При проведении физических упражнений необходимо уделять особое внимание профилактике травматизма.
Действия воспитателя, связанные с предупреждением травматизма, называют страховкой. Эффект страховки достигается строжайшим соблюдением принципов обучения воспитания. Условием предупреждения травм являются: систематичность занятий, доступность учебного материала, прочность овладения им и т.д. Профилактика травматизма достигается также разумной дозировкой физических нагрузок, хорошей дисциплиной детей. Рациональной организацией выполнения упражнений. Но при выполнении некоторых упражнений все же возникает необходимость в страховке (непосредственное предупреждение падений, поддержка, удержание и др.). Такой страховкой должны сопровождаться обязательно прыжки в высоту с разбега, ходьба по бревну и др.
Профилактическими мерами предупреждения травм являются: предварительная проверка мест занятий, оборудования, безопасное размещение детей при выполнении физических упражнений (метание на дальность).
Страховка может быть связана с помощью (при ходьбе по бревну держать ребенка за руку). Но этим не следует злоупотреблять, чтобы не затормозить воспитание смелости, самообладания, выдержки.
Структура и содержание.
Структура физкультурного занятия включает:
I. Вводная часть
Цель: настроить детей на занятие, организовать детей, собрать внимание, подготовить организм к большей физической нагрузке.
Содержание: строевые упражнения, ходьба обычная, различные виды ходьбы, которые могут быть проведены в форме упражнений на внимание, бег обычный, различные виды бега, различные виды прыжков, танцевальные движения, подвижные игры средней подвижности, подводящие и подготовительные упражнения
II. Основная часть.
Цель: формирование двигательных умений и навыков, формирование физических качеств
Содержание:
1. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов.
2. Основные упражнения.
3. Подвижная игра.
III. Заключительная часть.
Цель: снизить физическую нагрузку, подвести итог.
Содержание: ходьба обычная, различные виды ходьбы, спокойные танцевальные движения, релаксационные упражнения, дыхательные упражнения, спокойные и хороводные игры, медленный бег (физкультурные занятия на воздухе).
1. Типы занятий.
Занятие традиционного типа, которое может носить обучающий, смешанный и вариативный характер Занятие обучающего характера направлено на ознакомление с новым программным материалом (обучение спортивным играм и упражнениям, знакомство с правилами, содержанием, техникой видов движений и т. д)
Занятие смешанного характера способствует разучиванию новых движений и совершенствованию освоенных ранее. Оно строится главным образом на повторении пройденного материла.
Занятие вариативного характера основано на хорошо знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий (подвижных играх, на полосе препятствий, в играх-эстафетах).
Занятие ритмической гимнастикой проводится под музыкальное сопровождение с включением разных видов ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений. Разучивание движений этих занятиях не проводится, так как весь программный материал должен быть хорошо знаком детям. Во время занятий у детей развиваются музыкально-эстетические чувства.
Занятие по интересам направлено на развитие двигательных способностей и творчества детей, где им предоставляется возможность самостоятельного выбора движений с предлагаемыми пособиями. Например, физкультурный зал может быть разбит на несколько игровых зон, в каждой из которых расположены разные физкультурные пособия;
1-я зона: мячи разных типов и размеров; набивные (весом 0,5 кг); массажные; теннисные: мячи-шары и т. д.;
2-я зона: обручи разных размеров, резиновые кольца, скакалки, ленты, кегли и т.д.;
3-я зона: полоса препятствий (гимнастическая скамейка, гимнастическая стенка, маты, дуги разных размеров, батуты);
4-я зона: тренажеры разных типов («Велосипед», «Бегущая дорожка», диск «Здоровье», детский эспандер и др.)
5 зона: комплект для спортивных(бадминтон, городки, теннис, мяч),
Воспитатель предлагает детям по желанию выбрать любую зону и выполнять произвольные движения с пособиями. При этом он оказывает помощь: напоминает, как пользовать ся пособием, предлагает вариативность выполнения задания и т. д. Через 5—6 минут звучит музыкальный сигнал, и дети меняются зонами, самостоятельно выбирая любую из них. В течение занятия дети проходят все игровые зоны.
Занятие тренировочного типа направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей, включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцированные двигательные задания на развитие быстроты реакции, ловкости и выносливости.
Игровое занятие построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов.
Сюжетно-игровое занятие содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в условной форме окружающий мир ребенка; оно состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия («Путешествия», «Цирк», «Спортсмены», «Зоопарк», «Рыбаки» и т. д.). Такое занятие может включать разные задачи по развитию речи.
Занятие с использованием тренажеров и спортивных комплексов включает разнообразные упражнения: висы, лазанье по канату, шесту, гимнастической стенке, веревочной лестнице, упражнения на дисках «Здоровье», с эспандерами, гантелями и т.д. На занятиях может осуществляться работа на тренажерах («Велосипед», «Бегущая дорожка», «Гребля» и др). Важно, чтобы дети приобрели определенные двигательные умения и навыки, научились самостоятельно пользоваться тренажерами, овладели приемами страховки,
Тематическое занятие проводится по специальной методике, посвящено одному виду физических упражнений: лыжи, элементы игры в теннис, баскетбол, бадминтон. На занятиях этого типа важно добиваться хорошего качества выполнения заданий.
Занятие комплексного характера (синтезирование разных видов деятельности). Как правило, используются игровые упражнения типа: «Кто больше собрал предметов», «Собери кубики по цвету, парами, по форме».
Контрольно-проверочное занятие — своеобразный итоговый зачет, направленный на выявление количественных и качественных результатов в основных видах движений и в развитии физических качеств. В таких занятиях участвуют воспитатели групп и методист. Основная цель: выявление ошибок в технике выполнения движений и их устранение. Воспитатели заранее составляют протоколы оценки физических качеств и двигательной подготовленности детей с учетом коэффициента двигательного развития каждого ребенка. В течение года занятия такого типа проводятся не менее трех—четырех раз, желательно в начале и в конце учебного года. Результаты, зафиксированные в протоколах, анализируются, что дает возможность проследить динамику освоения детьми основных видов движений и развития физических качеств.
Занятие «Туризм» проводится на воздухе, в ближайшем лесу или парке. Оно дает возможность закрепить двигательные навыки и умения, полученные ранее с использованием разных пособий и природного окружения.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 310.