Методы и формы организации учебной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

По данной теме студент должен знать: сущность основных методов и форм организации учебной деятельности, условия выбора методов и форм обучения  

Уметь: типологизировать основные формы и методы организации учебной деятельности.

Содержание темы

Закон Российской Федерации "Об образовании" определяет, что образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Обучение является основной категорией педагогики и в целом представляет собой планомерный, организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений, навыков, руководства его познавательной деятельностью и выработки у него мировоззрения, средство получения образования [6].

Данные определения дают понимание того факта, что в педагогике обязательно различаются две взаимосвязанные стороны образовательного процесса: 

- обучающая; 

- воспитывающая и обучающаяся. 

Основу обучения составляют: 

- знания; 

- умения; 

- навыки. 

Названные элементы выступают со стороны преподавателя в качестве исконных компонентов содержания, а со стороны учеников - в качестве продуктов усвоения.

Необходимо отметить, что педагог и ученик (ученики), каждый представляя некий общественный субъект (педагогическое сообщество или ученичество), вместе являются совокупным субъектом всего образовательного процесса.

Формы обучения представляют собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему, формы обучения объединяются в несколько самостоятельных групп (систем) по определенным признакам:

- по количеству учащихся – коллективные (поточные), групповые (классные), индивидуальные;

- по месту учебы – школьные (уроки) и внешкольные (выполнение домашних заданий);

- по продолжительности – академический час (40-45 мин.), сдвоенное

(парное) занятие (80-90 мин.);

- по специфике взаимодействия педагога и обучаемых – классноурочная, лекционно-семинарская и др.

Форма обучения означает форму организации работы учащихся под руководством педагога, которая может быть: 

- коллективной; 

- групповой; 

- индивидуальной.

Форма   обучения реализуется   как органическое единство целенаправленной организации: 

- содержания; - обучающих средств; - методов обучения. 

Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия (урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую. 

По количеству обучающихся выделяют индивидуальную, групповую, коллективную и фронтальную формы обучения. Форма обучения, когда преподаватель работает сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами, называется фронтальной. 

Различные системы обучения учащихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная - не являются взаимоисключающими. Например, классно-урочная система может включать в себя индивидуальные, групповые, коллективные занятия. Эта форма обучения имеет четкую организационную структуру, удобство в управлении деятельностью класса, возможность коллективных взаимодействий в решении учебных задач, эмоциональное влияние личности учителя на детей и экономию времени.

Данная форма обучения впервые была обоснована Я. А. Каменским в книге «Великая дидактика». В школе и вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения [5].

Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала учащимися. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие обучающих форм в школе и ВУЗе, которые представлены в таблице 1.

 

Таблица 5- Особенности систем обучения

Особенности и признаки классноурочной системы обучения Особенности и признаки лекционнопрактической системы обучения
• Основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок (длительностью 45 минут)  • Урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя  • Ведущая роль учителя состоит в том, что он не только организует процесс передачи и усвоения учебного материала, но и оценивает результаты учебы учащихся и уровень обученности каждого ученика, а также в конце года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине  • Класс - это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса почти не меняется)  • Класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий  • Для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы  • Учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый учебный день определяется количеством • Лекция - это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов (занимает 90 минут)  • Практическое занятие - это форма организации детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, применения и контроля за усвоением полученной учебной информации (на лекции и в ходе самостоятельной работы) под руководством преподавателя вуза  • В качестве основы обучения в вузе выступает самостоятельная деятельность студента  • Учебная группа - это центральная форма организации студентов (постоянный состав которой сохраняется, как правило, на весь учебный год)  • Совокупность учебных групп представляет определенный курс обучения в вузе  • Курс работает по единому учебному плану и программам согласно расписания учебных занятий  • Учебный год делится на два семестра, зачетно-экзаменационный
уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями  • Учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или контрольной) по каждой учебной дисциплине  • Обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов  период и каникулы  • Каждый семестр заканчивается сдачей зачетов и экзаменов по всем учебным дисциплинам  • Обучение в вузе завершается сдачей выпускных экзаменов по ведущим дисциплинам и специальности (защита диплома) 

 

Формой обучения, широко распространенной за рубежом, способной обеспечить продуктивную образовательную деятельность ученика одновременно с его индивидуальной образовательной траекторией, является менторство и тьютерство. Менторство подразумевает оказание помощи ученику при выполнении самостоятельных учебных проектов. Тьютерство – научное руководство ученической творческой или исследовательской работой. В современной российской школе данные функции выполняются учителями – предметниками и имеют альтруистический характер.

                                 Функции форм обучения:

1. Обучающе-образовательная. Форма обучения конструируется и используется для того, чтобы создать наилучшие условия для передачи обучаемым знаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни.

