История развития научной психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

По данной теме студент должен знать: этапы становления и развития психологии как самостоятельной науки; основные направления психологии в XX веке: экспериментальная психология сознания, бихевиоризм (необихевиоризм), гештальтпсихология, психоанализ, когнитивизм, гуманистическая психология, культурно-историческая концепция, психологическая теория деятельности и др.

Уметь: выделять концептуальные положения направлений психологии.

 

Содержание темы

Этапы становления и развития психологии как самостоятельной науки

В развитии психологии условно можно выделить 3 этапа [13]:

1. Донаучную (житейскую) психологию. Житейская психология базируется на общественном и личном опыте, образует донаучные психологические знания (познание себя, др. человека в процессе общения и деятельности). Человек – «наивный» исследователь мира. 

2. Философскую психологию (6 век до н.э. - начало 19 века н.э.) Психология античного времени, эпохи Средневековья, Возрождения и Нового времени.

3. Научную психологию (2 половина 19 века – наше время). На выделение психологии как самостоятельной науки оказали влияние разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований

В рамках другой классификации выделяют четыре этапа [5,6]:

I. Психология как наука о душе. Такое определение было дано более 2 тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Философская психология существует во времена великих греческих философов: Аристотеля, Гиппократа, Платона, Сократа и др. Первые представления о психике, согласно которым каждый предмет наделен душой, имели анимистический характер. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от нее идеальна.

II. Психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III.Психология как наука о поведении. Возникает в XX в. Задача - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно увидеть непосредственно, а именно поведение, поступки, реакции человека. (Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). 

IV.Современный. Психология - наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Для четвертого этапа развития психологии характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности. 

Основные направления в психологии: экспериментальная психология сознания (предмет исследования - сознание), бихевиоризм (предмет исследования - поведение), необихевиоризм («когнитивный бихевиоризмом», в основе которого поведение человека, предваряющее познавательными (когнитивными) целостными структурами представления мира), гештальтпсихология (целостный образ (гештальт) определяет психическую жизнь), психоанализ, основные положения которого заключаются в том, что психика шире, чем сознание, в психике существует 3 сферы: сознание, предсознание (подсознание) и бессознательное, гуманистическая психология (в основе развития личности лежит удовлетворение потребностей), когнитивная психология (изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания, и как эти знания влияют на наше внимание и поведение) и др.

Новое направление в западной психологии - трансперсональная психология, объясняющая психические явления мистическими переживаниями, «космическим сознанием», нетрадиционными способами.

Российская психологическая наука придерживается диалектикоматериалистического взгляда на происхождение психики. В отечественной психологии большое развитие получила культурно-историческая концепция (теория высших психических функций – прижизненно формирующихся психических процессов, социальных по своему происхождению. В процессе воспитания (с помощью знаков) из низших психических функций вырастают высшие (например, произвольная память, произвольное внимание). Этот процесс носит культурный характер), психологическая теория деятельности (психика формируется и проявляется в деятельности. Деятельность - это направленная активность человека).

Основные направления в психологии представлены в таблице 1

(Приложение А).

 

Резюме

Психология как наука постоянно развивается. В развитии психологии условно выделено несколько этапов (донаучный, философский, научный). В рамках другой классификации выделяют четыре этапа (психология как наука о душе, как наука о сознании, как наука о поведении, как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики).

Основные направления в психологии: экспериментальная психология сознания, психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивизм, гуманистическая психология и др. 

В отечественной психологии значительное место занимает культурноисторическая концепция, психологическая теория деятельности.

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте этапы развития психологии.

2. Дайте характеристику основным направлениям развития зарубежной психологии.

3. Объясните суть теории психоанализа З. Фрейда

4. Укажите особенности отечественной психологии.

5. Охарактеризуйте объект исследования психологии сознания, психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, когнитивизма, гуманистической психологии.

 

Психика и организм

По данной теме студент должен знать: понятие, функции психики; связь психики и мозга; строение, функционирование, закономерности и свойства нервной системы человека;

Уметь: выявлять связь психики и мозга.

Содержание темы

 

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Ученые выделяют четыре основных уровня развития психики живых организмов:

- раздражимость, 

-чувствительность (ощущения),

- поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), -сознание человека (самодетерминированное поведение). 

