Методика и результаты обследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изучение социального развития.

Материал: зеркало.

Ход исследования: ребенку предлагают посмотреть в зеркало, ответить на вопрос «Кто там?».

Показать: «Где мама», «где тётя» и т.д.

Анализ данных: определить, узнает ли ребенок себя, знает ли своих близких, как реагирует на посторонних взрослых, детей, как общается со взрослыми, родителями, сверстниками.

Результат: Наташа М. узнает себя в зеркале, знает свое имя, откликается на него, узнает своих близких, называет их по-своему. Вступает в контакт охотно, особенно со сверстниками. Общение со взрослыми избирательное.

Изучение предметных действий.

Материал: пирамидка с тремя, пятью кольцами.

Ход исследования: ребенку предлагается собрать пирамидку.

Анализ данных: определить, насколько целенаправленны предметные действия. Понимает задачу или просто манипулирует предметами. Пытается ли установить соотношение колец, или нанизывает в произвольном порядке. Доводит ли начатое до конца. Как реагирует на трудности. Обращается ли за помощью. Как относится к результату. Умеет ли ребенок не отвлекаться, сосредотачиваться.

Результаты: Наташа М. воспринимает задание не сразу, а только при повторении. Задачу поняла, но установить соотношение колец не пытается, одевает их в произвольном порядке, не ориентируется на величину. Собирает пирамидку до конца, но заинтересованности в конечном результате не проявляет. В процессе игры может переключиться на другой вид деятельности. Совсем не сопротивляется, когда дефектолог возвращает ее назад, помощь воспринимает адекватно.

Изучение ориентировки в окружающем мире.

Материал: набор предметных картинок по пять из каждой классификационной группы (мебель, одежда, игрушки, фрукты, овощи, дикие животные, домашние животные, транспорт).

Ход исследования: предложить назвать или показать картинку либо выбрать картинки, относящиеся к одной классификационной группе.

Анализ данных: определить активный и пассивный словарь ребенка, выявить сформированность знаний об окружающем, которые имеются у ребенка. Определить способность групповой классификации.

Результаты: Наташа М. имеет неплохой пассивный словарь, показывает картинки из серии овощи, фрукты, дикие и домашние животные, некоторые виды мебели, транспорта, игрушек. Активный словарь состоит из лепетных слов, звукоподражаний, нескольких слов.

Объединить предметы в одну группу не может. Знания об окружающем поверхностные, недостаточно сформированы в соответствии с возрастом.

Изучение изобразительной деятельности.

Материал: оборудование для рисования.

Ход исследования: «Нарисуй, какую хочешь картинку для мамы».

Анализ данных: определить, имеет ли ребенок технические навыки, скоординированы ли движения руки и глаза (точность движений, регуляция силы).

Пользуется ли средствами выразительности (цвет, линия, композиция и т.д.).

Возникает ли замысел и насколько он устойчив, какого содержание рисунка.

Как проявляется самостоятельность в процессе рисования, требуется ли помощь взрослого, обращается ли за помощью к взрослому.

Как относится к процессу рисования (равнодушен, эмоции положительные, отрицательные).

Результаты: Наташа М. не имеет навыков рисования, но видно, что знает о назначении карандаша. Сразу начинает черкать хаотичные линии. Карандаш не выбирала, взяла тот, который попался под руку. Движения руки и глаза не скоординированы. Не следит за проведенной линией, нажим на карандаш различный. Содержание рисунка не определяется, замысел отсутствует. Наташа выражает удовольствие в процессе рисования. Показывает рисунок. Рисует недолго. Быстро отвлекается и приступает к другому занятию.

 

Наблюдая за ребенком, дефектолог в процессе предлагаемых игровых заданий может оценить состояние основных психологических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления и воображения. Результат наблюдений заносится в протокол

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 403.