Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

По данной теме студент должен знать: сущностные характеристики, основные направления, законы воспитания.

Уметь: анализировать закономерности и принципы процесса воспитания.

 

Содержание темы

Педагогика как наука изучает закономерности воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами; определяет теоретические основы содержания и методов обучения и воспитания; анализирует и изучает передовую практику воспитания; рассматривает технику педагогического мастерства; совершенствует методы обучения и воспитания, влияющие на формирующуюся личность.

Воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать систему качеств личности, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социально-педагогическими требованиями. Оно осуществляется через образование, обучение и организацию жизнедеятельности воспитуемых [4].

 Понимание механизма воспитания как саморазвития через преодоление затруднений приводит к восприятию деятельности воспитателя как педагогической помощи в одной из ее трех форм: сопровождения, поддержки, руководства.

Помощь, как известно, означает «содействие, приносящее облегчение»; сопровождение, поддержка и руководство отражают различную степень содействия в преодолении затруднений.

Педагогическое сопровождение понимается как создание и развитие разносторонних условий для принятия воспитанником оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, взаимодействие педагога и воспитанника, направленное на разрешение возникающих проблем развития воспитанника [1].

Стратегия педагогического сопровождения предполагает диагностику существа проблемы, ее причин и совместный с воспитанником выбор наиболее эффективных способов ее решения. Однако на этапе разрешения проблемы воспитаннику предоставляется самостоятельность (а следовательно и ответственность): помощь оказывается методами консультирования на этапе принятия решения и выработки плана ее преодоления и первичной помощи на этапе реализации этого плана.

Педагогическое сопровождение характерно своей непрерывностью, комплексным характером и опосредованностью оказываемой помощи, приоритетом интересов воспитанника, доверительностью его взаимодействия с педагогом, оптимизмом, позитивной оценкой достижений воспитанника, диалогичностью общения, созданием ситуаций успеха в самопонимании, самореализации, самопрезентации, самоутверждении, возвышением достоинства ребенка, повышением его статуса, значимости его личных «вкладов» в решение общих задач.

Педагогическая поддержка состоит в совместном с воспитанником определении его интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей и способов преодоления затруднений, препятствующих его саморазвитию.

Поддержка, в сравнении с сопровождением, эпизодична, адресна (направлена на преодоление конкретных затруднений) и предполагает большую инициативу педагога в оказании помощи. Гуманитарное воспитание предполагает оказание поддержки воспитаннику в его интеллектуальном развитии, оформлении мотивации, формировании адекватной самооценки, выработке волевых свойств, формировании саморегуляции, развитии творческих способностей, смыслопоисковой активности.

Педагогическое руководство — это такой вариант педагогической помощи, когда педагог берет на себя инициативу и ответственность в организации деятельности воспитанника по разрешению проблем развития

[3].

Конечно же, такие случаи в воспитании должны быть возможно более редкими и кратковременными, объясняться крайней опасностью неконструктивного разрешения проблемы, недопустимостью ошибки, которая может повлечь за собой необратимые деструктивные последствия.

Природосообразность воспитания, непрерывность общего и профессионального развития личности, профессионально-этическая взаимоответственность – все это является метапринципами воспитания.

К особенностям воспитательного процесса относятся непрерывность, комплексность, вариативность.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

К аспектам воспитания относятся социально-нормативный, индивидуально-смысловой и ценностно-деятельностный аспекты. Идентификация с социокультурным и профессиональным окружением, в первую очередь принятие его норм является социально-нормативным аспектом воспитания. Индивидуально-смысловой аспект предполагает выделение себя из среды, а ценностно-деятельностный – взаимодействие со средой [4].

К субъективным воспитательным факторам относят систему отношений с социумом, а также психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого. Субъективным фактором также являются организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.

В воспитательном процессе можно выделить несколько направлений:

физическое воспитание, умственное, нравственное, экологическое, гражданское, эстетическое, трудовое и профессиональное [1].  

Целью физического воспитания является совершенствование организма человека. Оно осуществляется на основе тренировок, учебной и просветительской работы. Критерии физической воспитанности: выносливость, ловкость, двигательные качества, умения и навыки и пр. К задачам физического воспитания относится развитие потребности, интереса, эмоционально-ценностного отношения к укреплению своего здоровья. 

В содержание умственного воспитания входят: развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека, просвещение в области наук, деятельности, общения, формирование механизма самоорганизации умственной деятельности, развитие индивидуальных интеллектуальных способностей, развитие сознания и самосознания у учащихся, их творческого потенциала, формирование профессионального мышления.

Умственное воспитание осуществляется через процессы образования и обучения. Критериями умственного воспитания являются высокоразвитый интеллект, широкий кругозор, высокий уровень самоорганизации умственной деятельности, творческие способности личности. Задачей умственного воспитания является формирование познавательной активности. 