Каждый из данных уровней имеет свои стадии развития. Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида(онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью. 

Функции психики: отражение окружающей действительности, обеспечение целостности организма, регуляция поведения, адаптация.

Существует тесная связь между психическими и физиологическими процессами. При этом мозг человека является центром, который обеспечивает возможность функционирования психических явлений и процессов. Связь психики и тела отражена в приложении Б рисунок 2.  

Физиологическим носителем психики является нервная система. Основным механизмом нервной деятельности, как у низших, так и у самых сложных организмов является рефлекс. 

Нервная система – это совокупность нервных образований (нервных клеток - нейронов) в организме человека и позвоночных животных. 

 

Функции нервной системы: обеспечение контактов с внешним миром, координация и регуляция деятельности, интеграция внутренних органов в системы, организация целостного функционирования организма [5]. 

Нейроны выполняют воспринимающую (раздражение), интегративную (обработка поступающих нервных сигналов), проводниковую, передающую функцию.

Нервная система человека и высших животных состоит из двух частей центральной (ЦНС) и периферической (ПНС). С ними тесно связаны телесная (соматическая) и вегетативная нервная система.

Периферическая нервная система – это нервные волокна (нервы), нервные узлы и сплетения, чувствительные нервные окончания, соединяющие рецепторы, мышцы со спинным и головным мозгом.

Функции ПНС - передача раздражений внешней среды в ЦНС и ответных команд от ЦНС.

Телесная (соматическая) нервная система – это часть нервной системы, включающая в себя ЦНС и ПНС, регулирующая деятельность скелетной (произвольной) мускулатуры. 

Вегетативная нервная система (ВНС) – это часть нервной системы. Она автономна, регулирует деятельность пищеварительного тракта, кровообращения, слёзных и потовых желез, желез внутренней секреции и других органов. ВНС делится на две части: симпатическую и парасимпатическую и играет большую роль в эмоциональных реакциях.

ЦНС - это совокупность нервных образований в коре головного мозга, двигательных центров ствола мозга, мозжечка и спинного мозга [6].

Центральная нервная система подразделяется на спинной мозг и головной мозг.

Спинной мозг расположен в позвоночном канале (около 45 см у мужчин и 42 см у женщин), состоит из серого вещества (нейронов) и белого вещества (нервных волокон).

Головной мозг представляет собой центральный отдел нервной системы, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех функций организма, его взаимодействие со средой, высшую нервную и психическую деятельность у человека и животных. В головной мозг входят передний мозг, средний, задний, продолговатый мозг (см. рис 3).  

Рисунок 3- Основные отделы мозга человека

 

Передний мозг состоит из двух полушарий, покрытых слоем серого вещества - нервных клеток. Кора больших полушарий – это место формирования условных рефлексов, высший уровень регулирования всех жизненных функций (мышление, сознание), принимает и посылает импульсы к мышцам, органам, вегетативным центрам. Индивидуальность личности определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. 

Между полушариями существует функциональная ассиметрия – это различная степень выраженности функций в левом и правом полушарии.

Передний мозг имеет отделы - конечный и промежуточный мозг.

В промежуточном мозге происходит переработка возбуждения, приходящего от всех органов чувств, и передача его в большие полушария. В промежутчном мозге находится таламус и гипоталамус.

Функции таламуса: переключение и сортировка информации, это центр болевых ощущений, формирования эмоций. 

Функции гипоталамуса: отвечает за обмен веществ, координирует вегетативные функции с психическими и соматическими, здесь находятся центры управления всеми основными процессами (чувством голоданасыщения, терморегуляцией, регуляцией сна бодрствования, приспособление организма к изменениям внешней и внутренней среды).

Средний мозг находится под большими полушариями головного мозга, совершенствует рефлекторную деятельность регуляцией тонуса мышц, движения глаз, позы [5].

Задний мозг - отдел головного мозга, в котором находится мозжечок. Функции мозжечка: отвечает за координацию движений, поддержание позы, равновесия, мышечного тонуса. К мозжечку примыкает продолговатый мозг, отвечающий за деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной системы, регуляцию температуры тела. 

Продолговатый мозг, варолиев мост, средний мозг и промежуточный мозг составляют ствол головного мозга. Ствол головного мозга обеспечивает управление всеми вегетативными функциями (обмен веществ, дыхание, пищеварение, кровообращение и т.д.). 

