РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ БРОНХОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бронхит – воспаление слизистой оболочки бронхов, которое у детей чаще развивается под действием инфекции. Различают острый и хронический бронхит, которые представляют наиболее распространенную патология органов дыхания. С каждым годом заболевания бронхов у детей увеличиваются и составляют 35 % от общей заболеваемости среди детского возраста. Реабилитационные мероприятия начинают при стихании острого процесса (4-5 день) и направлены на повышение общей и местной резистентности бронхиального дева к инфекционным заболеваниям.

Задачи реабилитации:

§ Восстановление вентиляции в пораженных  бронхах

§ Обеспечение эффективной дренажной функции

§ Стимуляция крово и лимфообращения в бронхиальном дереве

§ Профилактика осложнений

Основные средства реабилитации:

§ ФТЛ

§ ЛФК

§ Массаж

Методика проведения ЛГ:

- Исходное положение – сидя на стуле, стоя

- Статические дыхательные упражнения

- Динамические упражнения для мышц плечевого пояса, верхних конечностей и туловища (наклоны, повороты с палкой или гантелями)

- Дренажные упражнения при экссудативном бронхите для стимуляции лаважа мокроты

- Упражнения с удлиненным выдохом при обструктивном варианте, используя звуковую гимнастику.

- Продолжительность процедуры – 20-25 мин

- Физические нагрузки циклического характера – дозированная ходьба.

Массаж классический

- Массаж грудной клетки – вначале передней стенки, а затем задней (спины).

- Применяются основные приемы: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

- Массаж грудной клетки начинают с нижних отделов и заканчивают верхними отделами.

- Вибрацию сочетают с дренажной гимнастикой и откашливанием.

- Длительность процедуры – 10-15 мин, ежедневно или через день.

Физические методы лечения детей с воспалительными заболеваниями бронхов

Противовоспалительные методы: УВЧ-, СВЧ-терапия, СУФ в эритемных дозах, высокочастотная магнитотерапия.

УВЧ - терапию применяют на обл.грудной клетки по поперечной методике. В слаботепловых дозировках (до 30 Вт), в течение 10-12 мин, ежедневно, курс 5-7 процедур.

СВЧ -  терапию используют в подострую фазу воспаления на межлопаточную область, в слаботепловых дозировках, по 5-15 мин, ежедневно, курс 5-10 процедур.

СУФ - облучение грудной клетки в эритемных дозах по фракционной методике: 1 биодоза + 0.5 биодозы, до 2 биодоз, ежедневно, курс 3-5 процедур. Применяют также методику облучения рефлекторных зон (области подошв) с 1 до 2 биодоз, ежедневно, курс 3-4 процедуры.

Высокочастотная магнитотерапия показана в стадиях подострого и хр. воспаления, у детей до 3 лет от аппарата УВЧ с помощью электрода вихревых токов (30 ВТ, 5-7 мин), ежедневно, курс 5-7 процедур. У детей старше 5 лет применяют резонансный индуктор аппарата ИКВ-4 (2-4я ступень мощности), ежедневно, курс 5- 7 процедур.

Бронхолитические методы: ингаляции бронхолитиков (беротек, беродуал), электрофорез эуфиллина, СМТ - терапия. Применяют при обструктивном и астматическом бронхитах, бронхиальной астме.

Ингаляции бронхолитиков проводят через небулайзер, по 5-10 мин, 2-3 раза в день, курс 6-8 процедур.

Электрофорез 2% раствора эуфиллина или 5 % раствора магния сульфата на грудную клетку, поперечная методика, плотность тока 0,03-0,05мА£м2, по 10-15 мин, ежедневно, курс 3-4 процедуры.

СМТ- терапию паравертебральных областей на уровне Th II-VII применяют для достижения спазмолитического эффекта. Используют I РР (150 Гц, глубина модуляции 50%), затем III РР (50 Гц, 75%), по 3-5 мин каждый род работы, ежедневно, курс 8-10 процедур.

Бронходренирующие методы: ингаляции щёлочей, муколитиков, лечебный массаж.

Ингаляиии щёлочей (2%раствор натрия гидрокарбоната, щелочные минеральные воды) проводят при температуре 37-38°С (тепловлажные ингаляции) при сухом малопродуктивном кашле, малом количестве вязкой мокроты 1-2 раза в день, по 7-10 мин, курс 10-15 процедур.

