Предмет и методы психологии
По данной теме студент должен знать: определение психологии как науки, предмет, задачи психологии; понятие психики и ее структуру: психические явления человека; связь психологии с другими науками; методы психологии: наблюдение, эксперимент, опрос, тест, анализ продуктов деятельности.
Уметь: классифицировать методы психологии.
Содержание темы
А. Н. Леонтьев, один из основоположников советской психологии, под психологией понимает науку о законах порождения и функционирования психического отражения в процессе жизни и деятельности человека» [5].
Объектом психологии является человек, общность психики животных и человека.
Предметом психологии являются психика, психические явления человека, проявляющиеся через его общение, поведение, деятельность.
Задачи психологии сводятся главным образом к следующему:
- научиться понимать сущность психических явлений и их
закономерности, т.е. качественное изучение психических явлений;
- анализ формирования и развития психических явлений;
- использовать полученные знания для повышения эффективности деятельности людей в различных практических отраслях, укрепления психического здоровья;
- быть теоретической основой практики психологической службы; - изучение физиологических механизмов психики.
Одним из основных понятий психологии является психика.
Психика - это внутренний мир личности, возникающий в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в результате активного отражения этого мира[13].
Психика существует благодаря способности головного мозга отражать воздействия предметов и явлений окружающего мира.
Для удобства рассмотрения понятия психики в рамках психологии и педагогики, выделяют её основные категории: психические процессы, психические состояния, психические свойства или особенности личности, психические образования, социально-психологические явления и процессы (рисунок 1) [6].
Рисунок 1- Психические явления человека.
Психические процессы - это элементарные психические явления, обеспечивающие первичное отражение действительности. Психические процессы имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец, включены в более сложные виды психической деятельности.
К психическим процессам обычно относят:
- познавательные процессы: ощущения и восприятия как отражения непосредственно действующих на органы чувств предметов, раздражителей; память как возобновляющиеся отражения действительности; воображение и мышление как обобщенное и переработанное в сознании человека отражение свойств действительности, которые недоступны непосредственному познанию;
- эмоциональные процессы (эмоции и чувства, их динамика в
зависимости от удовлетворения потребности и т.д.); - волевые (воля) [6].
Психические состояния - это более продолжительные по сравнению с психическими процессами и более сложные по структуре и образованию психические явления. Они могут продолжаться от нескольких часов, дней, недель, определяют уровень работоспособности и качества функционирования психики человека. К психическим состояниям относятся проявления чувств (настроение, аффекты), внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (уверенность, неуверенность, мышления (сомнение), состояние активности-пассивности, бодрости-подавленности, работоспособности-усталости, и др.
Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определённый уровень поведения и деятельности человека. К психическим свойствам или особенностям личности относят качества его ума, мышления, устойчивые особенности его волевой сферы, закрепившиеся в характере, темпераменте, способностях; укоренившиеся и вновь возникающие побуждения действовать определенным образом, свойства чувств (вспыльчивость, сентиментальность) и т.д.
Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относят знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.
Социально-психологические явления и процессы - это психологические феномены, характеризующие взаимодействием, общением, взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к каким-либо социальным общностям.
Связь психологии с другими науками. Согласно классификации Б. М. Кедрова, психология находится на стыке трех дисциплин: естественных, социальных и философских. С одной стороны философия, социология, история, медицина, педагогика и другие науки влияют на психологию (предоставляют ей возможность методологически точно подходить к пониманию психики человека на различных этапах становления общества и человеческих отношений; более точно понимать строение и функции нервной системы и ее влияние на функционирование психики, помогают понять патологию психического развития человека и другое). С другой стороны, психология влияет на естественные и общественные науки, позволяя им более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности [13].
Постоянное развитие психологии, педагогики, наличие взаимосвязей с другими науками приводит к образованию новых отраслей (психология труда, педагогическая психология, медицинская, юридическая, возрастная: детская, психология подростка, психология юности, взрослого человека, геронтопсихология; сравнительная психология, социальная, практическая психология, парапсихология).
Научную психологию следует отличать от житейской, знания которой имеют конкретный, интуитивный, ограниченный характер. Научные знания характеризуются обобщенностью, рационализмом, неограниченностью, основаны на экспериментальных исследованиях.
