Лечебная гимнастика для стоп – профилактика диабетической стопы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(все больные должны быть обучены этой гимнастике)

  1. И.п. – сидя на стуле. 1- приподнять ногу, согнутую в колене, 2- выпрямить ногу, 3- потянуть пальцы на себя, затем от себя, 4- вернуться в и.п. то же другой ногой.
  2. И.п. то же. 1- оторвать пятки от пола и подняться на носки, 2- сделать перекат на пятки, оторвав носки от пола.
  3. И.п. то же. 1- поднять ногу от пола и выпрямить в колене, 2- выполнить круговые движения стопой 4 раза по часовой стрелки, 4 раза - против часовой стрелки, 3- вернуться в и.п. То же другой ногой.
  4. И.п. то же. Попеременно сгибать и разгибать пальцы правой и левой ноги, не отрывая стопы от пола.
  5. И.п. то же. Попеременно поднимать и опускать пятки правой и левой ноги.
  6. И.п. то же. Попеременно поднимать и опускать носки правой и левой ноги.
  7. И.п. то же. Поднять носки, не отрывая пяток от пола, выполнить круговые движения.
  8. И.п. то же. Разведение пальцев стоп с задержкой на 5-6 с и возвращение в исходное положение.
  9. Пальцами стопы собирать кусок ткани или лист бумаги в комок, затем разгладить его.
  10. Захватывание мелких предметов пальцами стопы.
  11. Катание ногами цилиндрических предметов, резиновых мячиков.
  12. И.п. – стоя. 10-15 раз медленно подняться на носки и медленно опуститься.

Упражнения, выполняемые в и.п. «лежа», при гастрите с повышенной кислотностью и язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки

1) И.п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки лежат на передней брюшной стенке. Диафрагмальное дыхание.

2) И.п. - лежа, руки за головой, локти разведены в стороны. Поднять голову и плечи - выдох, вернуться в и.п. - вдох (рис. 33).

3) И.п. - то же. Поднять голову и плечи на два счета вверх, затем на два счет вернуться в и.п.

4) И.п. - то же. Поднять голову и плечи - вдох, задержаться в этом положении 2-

3 сек, вернуться в и.п. - выдох.

5) И.п. - лежа на спине, ноги выпрямлены, руки вдоль туловища. Правую ногу согнуть в колене, выпрямить, вернуться в и.п.

6) И.п. - лежа на правом боку, опираясь на согнутую правую руку. Левую ногу согнуть в колене и привести к животу, затем выпрямить. Повторить 10 раз. То же упражнение, лежа на левом боку.

7) И.п. - то же. Левым коленом коснуться пола перед правой ногой, выпрямить ногу. Повторить 10 раз. То же упражнение, лежа на левом боку.

8) И.п. - лежа на животе, руки вытянуты вперед. Поднять правую руку вверх, вернуться в и.п. То же другой рукой.

9) И.п. - лежа на животе, руки в стороны. Поднять голову и плечи вверх, сделать

4 круговых движения руками вперед, вернуться в и.п. То же с вращением руками назад (рис. 34).

10) И.п. - лежа на животе, руки вдоль туловища. Мах правой ногой назад, затем другой ногой.

11) И.п. - лежа на животе, руки вытянуты вперед. Поднять правую руку вверх, левой ногой мах назад. То же левой рукой и правой ногой.

12) И.п. - то же. Одновременно поднять руки и ноги, задержать на 2-3 сек, вернуться в и.п.

Заключительный период:

14. И.п. - лежа на спине, правая рука на грудной клетке, левая на животе. Полное дыхание.

15. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх - вдох, вернуться в и.п. - выдох.

16. И.п. - то же. Поднять руки вверх - вдох, потянуться и задержать дыхание (3-4 сек), вернуться в и.п. - выдох.

17. И.п. - лежа на спине, руки в стороны. Ноги согнуты в коленях. Положить колени на пол направо, вернуться в и.п. То же в другую сторону.

18. И.п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки лежат на передней брюшной стенке. Диафрагмальное дыхание.

19. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, глаза закрыть. Спокойное дыхание (20-30 сек).

