Психология личности и общения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Психология личности

 

По данной теме студент должен знать: понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность», «я-концепция» личности, «самооценка» и «уровень притязаний» личности. 

Уметь: различать индивидные и личностные характеристики человека.

 

Содержание темы

Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств.

Человек как индивид обладает определенными свойствами:

- первичными – возраст, половой диморфизм, конституциональные особенности, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий, т.е. свойства, присущие всем людям;

- вторичные – динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей [6].

Главным в характеристике личности является ее социальная обусловленность. Личность — это конкретный человек, особенности которого проявляются в устойчивых социально обусловленных психологических качествах. Эти особенности проявляются в социальных контактах личности, формируют его морально-нравственную сферу и оказывают существенное влияние на его социальное окружение. Человек как личность формируется на определенном этапе его жизнедеятельности. Таким образом, личность может рассматриваться как онтогенетическое приобретение человека, как динамический результат сложного процесса социального развития, которое обусловлено взаимодействием с микро- и макро- окружением ребенка [17].

Включаясь в систему общественных связей человек становится субъектом — носителем деятельностного сознания.

Развитие всех уровней – индивидного, личностного и субъектного - характеризует уникальность и своеобразие конкретного человека, формируют его индивидуальность. Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его неповторимость.

В психологии существует большое количество теорий и концепций, рассматривающих структуру личности и источники ее развития. Одна из классификаций выделяет диспозициональное и типологическое направление исследований. 

Первое направление основано на выделении целого ряда личностных черт. Последователями такого подхода являются Э. Кречмер, Г. Айзенк, Г.

Оллпорт.

Типологическое направление предполагает выделение типов личности.

Одной из последовательниц такого подхода является К. Хорни.

Значительное влияние на развитие психологии личности оказал психодинамический подход (психоаналитический), основателем которого является З. Фрейд.

Автор описал три базовых структурных компонента личности. Ид (оно) - главный структурный компонент личности, включающий в себя два типа бессознательных побуждений (либидо и мартидо). Эта структура функционирует в соответствии с принципом удовольствия. Эго (Я) – основная функция разума, которая являет собой совокупность осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики. Эта структура руководствуется принципом реальности, ее основная задача - регулировать взаимодействие между Ид и Супер-Эго. Супер-Эго (Супер-Я) – структура, содержащая социальные нормы, моральные ценности, установки общества. Основная функция связана с усвоением морально-нравственных норм.

Взаимодействие между тремя базовыми структурами по своей сути конфликтно. Этот конфликт носит название внутриличностный конфликт. Для снятия напряжения, вызванного этими конфликтами, личность прибегает к использованию психологических защит, к основным из которых относят: вытеснение – устранение из сознания социально осуждаемых влечений и переживаний; регрессия – возвращение к примитивным алгоритмам поведения и мышления; реактивное образование (инверсия) – изменение в сознании личности эмоционального отношения к объекту на противоположное; проекция – приписывание объекту собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт личности; рационализация – опора на рациональное объяснение желаний и действий; идентификация – бессознательное уподобление угрожающему объекту; сублимация – преобразование энергии сексуального влечения в социально приемлемую форму активности. 

Аналитическая теория личности (основатель К. Юнг). Автор также выделяет три структурных компонента личности. Коллективное бессознательное представляет собой основной структурный компонент личности, в котором содержится весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике в виде общепонятных архетипов (матери, отца и т.д.). Индивидуальное бессознательное – это сочетание комплексов, вытесненных из сознания (например, комплекс власти). Индивидуальное сознательное – структура, представляющая собой основу самосознания и включающая мысли, эмоции, факты из жизни, впечатления, ощущения благодаря которым человек осознает себя, регулирует свою сознательную деятельность. 

Гуманистическая психология предметом изучения рассматривает гармоничных личностей, достигших вершины собственного развития. В концепции американского психолога А. Маслоу такая личность получила название самоактуализирующейся личности. В концепции достаточно полно описаны признаки самоаткуализирующейся личности и пути достижения этого состояния.  

Центральным понятием еще одного представителя гуманистической психологии – К. Рождерс является самооценка. Этот конструкт формируется в результате общения ребенка с референтными взрослыми и другими детьми. На основе внешних оценок у него развивается представление о самом себе. По мнению автора, развитие личности определяется врожденной склонностью к гармонии и саморазвитию. При этом, в большинстве случаев социальная среда выступает в качестве внешнего, чуждого природе человека фактора давления.

Основателем когнитивной теории личности является Дж. Келли. Базовым структурным элементом теории выступает «личностный конструкт», совокупность которых образует уникальную систему каждого человека. В этой системе выделяется блок «ядерных» конструктов, которые используются при взаимодействии с другими людьми; и блок периферических конструктов. Функционирование обоих блоков определяет формирование целостных свойств личности.

Поведенческая теория личности, в которой можно выделить два направления:

Рефлекторное направление (Дж. Уотсон, Б. Скиннер). В рамках теории описаны следующие такие элементы личности, как рефлексы и социальные навыки (свойства, черты личности). Формирование и развитие этих элементов определяется его социальным опытом. Авторы отрицали существование внутриличностных конструктов. 

Социальное направление (А. Бандура, Д. Роттер). Авторы описывают три личностных блока: 1. Самоэффективность или когнитивный конструкт. Элементы этого блока формируются под влиянием прошлого опыта, повышенного эмоционального настроения, самоинструкций, идентификации.

2. Субъективная значимость    предстоящего подкрепления. Личность прогнозирует и оценивает субъективную важность будущего подкрепления. 3. Доступность – ожидание получения подкрепления. 

