По данной теме студент должен знать: понятие о темпераменте и типах темпераментов (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик); индивидуальный стиль деятельности и темперамент. Понятие о характере, акцентуациях характера, формировании характера. Понятие о способностях; общие и специальные способности; способности и профессия.
Уметь: определять тип темперамента.
Содержание темы
Темперамент – это характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и их силой — с другой [28]. Темперамент характеризуется следующими компонентами — активность, моторика и эмоциональность. Эти свойства определяют скорость протекания и изменения нервных процессов, особенности эмоциональной сферы личности, успешность овладения теми или иными видами деятельности и индивидуальный стиль деятельности. Свойства нервной системы лежат в основе развития качеств характера [2; 7].
Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до п. э.). По мнению Гиппократа, различия между людьми определяются соотношением четырех основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Основываясь на этой теории, еще один известный врач античности Клавдий Гален (ок. 130-ок. 200 гг.) разработал классификацию темпераментов, согласно которой тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков: сангвиник (от лат. sanguis — кровь), флегматик (от герч. phlegma — слизь, мокрота), холерик (от греч. chole — желчь) и меланхолик (от греч. melas chole — черная желчь) [19].
Позднее исследователи предпринимали попытки упорядочить данные, свидетельствующие о разнообразии человеческого поведения. Появились теории, связывающие поведенческие различия с особенностями телосложения, физиологических функций. Таким образом, было разработано значительное количество концепций и типологий темпераментов. В ряде из них свойства темперамента рассматривались как врожденные качества личности, связанные с особенностями телосложения. Это направление исследований получило название конституционального подхода (Э. Кречмер и У. Шелдон). Наиболее известная конституциональная теория разработана Э. Кречмером, в основе которой идея о связи типа телосложения с определенными психологическими особенностями. Э. Кречмер провел значительно количество экспериментов, что позволило ему выявить четыре конституциональных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик [6].
1. Лептосоматик отличается хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми нижними конечностями.
2. Пикник характеризуется выраженной жировой тканью, излишне тучный, отличается малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.
3. Атлетик отличается развитой мускулатурой, крепким телосложением, высоким или средним ростом, широкими плечами, узкими бедрами.
4. Диспластик — это человек с бесформенным, неправильным строением. Представители этого типа отличаются различными деформациями телосложения (например, очень высокий рост, непропорциональное телосложение).
С приведенными типами физиологического строения тела Э. Кречмер соотносит три описанных им типа темперамента, которые получили названия шизотимик, иксотимик и циклотимик.
По типу строения тела шизотимик является астеником. В характере ведущими качествами являются замкнутость, колебания настроения, упрямство, ригидность установок и взглядов, затрудненная адаптация к изменению социального окружения.
Иксотимик обладает атлетическим телосложением, что определяет такие свойства характера, как спокойствие, сдержанность невербальных проявлений, ригидность мышления.
Циклотимик имеет пикническое телосложение, его эмоциональная сфера подвержена существенным колебаниям, при этом он с легкостью устанавливает социальные контакты и проявляется реалистичность во взглядах.
Наиболее популярна теория Э. Кречмера стала в Европе, в США в 40-х гг. XX в. большую популярность приобрела концепция темперамента У. Шелдона. Данная теория также основывается на идее о взаимосвязи между телом и темпераментом. По мнению автора, структура тела формирует темперамент, который является его функцией. В теории описано три типа темперамента:
1) эндоморфный тип отличается относительно слабым телосложением с избытком жировой ткани. Этому типу соответствует висцеротония как тип темперамента;
2) мезоморфный тип обладает стройным и сильным телосложением, большой физической силой. Этому типу соответствует соматотония как тип темперамента;
3) эктоморфный тип отличается хрупким телосложением, плоской грудной клеткой и длинными тонкими конечностями со слабой мускулатурой. Этому типу соответствует такой тип темперамента, как церебротония.