Комплекс лечебной гимнастики при гастрите, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки (тренирующий режим)

Вводная часть:

1. И.п. - сидя, руки на поясе. Перекаты с носка на пятки и наоборот.

2. И.п. - сидя, руки на коленях. Кисти в замок, поднять руки вверх - вдох, вернуться в и.п. - выдох.

3. И.п. - сидя, кисти к плечам. Согнуть правую ногу в колене и достать левый локоть - выдох, вернуться в и.п. - вдох.

4. И.п. - сидя, руки на поясе. Встать руки в стороны - вдох, вернуться в и.п. - выдох.

5. Ходьба по залу, руки на поясе. Прямую правую руку - вперед, затем левую руку. Правую руку вверх, затем левую вверх, хлопок. То же в обратном порядке.

6. Ходьба по залу скрестным шагом.

7. Ходьба с высоким подниманием бедра, руки на поясе.

8. Легкий бег (20-30 сек), спокойная ходьба (30 сек).

Основная часть:

9. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, кисти в замок перед грудью. Выпрямить руки вверх - вдох, задержать дыхание на 3-4 секунды. Вернуться в и.п. - выдох.

10. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах.

11. И.п. - то же. Наклон туловища в сторону, руки выпрямить вверх, вернуться в и.п. То же в другую сторону.

12. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Порот вправо, правую руку отвести назад - вдох, задержать дыхание на 3-4 сек. Вернуться в и.п. - выдох. То же в другую сторону.

13. И.п. - то же. Поднять колено и руками притянуть к животу - выдох, вернуться в и.п. - вдох. То же с другой ноги (рис. 30).

14. И.п. - то же. Наклон вперед, прямой правой рукой коснуться носка левой ноги, вернуться в

и.п. То же другой рукой (рис. 31).

15. И.п. - то же. Наклон вперед, руками коснуться пола перед стопами, затем между стоп, вернуться в и.п.

16. И.п. - стоя, руки перед грудью. Развести руки в стороны - вдох, задержать дыхание на 3-4 сек. Вернуться в и.п. — выдох.

Упражнения, выполняемые в и.п. «лежа», при гастрите с низкой кислотностью

Упражнения выполнять медленно и плавно.

1) И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Подтянуть правое колено к животу - выдох, вернуться в и.п. - вдох, то же с другой ноги.

2) И.п. - то же. Отвести прямые руки за голову, прогнуть спину - вдох, вернуться в и.п. - выдох.

3) И.п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за голову. Отвести прямую руку вперед, оторвав плечи голову от пола. Вернуться в и.п., то же другой рукой.

4) И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Ноги согнуть в коленях, развести колени в стороны, свести, вернуться в и.п.

5) И.п. - то же, руки за головой, ноги согнуты в коленных суставах. Достать правой рукой правой пятки, оторвав плечи и голову от пола. Вернуться в и.п., то же другой рукой.

6) И.п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за голову. Привести колени к животу, вернуться в и.п., не касаясь стопами пола (рис. 32).

7) И.п. - коленно - кистевое положение. Прямую правую ногу отвести назад, согнув в колене, привести к животу, вернуться в и.п. То же другой ногой.

8) И.п. - то же. Мах правой ногой назад, одновременно поднять левую руку вперед. Вернуться в и.п. То же с другой ноги.

9) И.п. - то же. Сделать вдох, опустить голову вниз, прогнуть спину, медленно выдыхая, вернуться в и.п.

 

Лечебная гимнастика при ожирении

Вводный период:

1. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра.

2. Ходьба по залу, руки перед грудью. Рывки руками в стороны.

3. Ходьба, левая рука внизу, правая вверху. На каждый шаг смена положения рук.

4. Ходьба, руки прямые перед грудью. На каждый шаг махи руками скрестно.

5. Ходьба с высоким подниманием бедра, руки на поясе.

6. Ходьба в полуприседе, руки на поясе.

7. Ускоренная ходьба с переходом в бег.

8. Ходьба, руки в замок перед грудью. Поднять руки вверх, подняться на носки - вдох, вернуться в и.п. - выдох.

9. Ходьба, руки на поясе. Поворот туловища влево с отведением левой руки назад (под левую ногу), то же в другую сторону.

