Физические методы лечения детей с дефектами осанки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Миостимулирующие методы: диадинамотерапия, амплипульстерапия, электромиостимуляция, импульсная и низкочастотная электротерапия, подводный душ – массаж, души.

Миорелаксирующие методы: массаж спины по релаксирующим методикам, вибротерапия, тёплые пресные ванны.

Методы коррекции локомоторной дисфункции: пелоидо-, теплотерапия.

Метаболические методы: хлоридно – натриевые ванны, общие УФ – облучения.

Сосудорасширяющий метод: лекарственный электрофорез с вазодилататорами (никотиновая кислота, дибазол, папаверин, магния сульфат, кальция хлорид).

Больным показано санаторно-курортное лечение на морском побережье с применением в качестве лечебных средств морских купаний, аэро- и гелиотерапии, минеральных ванн, гидротерапии, тепловых процедур (лечебные грязи, озокеритовые и парафиновые аппликации).

Комплекс лечебной гимнастики при сколиозе

Вводный период

 


1. Построение, принять правильную осанку (голова приподнята, плечи опущены и отведены назад).

2. И.п. то же. Поднять плечи вверх - вдох, вернуться в и.п. - выдох.

3. Ходьба, руки на поясе. На каждый шаг локти свести впереди, затем развести в стороны (30-40 сек).

4. И.п. то же. Ходьба на носках и пятках (60-90 сек).

5. Ходьба, руки за голову, локти развести в стороны (30-60 сек).

6. Ходьба, левая рука внизу, правая вверху. На каждый шаг смена положения рук (30 сек).

7. Ходьба, прямые руки вперед. На каждый шаг руки скрестно (30 сек).

8. Ходьба, руки к плечам, локти развести в стороны. На каждый шаг свести локти перед грудью и развести в стороны (30-60 сек).

9. Легкий бег (30-40 сек).

10. Ходьба, руки к плечам. Вращения в плечевых суставах (4 - вперед, 4 - назад).

11. Ходьба, руки на поясе. На каждый счет повороты туловища в стороны. Под левую ногу налево, под правую ногу направо.

12. Ходьба, руки на поясе. Мах левой ногой в сторону, мах правой ногой в сторону. Мах левой ногой вперед, мах правой ногой вперед.

13. Ходьба, руки на поясе. Шаг левой ногой, шаг правой. Приставить левую ногу, присед руки вперед.

14. Легкий бег (30- 60 сек).

Основной период: упражнения с гимнастической палкой.

15. Стоя, папка перед грудью. Палку поднять вверх, мах правой ногой назад. Вернуться в и.п. То же другой ногой.

16. И.п. то же. Поворот туловища вправо вместе с палкой. Вернуться в и.п. То же в другую сторону.

17. Стоя, палка на лопатках. Палку вверх, подняться на носки. Вернуться в

и.п.

18. Стоя, палка над головой. Наклоны туловища в стороны.

19. Стоя, палка горизонтально впереди. Палку вправо, мах правой ногой влево. То же в другую сторону.

20. Стоя. Палка на лопатках. Повороты туловища в стороны.

21. И.п. то же. Три пружинящих наклона вперед. Вернуться в и.п.

22. Стоя, палка перед грудью. Присед, палку на лопатки. Вернуться в и.п.

23. Стоя, палка вертикально в пол. Держась за верхний конец лопатки, перехватывая по очереди руками наклон вниз. Также перехватывая руками вернуться в и.п.

24. Стоя, положение наклона вперед, палка на лопатках. На каждый счет повороты туловища в стороны.

25. У пор присев, палка вниз. Поднимаясь, мах правой ногой назад, руки с палкой вверх. Вернуться в и.п.

26. Стоя, палка внизу. Выпад вперед, палку вверх. Вернуться в и.п. То же другой ногой.

Упражнения, выполняемые в и.п. лежа.

27. Лежа на животе, ладони упор в пол. Приподнять голову и плечи, лопатки соединить. Вернуться в и.п.

28. Лежа на животе, руки за голову. Приподнять голову и плечи и удержать 3-4 сек, вернуться в и.п.

29. И.п. то же, руки к плечам. Приподнять голову и плечи, руки в стороны. Вернуться в и.п.

30. И.п. то же, руки в стороны. Приподнять голову и плечи, сделать 4 круговых вращения руками вперед. Вернуться в и.п. То же в другую сторону.

31. И.п. то же, руки согнуты в локтях. Поочередное поднимание прямых ног.

32. И.п. то же. Поднять правую ногу, удержать 3-4- сек. Вернуться в и.п. То же другой ногой.

33. И.п. то же. Поднять обе ноги одновременно. Вернуться в и.п.

34. И.п. то же. Поднять прямые ноги, развести, свести, вернуться в и.п.