У. Шелдон назвал лиц с выраженным соответствующим типом телосложения висцеротониками, соматотониками и церебротониками и считал, что каждый человек обладает всеми названными группами свойств, а различия определяются преобладанием тех или иных свойств [6].
Таблица 4 - Типы темперамента и их характеристика
Типы темперамента | |||
Висцеротония | Соматотония | Церебротония | |
Расслабленность и осанке и движениях | Уверенность в движениях | осанке и | Заторможен в движениях скованность в осанке |
Любовь к комфорту | Склонность к деятельности | физической | Чрезмерная физиологическая реактивность |
Медленная реакция | Энергичность | Повышенная скорость реакции | |
Пристрастие к еде | Потребность в движениях и удовольствие от них | Склонность к уединению | |
Социализация пищевой потребности | Потребность в доминировании | Склонность к рассуждениям | |
Наслаждение от процесса пищеварения | Склонность к риску в игре случая
| Скрытность чувства, эмоциональная заторможенность | |
Любовь к компаниям дружеским излияниям | Решительные манеры
| Самоконтроль мимики |
Социофилия (любовь к общественной жизни) | Храбрость | Социофобия (страх перед общественными контактами) |
Приветливость со всеми | Сильная агрессивность | Заторможенность в общении |
Жажда любви и одобрения окружающих | Психологическая нечувствительность | Избегание стандартных действий |
Типология И.П. Павлова описывает четыре типа темперамента, связанных с типами нервной деятельности. Кратко охарактеризуем эти типы темперамента [21].
Холерик — свойственна высокая скорость двигательных и эмоциональных реакций, эмоциональная сфера отличается сильными, быстро протекающими чувствами, ярко проявляющимися в вербальных и невербальных реакциях; отмечается вспыльчивость, склонность к выраженным эмоциональным реакциям.
Сангвиник — характерна высокая работоспособность и подвижность нервной системы, что выражается в эмоциональном отклике, легкой смене чувств и впечатлений, умении быстро устанавливать социальные контакты, при отсутствии глубины и личной значимости переживаний.
Меланхолик — индивид, переживающий сравнительно ограниченный диапазон эмоций, при их выраженной силе и длительности. Во внешнем поведении эти переживания также находят незначительное выражение. Испытывает затруднения при установлении социальных контактов, глубоко переживает разрывы отношений и необходимость адаптации к изменяющимся условиям.
Флегматик — уравновешенный, медлительный и спокойный человек, которого сложно вывести из себя. Он редко проявляет свои чувства в поведении, невербальная сфера отличается стереотипностью и ограниченностью реакций. Флегматики, как правило, не отличаются высокой инициативностью в деятельности, но при этом ответственно и скрупулезно выполняют любую порученную им работу до логического завершения.
Темперамент является психофизиологическим основанием развития характерологический свойств личности.
Характер образуют мотивационный профиль личности и система алгоритмов поведения, которые образуют поведенческий тип личности. Важнейшие особенности характера как психического феномена состоят в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к внешней реальности и к окружающим людям.
Э. Фромм, - автор психоаналитической характерологии, сформулировал типологию социальных характеров, которая является результатом обобщения данных наблюдения за поведением различных людей и практики работы в клинике. Эта типология основана на отношении человека к жизни, обществу и нравственным ценностям [29].
1. «Мазохист-садист». Этот тип человека склонен перекладывать ответственность за происходящие с ним положительные или негативные события на окружающих его людей. В этой связи агрессия направляется на человека, который в данный момент рассматривается как причина очередной неудачи. Возможны варианты самообвинения, - тогда агрессивные действия направляются на себя.
2. «Разрушитель». Этот тип человека отличается ярко выраженной агрессивностью и стремлением к уничтожению объекта, который является причиной фрустрации. Подобные действия, как орудие устранения жизненных проблем часто является средством защиты от перманентного чувства тревоги и бессилия. Кроме того, люди этого типа зачастую ограничены в интеллектуальных и эмоциональных ресурсах.