10. Ходьба, руки к плечам. На каждый шаг круговые движения в плечевых суставах (4 вперед, 4 назад).

1. Подскоки, приставными шагами правым боком вперед (10-20 сек), тс же левым боком (10-20 сек).

2. Легкий бег, ускорение, 3-4 раза на 15-20 м.

3. Ходьба, руки на поясе. Руки в стороны - вдох, вернуться в и.п. - выдох.

Основная часть:

И.И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища в стороны, скользя руками вдоль туловища.

15. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, прямые руки в стороны. Вращения в плечевых суставах (4 раза - вперед, 4 раза - назад).

16. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты туловища в стороны с полу приседом.

17. И.п. - то же. Шаг правой ногой в сторону, руки в стороны, затем наклон вперед, прогнувшись. Вернуться в и.п. То же в другую сторону (рис. 35).

18. И.п. - то же. Присесть, руками коснуться пола. Вернуться в и.п.

19. И.п. - то же. Упор присев, левую ногу в сторону. Приставить ногу, вернуться в и.п. (рис. 36).

20. И.п. - то же. Круговые движения таза (10 раз в каждую сторону).

21. Быстрая ходьба (20-30 сек), легкий бег (15-20 сек).

22. Ходьба скрестным шагом (20-30 сек).

23. Бег с захлестыванием голени назад (рис. 37).

24. Ходьба на месте.

25. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Ноги согнуть в коленях, вернуться в и.п.

26. И.п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища. Опираясь на локти и стопы, поднять таз - вдох, вернуться в и.п. - выдох (рис. 38).

27. И.п. - лежа на спине, руки за голову. Поднять голову и плечи от пола - выдох, вернуться в и.п. - вдох.

28. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги и выполнить упражнение «велосипед».

29. И.п. - лежа на спине, руки за голову. Поднять голову и плечи на два счета вверх, затем на два счет и вернуться в и.п.

30. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги и выполнить упражнение «ножницы».

31. И.П. - то же. Сесть, потянувшись руками вперед - выдох, вернуться в и.п. - вдох.

32. И.п. - то же. Поднять обе ноги от пола на 30=45°, задержать 3-5 сек, вернуться в и.п.

33. И.п. - лежа на животе, руки вытянуты вперед. Поднять руки, голову вверх - вдох, вернуться в и.п. - выдох.

34. И.п. - то же. Поочередные махи ногами на 30-45°.

35. И.п. - то же. Одновременно поднять прямые ноги и руки, упражнение «рыбка» (рис. 39).

36. И.п. - стоя на коленях. Сесть на пол слева, затем справа.

37. И.п. - то же. Сесть на пятки, вернуться в и.п.

Упражнения с медболом (масса от 1 до 3 кг).

38. Броски медбола двумя руками от груди.

39. Броски медбола двумя руками из-за головы.

40. Броски медбола двумя руками снизу.

41. Броски медбола вверх с хлопком.

42. И.п. - стоя, руки с медболом за головой. Выпрямить руки вверх и потянуться - вдох, вернуться в и.п. - выдох.

43. И.п. - стоя, руки с медболом внизу. Наклониться и перекатить мяч.

Заключительная часть:

44. Ходьба по залу в медленном темпе.

45. Ходьба, руки в стороны - вдох, обхватить руками грудную клетку - выдох.

46. Ходьба, руки на поясе. Руки к плечам, выпрямить вверх - вдох, вернуться в и.п. - выдох.

47. Ходьба по гимнастической скамейке.

48. Ходьба на месте.


Тема занятия: «РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ»

Цель занятия: Изучить средства восстановительного лечения в реабилитации детей с детским церебральным параличом. Ознакомиться с методами физической реабилитации при различных формах ДЦП в зависимости от периода восстановления. Изучить особенности физиотерапевтических методик, применяемых при ДЦП.

Мотиваиия темы занятия: В последние два десятилетия общепризнанно, что систематическое комплексное лечение, включающее физиотерапевтическое лечение, ЛФК и массаж, значительно улучшают состояние у большинства больных. Положительный эффект, который наблюдается при использовании средств лечебной физкультуры у больных с ДЦП, является результатом оптимальной тренировки всего организма. Для получения положительного реабилитационного эффекта у детей с ДЦП необходима продолжительная и упорная работа.

