Методика формирования правильной осанки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Осанка — привычное положение тела, которое человек прини­мает сидя, стоя и во время ходьбы.

Нормальная осанка — умение сохранять правильное положе­ние тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая осанка способствует поддержанию чувства бодрости и уверенности.

Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка осанки лежит механизм условнорефлекторных связей. Следова­тельно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.

У новорожденного позвоночник, состоящий из хрящевой ткани, в первые месяцы почти прямой. Постепенно у ребенка в положении лежа на животе и на руках у взрослого в вертикальном положении образуется изгиб в шейной части. Когда ребенок начинает сидеть, стоять, у него появляется изгиб в поясничной области. К концу первого года жизни все изгибы позвоночника (шейный, грудной, поясничный, крестцовый) в основном сформированы, но не закреп­лены и в положении лежа выпрямляются.

Во избежание различных отклонений от нормы следует обере­гать детей от непосильных нагрузок: нельзя долго держать ребен­ка в положении сидя или стоя без опоры, если он еще не научился самостоятельно принимать это положение. Надо, чтобы ребенок сам вставал, держась за опору.

Уже на втором году жизни детям показывают и объясняют, как надо сидеть, стоять, ходить, и учат этому на занятиях физи­ческими упражнениями или другими видами деятельности.

Правильная осанка в положении сидя — прямая посадка головы, слегка оттянутые назад и опущенные книзу плечи, раз­вернутая грудная клетка, прямая, чуть прогнутая в пояснице спина, подтянутый живот. Сидя на стуле, нужно полностью зани­мать его сиденье, плотно прижимаясь спиной к спинке стула. Край стола находится по отношению к груди на расстоянии кисти руки, поставленной ребром.

При письме, рисовании, лепке руки лежат на столе, голова слегка наклонена. Нельзя низко опускать голову над бумагой и склонять голову набок. Если локоть левой руки свисает со стола, левое плечо опускается ниже правого, позвоночник искривляет­ся. На устных занятиях дети сидят откинувшись назад, опираясь спиной о спинку стула, спина прямая, руки на коленях (ближе к животу), плечи развернуты, голова поднята, взгляд обращен на воспитателя. При такой позе органы брюшной и грудной полостей не сдавливаются, кровообращение и дыхание улучшаются, устра­няется застой крови в ногах и брюшной полости.

На занятиях надо напоминать детям, чтобы они время от вре­мени меняли позу. Однообразное положение, особенно когда руки лежат на столе, очень утомительно, потому что туловище все время наклонено вперед, брюшная полость сдавлена, дыхание поверх­ностно, мышцы шеи и спины напряжены.

От положения головы зависит тонус мышц плечевого пояса я верхних конечностей, разгибателей позвоночника. Если опустить голову на грудь, то тонус этих мышц снижается. Кроме того, свисающая голова своей тяжестью вызывает смещение позвонков по отношению друг к другу в нижнешейной и верхне-грудной частях позвоночника, в связи с чем происходит выдвижение плечевых суставов вперед, западение грудной клетки, расхождение лопаток. В результате развиваются сутулость и верхнегрудной кифоз.

Стоять нужно в основной стойке или на слегка расставлен­ных ногах (на ширине ступни)

Развитию мышечных ощущений правильного положения тела и головы помогает следующее задание: дети встают к стене, прика­саются к ней затылком, лопатками, ягодицами, пятками; закры­вают глаза и запоминают это положение. Затем, открыв глаза, они ходят, сохраняя принятое положение, по залу. Такое задание повторяется несколько раз. Сохранить правильное положение тела помогает также ходьба с мешочком на голове.

Необходимо повседневно следить за осанкой детей. В старших группах нужно приучать детей замечать недостатки в своей осанке и стремиться самостоятельно исправлять их.

Профилактика нарушений осанки у дошкольников должна осуществляться во всех видах занятий и внеучебное время. Для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений в процессе занятий физической культурой, утренней гимнастикой и во время физкультминуток следует использовать различные упражнения корригирующего характера: пригибание спины с обручем или с мячом в руках; наклоны в стороны с обручем за спиной; приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках; наклоны назад с разведением рук в стороны; наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках; поднимание ног вверх лежа на спине; ползание на четвереньках; ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки и др. два раза в неделю мы проводили корригирующую гимнастику.

Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходит и во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохраняется правильное положение тела, а также упражнений в равновесии и на координацию, 50% должны занимать упражнения из исходного положения лежа.

Широко следует использовать игры с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки. Работа по профилактике нарушений осанки должна вестись со всеми детьми в процессе проведения различных форм работы по физическому воспитанию, а также индивидуально с отдельными детьми использованием современного актуального спортивно-игрового и лечебно-

Корригирующая гимнастика должна проводится два раза в неделю с детьми, имеющими нарушения осанки. Каждый комплекс должен быть нацелен на решение конкретной задачи, иметь игровое название «Буратино», «Веселый гномик, «Ровная спина», «Кукла принца Тутти», «Красивая спина» и др. Большой интерес у детей вызвали игровые коррекционные упражнения: «Качалочка», «Цапля», «Морская звезда», «Стойкий оловянный солдатик», «Карусель», «Покачай малышку», «Танец медвежат» и др. Должны использоваться игры со специальной оздоровительной направленностью вызвали большой интерес у всех детей: «Ель, елка, елочка», «Подпрыгни», «Все дальше и выше», «Воздушный шар», «Запусти ракету на луну», «Восточный официант» и др. Каждая игра имела конкретные задачи профилактики и коррекции нарушений осанки. Следует отметить, что в процессе работы с детьми необходимо использовать систему подвижных игр и упражнений со специальной оздоровительной направленностью, так как их оздоровительный эффект, согласно рекомендациям А.С. Галанова, возможен лишь при частых и длительных занятиях (3-4 раза в день по 2-3раза).

В процессе проведения подвижных игр следует добиваться трени­ровки навыков в удержании головы и туловища в правильном по­ложении, правильной ходьбы и качества выполнения других основных движений. В играх мы предлагали детям принимать разнообраз­ные исходные положения, в том числе и положения лежа, стоя на четвереньках, упражнения в этих играх выполнялись детьми преимущественно в среднем и медленном темпе. Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесие, движения в играх чередовали с дыхательными упражнениями. Специальные игры и коррекционные упражнения проводятся в различные отрезки времени пребывания ребенка в ДОУ. Родители должны быть нацелены на обеспечение детям такого необходимого минимума:

1. обеспечить условия для формирования правильной осанки - прежде всего перечисленные выше меры профилактики ее нарушений и хорошее общее физическое развитие.

2. знать, что такое правильная осанка, как именно надо правильно стоять, сидеть и двигаться не сутулясь.

3. сознательно относиться к своему здоровью и одной из главных его опор - позвоночнику. Доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений. Их в арсенале корригирующей гимнастики очень много. Родителям было показано, что основным средством профилактики нарушений осанки является правильная организация статико-динамического режима, который включает в себя полный спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребенка. По направленности эти воздействия могут иметь как повреждающий характер (например, длительное нахождение в неправильных статических позах), так и лечебный (физическая культура и лечебная гимнастика).

Для детей, имеющих нарушения осанки должен быть составлен индивидуальный комплекс физических упражнений по коррекции осанки для выполнения дома. Домашние задания должны быть предусмотрены на каждую неделю. Кроме того, должны были даны методические рекомендации родителям по правильному подбору мебели для детей, также должно быть рекомендовано обращать особое внимание на осанку детей во время занятий за столом, не допускать длительного пребывания детей в однообразных позах, включить в комплекс утренней гимнастики упражнения корригирующего характера.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 270.