3. «Конформист-автомат». Этот тип человека, которому очень сложно самостоятельно решать проблемы, с которыми он сталкивается в деятельности и межличностном общении. В сложных ситуациях он склонен подчиняться мнению большинства, требования социальной группы, быстро заимствуя способ решения проблемы, который демонстрирует большинство.
Такой человек редко имеет собственное мнение и сколько-нибудь оформленную социальную позицию.
В психологической практике широкое распространение имеет классификация характеров К. Юнга. В основу классификации автор положил два параметра: направленность на себя или на внешнее окружение и нейротизм или эмоциональная стабильность. Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности на внешнее окружение, которое вызывает интерес, дает жизненную энергию, с которым связаны основные цели и мотивы деятельности. Отличающими экстравертов качествами являются эмоциональность, безудержность реакций, инициативность, общительность, адаптивность [6].
Для интровертов в свою очередь, характерна обращенность интересов на явления собственного внутреннего мира, низкий уровень общительности, саморефлексия, затрудненная адаптация.
Индивидуальные особенности, которые являются условием успешного выполнения деятельности, в психологии получили название способностей. В качестве основных признаков способностей рассматриваются качество, скорость и низкая затратность личностных ресурсов при выполнении деятельности [18].
В психологии выделяется несколько классификаций способностей человека. Природные способности являются общими для человека и высших животных. К этой группе способностей относятся основные познавательные процессы (восприятие, память, способность к элементарной коммуникации).
Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками.
Вторую группа базовых способностей называют специфически человеческими способностями, которые принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности.
Общие способности определяют успешность личности в разнообразных видах деятельности. В эту категорию входят интеллектуальные способности, особенности мелкой моторики, память, речь и другие. Таким образом, под общими способностями понимают способности, свойственные для большинства людей.
Специальными способности позволяют человеку добиваться успеха в специфических видах деятельности, которые требуют задатков особого рода. К этой группе способностей авторы относят музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. [30].
Еще одна классификация рассматривает способности в отношении сферы деятельности, где они находят себе применение – теоретическая или практическая деятельность. Теоретические способности предопределяют склонность человека к абстрактной интеллектуальной деятельности, тогда как практические формируют конкретную практическую направленность.
Также существует разделение на учебные и творческие способности. Учебные способности позволяют индивиду успешно учиться, усваивать знания, умения и навыки. Творческие способности определяют креативность личности, ее нацеленность на открытия и инновации, создание новых предметов материальной и духовной культуры.
Основанием для развития любого типа способностей являются задатки, - это анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. Данные особенности определяют конкретные направления и скорость развития тех или иных способностей
[30].
В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность [19].
Под одаренностью понимается своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какойлибо деятельности. В этом определении необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения.
Следующий уровень развития способностей человека — талант. В современной психологии под талантом понимается высокий уровень развития специальных способностей (математических, языковых и т. д.). Определяющим условием развития таланта является участие личности в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается гибкостью, новизной и оригинальностью подхода.
Наивысший уровень развития способностей называется гениальностью. В истории человечества насчитывается всего несколько сотен человек, имеющих такой уровень развития способностей. Именно им человечество обязано развитием культуры, науки и техники.
Резюме
К базовым индивидуально-психологическим свойствам личности относят систему задатков и способностей, тип темперамента и особенности характера личности.
Под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Основная типология способностей включает в себя общие и специальные способности, теоретические и практические способности, учебные и творческие способности.
Темперамент – это характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и их силой — с другой. Тип темперамента определяется такими свойствами нервной системы, как сила, уравновешенность и подвижность.
Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности. Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.
Контрольные вопросы
1. Приведите примеры поведения людей с различными типами
темперамента в ситуациях стресса, конфликта, выполнения монотонной работы.
2. Сформулируйте идею о связи между типом темперамента и типом характера.
3. Какую роль играют способности в индивидуальном стиле деятельности личности?
4. Приведите примеры общих и специальных способностей.
5. Перечислите основные урони развития способностей.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 270.