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Общие принципы организации восстановительного лечения детей с детским церебральным параличом в условиях стационара и поликлиники.

2. Три стадии течения заболевания при ДЦП.

3. Краткая характеристика клинических форм ДЦП по классификации К.А. Семёновой.

4. Периоды восстановления двигательной сферы и социальной ориентации больного ДЦП.

5. Основные методики физической реабилитации.

6. Особенности физиотерапии при ДЦП.

7. Использование массажа в восстановительном лечении детей с детским церебральным параличом.

План занятия:

1. Контроль исходного уровня знаний (тесты).

2. Разбор теоретического материала занятия и устно-речевой опрос по теме занятия (см. контрольные вопросы).

3. Практическая работа студентов: назначить физиотерапевтические методы при реабилитации ДЦП; составить комплекс гимнастики при различных формах ДЦП; назначить процедуру массажа ребёнку с ДЦП.

4. Заслушивание рефератов, подготовленных студентами по теме: Физическая реабилитация детей с ДЦП.

5. Контроль полученных на данном занятии знаний (тесты).

Литература (основная): Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2007. Литература (дополнительная): 1. Иванов С.М. Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте. - М.: Медицина, 1983 г. 2. Боголюбов В.М. Общая физиотерапия. - М.- СПб., 1997. 3. Пономаренко Г.Н. Общая физиотерапия. - СПб.: Военно-мед.акад., 1998.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание, связанное с поражением формирующегося головного мозга в период внутриутробного развития, в родах, в ранний постнатальный период. Это заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Течение заболевания ДЦП подразделяется на три стадии: раннюю, начальную резидуальную и позднюю резидуальную.

Ранняя стадия заболевания— это первые 3—4 недели периода новорожденности. Уже в первые дни жизни у ребенка обнаруживается ряд симптомов, свидетельствующих о поражении головного мозга: повышенная температура, синюшность кожи лица, косоглазие, тремор конечностей, нистагм, судороги, резкое повышение или понижение тонуса мышц, отсутствие или слабая выраженность врожденных рефлексов (поискового, сосательного, хватательного, подошвенного и др.) При родовой травме у здорового плода, т. е. когда церебральная патология возникает по причине слабости родовой деятельности, стремительных или затяжных родов, неправильного анатомического строения родовых путей, перечисленные симптомы исчезают относительно быстро и чаще всего бесследно. Когда же родовая травма или асфиксия осложнили уже имеющееся заболевание мозга плода, то такие симптомы, как общее тяжелое состояние, повышенная температура, приступы асфиксии, тремор конечностей, также исчезают, а нарушения тонуса мышц и движений продолжают развиваться.

Начальная резидуальная стадия характеризуется задержкой и нарушением первых этапов развития двигательных навыков.

Поздняя резидуальная стадия характеризуется наличием типичных изменений в опорно-двигательном аппарате, контрактурами и деформациями, как обратимыми, так и необратимыми. Эта стадия заболевания диагностируется обычно после 3—4 лет жизни ребенка.

В литературе приводится более 20 вариантов классификаций ДЦП. Классификация ДЦП, используемая в нашей стране, предложена профессором Д. С. Фетером в соответствии с классификацией, принятой ВОЗ, и в дальнейшем разработана профессором К. А. Семеновой. В основу ее положены основные особенности этого заболевания, а именно — характер и выраженность нарушения двигательных функций ребенка, обусловленные аномальным состоянием мышечного тонуса и расстройством координации движений.

Выделяются следующие формы ДЦП:

• спастическая гемиплегия,

• спастическая диплегия (болезнь Литтла),

• двусторонняя (двойная) гемиплегия,

• атонически-астатическая форма,

• гиперкинетическая форма.