35. И.п. то же. Поднять правую ногу, завести за левую и коснуться пола. Вернуться в и.п. То же другой ногой.

36. Лежа на животе, руки впереди. Поднять правую руку и левую ногу. Вернуться в и.п. То же другой рукой и ногой.

37.И.п. то же. Одновременно поднять руки и ноги, задержаться на 3-4 сек. Вернуться в

и.п.

37. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть обе ноги, прижать к животу, разогнуть и медленно опустить.

38. И.п. то же. «Велосипед».

39. И.п. то же. «Ножницы».

40. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища. Поднять таз, удержать 3-4- сек, вернуться в и.п.

41. Лежа на спине, ноги под перекладиной. Сесть, руки вперед. Вернуться в и.п.

42. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за голову. Наклон в сторону, достать левой рукой левой стопы. Вернуться в и.п. То же в другую сторону.

Тема занятия Реабилитация при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Цель занятия: Изучить средства восстановительного лечения в реабилитации травматологических больных, частные методики лечебной гимнастики при повреждениях нижней или верхней конечности, при травмах суставов, четыре периода реабилитации при повреждениях позвоночника.

Мотивация темы занятия: Травматизм занимает одно из первых мест среди повреждений у детей. Особенности анатомического строения костной системы у детей и её физиологические свойства обусловливают возникновение некоторых видов переломов, характерных только для этого возраста. Лечение движением при заболеваниях опорно-двигательного аппарата можно считать специфической терапией так как, ни один вид терапии не может более активно действовать на восстановление функции движения, чем само движение. Лечебная физкультура — обязательный компонент комплексного лечения, так как способствует восстановлению функций опорно-двигательного аппарата, благоприятно воздействует на различные системы организма по принципу моторно-висцеральных рефлексов.

Архитектоника костной ткани формируется под влиянием двух основных факторов: силы давления и силы тяги, которые стимулируют рост тканей, поэтому при применении активных движений структура костной ткани восстанавливается аналогично строению здоровой кости.

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Общие принципы организации восстановительного лечения детей с травмами опорно-двигательного аппарата в условиях стационара и поликлиники.

2. Показания и противопоказания для назначения средств ЛФК при травмах конечностей.

3. Лечебная гимнастика при травмах верхней конечности и ее особенности в зависимости от локализации.

4. Лечебная гимнастика при травмах нижней конечности и костей таза.

5. Лечебная гимнастика при травмах суставов.

6. Четыре периода реабилитации при травме позвоночника в зависимости от локализации.

7. Физиотерапевтические методики у травматологических больных и больных с заболеваниями позвоночника.

Практические навыки:

1. составить комплекс лечебной гимнастики при повреждении костей верхней конечности (в периоде иммобилизации и в постиммобилизационный период);

2. составить комплекс лечебной гимнастики при повреждении костей нижней конечности (в периоде иммобилизации и в постиммобилизационный период);

3. определить уровень допустимой двигательной активности у больного с травмой позвоночника;

4. составить комплекс лечебной гимнастики при травме позвоночника (по 4 периодам).

7. Механизм лечебного действия классического массажа.

8. Показания и приемы классического массажа.

9. Приемы классического массажа основные и вспомогательные.

10. Аппаратные виды массажа.

 

Практические навыки:

5. исходя из клинических данных, подобрать необходимые физические упражнения;

6. назначить необходимый больному двигательный режим;

7. выполнить приемы поглаживания;

8. выполнить приемы растирания;

9. выполнить приемы разминания;

10. выполнить приемы вибрации.

11.

Задание на следующее занятие:

ЛФК при ОНМК.

Литература (основная):                                                      

1. ЕпифановВ.А. «Лечебная физическая культура». М., ГЭОТАР-Медиа, 2006.                                      

Литература (дополнительная):                           

1. Дубровский В.И. «Лечебная физическая культура»М., «Владос», 1999г.              

2. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. «Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей» М., Медициеа,1988г.  

3. Девятова М.В. «ЛФК при остеохондрозе позвоночника и заболеваниях периферической нервной системы» М., Медицина, 1983 г

Травма - это любое повреждение тканей (кожи, мышц, связок, костей) и органов, которое сопровождается не только местными реакциями, но и общим нарушением жизнедеятельности организма.

Лечебная физкультура помогает организму освоить бытовые и производственные нагрузки, а в случае невозможности полного восстановления — сформировать новые компенсаторные (приспособительные и заместительные) двигательные навыки.

Особенности восстановительного периода при травмах у детей.