Субъективная значимость и доступность образуют поведенческий потенциал личности.

Наиболее актуальным на сегодняшний день признается интерактивный подход к определению личности. Он базируется на признании взаимодействия внутренних и внешних факторов, а также собственной активности субъекта в процессе становления личности.

Современная психология представляет собой конгломерат различных подходов к определению структуры личности. К. К. Платонов выделяет четыре личностных подструктуры: 1) биологически обусловленные особенности личности; 2) особенности отдельных психических процессов; 3) уровень подготовленности личности (опыт); 4) качества личности, формируемые под влиянием социальных условий [22]. 

Б.Г. Ананьев, автор системной модели человекознания, пишет, что человек при рождении является биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественноисторического опыта человечества.

Кроме этого, Б.Г. Ананьев полагает, что все основные компоненты личности тесно взаимодействуют друг с другом. Вместе с тем, основным фактором остается социальный аспект – мировоззрение личности, ее направленность, потребности, интересы идеалы, стремления, моральные и эстетические качества. Автор считает, что ведущим компонентом в структуре личности является направленность [2]. 

Рассмотрим отдельные элементы в структуре личности.

Направленность – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности является социально обусловленным феноменом, который формируется в процессе воспитания. В основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Интересы – это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека, которые выражают мотивационную силу референтных для субъекта объектов деятельности. Интересы характеризуются содержанием, целью, широтой и устойчивостью. 

Личностный смысл понимается как субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности. 

Я-концепция рассматривается как центральное образование самосознания. Это согласованная, непротиворечивая и вербально зафиксированная система представлений человека о самом себе, итог познания и оценки себя в различных ситуациях. Я-концепция определяет представления индивида о самом себе, своих возможностей развития в будущем. Я-концепция позволяет не допускать до сознания информацию, которая не соответствует образу-Я.

Самооценка отражает и знания о себе и отношение к себе, имеет субъективный характер, поддерживает положительный образ Я. Существенную роль в ее формировании имеет сопоставление реального и идеального Я, также тесно связана с тем, как личность оценивают другие люди.  

Уровень притязаний – это максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности. Т.о. самооценка универсальна, тогда как уровень притязаний является частным случаем ее проявления в конкретной области. Завышенные или заниженные уровни притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты. Если человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, это свидетельствует о завышенном уровне притязаний. 

Ценностные ориентации – это система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества.

Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности [6].

Характер относится к числу инструментальных личностных свойств, т.е.

от него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности [18]. В состав характера человека входят следующие черты: 

1) определяющие выбор   цели деятельности (рациональность     -

иррациональность, расчетливость - непрактичность),

2) определяющие достижение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность), 

3) инструментальные черты, в большей степени определяемые темпераментом: экстраверсия, интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность и т.д. 

Акцентуация – высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, которая представляет крайний вариант нормы, граничащий с психопатией [23]. 

Авторами типологии личности по типам акцентуации характера являются К. Леонгард, А.Е. Личко, П.Б. Ганнушкин.

 

Таблица 3 - Типологии личности по типам акцентуации характера [17].

 

К. Леонгард (на основе общения с окружающими) стиля А.Е.   Личко (наблюдение подростками) за
1. гипертимный 2. циклотимный 3. дистимный 4. возбудимый 5. застревающий 6. педантичный 7. тревожный 8. эмотивный 9. демонстративный 10. экзальтированный 11. экстравертированный 12. интровертированный   1. гипертимный 2. циклоидный 3. лабильный 4. астеноневротический 5. сензитивный 6. психостенический 7. шизоидный 8. эпилептоидный 9. истероидный 10. неустойчивый 11. конформный  

 

Отличительные особенности основных акцентуаций характера А. Высокоэнергичные (агрессивные) акцентуации:

1) эпилептоид (приверженность к порядку);

2) параноик (целеустремленность);

3) гипертимик (положительный фон настроение, нацеленность на социальные контакты);

4) истероид (демонстративность, желание быть в центре внимания). Б. Низкоэнергетичные:

5) шизоид (интровертированность, направленность на себя);

6) психастеник (неуверенность в себе);

7) сенситивный (повышенная чувствительность); 8) гипотимик (пониженный фон настроения). В. Непостоянные акцентуации:

9) циклоид (смена противоположных состояний – эмоций, настроения);

10) конформный (зависимость от окружения);

11) неустойчивый (полное непостоянство проявлений личности) [18].

 

Резюме

 Понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств; понятие «личность» характеризует конкретного человека, особенности которого проявляются в устойчивых социально обусловленных психологических качествах; человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности; индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие.

Детерминанты развития личности и ее структура описана в различных психологических подходах. Психодинамическая теория ведущую роль отводит бессознательным структурам, гуманистическая теория большое значение уделяет самоактуализации, в когнитивных теориях в центре внимания находятся личностные    конструкты,   имеющие смысловую структуру. 

В качестве базовых элементов в структуре личности выделяют направленность, мировоззрение, Я-концепция, интересы, личностные смыслы, самооценка, уровень притязаний, характер.

 

Контрольные вопросы

1. Укажите содержательные различия между понятиями «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».

2. Сравните основные подходы к структуре личности и источники ее развития, определите основные идеи.

3. Перечислите базовые элементы структуры личности по К.К.

Платонову.

4. Дайте определение направленности. Почему направленность рассматривается как ведущий элемент структуры личности.

5. Дайте определение акцентуации. Перечислите основные типы акцентуаций и их характеристики.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 262.