Классификация подвижных игр
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твёрдо зафикси­рованные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида исполь­зуются во всех возрастных группах, но особенно они популярны г. младшем дошкольном возрасте.

Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выпол­нением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки и пространстве.

В дошкольном возрасте используются подвижные игры с эле­ментами соревнования (индивидуального и группового), напри­мер: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.

К бессюжетным относятся также игры с использованием пред­метов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных усло­вий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на по­рядок расстановки предметов, пользования ими, очередность дей­ствий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревно­вания с целью достижения лучших результатов.

В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент со­ревнования, при этом несколько детей выполняют двига­тельные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бад­минтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.

Подвижные игры различаются и по их двигательному содер­жанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, раз­личают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвиж­ности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокой­ный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняют­ся в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначи­тельна.   

3. Характеристика подвижных игр для разных возрастных групп

Подвижные игры различаются также: по сложности движе­ний; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.

С детьми первого года жизни проводятся игры-забавы («Прят­ки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока», «Поехали-поехали», «Догоню-догоню» и др.), вызывающие у детей звуки, движения, смех, радость, удовольствие.

На втором году жизни используются бессюжетные игры («При­неси мяч, игрушку», «Подними ноги выше», «Передай мяч», «Скати с горочки», «Догони собачку», «Все скорей ко мне», «Доползи до погремушки», «Кто дальше», «Спрячем игрушку», «Птицы машут крыльями», «Ловля бабочек», «Деревья качают­ся», «Паровоз», «Мишка» и др.). В этих играх дети выполняют одно движение (ходьба, бросание) в индивидуальном темпе, но постепенно они переходят от индивидуальных действий к совме­стным.

В дальнейшем в игры включаются более сложные движения и количество движений увеличивается.

Сюжеты игр также усложняются. Подвижные игры для малы­шей отличаются простотой сюжета (к примеру, птицы летают и возвращаются домой, автомобили едут и останавливаются).

Количество ролей в играх детей младшего возраста незна­чительно (1—2). Главную роль выполняет воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например педагог — кот, все дети — мыши («Кот и мыши»). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается (до 3—4). Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси («Гуси-лебеди»), кроме того, роли распределяются между всеми детьми.

Постепенно увеличивается количество правил, усложняются взаимоотношения между детьми. В младших группах правила очень просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1—2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержа­ния игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой — возвращают­ся на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать в определенном направлении; пойманным отходить в сто­рону.

В играх с элементами соревнования сначала каждый дей­ствует сам за себя (кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная ответственность: соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего коллектива (чья группа попадет большее количество раз в цель); проводятся соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше по­строится; кто ни разу не уронит мяч), а также на скорость (кто быстрее добежит до флажка).

Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровож­даются словами — стихами, песнями, речитативом, которые рас­крывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое дви­жение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания; подсказывают ритм и темп («По ровненькой дорож­ке», «Лошадки» и др.). Игры, сопровождающиеся текстом, дают­ся и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором («Мы — веселые ребята» и др.).

Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигна­лом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов — это отдых после интенсивных движений.

4. Вариантность подвижных игр, приемы их усложнения

Существуют различные варианты подвижных игр. Вариант­ность позволяет использовать их более целесообразно, с учетом подготовленности детей. Подвижные игры можно постепенно ус­ложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснован­ными. Можно, например, усложнять двигательные задания, увели­чивая расстояние (для бега, прыжков, метаний). Или вводить новые виды движений (ходьбу и бег между предметами, по мостику в игре «Поезд» и др.). Возможны также изменения темпа движения, увеличение числа «ловишек», количества детей в подгруппе. Усложнение правил (например, сначала все бегут и занимают любое место, а затем только определенное). Другой пример: в одном варианте дети помогают воспитателю ловить мышек, в другом, более сложном самостоятельно выполняют роль кошки. Усложняются и взаимодействия играющих: вначале дети просто бегут, а затем убегают от ловящего («Ловишки», «Ловишки с ленточками», «Ловишки вприсядку», «Не оставайся на полу»).

К составлению новых вариантов игры можно привлекать са­мих детей, особенно в старших группах.

Таким образом, мы видим, что в работе с детьми дошкольного возраста возможно использование различных видов игр.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 343.