Методы психологии. Для оценки индивидуальных различий людей в психологии в конце 19 – 20 веков стали применяться качественные и количественные методы оценки психических процессов и простые методы измерения уровня развития психических процессов [13].
Одним из первых, кто заговорил о необходимости измерений в психологии, был немецкий ученый Х. Вольф (1679-1754), который ввел понятие “психометрия”. Но истинная потребность в измерительных приёмах возникает век спустя, с развитием экспериментальной психологии, особенно психофизики, основателем которой считают немецкого физика и психолога
Густава Фахнера (1801-1887): исследуя соотношение реальных физических стимулов с ощущениями, которые они вызывают у человека Г. Фахнер предложил метод измерения и попытку математического описания наблюдаемой закономерности. Идея оказалась продуктивной и быстро продвинула экспериментальную психологию, содействовала становлению психологии как науки.
Ф. Гальтон – первый, кто организовал массовые обследования больших выборок испытуемых для изучения наследственной обусловленности способностей человека. Именно Ф. Гальтон разработал специальные измерительные процедуры и методы анализа данных [13].
К основным методам психологии относятся наблюдение, эксперимент, опрос, тест, анализ продуктов деятельности. Рассмотрим их подробнее [5,8, 12].
Наблюдение – это преднамеренное, систематическое, целенаправленное восприятие поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.
Виды наблюдения:
1) Прямое и косвенное наблюдение.
Прямое наблюдение - изучает реакцию человека на раздражитель или наблюдение за поведением человека. Прямое наблюдение делится на:
а) активное (научное) – наблюдение без изменения ситуации, но имея
определенную цель, задачу, условия наблюдения.
б) пассивное (житейское): многократно повторяясь, концентрируется в
поговорках, пословицах, метафорах.
Косвенное наблюдение – это изучение психических процессов, не поддающихся прямому наблюдению (например, установить степень усталости человека при выполнении им определенной работы) используются объективные методы регистрации физиологических процессов
(энцефалограмма, кожно-гальваническая реакция...).
2) По характеру контакта объекта и наблюдателя различают наблюдение:
- непосредственное (наблюдатель и объект находятся в
непосредственном контакте),
- опосредованное (исследователь знакомится с респондентом косвенно (например, с помощью анкет, биографий, аудио-, видеозаписей).
3) По условиям осуществления наблюдения наблюдение делят на:
- полевое (наблюдение идет в условиях повседневной жизни, работы, учебы).
- лабораторное (наблюдение идет в искусственных, специально созданных условиях).
4) По характеру взаимодействия с объектом различают наблюдение:
- включённое: исследователь является членом группы, участвует в деятельности, которую он изучает, его поведение и присутствие является частью наблюдаемой ситуации.
- Не включённое (со стороны): т. е без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом.
5) Открытое наблюдение: исследователь открывает наблюдаемым свою роль (недостаток снижение естественного поведения и скрытое (инкогнито): когда о присутствии наблюдателя респонденту не сообщается.
6) По целям различают наблюдение:
- целенаправленное (наблюдаемый объект не ограничивается в своей свободе).
- случайное (поисковое) не подчиняющееся никаким правилам, не имеет чётко поставленной цели.
7) По упорядоченности во времени различают наблюдение:
- сплошное (ход событий фиксируется постоянно).
- выборочное (исследователь фиксирует наблюдаемые процессы только в определенные промежутки времени).
8) По степени стандартизированности наблюдение делят на:
- свободное (не регламентируется формой, темой, не имеет заранее установленных рамок, программы и процедур проведения),
- структурированное (стандартизированное): события фиксируются в соответствии с ранее разработанной схемой. Определяют тему по форме, похоже на устно предъявляемый опросник.
Также выделяют научное наблюдение, которое отличается организованностью, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике.
Наблюдение даёт возможность получить информацию двух типов: а) наблюдение за поведением, жестами, позой, речью.
б) позволяет получить данные о прошлом, настоящем отношении к
событиям [5,8,12].