Спастическая гемиплегия — это форма ДЦП, которая характеризуется поражением руки и ноги с одной стороны. Тонус мышц пораженных конечностей повышен, тогда как иногда в первые месяцы жизни может наблюдаться их гипотония. Больной ребенок начинает ходить в полтора-три года. Равновесие при ходьбе нарушено, ребенок может упасть в сторону пораженных конечностей. При ходьбе он не может опустить ногу на пятку и опирается на пальцы. Вследствие включения содружественных реакций усиливается сгибание и пронация больной руки. Со временем у больного возникают следующие стойкие изменения: плечо приведено, предплечье в состоянии сгибания и пронации, кисть в состоянии сгибания, отведена в сторону мизинца, большой палец приведен, сколиоз позвоночника, перекос таза, эквиноварусное или вальгусное положение стопы, укороченное ахиллово сухожилие. На больной стороне конечности отстают в развитии, атрофичны. Практически все больные в состоянии самостоятельно ходить и могут себя обслуживать.

Спастическая диплегия - наиболее часто встречающаяся форма ДЦП. Она известна также под названием болезни Литтла. По двигательным нарушениям это тетрапарез. При спастической диплегии легкой степени первые клинические симптомы отчетливо проявляются к 4—6 месяцам жизни ребенка, когда в двигательные реакции должны активно включаться мышцы тазового пояса и ног. Тяжелая форма спастической диплегии осложняется появлением так называемых «дистонических атак», которые характеризуются внезапным резким повышением тонуса мышц и двигательной возбудимости, общим беспокойством ребенка. Больные спастической диплегией длительное время стоят и ходят с поддержкой взрослого за одну или обе руки. Если ребенок стоит, то у него отмечается патологическая разгибательно-приводящая установка ног. При ходьбе дети не могут свободно перемещать ноги вперед, в стороны, назад. Они не в состоянии опереться и удержать массу тела на одной ноге, чтобы сделать шаг другой ногой. Им трудно сохранить равновесие во время ходьбы, они совершают много дополнительных движений туловищем и руками, стремясь удержать тело в вертикальном положении. Многие дети со спастической диплегией ходят только на носках, для сохранения равновесия наклоняют туловище вперед, при ходьбе происходит перекрест ног. При этой форме заболевания наблюдается раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов нижних конечностей. Как правило, возникает эквиноварусная или вальгусная деформация стоп.

Двусторонняя (двойная) гемиплегия. Это одна из самых тяжелых форм ДЦП. Из-за тяжелого поражения мозга еще в период внутриутробной жизни у ребенка нарушены важнейшие функции организма: двигательная, психическая, речевая. Двигательные нарушения выявляются уже в период новорожденности. Резко выражены все тонические рефлексы (лабиринтный, шейные и др.), отсутствует защитный рефлекс. По характеру двигательных нарушений двойная гемиплегия является тетрапарезом. Двигательные расстройства выражены в одинаковой степени и в руках, и в ногах. Иногда руки поражаются сильнее, чем ноги, реже — наоборот. Повышение мышечного тонуса в положении лежа на спине выявляется уже в первые недели жизни. В ряде случаев этому предшествует короткий период мышечной гипотонии. При любой попытке ребенка совершить движение наблюдаются содружественные реакции, в результате чего тонус нарастает еще больше, а патологическая поза усиливается. Часто возникают дистонические атаки, которые появляются раньше и более выражены, чем при спастической диплегии.

При двусторонней гемиплегии ребенок очень поздно начинает сидеть. При экстернозном гипертонусе ребенок сидит, выпрямив ноги, и, имея небольшую площадь опоры, должен опираться на спинку стула. Навыками стояния и ходьбы овладевают только те больные, у которых спастичность мышц выражена умеренно. Ходьба без посторонней помощи практически невозможна. Произвольные движения рук также резко ограничены. Двигательные расстройства часто сопровождаются атрофией зрительного нерва, косоглазием, микроцефалией. Чаще, чем при других формах ДЦП, снижен интеллект. Речь отсутствует (анартрия) или имеются тяжелые нарушения речи (дизартрия).

Прогноз двигательного развития неблагоприятный. Как правило, для таких больных самообслуживание и участие даже в самой простой деятельности оказываются невозможными.