Ингаляиии муколитиков и ферментов (ацетилцистеин, лазолван, ДНКаза) назначают при густой вязкой мокроте, неэффективности щелочных ингаляций. Ингаляции проводят через компрессорный ингалятор, по 7- 10 мин, 1-2 раза в день, курс не более 20 процедур.

Лечебный массаж показан при трудном отделении мокроты, проводят с использованием трофических и стимулирующих приёмов с последующим выполнением дыхательных упражнений. 2-3 раза в день, 15-20 мин, курс 8-10 процедур.

Иммуностимулирующие методы: ингаляции иммуностимуляторов, СУФ в субэритемных дозах, гелиотерапия. Используют в фазу реконвалесценции.

Ингаляиии иммуностимуляторов (0,5% раствор лизоцима, 0,01% раствор левамизола, 0,02-0,04 % растворы продигиозана, экстракт алоэ и др.) по 7-10 мин, ежедневно, курс 10 процедур.

СУФ - облучения в субэритемных дозах проводят по основной или ослабленной схеме, ежедневно.

Гелиотерапию осуществляют в умеренном или интенсивном режиме, курс 15-20 процедур.

Санаторно — курортное лечение детей при острых воспалительных заболеваниях бронхов противопоказано. Детей с рецидивирующим бронхитом в стадии ремиссии направляют на лечение в местные санатории (после купирования обострения), на курорты Черноморского побережья (преимущественно в весенне-летний период), где используют методы климато - , тепло-, гидротерапия.

ЗАБОЛЕВАНИЯ ЛОР ОРГАНОВ

Острый ринит - чаще наблюдается как начало ОРВИ. Вследствие узости но­совых ходов у детей отек слизистой резко нарушает носовое дыхание, сон, об­щее состояние. Из физиотерапевтических методов рекомендуются следующие:

• УФО - тубус от 1 до 2-3 биодоз ежедневно, № 6-7;

• УВЧ ежедневно 5-8 минут, № 4-5;

• Общие теплые ванны (температура 37°С) или горячие ножные ванны (температура 38-40°С) по 7-10 минут ежедневно, № 5-6 (пресные или с добавлением горчицы 1 ст. ложка на 10 л воды);

• УФО стоп с 1 биодозы, через день, увеличивая на 1/2 биодозы, № 5-6;

• Инфракрасное облучение 1-2 раза в день по 10-15 минут, № 5-7;

• Парафиновые или озокеритовые аппликации на ноги («башмаки»), 15-20 минут ежедневно, № 3-5.

Аллергический ринит - хроническое аллергическое воспаление слизистой по­лости носа, проявляется в виде сезонного и круглогодичного ринита. Цель физиотерапии: уменьшение отека, воспаления, воздействие на рецепто­ры слизистой оболочки носа, гигюсенсибилизация, стимуляция гипофизарно-адреналовой и вегетативной нервной систем, повышение иммунобиологиче­ской резистентности организма.

• Лазеротерапия 1-2 минуты ежедневно, № 10-12;

• Электрофорез кальция (2% раствор), димедрола (0,25% раствор) эндона- зально 10-12 минут ежедневно, № 8-10;

• Ультрафонофорез гидрокортизона - кожу носа смазывают гидрокортизо- новой мазью, а в полость носа вводят турунду, смоченную гидрокортизо- новой эмульсией, по 5 минут через день, № 8-10.

Острый синусит - физические факторы используются с противовоспалитель­ной и болеутоляющей целью.

• УВЧ по 8-10 минут ежедневно, № 5-7 (перед процедурой закапать со­судосуживающие капли);

• Местное УФО на область пазух с 1/2биодозы, ежедневно увеличивают на 1/2 биодозы, доводят до 1,5-2 биодоз, № 6;

• СВЧ или ДМВ - терапия по 5-6 минут ежедневно, № 5;

• Эндоназальный электрофорез хлорида кальция (2% раствор), димедрола (0,25% раствор) 10-12 минут ежедневно, № 8-10;

• Инфракрасное облучение 1-2 раза в день по 10-15 минут, № 5-7.

Хронический синусит - в периоде обострения физиолечение аналогично тако­вому при остром синусите.

В периоде ремиссии показаны:

• Ультразвук на пазухи по 5 минут ежедневно, № 8-10;

• Магнитотерапия по 5-6 минут ежедневно, № 8-10;

• Лазеротерапия по 2-3 минуты на каждую сторону ежедневно, № 10-12;

• Эндоназальный электрофорез кальция, пеллоидина 10-15 минут ежеднев­но , № 10;

• Общее УФО по замедленной схеме;

• Аппликации грязи на область проекции пазух - температура 38-39°С, 10- 15 минут через день, № 8-10.

