Личность
По данной теме студент должен знать: основные методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность, условия их применения.
Уметь: классифицировать методы воспитания.
Содержание темы
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами [3].
Существует множество определений метода воспитания.
Метод воспитания - это совокупность практических или мыслительных действий и приемов преподавателя или обучающегося, выполняя которые можно достигнуть желаемых результатов. Это система принципов, имеющая установочный характер, предписывающая, как организовать целесообразную продуктивную деятельность.
Методы воспитания - способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Методы воспитания определяются целями, принципами и содержанием воспитания и позволяют решать педагогические задачи, являясь способами взаимодействия с обучающимися. Они подразделяются на:
• методы воздействия и убеждения (беседы, лекции, диспуты, доклады, конференции);
• организации практической деятельности (выбор, планирование, мотивация, инструктаж, упражнение, отчетность);
• методы стимулирования (требования, оценка, контроль, поощрение или наказание, соревнование);
• исследовательские и диагностические (наблюдение, интервью, тесты, анкетирование, экспертная оценка, эксперимент, анализ). Обычно методы воспитания носят комплексный характер и применяются в постоянно изменяющихся конкретных учебных ситуациях, которые определяются внешними и внутренними педагогическими условиями. Сочетание различных методов позволяет быстрее достигнуть предусмотренный результат в учебной ситуации [3].
Описание методов воспитания [2,3]:
Внушение – это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему.
Поручение – это исполнение учеником какого-либо дела.
Поощрение – это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения воспитанника или группы.
Наказание - выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения.
Пример – использование лучших образцов поведения и деятельности других людей для побуждения у учащихся стремления к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.
Воспитывающая ситуация - обстоятельство затруднения, выбора, толчка к действию, может быть специально организовано воспитателем.
Диспут - специальный метод воспитания, предполагающий обязательное столкновение противоречивых мнений.
Дискуссия - состоит из краткого выступления воспитателя и постановки вопросов для обсуждения, преимущественно проблемного характера.
Лекция - систематизированное изложение проблемы.
Убеждение – эмоциональное и глубокое разъяснение сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, развитие сознания и чувств воспитываемой личности.
Приучение – многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения.
Одобрение – признание, положительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемое публично или в личной форме.
Общественное мнение - выражение группового требования.
Упражнение - многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения.
Педагогическое требование - предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах.
В зависимости от целей воспитания выделяют:
1. Методы формирования сознания личности – рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, пример.
2. Методы организации деятельности, формирования опыта общественного поведения личности – приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, педагогическое требование.
3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности – соревнование, поощрение, наказание, ситуации переживания успеха.
4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании – педагогическое наблюдение, психологические опросники, сознательное включение учеников в различные виды деятельности.
Формы воспитательной работы и их характеристика [3,4]:
1. Классный час - собрание учеников класса для обсуждения классных дел.
2. Походы-поездки - знакомство учеников с историей, культурой, природой страны не по книгам.
3. Беседа классного руководителя - формирование знаний по вопросам социальной жизни.
4. Словесно-логические формы – обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем.
5. Трудовые формы – участие в различных видах трудовой деятельности, помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления.
6. Образно-художественные формы – совместные переживания, преимущественно социально-нравственные, эстетические.
Форма организации воспитания и обучения также выбирается с учетом целей, принципов и содержания образования (учебный процесс, семейное воспитание, внеаудиторная работа).
Классификация методов воспитания – это выстроенная по определенному признаку система методов.
Виды деятельности, используемые в воспитательных целях:
Познавательная деятельность служит развитию познавательных интересов, накоплению знаний, формированию умственных способностей.
Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, в работе ученического самоуправления, в различных ученических объединениях.
Досуговая деятельность обозначает содержательный, развивающий отдых, свободное общение.
Виды внеурочной деятельности и их характеристика:
1. Ценностно-ориентационная деятельность обеспечивает формирование отношений к миру, убеждений, взглядов.
2. Эстетическая деятельность развивает художественные вкусы, интересы, культуру, способности детей.
3. Познавательная деятельность служит развитию познавательных интересов, накоплению знаний, формированию умственных способностей.
Любой метод подразделяется на методические приемы, т.е.
элементарные ситуации педагогического процесса (разъяснение, похвала, вопрос, ответ, показ).
Методический прием - элемент (часть, деталь) метода воспитания. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.
Приемы воспитания (иногда – воспитательные приемы) в отечественной педагогике рассматриваются как конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого (например, создание эмоционального настроя в ходе воспитательной беседы) и обусловливаются целью их применения [3].
Разнообразные приемы педагогического влияния могут быть сведены к двум основным методам - требованию и оценке. В первом случае задача педагога - добиться того, чтобы предъявляемые учащемуся требования стали его собственными требованиями к самому себе. Педагогические требования разделяются на побуждение к действию (в зависимости от степени категоричности - просьба, задание, приказ) и запрещающие действовать (указание, соответствующий приказ, наказание). Оценки делятся на позитивные (поощрение) и негативные (порицание). Излишне категоричные требования подавляют личность, угнетают ее инициативу. Точно так же подавляют личность негативные оценки, особенно если они относятся не к отдельным поступкам, а к личности в целом. Положительная оценка эффективнее стимулирует личность. Однако постоянные похвалы обычно формируют у учащихся завышенную самооценку.
Требования и оценки могут быть коллективными и индивидуальными. В этой связи их эффективность в значительной степени зависит от отношения к их источнику. Максимальной силой влияния обладают референтная группа и самый авторитетный педагог (просьбы любимого учителя могут выполняться быстро, тогда как приказ человека, которого дети не уважают, может остаться невыполненным). С помощью методов оценки производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).
Средства воспитания - это конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности воспитанников (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядны пособия (кинодемонстрации, картины, материальные предметы, игра, игрушки, ЭВМ, книги, спектакль и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода при решении педагогических задач.. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и др., собрания, диспуты и т.д. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д. Всякая разъяснительная беседа или собрание, будучи конкретными средствами реализации метода, убеждения, выступают в качестве частных форм его осуществления и в этом смысле выполняют роль методов воспитания [3].
Представим группы средств воспитания и основания для их классификации [3,4]:
1. Пример, образец, идеал, норма: выполняют для воспитанника ориентирующую и демонстрационную функцию.
2. Требование, контроль, наказание: ограничивают или корректируют активность воспитанника.
3. Похвала, поощрение: служат для подкрепления и развития социально продуктивных моделей поведения
Резюме
Методы воспитания - способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Они подразделяются на: методы воздействия и организации практической деятельности; методы стимулирования; исследовательские и диагностики. Наиболее используемые методы воспитания: внушение, поручение, поощрение, наказание, пример, воспитывающая ситуация, диспут, дискуссия, убеждение, приучение, одобрение, общественное мнение, упражнение, педагогическое требование и др.
Любой метод подразделяется на методические приемы, т.е.
элементарные ситуации педагогического процесса (разъяснение, похвала, вопрос, ответ, показ).
Методический прием - элемент (часть, деталь) метода воспитания. В воспитательном процессе используются также формы воспитания (словеснологические, трудовые, образно-художественные и др.), приемы и средства воспитания.
Средства воспитания - это конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности воспитанников (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядны пособия (кинодемонстрации, картины, материальные предметы, игра, игрушки, ЭВМ, книги, спектакль и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода при решении педагогических задач.
Контрольные вопросы
1.Что такое метод воспитания?
2.Охарактеризуйте методы воспитания?
3.Укажите формы, приемы воспитательной работы и дайте их характеристику.
4.Охарактеризуйте средства воспитания.
5.Назовите виды деятельности, используемые в воспитательных целях.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 513.