Утренняя гимнастика – ежедневная форма работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одной из повседневных ежедневных форм работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста является утренняя гимнастика, которую как считает доктор, кандидат медицинских наук Ю.В.Змановский, правильнее назвать утренней зарядкой, так как она должна давать заряд бодрости на весь день.

 Гимнастика представляет собой систему специально подобранных упражнений, разносторонне воздействующих на организм человека, усиливающих его основные функциональные процессы, способствующих его гармоничному развитию, повышению жизнерадостности.

Длительность утренней гимнастики.

Согласно "Методическим указаниям" к "Программе..." утренняя зарядка начинается проводиться с первой младшей группы и проводится одновременно со всеми детьми. В группе второго года жизни данная форма работы не используется, но в утренние часы в качестве утренней зарядки с детьми этой группы проводится подвижная игра большой подвижности. Продолжительность гимнастики определяется «Программой воспитания в детском саду» с учетом особенностей и возможностей детей каждой возрастной группы. Длительность утренней гимнастики, согласно тем же "Методическим рекомендациям..." в разных возрастных группах различна. Так, длительность утренней гимнастики в первой младшей группе составляет 4-5 минут; во второй младшей группе – 5-6 минут; в средней группе – 6-8 минут; в старшей группе – 8-10 минут, а в подготовительной к школе группе длительность гимнастики, в первой половине года, составляет 10-12 минут, во второй половине года она увеличивается до 15 минут.

Сразу следует сделать оговорку, что длительность утренней гимнастики может меняться в зависимости от уровня детей, уровня физического развития, физической подготовленности, от типа двигательного режима, по которому работает детский сад.

        Условия проведения утренней гимнастики

Для осуществления оздоровительных и воспитательных задач утренняя гимнастика должна проводиться в точно установленное по режиму время.

Утренняя гимнастика проводится в чистом помещении с открытыми фрамугами, окнами или на воздухе, на чистой травяной или земляной площадке во дворе.

В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются физкультурной форме (майка, шорты) и физкультурной обуви. В младших группах в носках. Такой порядок в течение всего года постепенно приучает организм к прохладной температуре и придает утренней гимнастике значение закаливающей процедуры – воздушной ванны.

Если утренняя гимнастика проводится на воздухе, то дети в осенне-зимний сезон одевают спортивные костюмы.

В зале с открытыми окнами гимнастика начинается с непродолжительной быстрой ходьбы, переходящей в бег, вырабатывающей в организме тепло и вызывающей усиленную работу сердца, легких, активизирующей функции вегетативной нервной системы. Бег постепенно переходит в ходьбу.

В процессе мышечной работы, требующей большого количества кислорода, углубляется дыхание, в организме усиленно вырабатывается тепло и исключается опасность охлаждения. При регулярном повторении процесс теплорегуляции совершенствуется и вырабатывается привычка к холодной температуре. Дети перестают бояться холода, нервная система их укрепляется, они охотно занимаются.

При пониженной температуре все упражнения, входящие в комплекс, даются в более энергичном темпе. Это необходимо для скорейшей выработки тепла в организме и возникновения у детей положительных эмоций, влияющих на физиологические процессы теплорегуляции, способствующие восстановления температуры кожи.

Требования к подбору упражнений. Структура утренней гимнастики

 

Систематическое проведение утренней гимнастики требует предварительного отбора упражнений. Упражнения для утренней гимнастики подбираются соответственно ее основному назна­чению. Подбор упражнений определяется программой детского сада для каждой возрастной группы с учетом возможностей и состояния здоровья детей данной группы, а также их индивидуальных особенностей.

Для утренней гимнастики используются общеразвивающие упражнения, строевые упражнения и основные движения. Для развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем используются основные движения: ходьба, бег, прыжки на мес­те и с продвижением в различных направлениях. Сочетание прыжков и бега в утренней гимнастике оказывает разносторон­нее влияние на организм ребенка.

В начале и в конце утренней гимнастики рекомендуется вклю­чать специальные упражнения, укрепляющие мышцы и связки стопы: стоя на месте, поднимать пятки, не отрывая носка от пола; делать перекат с пятки на носки (через палку) и др., предлагать проверить детям осанку у стены

Для организации, правильного размещения детей применяются строевые упражнения (построение, перестроение, повороты, размыкания и смыкания).

. Эти упраж­нения используются в утренней гимнастике главным образом для того, чтобы организовать детей. В начале утренней гимнастики строят детей в колонну по одному или в шеренгу по росту. Если у детей младших групп воз­никают затруднения, то воспитатель помогает им, используя зрительные ориентиры (предметы, шнур) и делая соответствую­щие указания.

Общеразвивающие упражнения в наибольшей степени со­ответствуют оздоровительной направленности. Они подбираются таким образом, чтобы одновременно оказывали влияние на круп­ные (рук и плечевого пояса туловища и ног) и мелкие мышцы шеи, кисти, пальцев рук, стопы). Упражнения могут выполняться без предметов, предметами и на предметах, из разных исходных положений ( тоя сидя лежа). Чаще следует использовать предметы при проведении общеразвивающих упражнений, так как они конкретизируют задание, способствуют повышения интереса, развивают мелкую моторику. Не рекомендуется включать в утреннюю гимнастику упражнения одностороннего характера поднять вверх сначала одну руку, затем другую), небольшой амплитудой (полунаклоны, полуприседания), не оказывающие значительного физиологического влияния на организм воздейст­вующие только на мелкие мышцы кисти, пальцев, стопы).

В утреннюю гимнастику в на­чале и в конце включаются разные виды ходьбы с целью предупреждения плоскостопия, укрепляющие мышцы стопы: на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп и др. чередуя их. В утренней гимнастике может использоваться ходьба с раз­личными дополнительными движениями для рук (на пояс и др.).

Бег может проводиться в ко­лонне по одному (как на месте, так и с продвижением в разных направлениях), можно использовать и другие виды бега. В начале утренней гимнасти­ки бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой, после общеразвивающих упражнений — в более быстром темпе, более широким шагом. Чередование бега и ходьбы повторяется 2—3 раза. Продолжительность непрерывного бега постепенно увеличивается от группы к группе.

Прыжки усиливают рабо­ту сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Применяются различные виды прыжков: на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в сто­роны, по кругу), впрыгивание в обруч и выпрыгивание из него, перепрыгивание через предметы (обручи, палки) и др. Прыжки че­редуются с полуприседаниями, ходьбой, бегом.

Основные движения (ходьба с высоким подниманием колен, широким шагом, бег, прыжки) используются для укрепления сер­дечно-сосудистой, дыхательной систем.

В конце утренней гимнастики дети могут прочитать хором стихи, в которых подчеркивается значение утренней гим­настики, или спеть песню маршевого характера (стоя на месте или во время ходьбы).

Постепенно с возрастом включаются упражнения на развитие ловкости, координации, гибкости, силы, а предметы используются такие, которыми дети уже хорошо владеют, которые не требуют много времени на раздачу и сбор.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 293.