Атонически-астатическая форма (в раннем возрасте - гипотоническая форма). Как правило, при этой форме поражаются лобно-мосто-мозжечковый путь, лобные доли и мозжечок. Атонически-астатическая форма характеризуется снижением мышечного тонуса, нарушением координации движения и равновесия, а также резкой задержкой развития психики и речи. На первом году жизни обычно отмечается лишь общая гипотония мышц и отставание в физическом развитии (гипотоническая форма ДЦП). В последующем гипотония мышц остается доминирующим симптомом. Снижение тонуса мышц в руках выражено меньше, чем в ногах, и движения рук более активные. В положении на спине ребенок вялый, малоподвижный. Голову ребенок начинает держать только после шести месяцев. В положении на животе ребенок не может удержать голову в течение длительного времени, не опирается на руки. Сидеть ребенок начинает в полтора-два года. В положении сидя ноги широко разведены, ротированы наружу. Выражен кифоз грудного отдела позвоночника. Стоять ребенок начинает с 4-8 лет. В вертикальном положении ребенок широко расставляет ноги, держится за руку взрослого или опору. У него отсутствуют движения рук и туловища, направленные на сохранение равновесия. Самостоятельно передвигаться такие дети могут после 7-9 лет. Походка характеризуется неустойчивостью, неритмичностью, ноги при ходьбе широко расставлены, движения некоординированные. Ребенок делает много дополнительных движений, чтобы сохранить равновесие, часто падает, не может ходить на большие расстояния. Одним из возможных симптомов является тремор рук и головы. 60-70% случаев наблюдаются речевые расстройства и задержка психического развития. Такие дети часто агрессивны, негативно настроены, с ними трудно о чем-либо договориться. Прогноз в отношении восстановления двигательных функций и социальной адаптации неблагоприятный.

Гиперкинетическая форма встречается реже, чем остальные. Ее характерная особенность заключается в том, что у ребенка периодически возникают насильственные движения - гиперкинезы. В раннем детском возрасте мышечный тонус обычно снижен, спонтанные движения вялые. Такой ребенок слабо сосет, часто срыгивает, поперхивается, глотание нарушено. При этой форме ДЦП все врожденные рефлексы ярко выражены, не происходит их угасания. Гиперкинезы появляются обычно в один-полтора года и постепенно усиливаются. Наблюдаются разные виды гиперкинезов. Чаще других бывает двойной (двусторонний) атетоз, который характеризуется медленными червеобразными движениями в пальцах и медленными, большой амплитуды, движениями в проксимальных суставах. Движения возникают одновременно в сгибателях и разгибателях. Сила этих движений очень велика, тонический спазм одной группы мышц постепенно сменяется спазмом в других группах. Гиперкинезы типа атетоза в основном имеют место в верхних конечностях. Как правило, у детей наблюдается симптом Фогта - тыльное переразгибание пальцев рук во всех фалангах. При одностороннем атетозе (гемиатетоз) гиперкинезы возникают на одной стороне. Контрактуры в верхних конечностях встречаются редко, но в тех случаях, когда тонические спазмы повторяются, и увеличивается их продолжительность, возможно формирование фиксированных порочных поз.

У больных ДЦП могут наблюдаться также тремор всего тела или отдельных его частей и миоклонии в виде беспорядочных, быстрых и неритмичных клонических сокращений мышц (иногда одиночных) и тиков. Тики носят характер подергиваний мимических мышц, жестикуляций, вздрагиваний и других стереотипных движений (прищуривание глаз, причмокивание, пожимание плечами и т. п.).

Гиперкинезы уменьшаются или исчезают, если ребенок спокоен или спит, а усиливаются при различных движениях, положительных и отрицательных эмоциях. Они меньше в положении ребенка на животе, более выражены в положении на спине и стоя. Если ребенок пытается что-то сказать, на лице возникают гримасы, иногда резко выраженные.

Длительное время больные дети не могут самостоятельно сидеть, они падают вперед, назад или на более пораженную сторону. Произвольные движения не координированы, скачкообразны, размашисты. Ходить без помощи ребенок начинает в возрасте 6-8 лет и старше, иногда только в 10—15 лет. Больным очень трудно сохранять равновесие при ходьбе, но стоять на месте им еще труднее, чем идти.

Психическое развитие нарушается меньше, чем при других формах ДЦП. Прогноз зависит от степени поражения нервной системы. Обычно в 60—70% случаев дети могут самостоятельно передвигаться, хотя тонкие движения, как правило, существенно нарушены.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 229.