В стволе головного мозга (в среднем мозге) находятся нервные центры, которые управляют сложными движениями и положением тела в пространстве.

Закономерности и свойства нервной системы человека [5].  

Основной структурной и функциональной единицей нервной системы является нейрон. Деятельность нервной системы основана на процессах возбуждения и торможения. 

Возбуждение – это процесс высвобождения собственной энергии нейронов в ответ на раздражение, ведущий к активности в нервной системе.

 Торможение - это активный процесс, в результате которого возбуждение нейрона прекращается или затрудняется его возникновение. К закономерностям протекания процессов возбуждения и торможения относятся иррадиация, концентрация, индукция нервных процессов.

Иррадиация - это способность нервных процессов возбуждения и торможения распространяться в центральной нервной системе от одного его элемента (участка) к другому.

Индукция нервных процессов - это взаимовлияние процессов возбуждения и торможения.

Концентрация – это способность процессов возбуждения и торможения возвращаться (после иррадиации) к исходному участку, где сила возбуждения или торможения была наивысшей.

При повторном воздействии раздражителя процессы возбуждения и торможения активизируются по уже известному нервному пути, что приводит к образованию динамического стереотипа - это закрепившаяся система временных нервных (условных рефлексов), образовавшаяся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему условных раздражителей и позволяющая выполнять определенные действия без значительного напряжения сознания. Понятие динамического стереотипа введено в психологию И. П. Павловым [5]. 

Свойства нервной системы - это устойчивые особенности нервной системы, влияющие на индивидуальные психологические особенности человека. И. П. Павлов выявил три основные свойства нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность. Сила нервной системы - показатель работоспособности, выносливости нервных клеток при воздействии на них повторяющихся или сверхсильных раздражителей. Основной признак силы нервной системы по отношению к возбуждению - способность нервной системы выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, длительное или часто повторяющееся возбуждение. Чем больше сила нервной системы, тем выше пороги чувствительности. Основной признак силы нервной системы по отношению к торможению - способность выдерживать длительное или часто повторяющееся действие тормозного раздражителя [5]. 

Уравновешенность (или баланс нервных процессов) - соотношение основных нервных процессов (возбуждения и торможения), вовлеченных в выработку положительных или отрицательных условных рефлексов. 

Подвижность нервных процессов - скорость переделки знаков раздражителей и скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Способность нервной системы быстро реагировать на изменения среды, способность перехода от одних условных рефлексов к другим в зависимости от среды.

Наиболее последовательно свойства нервной системы разработаны в дальнейшем в школе Б. М. Теплова (открыты новые свойства— лабильность, динамичность) [5].

Существует взаимозависимость физического самочувствия и психического состояния. Есть много наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. Практически любое хроническое заболевание приводит к повышению раздражительности, утомляемости, эмоциональной нестабильности. Например, больные туберкулезом отличаются удивительной умственной работоспособностью, склонностью к легкой эйфории, хорошим настроением и повышенной половой возбудимостью (продукты жизнедеятельности туберкулезной бациллы подавляют чувство усталости, их действие напоминает легкое алкогольное опьянение). В свою очередь психическое состояние влияет на организм. Например, при плохом настроении, сомнениях выздоровление человека происходит дольше.

Резюме

Нервная система – это совокупность нервных образований (нервных клеток - нейронов) в организме человека. Она имеет сложную структуру: состоит из двух частей центральной и периферической, взаимосвязанных между собой и выполняющих определенные функции. Основной структурной и функциональной единицей нервной системы является нейрон. Деятельность нервной системы основана на процессах возбуждения и торможения. К закономерностям протекания процессов возбуждения и торможения относятся иррадиация, концентрация, индукция нервных процессов. Свойства нервной системы - это устойчивые особенности нервной системы, влияющие на индивидуальные психологические особенности человека. И. П. Павлов выявил три основные свойства нервной системы:

сила, подвижность, уравновешенность.  

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение психики, укажите её основные функции.

2. Приведите примеры того, как психика связана с телом.

3. Расскажите о строении мозга.

4. Что является основной структурной и функциональной единицей нервной системы? 

5. Охарактеризуйте свойства, закономерности нервной системы.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 318.