Хронический тонзиллит - инфекционное заболевание с преимущественной локализацией процесса в небных миндалинах, является одним из самых распро­страненных заболеваний у детей, особенно школьного возраста. Физиотерапев­тические методы применяются как в периоде обострения, так и в периодекомпенсации процесса.

С противовоспалительной целью используют ингаляции - щелочно-масляные, минеральными водами, отварами лекарственных трав - температура 38-40°С, 8- 10 минут ежедневно, № 10-12;

• УФО - тубус с 1/2г биодозы, через каждые 2 облучения увеличивая на 1/2 биодозы до 2-3 биодоз, № 10-12;

• Местное УФО воротниковой зоны (уменьшает явления тонзилогенной интоксикации, способствует улучшению функции нервной и сердечно­сосудистой систем) - с 1 биодозы, увеличивая на 1/2 биодозу, № 6;

• Общее УФО по основной или замедленной схеме № 15;

• УВЧ (в периоде обострения) 7-10 минут ежедневно № 6;

• Лазерная терапия по 2-3 минуты ежедневно № 10;

• Ультразвуковая терапия на область проекции миндалин по 3-5 минут на каждую сторону, через день, № 8-10 (детям старше 5-6 лет);

• Грязевые аппликации на воротниковую зону при температуре 38~40°С, по 10-15 минут, через день, № 10.

Острый (негнойный) отит - воспалительное заболевание слухового прохода, чаще возникает у детей раннего возраста. Физические факторы оказывают про­тивовоспалительное и болеутоляющее действие.

• Инфракрасное облучение по 7-10 минут 1-2 раза в день

№ 5-7;

• УВЧ по 5-7 минут ежедневно № 3-5;

• УФО по ½ мин в слуховой проход е/д №5

• Лазерная терапия 2-3 минуты ежедневно № 7-8.

ЛФК проводится больным детям по методике общеоздоравливающей гимнастика. Включаются упражнения: общеукрепляющие, статические грудные, динамические для мышц плечевого пояса, верхних конечностей и туловища (наклоны, повороты с палкой или гантелями), кратковременные игровые упражнения.

 

Тема занятия «РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ

Цель занятия: Изучить средства ЛФК в реабилитации больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, механизм формирования нарушений осанки, лечебную гимнастику при сколиозе и плоскостопии.

Мотиваиия темы занятия: Лечение движением при заболеваниях опорно-двигательного аппарата можно считать специфической терапией так как, ни один вид терапии не может более активно действовать на восстановление функции движения, чем само движение. При некоторых заболеваниях опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие) лечение движением является основным методом терапии.

Архитектоника костной ткани формируется под влиянием двух основных факторов: силы давления и силы тяги, которые стимулируют рост тканей, поэтому при применении активных движений структура костной ткани восстанавливается аналогично строению здоровой кости.

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Виды нарушений осанки и механизмы формирования.

2. Клиника и диагностика сколиоза.

3. ЛГ при сколиозе, методические особенности в зависимости от степени и локализации.

4. Кифозы и лордозы у детей. Лечебная гимнастика при кифозах и лордозах.

5. Лечебная гимнастика при плоскостопии.

6. Лечебная гимнастика при врожденном вывихе бедра и косолапости.

Задание на следующее занятие: Восстановительное лечение больных с травмами опорно-двигательного аппарата.

Тема самостоятельной работы: Врождённый вывих бедра. Дисплазии тазобедренных суставов.

Литература (основная): 1. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2007.2. Руденко Т.Л. Физиотерапия. - Ростов-на-Дону: Феникс ,2000.

Литература (дополнительная):

1. Гафиятуллина Г.Ш., Омельченко В.П., Евтушенко Б.Е., Черникова И.В. Физиотерапия. - М.:ГЭОТАР - Медиа, 2010.

2. Ушаков А.А. Практическая физиотерапия. - М.: Медицинское информационное агентство, 2009.

3. Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н. Общая физиотерапия. 2-е изд. перераб. - М.- СПб: СЛП, 1997.

4. Пономаренко Г.Н. Общая физиотерапия. - СПб.: Военно-мед.акад., 1998.

5. Дидур М.Д., Матвеев С.В., Потапчук А.А. Лечебная физическая культура в детском возрасте.- С\П.: Речь, 2007.