2. Воспитательная. Данная функция обеспечивается введением обучающихся с помощью системы обучения в разнообразные виды деятельности. В результате в работу активно включаются все духовные и физические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, действеннопрактические.

3. Организационная, которая состоит в том, что необходимость соответствия объема, качества содержания образования возрастным возможностям обучающихся требует от обучающего четкой организационнометодической подачи материала, строгого отбора вспомогательных средств.

4. Психологическая    -   состоит в   выработке у     обучающихся

определенного деятельностного биоритма, привычки работать в одно и то же время. Привычное время и знакомые условия учебных занятий порождают в учениках психическое состояние раскрепощенности, свободы, оптимального напряжения духовных сил.

5. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами выполняет развивающую функцию. Особенно эффективно она реализуется, когда при изучении темы в учебном процессе используется многообразие форм. Многообразие и разнообразие форм порождает богатство условий для умственной, трудовой, игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов.

6. Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность учащихся, выполняя интегрирующедифференцирующую функцию. Учебный процесс, реализуемый в разнообразных формах, в основе - своей процесс коллективной познавательной деятельности. Учащиеся познают сообща, обмениваются информацией в практических делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем, обучение есть процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективных занятий должна обладать возможностью индивидуализации деятельности обучаемых.

7. Систематизирующая и структурирующая функции организационных форм обучения состоят в том, что они требуют распределения всего учебного материала по частям и темам, его структурирования и систематизирования как в целом, так и для каждого занятия.

8. Стимулирующая функция формы организации учебных занятий проявляется с наибольшей силой, когда соответствует особенностям возраста учащихся, специфике развития их психики и организма. 

Методы организации и осуществления учебной деятельности

Методы обучения – это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебных задач. Методы учебной деятельности можно подразделить в зависимости от их оснований.

Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.

1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И. Перовский): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).

2. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения И.Я.Лернера - М.Н.Скаткина: объяснительноиллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод, исследовательский метод.

3. По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения: а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый) [1].

4. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося - система методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

Средства обучения

Средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения,

хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)

- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)

- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

- учебные приборы (компас, колбы, и т.д.)

- тренажеры     и спортивное    оборудование     (автотренажеры,

гимнастическое оборудование, спортивные снаряды и т.п.)

- учебная техника (автомобили, и т.д.)

Есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения [3].

Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:

Обьемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)

Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и др.).

Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

Определение конкретных методов обучения

Активные методы обучения предполагают продуктивный, творческий, поисковый характер деятельности учеников. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и т.д. 

Лекция как ориентировочная основа для самостоятельной работы студентов. является основной формой передачи большого объема систематизированной информации в вузе.

Наглядные методы обучения предполагают усвоение учебного материала в существенной зависимости от применяемых наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств, то речь идет о. Наглядные методы условно подразделяются на две группы: метод демонстраций и метод иллюстраций [4].

Объяснительно-иллюстративный метод обучения - познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний.  

Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова, печатного слова, наглядных средств, практического показа способов деятельности.

Словесные методы - группа методов, объединенная по внешним признакам, включающая рассказ учителя, беседу, работу с книгой, учебным текстом. Чаще всего данные методы используются при изложении учебного материала, который носит описательный характер (краткая биография писателя, географическое положение, исторические события и т.д.), не вызывает познавательных затруднений при изучении. Источником знаний является слово.

Упражнения - многократное выполнение учебных действий с целью овладения ими или повышения качества. Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

Урок - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения в школе. Он, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя.

Средством современного, в первую очередь, дистанционного образования, широко применяемым на всех ступенях образовательного процесса от начальной до высшей школы, обладающим интегральной характеристикой, является компьютер. Компьютер является таким средством и орудием человеческой деятельности, применение которого качественно изменяет и увеличивает возможности накопления и применения знаний каждым человеком, а также возможности познания. 

 

      Резюме

Формы обучения представляют собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему.

Методы обучения – это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Активные методы обучения предполагают продуктивный, творческий, поисковый характер деятельности учеников. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и т.д.

Упражнения - многократное выполнение учебных действий с целью овладения ими или повышения качества. Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

Урок - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения в школе. 

 

Контрольные вопросы

1. Назовите две взаимосвязанные стороны образовательного процесса.

2. Что такое наглядные методы обучения?

3. От чего зависит характер учебной работы субъектов образовательного процесса?

4. Приведите примеры активных методов обучения.

5. В чем заключаются различия классно-урочной системы обучения и лекционно-практической системы обучения.

 

Список литературы по разделу 5:

1.Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. - М., 1989.

2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения - М., 2003.

3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.,1998

4. Подласый И.П. Педагогика - М., 1999.

5. Сластенин В.А. Педагогика - М., 2002.

6. Харламов И.Ф. Педагогика - М., 2004.

7. http://www.inter-pedagogika.ru/

8. http://www.p-lib.ru

Теория воспитания

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 338.