2. Эксперимент – это метод, при котором экспериментатор может произвольно менять условия, при которых оно совершается для изучения конкретных психических явлений, делать выводы о закономерностях изучаемого явления. Различают следующие виды эксперимента:
Лабораторный: исследование проводится в лабораторных (специально организованных) условиях. Может применяться специальная литература, задания четко спланированы, респондент принимает участие добровольно, знает, что подвергается исследованию.
Естественный: исследование проводится в обычных естественных условиях (урок, собеседование и др.), с респондентом не устанавливается непосредственный контакт.
Констатирующий, когда изучаются только необходимые психические явления.
Формирующий, в процессе которого развиваются определенные качества респондента.
3. Метод опроса (интервью, анкетирование, беседа) – способ получения информации в ходе непосредственного устного (интервью) или опосредстванного письменного (анкета) общения наблюдателя и респондента
[5,8,12].
Беседа отличается от обычного общения тем, что имеет цель, план, избирательна, проводится в индивидуальной форме.
Опрос используют для оценки и описания человеком самого себя.
4. Тестирование – это система заданий, позволяющих измерить уровень развития качеств личности. Тест (означает «проба», «испытание») – стандартизированный метод психологического измерения, предназначенный для диагностики выраженности психических свойств, состояний индивида при решении практических задач. Понятие «тест» ввел Джеймс Кеттел в конце 19в., но распространение тестовый материал получил лишь в первой половине 20в., благодаря работам А. Бине, Л. М. Термена и др. Первым популярным тестом стала шкала Бине -Симона (1905г) для диагностики уровня умственного развития детей и выявления неспособных к обучению в массовой школе.
Тесты разделяют на 2 основные типа:
1) собственно психологические: тесты интеллекта и способностей, личностные тесты, тесты отдельных психических функций;
2) тесты достижений (испытания знаний, умений, навыков (ЗУНов),
уровня общей или профессиональной подготовки).
Сейчас весьма распространены тесты достижений, представляющие собой разновидность экзаменов, в которых проверяются знания по тому или иному учебному предмету. В тестах интеллекта и тестах достижений шкалы представляют собой наборы задач.
Тесты отдельных психических функций также представляют собой задания, успешность их выполнения зависит от уровня развития исследуемой функции.
Иначе построены проективные тесты. Как правило, интерпретировать такие тесты довольно сложно. Они основаны на теоретическом предположении, что субъект, оказавшийся в какой-либо ситуации, в своем восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности. Поэтому в каком-либо тестовом действии человека (рисунке, рассказе) как бы отражаются («проектируются») его личностные особенности [8].
Тест должен отвечать требованиям валидности, стандартности и надежности.
Валидность (англ.)— это информативность теста, его адекватность поставленной задаче и пригодность для измерения того, что он по замыслу должен измерять. Проверка валидности теста – это валидация (валидизация).
Стандартность теста предполагает, что имеются точные, строго выверенные процедуры его проведения, а также правила интерпретации результатов, учитывающие нормы поведения, присущие в данной культуре людям данного возраста и пола.
Надежность (англ.) теста — это постоянство, устойчивость его результатов при повторном тестировании, свобода от случайных погрешностей. (Надежность теста определяется путем установления корреляции м-у результатами первого и повторного применения теста или сопоставления данных, полученных при проведении теста, с результатами применения эквивалентного теста) [4].
Анализ результатов деятельности – это метод опосредованного изучения практических явлений по результатам деятельности человека с целью анализа и обобщения.
Резюме
Под психологией понимается наука о законах порождения и функционирования психического отражения в процессе жизнедеятельности человека. Объектом психологии является человек, общность психики животных и человека, предметом - психические явления человека, проявляющиеся через его общение, поведение, деятельность.
Психика – это субъективный образ объективного мира, возникающий в процессе взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми. Основные категории психики - психические процессы, психические состояния, психические свойства, психические образования, социальнопсихологические явления и процессы.
Психология тесно связана с философией, педагогикой, социологией и другими науками. Основные методы психологии: наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности.
Контрольные вопросы
1. Что такое психология, психика?
2. Укажите предмет, задачи психологии.
3. Охарактеризуйте психические явления человека.
4. С какими науками тесно связана психология? Обоснуйте ответ.
5. Укажите основные методы психологии, дайте их характеристику.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 235.