Сроки сращения переломов у детей зависят от возраста пациента, местоположения и характера перелома. В среднем переломы верхней конечности срастаются в сроки от 1 до 1,5 месяца, переломы костей нижней конечности - от 1,5 до 2,5 месяца с момента травмы, переломы костей таза - от 2 до 3 месяцев. Лечение и реабилитация компрессионных переломов позвоночника зависят от возраста ребенка и могут продлится до 1 года. Активный восстановительный период начинается после снятия гипсовой иммобилизации или других видов фиксации. Его целью является разработка движений в смежных суставах, укрепление мышц, восстановление опорной способности травмированной конечности и прочее. К средствами восстановительного лечения относятся лечебная физкультура (ЛФК), массаж, физиотерапия, бассейн. Физиотерапия и массаж проводится курсами 10-12 сеансов и способствует улучшению микроциркуляции крови и лимфы в поврежденном участке, восстановлению функции мышц и движений в суставах. Особое значение для сращения перелома у детей имеет рациональное питание. В связи с этим целесообразно включать в схему лечения витаминно-минеральные комплексы, содержащие все группы витаминов и кальций. При тяжелых открытых переломах, осложненных нарушением кровообращения, рекомендуется лечение кислородом под повышенным давлением в барокамере - метод гипербарической оксигенации (применяется для профилактики инфицирования и способствует активации обменных процессов в организме). Восстановительное лечение (реабилитация) начинается в стационаре, а затем продолжается в амбулаторных условиях. При тяжелых травмах, сопровождающихся выраженным нарушением функции поврежденного сегмента проводится лечение в реабилитационных центрах, а также санаторно-курортное лечение.

К травматическим повреждениям относятся: 1)переломы костей, 2) повреждения тканей (мышц, связок, сухожилий), 3) ушибы и вывихи суставов, 4) ранения.

При травматических повреждениях наиболее частыми осложнениями являются: 1) контрактура (ограничение подвижности в суставе на сгибание, разгибание, отведение сторону), 2) тугоподвижность в суставе (резкое ограничение подвижности, когда в суставе сохранены лишь колебательные движения в пределах 3—5 градусов),3) анкилоз (полное отсутствие движений в суставе, вызванное сращением костей, подтвержденным рентгенснимком),4) псевдоартроз (в несросшихся отломках костей происходит сглаживание краев, заращение костного канала с образованием капсулы вокруг места перелома, что позволяет совершать движения).

Открытые переломы костей иногда осложняются остеомиелитом -— гнойным воспалением, вызывающим разрушение и отторжение омертвевшего участка кости.

Одно из основных средств лечения травм и профилактики осложнений после них — занятия лечебной физкультурой, которые делятся на три периода.

1. Первый (щадящий) период — иммобилизации. Соответствует острой фазе заболевания. Продолжительность — с момента травмы до снятия иммобилизации. Задачи лечебной физкулътурыА ) повышение жизненного тонуса больного, 2) улучшение функции ССС и органов дыхания, 3) обеспечить правильное сопоставление костных отломков и их сращение, 4) профилактика возможных осложнений, 5) профилактика гипо- и атрофии мускулатуры, ригидности суставов, 6) усиление крово- и лимфообращения в зоне повреждения с целью стимуляции регенеративных процессов.

Противопоказания: Общее тяжёлое состояние больного, стойкий болевой синдром, опасность кровотечения или возобновление кровотечения в связи с движениями, наличие инородных тел вблизи крупных сосудов, нервов и др. жизненно важных органов.

Методика лечебной физкультуры: 1) Исходное положение: лежа, сидя или стоя. 2)Темп — медленный или средний. 3) Соотношение специальных упражнений к дыхательным 1:1 или 2:1. 4) Применяют: упражнения для туловища, для здоровой конечности, изометрическое напряжение иммобилизованных мышц, активные движения в свободных от иммобилизации суставах.

2. Постиммобилизационный период - после снятия гипсовой повязки или постоянного вытяжения. Продолжительность — с момента снятия иммобилизации до восстановления функции травмированного органа на 90—95 %.

 Задачи второго периода лечебной физкультуры: восстановить функции после снятия иммобилизации.

Методика лечебной физкультуры: I )Исходные положения - разные. 2) Темп - средний. 3) Применяют:

активные движения во всех суставах конечности, изометрическое напряжение мышц конечности(5-7с.), статическое удержание конечности(5-7с.О,упражнения с дозированным сопротивлением и отягощением, тренировка осевой функции.

3. Восстановительный период - лечебная физкультура способствует полному восстановлению функций пораженного органа и всего организма.

 

Методика лечебной физкультуры: 1) Исходные положения: лежа на спине, на боку, на животе, сидя. стоя.

2) Темп произвольный. 3) Соотношение специальных упражнений к дыхательным 3:1.

1) Применяют: специальные упражнения на тренажёрах, гимнастической стенке, с гимн, предметами, упражнения с сопротивлением и отягощением, в лечебном бассейне.

