождении психики не прекращаются и сейчас [1]. 

Психика человека проявляется в его поведении и деятельности. Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Человеческая жизнь – это система сменяющих друг друга деятельностей.

Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая себя и условия своего существования [7].

Исторический прогресс, имевший место за последние тысячи лет, обязан деятельности человека. Почти все предметы сделаны под действием человеческого разума. Животные же пользуются только тем, что им предоставила природа. Совершенствуя свои предметы потребления, человек развивает свои потребности. Деятельность человека регулируется не непосредственно потребностями, как у животных, а сознаваемой целью (все остальные стороны деятельности: мотив, способы выполнения, отбор и переработка информации могут осознаваться или не осознаваться, могут осознаваться не полностью или даже неверно). 

 Следовательно, деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью

[9]. 

Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими за счет освоения достижений в предыдущих эпохах. 

Организация человеческой деятельности связана со сложными двигательными умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения (у животных этого нет).

Ребенок начинает пользоваться предметами, которые подчиняются логике предметов. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных. У человека движения более совершенны и социально обусловлены.

Основные характеристики деятельности: предметность, субъективность. Предметность проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связях со значениями, выраженными в понятиях языка, в социальных нормах и ролях, в ценностях. Субъектность деятельности выражается в активности субъекта, его потребностями и установками, эмоциями и мотивами, целями и задачами [7,14]. 

Деятельность имеет следующие особенности:

- плановость (отдельные взаимосвязанные действия, располагающиеся в известном порядке и строящиеся по определенному плану),

- целенаправленность (деятельность состоит из действий, объединенных единой, сознательно поставленной целью, к которой

стремится человек),

- общественный характер (деятельность - это продукт общественноисторического развития. Общество в процессе своего развития

совершенствует виды деятельности в условиях общественного труда), - систематичность.

Одним из первых отечественных психологов, изучающих деятельность, был Лев Семенович Выготский (1896-1934) утверждавший, что деятельность является инструментом познания психики человека, формирования у него высших психических функций. Основная идея учения Л.С. Выготского заключалась в том, что психическая деятельность строится по образцу внешней деятельности. У человека она опосредована орудиями и общественно установленными, объективно заданными способами их применения, а у животных деятельность определяется врожденными, инстинктивными механизмами и непосредственным воздействием внешней среды [10]. 

В 20-е гг. ХХ века в отечественной психологии начал формироваться деятельностный подход. Опираясь на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, С. Л. Рубинштейн (1889—1960) основе положения «не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание» формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается [11].

По С. Л. Рубинштейну, деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее «внутренние» закономерности. Внешние причины действуют через внутренние условия. Деятельность следует отличать от поведения. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание продукта, организованна, систематична. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит пассивный характер, спонтанно, хаотично.

Успешность деятельности зависит от трех условий: знаний, умений, мотивации. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С. Л. Рубинштейну) [13].

А. Н. Леонтьев (1903—1979) уточняет положение С. Л. Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним». А. Н. Леонтьев совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности [12]. 

В книге «Деятельность. Сознание. Личность» А.Н. Леонтьев, развивая взгляды и идеи Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна, прежде всего, подчеркивает неделимый характер деятельности, поскольку это «система, имеющая свое строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие», «включенная в систему отношений общества». В обществе человек попадает не просто под внешние условия, к которым он подстраивает свою деятельность, сами общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, таким образом, общество создает деятельность образующих его индивидов. Первично деятельностью управляет сам предмет (предметный мир), а вторично его образ, как субъективный продукт деятельности, который несет в себе предметное содержание. Сознательный образ понимается при этом как идеальная мера, овеществляемая в деятельности; оно, человеческое сознание, существенно участвует в движении деятельности [7]. 

Согласно Леонтьеву, деятельность - это форма активности. Активность же в свою очередь побуждается потребностью, т.е. состоянием нужды в нормальных условиях функционирования.

По А. Н. Леонтьеву, деятельность - это совокупность действий, объединенных определенным мотивом [7].

В дальнейшем другие варианты психологической теории деятельности разработали М.Я. Басов, Б.М. Теплов, А.А. Смирнов, Б.Г. Ананьев, П.Я.

Гальперин, В.В. Давыдов и многие другие психологи.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 262.