Гражданское воспитание включает в себя патриотическое, национальное и интернациональное, политическое и правовое воспитание. Осуществляется на основе образования, педагогического общения и вовлечения в общественную жизнь. Критериями являются проявление гражданской зрелости: желание участвовать в общественной жизни, готовность прийти на защиту Родины, отсутствие правонарушений и пр.

Содержание нравственного воспитания: моральное, этическое воспитание, нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики, воспитание ответственности за свои поступки, развитие механизмов нравственного самовоспитания.

Нравственное воспитание осуществляется через образование и в процессе педагогического общения. Критериями являются наличие и проявление у индивида глубокого нравственного чувства, его способность к эмоциональному переживанию, мукам совести, страданиям, стыду, сочувствию, а также устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, высокая культура отношений в коллективе.

Экологическое воспитание - ориентирует человека на бережное отношение к природе.

Понятие «эстетическое воспитание» содержит в себе следующие элементы: развитие эстетического восприятия окружающего мира, эстетических чувств, формирование эстетических отношений. Осуществляется через образование и в процессе обучения, через соприкосновение с миром прекрасного. Критерий: развитый художественноэстетический вкус. Задачей эстетического воспитания является развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты. Художественные и литературные произведения, музыка, искусство, кино, театр, народный фольклор используются в процессе эстетического воспитания[4].

Трудовое и профессиональное воспитание предполагает формирование общетрудовых знаний, профессиональную ориентацию и пр. Осуществляется через процесс вовлечения учащихся в различные виды общественнополезного труда. Его критериями являются наличие трудолюбия, определенных профессиональных знаний, умений и навыков, ориентация на определенную профессию. Из содержательной основы трудового воспитания школьников исключается педагогический труд. 

Специфические законы воспитания касаются всех без исключения явлений, относятся к сфере воспитания. К ним можно отнести следующие

[5]:

1. Закон целостного развития человека. Целостность человека ведет к тому, что любое случайное или целенаправленное воздействие или влияние вызывает изменения не только его личностных структур, но также индивидуальных и субъектных свойств. Эти изменения могут быть как позитивными, так и негативными, как количественными, так и качественными. Целостность человека предписывает педагогу целостность воспитательных влияний. Воспитание человека осуществляется во всей целостности его отношений к окружающему миру и самому себе, в единстве его знаний, деятельности и ценностных установок.

Воспитательная ситуация должна быть обращена не только к разуму ребенка, но и к его чувствам, задействовать по возможности все каналы его восприятия — зрение, слух, ощущения.

2. Закон развития личности, индивидуальности, субъектности человека через социально, субъективно и культурно значимую деятельность. Если воспитанник не включен в такую деятельность, то даже при самых благоприятных внешних условиях позитивных изменений в нем не происходит.

Закон развития человека через деятельность требует от педагога направления деятельности детей на достижение социально значимых целей и решение конкретных воспитательных задач, наполнения ее культурным содержанием, учета интересов, потребностей, способностей и возможностей самого ребенка.

Результат может быть и нематериальным, недоступным прямому наблюдению (внутренний отказ от безнравственного поступка, изменение точки зрения на то или иное явление, вывод об отношении к какому-то человеку). В этом случае говорят о духовной деятельности. Ее результаты не менее, а часто и более важны, чем результаты деятельности предметнопрактической, имеющей материальный результат.

3. Закон развития через преодоление тесно связан с такой характеристикой воспитательного процесса, как его кризисность [5].

В кризисных ситуациях человек оказывается одновременно перед необходимостью выбора и перед необходимостью совершения поступка. При этом ему приходится преодолевать не только внешние препятствия, но и внутренние барьеры: желание уклониться от выбора и от необходимости совершать поступок, недостаток или отсутствие необходимых знаний и жизненного опыта, страх перед неизвестностью, боязнь быть осужденным другими людьми или выглядеть «не таким, как все» и многое другое. Становление человека осуществляется в серьезной духовной работе, а преодоление разного рода кризисов выступает механизмом его саморазвития.

Закон развития через преодоление требует от педагога определения оптимальной степени и формы оказания педагогической помощи в саморазвитии воспитанника.

4. Закон со-трансформации (взаимного изменения) педагога и воспитанника утверждает, что изменения, происходящие с педагогом и воспитанником в рамках воспитательного взаимодействия, всегда являются обоюдными.

Этот закон указывает на существование зависимости между профессиональной компетентностью педагога и успешностью саморазвития воспитанников; при этом одинаково важны как интеллектуальный уровень развития педагога, так и его эмоциональная и нравственная культура, умение создать условия (организационные, материальные, психологические) для воспитывающего взаимодействия. 