6. Кашуба В.А. Биомеханика осанки,- Киев: Олимпийская литература, 2003.

7. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная гимнастика при заболеваниях позвоночника у детей. - М.: Медицина, 1988.

Осанка – это гармоничное устройство человеческого тела, симметрия отдельных его частей, что придает легкость и непринужденность позы. За правильную осанку следует принимать такую, при которой голова приподнята, плечи развернуты, лопатки не выступают, а живот не выходит за линию грудной клетки. Кроме того, это один из показателей здоровья: в культурах всех народов считается, что здоровый человек должен быть стройным и подтянутым. Правильная осанка и нормальное телосложение относятся к числу критериев, определяющих состояние здоровья детей.

Этапы развития осанки.

Постоянная активность мышц является мощным стимулом их роста и правильного формирования осанки.

У новорожденного позвоночник имеет вид дуги, обращенной выпуклостью назад, такой рельеф сохраняется в первое время после рождения. Когда ребенок начинает держать голову (в среднем к концу первого месяца жизни), в области шеи появляется первый изгиб, обращенный выпуклостью вперед (шейный лордоз). Затем, при сидении, примерно с 6 месяцев, постепенно образуется изгиб в грудном отделе позвоночника, обращенный выпуклостью назад (грудной кифоз). Для детей 10-месячного возраста характерна вертикальная поза, они начинают стоять и ходить. Но вертикальная поза несовершенна: брюшные мышцы у ребенка очень слабые, поэтому в вертикальном положении живот под действием силы тяжести выпячивается и в поясничном отделе появляется небольшой изгиб выпуклостью вперед (поясничный лордоз).

Постепенно в дошкольном возрасте выпячивание живота уменьшается, но не исчезает, поясничный изгиб становится более заметным. Грудная клетка уплощается, а плечи округляются, но расположены несколько назад. Колени в вертикальном положении выпрямлены, но при ходьбе остаются немного согнутыми. Формирование изгибов позвоночника заканчивается в 6-7 лет. В младшем школьном возрасте осанка ребенка в основном сохраняет черты дошкольного возраста. Выраженный поясничный лордоз и умеренная выпуклость живота у ребенка - явление нормальное.

Изгибы позвоночника необходимы человеку для сохранения равновесия в вертикальном положении. Они увеличивают эластичность позвоночного столба, смягчают толчки и сотрясения при движениях.

Рис. 1. Правильная осанка.

Рис.2. Виды осанки:а — нормальная; б — сутуловатая; в — лордотическая; г — кифотическая; д — выпрямленная (плоская).

Рис.3. Позы, способствующие формированию неправильной осанки.

Тесты для мышц. Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины. Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым). В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 сек, дети 7-10 лет - 1-1,5 минуты, 12-16 лет - от 1, 5 до 2, 5 минуты.

Развитие мышц брюшного пресса, определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников - 10-15 раз, для детей 7-11 лет - от 15 до 20 раз, в 16-18 лет - от 20-30 раз.

Профилактика.

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:

  • сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
  • правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп ( плоскостопие, косолапость );
  • организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
  • постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
  • отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);
  • контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;
  • плавание.

Поскольку одно из основных условий правильной осанки - правильное развитие организма, нужно постараться создать максимально благоприятные условия для роста. В частности, очень важно соблюдать общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание занятий и отдыха, использование средств закаливания.

Заниматься укреплением мышечного корсета следует с младенчества, но при этом не следует торопить физическое развитие ребенка и насильно его сажать, когда он еще самостоятельно не сидит, или заставлять ходить в 9 месяцев, а то и раньше. Ранняя осевая (вертикальная) нагрузка может вызвать развитие ортопедических заболеваний у малыша. Пусть малыш больше двигается в положении лежа или ползает, пока он сам не сядет или не поднимется на ноги.

Не меньшее профилактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мышечной системы, так как активное удержание тела, верхних и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для этого используются специальные упражнения.

Сколиозы

Сколиоз — это боковое искривление позвоночника. Кроме бокового искривления, при сколиозе образуется реберный горб. Сколиоз может быть врожденным и приобретенным.

Врожденный сколиоз чаще всего связан с аномалией развития позвоночника (неправильное развитие) — лишние позвонки, лишние ребра, аномалия поперечных отростков, слияние дужек и отростков, незаращение дужек, клиновидные позвонки и т. п. Врожденные сколиозы составляют около 5%, а остальные 95% возникают в процессе развития и роста организма.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 309.