Лечебная физкультура помогает организму освоить бытовые и производственные нагрузки, а в случае невозможности полного восстановления — сформировать новые компенсаторные (приспособительные и заместительные) двигательные навыки.

Лечебная физкультура назначается:

1) при консервативном (без операции) - на второй день после травмы,

2) при оперативном — в первые сутки после операции,

3) при тяжелых травматических повреждениях — когда больной еще находится в отделении реанимации.

Во время занятий лечебной физкультурой обеспечивается выработка хорошего мышечного корсета, а также производится подготовка организма больного ребенка к дальнейшему расширению двигательного режима. Поддерживается на достаточном уровне боковая подвижность позвоночника.

 

Лечебный массаж выполняют на ранних стадиях консолидации вне зоны перелома, по отсасывающей методике, для уменьшения циркуляторных нарушений, на более поздних стадиях - в области перелома с использованием трофических приёмов. Продолжительность массажа зависит от зоны воздействия и количества массажных единиц. Ежедневно, 8-10 процедур. При околосуставных и внутрисуставных повреждениях массаж области перелома противопоказан, так как может привести к образованию избыточной костной мозоли и оссифицирующему миозиту.

- Физические методы лечения детей с переломами.

- Противовоспалительные методы (противоотёчные): УВЧ – терапия, низкочастотная магнитотерапия.

- УВЧ – терапию назначают с 3-4го дня после репозиции и иммобилизации, в олиготермической дозе (20-30 Вт), 8-10 мин, ежедневно, 8-10 процедур.

- Низкочастотную магнитотерапию применяют при выраженном травматическом отёке, при величине магнитной индукции 10-15 мТл, по 10-15 мин, через день, 10-12 процедур.

- Анальгетические методы: диадинамотерапия, СУФ – облучение в эритемных дозах, СМТ – терапия.

- Диадинамотерапию используют на паравертебральные зоны. Ток ДН – 1 мин, КП – 5 мин, на стороне перелома распологают катод, ежедневно, 5-7 процедур.

- СМТ – терапию назначают после прекращения иммобилизации при сохранении болевых ощущений во время движения. Используют ΙΙΙ, ΙѴ РР, по 2-3 мин, частота модуляции 90-100 Гц, глубина модуляции 50-75%, ежедневно, 5-6 процедур.

- СУФ – облучение в эритемной дозе паравертебрально на соответствующих сегментах, начиная с 2 биодоз через день, увеличивая на 0,5 биодозы, до 4 биодоз, 3-5 процедур.

- Трофостимулирующие методы: СУФ – облучение в эритемных дозах, массаж, электрофорез кальция.

- Применяют через 10-15 дней после травмы, в стадии рекальцинации.

- Электрофорез кальция на здоровой конечности симметрично месту перелома. Плотность тока 0,03 – 0,05 аМ/см², 10-15 мин, ежедневно, 15 процедур.

- СУФ – облучение 12-15 процедур.

- Лечебный массаж выполняют на ранних стадиях консолидации вне зоны перелома, по отсасывающей методике, для уменьшения циркуляторных нарушений, на более поздних стадиях – в области перелома с использованием трофических приёмов. Продолжительность массажа зависит от зоны воздействия и количества массажных единиц. Ежедневно, 8-10 процедур. При околосуставных и внутрисуставных повреждениях массаж области перелома противопоказан, так как может привести к образованию избыточной костной мозоли и оссифицирующему миозиту.

- Методы коррекции локомоторной дисфункции: ультразвуковая терапия, парафинотерапия, электрофорез хлора, йода, лидазы, фонофорез гидрокортизона.

- УЗТ назначают в дозе 0,2-0,4 Вт/см² в постоянном режиме, по 3 мин на поле, через день, 8-10 процедур.

- Парафинотерапия температура аппликаций 44-46ºС, 20-30 мин, ежедневно, 10-15 процедур.

- Электрофорез 10% раствора натрия хлорида, 5% раствора калия йодида, раствора лидазы назначают при развитии осифицирующего миозита по поперечной или продольной методике, плотность тока 0,03- 0,05мА/см², 15-20 мин, ежедневно, 15-25 процедур. Детям старше 2 лет проводят фонофорез гидрокортизона на область осификата, интенсивность ультразвука 0,4Вт/см², в постоянном режиме, ежедневно 10-12 процедур.

- Санаторно – курортное лечение.

- Детей с переломами костей с замедленной консолидацией или болезненной костной мозолью направляют на бальнео- и грязелечебные курорты: Анапа, Пятигорск, Джермук, Евпатория, Одесса и др. Используют гелио-, талассо- и пелоидотерапию.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 221.