Закон со-трансформации педагога и воспитанника указывает на необходимость постоянного профессионального, личностного, духовного самосовершенствования педагога, которое является необходимым условием результативности его профессиональной деятельности.

5. «Закон сопротивления человеческого материала» (А. С. Макаренко). Этот закон устанавливает связь между результативностью деятельности педагога воспитателя и способами педагогического воздействия и следует из того, что воспитанник является равноправным, активным участником воспитательного процесса.

Чем более открытым, явным, а иногда и грубым является воздействие на ребенка, тем активнее ребенок ему сопротивляется. Сопротивление не всегда бывает открытым. Иногда оно является скрытым, неявным, внешне никак не проявляющимся. В результате воздействие педагога в лучшем случае оказывается безрезультатным, в худшем — заставляет ребенка поступать вопреки справедливым, но выраженным в некорректной форме требованиям педагога, а следовательно, во вред себе.

Из признания ребенка равноправным субъектом воспитательного взаимодействия вытекает требование незаметного воспитательного воздействия.

Ребенок не должен чувствовать себя объектом приложения воспитательных усилий педагога; у него не должно возникнуть впечатление, что он является лишь средством для достижения педагогической цели.

6. Закон возрастания потребности в Другом по мере становления человека как личности, индивидуальности и субъекта собственной жизни [3]. От направленности, характера и организации «сопонимания, соосмысления, сооценки, сопереживания и приобщения к совместному творчеству» (М. Хайдеггер) зависит становление смысловой сферы человека и его индивидуальной системы ценностей, его собственный путь восхождения к культуре, характер преобразования человеком внешнего мира и самого себя.

Воспитание опирается на систему принципов: индивидуального и дифференцированного подхода, воспитания в группе и через коллектив, воспитания в процессе деятельности, сочетания высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них, опоры на положительное в личности и группе, единства, согласованности и преемственности в воспитании [4].

Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании предполагает всестороннее знание и учет индивидуально-психологических особенностей воспитанников, определение конкретным воспитанникам задач в соответствии с их личностными характеристиками, систематический анализ итогов воспитательной работы, своевременное внесение коррективов в методику воспитания с учетом особенностей каждого воспитанника.

Принцип  воспитания в группе и через коллектив предполагает определять перспективы развития группы, объединяющие мысли и действия всех воспитанников, подчинять личные интересы общим, формировать у воспитанников гордость за свой коллектив, поддерживать всё перспективное и распространять его на всю группу, обеспечивать единство и сплоченность актива класса, закрепляя в виде традиций, умело поддерживать силу группового мнения в борьбе с негативными явлениями.

Принцип воспитания в процессе деятельности проявляется в поощрении разумной инициативы и активности воспитанников, в требовательном отношении к недостаткам деятельности воспитанников, чередовании их деятельности с культурным и содержательным отдыхом.

Принцип сочетания высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них  характеризуется принципиальным и последовательным предъявлением требований к воспитанникам, отражающим интересы общества и деятельности, недопущения в работе с детьми элементов формализма, попустительства и мелочной опеки, осознанием ими необходимости выполнения требований общества, проявлением уважения к каждому из воспитанников заботу об удовлетворении их потребностей.

Принцип опоры на положительное в личности и группе ориентирует на изучение и знание лучших положительных индивидуальных и социальнопсихологических качеств воспитанников, умелое использование силы положительного примера, подход к ним с оптимизмом и глубокой верой в силу воспитания,    побуждение   воспитанников к   настойчивому и целенаправленному самовоспитанию     и самоизучению, терпеливое вовлечение их в такие виды деятельности, которые позволяют им проявить себя с лучшей стороны и вызовут уверенность в своих силах и возможностях.

Принцип единства, согласованности и преемственности в воспитании требует наличия единства взглядов всех воспитателей на задачи воспитания, достижение единства стиля в работе и одинаковой требовательности всех воспитателей ко всем воспитанникам, использовании воспитателями достижений науки, совместных усилий общественности в воспитании, согласованной линии воспитателей по отношению к отдельным ученикам, обобщения опыта по достижению согласованности и преемственности в воспитании.

 

Резюме

Воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать систему качеств личности, которая осуществляется через образование, обучение и организацию жизнедеятельности воспитуемых.        К особенностям воспитательного процесса относятся непрерывность, комплексность, вариативность.

В воспитательном процессе можно выделить несколько направлений:

физическое воспитание, умственное, нравственное, экологическое, гражданское, эстетическое, трудовое и профессиональное. 

Воспитание имеет свои специфические закономерности и принципы.

 

Контрольные вопросы

1.Дайте определение   понятий воспитания,    педагогического сопровождения, педагогической поддержки.

2.Укажите принципы воспитания.

3.Укажите направления воспитания и их особенности.

4.Охарактеризуйте законы воспитания.

5.Охарактеризуйте особенности воспитательного процесса.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 295.